Как шведский флот воевал с советским во время войны, когда Швеция была нейтральной

Facebook
ПлохоТак себеСреднеХорошоОтлично - Оцените статью:
Loading ... Loading ...
Просмотров: 31

Фото: Броненосец береговой обороны. Белые полосы на бортах обозначают принадлежность кораблей нейтральной стране.

На эту тему меня натолкнул снимок, сделанный на шведском военном корабле в 1942 году:

В нескольких англоязычных комментариях к нему говорится, что это, видимо, какой-то обряд посвящения, но основное внимание обращено на то, что же скармливают этим двум матросам. И все сходятся на том, что это скорее всего нечто вроде бутерброда с начинкой из сюрстрёмминга – знаменитой шведской квашеной (деликатная замена термину «полутухлой») селёдки.

На нашем флоте в таких случаях предлагается выпить плафон забортной воды или поцеловать качающуюся в режиме маятника подвешенную кувалду, иногда смазанную солидолом. Но это уже скорее забавы маслопупов.

Чем же ещё занимался шведский военный флот в это время? А он к 1943 году состоял из 228 боевых кораблей – один авиакрейсер с 11 самолётами на борту, семь броненосцев береговой обороны, один лёгкий крейсер, 11 эсминцев, 19 подводных лодок, 64 сторожевых, тральных и патрульных корабля, 54 торпедных катера. На снимке несколько крупных шведских кораблей в Стокгольме:

Броненосец береговой обороны, передняя труба мне его понравилась:

Белые полосы на бортах обозначают принадлежность кораблей нейтральной стране. Причём шведы продолжали строить и вводить в строй военные корабли в течение всей войны. И совершенствовать их вооружение. На снимке знаменитый «Бофорс»:

Давно стало притчей во языцех, что, прикрываясь статусом нейтрального государства, Швеция успешно снабжала Германию стратегическим сырьём для металлургии, а также продукцией своего машиностроения, например, до 60% шарикоподшипников Германия закупала именно в Швеции. В свою очередь, Германия поставляла в Швецию каменный уголь, пищевую и калийную соль, кокс и даже стальной прокат.

Однако Швеция тороговала и с другими странами. Например, в Голландию поставляла пиломатериалы и целлюлозу, а закупала искусственный шёлк, радиоаппаратуру, ту же пищевую соль и даже луковицы тюльпанов аж на целых 2,5 млн. рейхсмарок. Красиво жить не запретишь.

Ну, а с СССР торговали ли нет? Всю статистику приводить слишком много места займёт, но вот в 1943 году Швеция экспортировала в СССР товаров на 2 млн. крон. При этом в Британию в тот же год было продано товаров на те же 2 млн., а в США и того меньше – на 1 млн. На фоне экспорта в Германию в размере 552 млн. крон это выглядит конечно весьма скромно, но ведь эти страны и не угрожали Швеции оккупацией, не так ли?

В 1944 году экспорт в СССР составил уже 40 млн. крон., в Британию 6, в США – 2. В Германию сократился до 349 млн.

Но были и встречные поставки. В 1941 году СССР поставил в Швецию товаров на 22 млн. крон, а следующие 3 года – по 1 миллиону ежегодно. Вот даже и не знаю, какими путями можно было торговать с Швецией в 1942 году, например. Разве что через Дальний Восток, США и далее через Атлантику? Однако мне попались такие подробности, что ухитрялись возить в Швецию платину самолётами, а обратно – эксклюзивные шарикоподшипники для навигационных приборов.

Однако параллельно с этим имели место и взаимные боевые действия, причём сухопутные войска по понятным причинам в них не участвовали, а вот флоты свою руку приложили. Кстати, и в Первую мировую войну Швеция снабжала немцев железной рудой, а наш флот пытался этому препятствовать.

Так, 23 мая 1916 произошла гибель подводной лодки «Сом», протараненной в районе Аландсгафа шведским пароходом «Онгерманланд»; погибло 2 офицера и 16 матросов.

9 июня подводная лодка «Волк», обнаружив в районе Северного Кваркена (Ботнический залив) шведский пароход, начала всплывать для его осмотра, но ввиду намерения парохода атаковать ее вынуждена была срочно пойти на погружение.

Лодке с трудом удалось избежать таранного удара, так как пароход прошел вплотную над ней, смяв оба перископа.

Само собой, что воспрепятствовать снабжению Германии было задачей и в следующей войне. Об интенсивности судоходства между Швецией и Германией можно судить хотя бы по такому факту, из англоязычного, кстати, источника: Сопровождение было одной из задач шведского флота. Необходимость возросла после нападения Германии на Советский Союз, когда советские подводные лодки начали атаковать суда, которые курсировали между Швецией и Германией в Балтийском море. В июне-октябре 1942 г. конвоями сопровождалось около 9 тыс. судов… Всего за время войны было обеспечено сопровождение 17 796 судов.

Задача нашим лодкам звучала так: «Уничтожать все транспорты и неприятельские военные корабли, за исключением военных кораблей шведского флота, атаки которых запрещаются». Первым шведским судном, потопленным советской подводной лодкой, был транспорт «Ада Гортон» (2405 брт). Торпедировала его Щ-317 22 июня 1942 года. Судно, гружёное железной рудой, направлялось в Германию. 14 членов команды погибли, 8 были спасены подоспевшими рыбаками. Затонувший транспорт обследовали шведские водолазы и обнаружили обломки советской торпеды.

Шведский МИД заявил решительный протест. Тут такая проблема, которую тщательно разобрали на одном из специализированных форумов. Суда нейтрального государства, занимающиеся снабжением одной из воюющих сторон, могут атаковываться противоположной стороной повсюду, за исключением тервод самой нейтральной страны. Видимо, наши подводники нарушили это правило. В ответ шведы выставили дополнительные минные заграждения, проинформировав об этом все стороны. А шведским ВМС был отдан приказ атаковывать все подводные лодки, обнаруженные не только в шведских терводах, но и в международных.

Hарком ВМФ на ноту отреагировал приказанием воздержаться от атак шведских транспортов. Но так ли просто различить в перископ в условиях плохой видимости национальную принадлежность судна?

6 июля эсминец «Норденшельд» заметил перископ и произвёл атаку глубинными бомбами. На поверхности появилось масляное пятно, ясно, что лодка была повреждена. 12 июля шведский эскадренный миноносец «Стокгольм» в районе Сторклёппен обнаружил перископ подводной лодки и атаковал её глубинными бомбами.

Эсминец «Стокгольм»

Позже финские самолёты обнаружили масляный след, оставляемый двигающейся на восток лодкой. Были наведены финские корабли. Она подверглась бомбометанию, после чего появились явные признаки её гибели. Возможно, это и была не вернувшаяся на базу Щ-317.

9 июля, находясь на позиции у острова Арке, С-7 (командир капитан-лейтенант С.П. Лисин) во время зарядки аккумуляторных батарей была атакована шведским патрульным самолётом. Лодка успела погрузиться и повреждений не получила. В ответ в тот же день ею был потоплен шведский транспорт «Маргарета» с грузом кокса.

11 июля лодкой был потоплен шведский транспорт «Лулео», шедший с железной рудой в Германию. В ходе преследования лодки сторожевик «Снаппханен» сбросил на неё 20 глубинных бомб, «Ягарен» – 6. Но безуспешно. 21 июля атаке подвергся очередной конвой. Однако перископ был замечен противолодочным самолётом.

«Норденшельд» и «Капарен» начали бомбометание, сбросив в общей сложности 45 бомб. Атака не удалась, зато 18 августа лодка Л-3 отправила на дно шведский рудовоз «К. Ф. Лильевальх» (5513 брт). Корабли охранения, «Норденшельд» и «Норчёппинг» сбросили 42 глубинные бомбы, но безрезультатно.

Всего в 1942 году подводные лодки КБФ потопили 6 шведских торговых судов общей вместимостью около 15000 брт. Три из них шли с железной рудой в Германию, два – с углем в Швецию.

В начале 1943 года противником были созданы мощные противолодочные заграждения, пять лодок погибли на них, так и не сумев преодолеть. Так что шведы в этот период могли действовать более свободно.

Осенью 44-го года Финляндия вышла из войны, и обстановка изменилась в нашу пользу, лодки смогли более свободно выходить в Балтику. 29 декабря К-56 потопила шведский «Веннерсборг» (1046 брт), шедший из Сундсвалля в Кёпенхамн с грузом целлюлозы. 11 апреля эта же лодка артиллерийским огнём потопила шведскую шхуну «Рамона». Тральщики «Сандён» и «Бремён» прибыли к месту событий с большим опозданием, так что 15 глубинных бомб были сброшены просто для очистки совести.

Всего за время войны нашими подводниками было потоплено только 10 шведских судов. Произошло около 15 боевых столкновений; при которых в 8 случаях нашим ПЛ были нанесены различные повреждения. По не вполне достоверным данным шведами потоплена одна наша подводная лодка.

Таковы итоги противостояния шведского и советского флотов. Если учесть, что за время войны было потоплено свыше 200 шведских судов, то нашлись люди, относившиеся к шведскому нейтралитету с гораздо меньшим уважением.

amico

Опубликовал: admin | Дата: Мар 26 2021 | Метки: Калейдоскоп |
Вы можете добавить свой комментарий ниже. Вы можете отправить новость в социальные сети.

Комментировать

Допустимый объём комментария: не более 1200 знаков с пробелами

Premium WordPress Themes

Последние комментарии

Мы в соцсетях

Поддержать сайт

руб.
Счёт № 41001451132177
Z328083690732
R145935562411 или +79135786207
Карта № 4276 8310 2377 4695 или
Счёт № 40817810931284000016/53
Кошелёк № +79135786207

блиц-поиск

Моя первая Зеркалка

Хотите выжать максимум из вашей зеркальной фотокамеры?
ЗАКАЗАТЬ

Photoshop CS5
от А до Я

Автор этого курса - Евгений Карташов - признанный эксперт Adobe Photoshop. Курс состоит из 2-х дисков и содержит 100 уроков в отличном качестве
ЗАКАЗАТЬ

Photoshop для фотографа
(новая версия)

Как получать прекрасные фотографии даже без дорогой фотокамеры
ЗАКАЗАТЬ

Бюджетная фотостудия или секрет фотовспышек

Как организовать свою портативную фотостудию? Как с минимальными затратами на свет получать фотографии, как в полноценной студии, при этом оставаясь мобильным?
ЗАКАЗАТЬ

Записей на сайте: 36,839 | Комментариев: 21,926

© 2010 - 2020 «Красноярское Время» – информационный портал:
важные политические, экономические и социальные темы, актуальные новости, обзоры, рейтинги, публицистика,
аналитика, версии, исследования, итоги, мнения известных людей, комментарии, видеозаписи, фонограммы.
Автор проекта: Щепин К.В.
При использовании материалов гиперссылка на «Красноярское Время» обязательна! Все права защищены!
Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше!

Войти | ManagAdNews
WordPress主题
Wp Advanced Newspaper WordPress Themes Gabfire