Мои изобретения останутся на Родине

Facebook
ПлохоТак себеСреднеХорошоОтлично - Оцените статью:
Loading ... Loading ...
Просмотров: 12

28 (16) августа 1853 года родился Владимир Григорьевич Шухов — русский, советский инженер, архитектор, изобретатель, учёный; член-корреспондент (1928) и почётный член (1929) Академии наук СССР, лауреат премии имени В. И. Ленина (1929), Герой Труда (23 апреля 1928).

Из семьи чиновника ведомства народного просвещения. По окончании Императорского Московского технического училища (1876) служил в С.-Петербурге начальником чертежного бюро Варшавско-Венской железной дороги.

С 1878 главный инженер частной технической конторы инженера А. В. Бари в С.-Петербурге. В 1880 контора переведена в Москву, и Ш. создал при ней проектно-конструкторское бюро, которым руководил 50 лет (в 1930-х гг. на ее базе возник ЦНИИ «Проектстальконструкция»). Ш. – автор ряда оригинальных инженерных проектов: первого в России нефтепровода протяженностью 8,5 версты (зима 1878/79) и первого в мире мазутопровода (Бакинский нефтяной район), поршневых и беспоршневых насосов, газгольдеров, элеваторов и др. Ш. заложил основы научной теории расчета и строительства трубопроводов.

В 1878 впервые в мире построил стальные цилиндрические резервуары для хранения нефти; в 1880-х гг. разработал такие же резервуары для хранения воды, масел, спирта, цемента; в 1880–1905 под руководством Ш. построено около 3 тыс. таких стальных резервуаров общей емкостью 160 млн пудов. По его проекту создан насос для подъема воды на высоту 36 м.

В 1897–1905 по проекту Ш. и под его руководством осуществлено строительство трубопровода Баку – Батум (820 верст) с диаметром труб 200 мм, рассчитанного на пропуск 1 млн т нефтепродуктов. Мировую известность Ш. принесло изобретение крекинг-процесса переработки нефти. В 1886 Ш. был заявлен, а в 1888 получен патент на «аппарат для непрерывной дробной перегонки нефти». Этот метод впервые был применен на заводе Товарищества «С. М. Шибаев и Ко» в Баку (1890). В 1891, на 20 лет раньше, чем в США, Ш. спроектировал первую в мире промышленную установку по методу крекинг-процесса и получил патент на способ «перегонки под давлением и при высокой температуре нефти и нефтяных продуктов».

В 1880 Ш. изобрел форсунки, решившие проблему подачи топлива в котлы пароходов. Предложил конструкцию нефтеналивных барж, используемую до настоящего времени. По его проектам в 1884–94 для пароходных обществ «Кавказ и Меркурий», «Братья Меркульевы», «Дружина», Черноморско-Дунайское пароходство построены баржи 10 типов (самая крупная имела длину 172 м и грузоподъемность 12 тыс. т).

В начале 20 в. постройка нефтеналивных барж для российского речного флота велась только по проектам Ш. Первые судостроительные мастерские Бари находились в Царицыне, в начале 1890-х гг. переведены в Саратов. Всего фирмой Бари было построено 65 наливных барж. Ш. также проектировал наливные пароходы, отличавшиеся чрезвычайно малой осадкой (фирмой Бари построено 7 таких пароходов), морские баржи и способы их буксировки, морские (в Баку и Батуме) и речные пристани, передвижные речные станции на поплавках, а также деревянные баржи, оборудованные металлическими цистернами.

С 1890 на заводе конторы Бари в Москве началось производство вертикальных и горизонтальных котлов системы Ш. В 1896 Ш. получил патент на трубчатые паровые котлы, которые выпускались в России более полувека. Еще в 1878 он спроектировал первый свой мост для нефтепровода. В дальнейшем при участии Ш. построены железнодорожные мосты через реки Белая Куба, Истра, Клязьма, Павловка, Таруса и др. Ш. разработал 13 типовых пролетных строений мостов для железной дороги Оренбург – Ташкент. Всего за время работы в конторе Бари Ш. участвовал в проектировании и строительстве 415 мостов самых разных конструкций. Для российских железных дорог проектировал паровозные депо; литейные, механические, токарные, сборочные и столярные мастерские; кузницы, котельные, пакгаузы, вокзалы; системы водоснабжения, шпалопропиточные заводы. Сохранились чертежи Ш. проектов вагонов-цистерн, вагонных весов, тендерных баков.

На рубеже 19–20 вв. Ш. разработал проекты конструкций и оригинальные методы монтажа сетчатых сооружений гиперболоидного типа для радиобашен, маяков, вышек, опор линий электропередачи и т. п. С 1909 их начали использовать на военных кораблях. Ажурный силуэт водонапорной башни, построенной на Всероссийской промышленной и художественной выставке 1896 в Нижнем Новгороде воспроизводился на всех фирменных бланках и конвертах, на всех каталогах конторы Бари. Для ускорения сооружения своих башен Ш. ввел в практику типовые детали внутренней винтовой лестницы, верхней площадки и др. частей сооружения, т. е. одним из первых в России стал пропагандировать и внедрять прогрессивные принципы стандартизации. Металлические резервуары водонапорных башен собирались на земле и затем поднимались на башню, т. о., Ш., опередив время, положил начало известным ныне методам крупноблочного монтажа стальных конструкций.

В области строительной техники Ш. разработал висячие сетчатые покрытия и сетчатые своды, своды двоякой кривизны с пролетами до 40 м. В Москве он перекрыл на большой высоте каркасными металлическими конструкциями с остеклением линии галерей Верхних торговых рядов (1889–94), Петровского пассажа (1903–06), колоссальный операционный зал Главного почтамта (1911–12, при участии архитекторов Л. А. и А. А. Весниных). Применил легкие металлические большепролетные арочные перекрытия при строительстве городского Конно-железнодорожного парка (1908) и дебаркадера Брянского (ныне Киевского) вокзала (1912–17; общая масса металлоконструкций – 2000 т, площадь остекления – 11 тыс м2). Разработал металлический каркас здания магазина фирмы «Мюр и Мерелиз» (1906–08), создал кессоны для сооружения мостовых опор на Московской окружной железной дороге (1906–07), эстакаду Московского газового завода (1906). Автор проектов трехшарнирных форм и конструкций сцены МХТ, раздвижной крыши для обсерватории Московского университета. По проектам Ш. сооружались различные по назначению объекты: разборный металлический склад и мельница для Главного интендантского управления, вагонное депо для С.-Петербургской городской железной дороги, громоотводы для нефтяных резервуаров, арочное покрытие для свеклосахарных заводов, холодильник для завода в Вольске, покрытие для театра в Ярославле, конструкции мартеновского цеха в Верх-Исетском заводе, мостовые краны для Томского технологического института. По проектам Ш. построены 16 металлургических цехов на заводах Урала и Сибири, водопровод в Тамбове, отдельные узлы для водоснабжения в Астрахани, Витебске, Воронеже, Киеве, Харькове и др. городах.

В период 1-й мировой войны 1914–18 по проектам Ш. производились лафеты для 6-дюймовых орудий, сетевые подводные мины, минные якоря, особые мины для борьбы с подводными лодками противника. Оригинальность, простота и рациональность технических решений Ш. были новаторскими, некоторые часто опережали свое время.

В 1917 рабочие завода «Парострой» конторы Бари избрали Ш. главным инженером. В 1919 контора Бари была национализирована, а завод подчинен Государственному объединению московских металлообрабатывающих заводов. До 1932 Ш. – технический директор Государственной строительной конторы по сооружению металлических конструкций (бывшая техническая контора Бари, с 1930 – трест «Стальмост»). В 1920 Ш. назначен управляющим заводом «Парострой». В период Гражданской войны 1918–22 занимался восстановлением мостов, взорванных белогвардейцами (в т. ч. на Сызрано-Вяземской железной дороге под его руководством восстановлено 9 мостов, на Ташкентской – 20). В 1918 по его проекту построены корпуса Подольского паровозоремонтного завода. В том же году Ш. спроектировал металлодеревянные фермы для паровозоремонтного завода на станции Люблино. В начале 1920-х гг. участвовал в работе Государственной комиссии по электрификации России (ГОЭЛРО), в мероприятиях по подъему затонувших речных судов. В 1919–22 по проекту Ш. в Москве на Шаболовке сооружена башня для размещения антенн радиостанции. Башня возводилась без лесов, путем телескопического подъема секций. Первоначально ее высота должна была составить 350 м при расчетной массе 2000 т (для сравнения: Эйфелева башня в Париже при высоте 305 м весит 8000 т), однако в связи с нехваткой металла было решено строить башню высотой 148 м (с установкой 2 траверз и флагштока – 160 м).

В середине 1920-х г. Ш. разработал проекты нефтепроводов Грозный – Туапсе (618 км, построен в 1928), Баку – Батуми (822 км, построен в 1930), металлической конструкции для электростанций в Нижнем Новгороде и Самаре (1924), нефтяных резервуаров для «Эмбанефти» и «Грознефти», мачт электропередачи в Донбассе (1925). В 1927 избран в президиум Научно-технического совета по нефтяной промышленности, в 1929 – председателем Технического совета по проектированию сооружений нефтяной промышленности. Участвовал в реконструкции завода АМО в Москве, в 1928–30 проектировал цеха гигантов металлургической промышленности 1-й пятилетки: Магнитогорского и Кузнецкого комбинатов, «Азовстали», а также Челябинского тракторного завода; разработал чертежи конструкций литейного цеха Харьковского паровозостроительного завода. В 1927–28 спроектировал высоковольтную линию электропередачи через Оку. В 1930 разработал стандарты на отечественные паровые котлы и газгольдеры. В 1931–32 по его проекту и под его руководством выправлен минарет медресе Улугбека в Самарканде (построен в 1417–20). Ш. разрабатывал оборудование для завода «Советский крекинг» (1929–34).

В 1927 избран членом ВЦИК. Член-корреспондент (1928), почетный академик (1929) АН СССР. Герой Труда (1928), лауреат премии им. В. И. Ленина (1929). В 1924 в МВТУ учреждена премия им. Шухова.

Ш. неоднократно отклонял предложения о работе на высокооплачиваемых должностях крупнейших нефтяных компаний мира и продаже своих изобретений, заявляя, что все его идеи должны быть реализованы на родине.

Сочинения изобретателя: Насосы прямого действия и их компенсация. М., [1894]; Трубопроводы и их применение к нефтяной промышленности. М., 1895; Стропила: Изыскание рациональных типов прямолинейных стропильных ферм и теория арочных ферм. М., 1897; Избранные труды: Строительная механика. М., 1977; Избранные труды: Гидротехника. М., 1981; Избранные труды: Нефтепереработка. Теплотехника. М., 1982.

Литература: Лопатто А. Э. Почетный академик В. Г. Шухов – выдающийся русский инженер: (1853–1939). М., 1951; Ковельман Г. М. Творчество почетного академика инженера В. Г. Шухова. М., 1961; Арнаутов Л. И., Карпов Я. К. Повесть о великом инженере. М., 1978; Металлические конструкции акад. В. Г. Шухова. М., 1990; Современные технологии строительных материалов и конструкций: Материалы Всероссийской научно-технической конференции, посвященной 150-летию со дня рождения акад. В. Г. Шухова. Саранск, 2003; Шухова Е. М. Владимир Григорьевич Шухов: Первый инженер России. М., 2003; Владимир Григорьевич Шухов / РАН. Материалы к библиографии ученых. Технические науки. В. 22. М., 2004.

подготовил

Евгений Иванов

«Советская правда»

Опубликовал: admin | Дата: Сен 11 2021 | Метки: Калейдоскоп |
Вы можете добавить свой комментарий ниже. Вы можете отправить новость в социальные сети.

Комментировать

Допустимый объём комментария: не более 1200 знаков с пробелами

WordPress主题

Последние комментарии

Мы в соцсетях

Поддержать сайт

руб.
Счёт № 41001451132177
Z328083690732
R145935562411 или +79135786207
Карта № 4276 8310 2377 4695 или
Счёт № 40817810931284000016/53
Кошелёк № +79135786207

блиц-поиск

Моя первая Зеркалка

Хотите выжать максимум из вашей зеркальной фотокамеры?
ЗАКАЗАТЬ

Photoshop CS5
от А до Я

Автор этого курса - Евгений Карташов - признанный эксперт Adobe Photoshop. Курс состоит из 2-х дисков и содержит 100 уроков в отличном качестве
ЗАКАЗАТЬ

Photoshop для фотографа
(новая версия)

Как получать прекрасные фотографии даже без дорогой фотокамеры
ЗАКАЗАТЬ

Бюджетная фотостудия или секрет фотовспышек

Как организовать свою портативную фотостудию? Как с минимальными затратами на свет получать фотографии, как в полноценной студии, при этом оставаясь мобильным?
ЗАКАЗАТЬ

Записей на сайте: 36,845 | Комментариев: 21,927

© 2010 - 2020 «Красноярское Время» – информационный портал:
важные политические, экономические и социальные темы, актуальные новости, обзоры, рейтинги, публицистика,
аналитика, версии, исследования, итоги, мнения известных людей, комментарии, видеозаписи, фонограммы.
Автор проекта: Щепин К.В.
При использовании материалов гиперссылка на «Красноярское Время» обязательна! Все права защищены!
Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше!

Войти | ManagAdNews
WordPress Themes
Wp Advanced Newspaper WordPress Themes Gabfire