Рождение Танкограда

Facebook
ПлохоТак себеСреднеХорошоОтлично - Оцените статью:
Loading ... Loading ...
Просмотров: 24

11 октября 1941 года на базе Челябинского тракторного завода им. И. В. Сталина и эвакуированных предприятий было организовано серийное производство тяжёлых танков КВ.

Вклад Челябинска в становление отечественной танковой промышленности невозможно переоценить. В годы Великой Отечественной Войны Челябинский тракторный завод стал главным центром по производству танков в стране. Именно здесь выпускали легендарные «Катюши» – установки БМ-13. Каждый третий танк, боевой самолет, патрон, мина, бомба, фугас и реактивный снаряд изготавливались из челябинской стали.

В довоенные годы основное производство танков в Советской России концентрировалось на двух предприятиях — Кировском заводе в Ленинграде (сейчас Санкт-Петербург) и Харьковском моторостроительном.

Почти сразу после начала боевых действий производства оказались в зоне досягаемости фашистской авиации. Тогда их эвакуировали в Челябинск и объединили с ЧТЗ, который в результате стал главным центром оборонного танкостроения и получил временное название — Челябинский Кировский завод. Так появился Танкоград.

Советский тяжёлый танк КВ-1 стал символом победы Советского Союза во Второй мировой войне наравне с Т-34. Впервые показавшись на поле боя, он привёл в недоумение немцев, оказавшись совершенно неуязвим для их оружия.

Начало вторжения нацистов и их стремительное продвижение по нашей территории в 1941 году заставили руководство страны провести срочную эвакуацию всех крупных предприятий вглубь СССР, в частности на Урал. В Челябинск из Ленинграда в кратчайшие сроки были переправлены основные производственные цеха и специалисты Кировского завода. Производство было развернуто на территории ЧТЗ. В дальнейшем к нему был присоединен Харьковский моторный завод и еще пять предприятий, эвакуированных с уже захваченных врагом территорий.

С ходу, на морозе, среди сугробов люди разгружали оборудование, сразу же ставили станки на фундаменты и пускали в дело. Лишь потом вокруг оборудования возводили стены и сооружали кровлю. В минимально сжатые сроки были построены и запущены семнадцать новых цехов. В результате на месте бывшего Челябинского тракторного завода был создан самый крупный машиностроительный комбинат по производству военной техники и оружия под условным названием «Танкоград».

Официально с 6 октября 1941-го года предприятие стало называться «Кировский завод Наркомата танковой промышленности». Даже после окончания войны в течение двадцати лет челябинцы выпускали свою продукцию именно под маркой Кировского завода.

Производство танков было начато с одного-двух в сутки, но вскоре это число довели до двенадцати-пятнадцати. Все цехи работали по казарменному положению. В холодных помещениях люди трудились по шестнадцать-восемнадцать часов, систематически недоедая и недосыпая, с полной отдачей сил. Никто не покидал своих мест, пока не выполнял две-три нормы за смену. Поистине сутью и смыслом жизни коллектива завода стали слова: «Все для фронта! Все для Победы!».

Специалистам предприятия удалось поставить на поток сборку тяжелых танков ИС-1, ИС-2, ИС-3 и КВ. Челябинский Кировский завод медленно становился главным военным поставщиком страны, производя новейшие и лучшие образцы боевой техники, без которых противостоять такому хорошо подготовленному и оснащенному врагу как немецкая армия было бы просто невозможно. ИСы представляли собой все лучшее, что могло предложить отечественное тяжелое танкостроение. В них гармонично соединилась скорость, броня и вооружение. Легче тяжелых танков немцев, с более толстой броней и более мощной пушкой они не знали себе равных по маневренности. После того, как ИСы появились на полях сражений, командование Третьего рейха запретило своим танкистам связываться с ними в открытом бою.

Помимо тяжелых танков завод выпускал знаменитейшие и широко используемые Т-34, а также СУ-152 (САУ). Всего за военное время Танкоградом были выпущено и отправлено на фронт восемнадцать тысяч самоходных артиллерийских установок и танков различных типов, восемнадцать миллионов заготовок для боеприпасов и сорок девять тысяч дизель-моторов для танков.

Несмотря на напряженность обстановки плодотворно работали инженерные умы предприятия, которыми в течение войны было создано тринадцать новых типов САУ и танков, а также шесть типов дизель-моторов для этих боевых машин. За самоотверженный труд и выдающиеся достижения коллективу завода за весь военный период тридцать три раза присуждалось Красное Знамя Государственного Комитета Обороны, как победителю Всесоюзного соревнования. Два знамени даже были оставлены на предприятии на вечное хранение.

5 августа 1944-го года за заслуги в освоении и производстве новых видов техники и неоценимую помощь армии завод был награжден Орденом Красной Звезды и Орденом Ленина. Второй Орден Ленина Конструкторское бюро завода получило за достижения в разработке и производстве танковых дизелей 30 апреля 1945-го года.

По окончании войны работа предприятия вновь вошла в мирное русло, и 5 января 1946-го завод выпустил свое первое послевоенное детище, трактор «Сталинец-80» или С-80, в котором уже использовалась кабина закрытого типа. С середины июля 1946-го года предприятие наладило массовое производство этой незаменимой для послевоенного восстановления хозяйства машины, которая впоследствии широко использовалась не только при освоении залежных целинных земель, но и во время строительства самых крупных и масштабных объектов Советского Союза. К слову, из всего парка машин, выполнявших земляные работы при строительстве Волго-Донского канала, тракторы ЧТЗ составляли более половины имеющейся техники и выполнили большую часть работ.

Историческим для Челябинского тракторного является день 20 июня 1958-го года, когда предприятию, наконец, было возвращено его первоначальное название. К тому моменту завод уже осваивал производство новой машины Т-100, которая в 1961-ом стала обладателем золотой медали международной выставки. Трактор Т-100 (получивший в народе прозвище «сотка») отличался высоким для шестидесятых годов уровнем комфорта внутри кабины, в ней имелось мягкое сиденье, освещение, принудительная вентиляция. Ряд машин этого типа находится в эксплуатации до сих пор. Тягач выпускался предприятием вплоть до 1963-го года, когда в производство была внедрена его улучшенная модель Т-100М (108 лошадиных сил), также удостоенная высшей международной награды в 1968 году.

Рожденный в СССР

Опубликовал: admin | Дата: Окт 12 2021 | Метки: Калейдоскоп |
Вы можете добавить свой комментарий ниже. Вы можете отправить новость в социальные сети.

Комментировать

Допустимый объём комментария: не более 1200 знаков с пробелами

mugen 2d fighting games

Последние комментарии

Мы в соцсетях

Поддержать сайт

руб.
Счёт № 41001451132177
Z328083690732
R145935562411 или +79135786207
Карта № 4276 8310 2377 4695 или
Счёт № 40817810931284000016/53
Кошелёк № +79135786207

блиц-поиск

Моя первая Зеркалка

Хотите выжать максимум из вашей зеркальной фотокамеры?
ЗАКАЗАТЬ

Photoshop CS5
от А до Я

Автор этого курса - Евгений Карташов - признанный эксперт Adobe Photoshop. Курс состоит из 2-х дисков и содержит 100 уроков в отличном качестве
ЗАКАЗАТЬ

Photoshop для фотографа
(новая версия)

Как получать прекрасные фотографии даже без дорогой фотокамеры
ЗАКАЗАТЬ

Бюджетная фотостудия или секрет фотовспышек

Как организовать свою портативную фотостудию? Как с минимальными затратами на свет получать фотографии, как в полноценной студии, при этом оставаясь мобильным?
ЗАКАЗАТЬ

Записей на сайте: 36,832 | Комментариев: 21,921

© 2010 - 2020 «Красноярское Время» – информационный портал:
важные политические, экономические и социальные темы, актуальные новости, обзоры, рейтинги, публицистика,
аналитика, версии, исследования, итоги, мнения известных людей, комментарии, видеозаписи, фонограммы.
Автор проекта: Щепин К.В.
При использовании материалов гиперссылка на «Красноярское Время» обязательна! Все права защищены!
Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше!

Войти | ManagAdNews
WordPress主题
Wp Advanced Newspaper WordPress Themes Gabfire