Был ли Сталин марксистом

Facebook
ПлохоТак себеСреднеХорошоОтлично - Оцените статью | Оценок: 2, Рейтинг: 5.00/5
Loading ... Loading ...
Просмотров: 66

Был ли Сталин настоящим марксистом? Казалось бы, ответ может быть только положительным. Однако даже среди поклонников вождя немало таких, которые считают, что его ссылки на классиков марксизма были только данью положения лидера Коммунистической партии, а на самом деле Сталин был, прежде всего, державником, который строил великую Россию, не особенно оглядываясь на «измы». Они ставят Сталина в один ряд с выдающимися самодержцами – Пётр Великий, Екатерина Великая, Иосиф Великий…

Ну, а критики Сталина (я имею в виду серьёзных критиков, а не пещерных антикоммунистов), что отечественные, что зарубежные, стоят на том, что он в своём проекте построения социалистического общества извратил марксизм.

Вопрос этот имеет не только исторический интерес, но и актуальное значение. Современные коммунисты ставят своей задачей вывести наше общества из тупика, в который его завела реставрация капитализма. И полностью обоснованно утверждают, что единственный путь для этого – возвращение к строительству социализма. Но для начала необходимо чётко определить основные принципы того общества, которое собираешься строить. Сталин, напомню, сделал это в работе «Анархизм или социализм?», написанной за десятилетие до Октябрьской революции.

В практической деятельности Сталина отклонений от марксистской теории при желании можно отыскать немало. Но ведь даже в физике редко удаётся добиться идеально точной реализации теории при её практическом приложении, поскольку обнаруживается множество непредвиденных факторов. В строительстве же общества непредвиденных факторов, требующих коррекции теоретической схемы, возникает гораздо больше. Были и просто ошибки.

Тем не менее, это ещё не даёт оснований для упрёков в «извращении марксизма». Судить о соответствии Сталинского проекта учению Маркса надо не по отдельным деталям, а по тому, насколько соотносятся главные цели и основные ориентиры движения к ним.

В качестве критерия использую работу американского философа Эриха Фромма «Концепция человека у Маркса». И не только потому, что Фромм считался на Западе одним из наиболее глубоких исследователей творчества Маркса, но и потому, что он много раз (в том числе и в упомянутой книге) резко критиковал Сталина и советский социализм в целом за искажение учения Маркса.

Фромм видит основной смысл предложенных Марксом социально-экономических преобразований в освобождении человека от экономического давления. Причём, как от нужды, так и от подстёгивания материальным стимулированием. «Вся его концепция строилась на том, что социализм – это общество, в котором материальная заинтересованность перестаёт быть господствующим интересом», – утверждает Фромм и приводит слова Маркса, что материальное стимулирование «было бы не более, чем лучшей оплатой раба, и не завоевало бы ни рабочему, ни труду их человеческого достоинства».

«Критика капитализма у Маркса, – делает вывод философ, – направлена не против способа распределения доходов, а против способа производства, против разрушения личности». Фромм приводит и свои аргументы, подтверждающие такую оценку воздействия капиталистической системы на человека. «Конкретные экономические условия, имеющие место при капитализме, производят и такой важнейший побудительный момент, как жажду денег и собственности… поведение большинства людей мотивировано материальной выгодой, комфортом и растущим потреблением». Такие условия подавляют личность. В современном западном мире, пишет Фромм, «люди достигли такой степени конформизма, что в значительной степени утратили свою индивидуальность».

Главную «цель Маркса» философ видит как раз в «духовной эмансипации человека», в «развитии каждого человека как личности». Соответственно, и освобождение от экономического давления, – отмечает Фромм, – не самоцель, а «условие для развития человеческих творческих способностей».

С этой позиции Маркс считал очень важным возвращение труду его «человеческой функции» – придание труду духовного наполнения, превращение его из средства зарабатывания на жизнь в жизненную потребность человека. «Маркс не ограничивал свою цель освобождением рабочего класса, а мечтал об освобождении человеческой сущности путём возвращения всем людям… свободного труда», – пишет Фромм. – «Центральное место в творчестве Маркса занимает проблема превращения отчуждённого бессмысленного труда в свободный творческий труд». Человек должен воспринимать труд как «сотворение нового мира, включая сотворение себя самого».

При этом Маркс, отмечает Фромм, считал необходимым сокращение рабочего дня, – но отнюдь не для того, чтобы открыть возможности для большего материального потребления и бездумного развлечения, а для создания условий, способствующих развитию личности. Фромм полагал, что такое развитие приведёт к формированию «универсального человека, свободного от уродливой специализации». «В коммунистическом обществе человек сможет получить неограниченное образование в любой отрасли… и тем самым будет иметь возможность делать сегодня одно, а завтра – заняться другим».

Теперь обратимся к работе Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР», написанной им в сентябре 1952 года, в которой он наметил пути дальнейшего развития советского общества, перехода от строительства социализма к строительству коммунизма.

Одной из важнейших задач Сталин считал рост производства на основе постоянного совершенствования техники с преимущественным ростом производства средств производства. В этом Сталин видел не самоцель, а средство всё более полного обеспечения потребностей общества. И подчёркивал, что критерием принятия тех или иных мер экономического характера должно быть их соответствие продвижению к коммунизму.

Сталин отмечал, как одну из решающих задач строительства коммунизма дальнейшее повышение духовного наполнения труда, превращения его в первую жизненную потребность людей.

Ещё одна фундаментальная задача, которую необходимо решить на этом этапе развития общества – полное утверждение общенародной собственности. Она должна стать и восприниматься всеми незыблемой и неприкосновенной основой существования общества.

Необходимо постепенное сокращение сферы действия товарного обращения, а в перспективе его полное отмирание, поскольку оно по своей природе тормозит продвижение к коммунизму.

Отмечая необходимость повышения материальной обеспеченности людей, Сталин подчёркивал, что оно должно достигаться «особенно путём дальнейшего снижения цен на предметы массового потребления», Это позволило бы существенно улучшить материальное положение людей и при этом избежать распространения, говоря словами Маркса, «труда на службе у алчности».

К числу первоочередных задач Сталин относил культурный рост общества, «который бы обеспечил всем членам общества всестороннее развитие их физических и умственных способностей, чтобы все члены общества имели возможность получить образование, достаточное для того, чтобы стать активными деятелями общественного развития, чтобы они имели возможность свободно выбирать профессию, а не быть прикованными на всю жизнь к одной какой-либо профессии». Для создания наилучших условий для культурного роста людей, совершенствования их образования Сталин предлагал «прежде всего сократить рабочий день до 6, а потом и до 5 часов».

Таким образом, фундаментальные задачи, выдвинутые Сталиным, ни в чём не противоречат тем, которые Фромм считал важнейшими в учении Маркса. Порой они почти текстуально совпадают с теми задачами, на которых акцентировал внимание Фромм, что, впрочем, неудивительно, поскольку оба исходили из одного и того же – из учения Маркса.

Фромм упрекает советских коммунистов в том, что «для них социализм – это не такое общество, которое коренным образом отличается от капитализма, а скорее форма капитализма, в которой на вершине социальной лестницы оказался рабочий класс». Но и Адам Смит, и Маркс показали (и Фромм с этим согласен), что капиталистическая система имеет главным ориентиром извлечение прибыли. Сталин же не раз подчёркивал, что советская экономика имеет принципиально иную цель: удовлетворение потребностей общества. Он назвал это «Основным законом социализма». И неукоснительно руководствовался им при осуществлении своего проекта.

Такая ориентация экономики, равно как и сокращение сферы действия товарного обращения, которое в капиталистической системе играет определяющую роль, как раз и создавали те самые «другие экономические условия», кои, как писал Фромм, «могут вызвать к жизни прямо противоположные (тем, которые формируются в капиталистическом обществе – В.В.) стремления». И при реализации Сталинского проекта развития страны действительно в сознании определяюще большого числа людей и общественном сознании формировались идеологические установки, принципиально отличные от тех, которые порождает капитализм. Даже антикоммунисты «перестроечного разлива» признавали это, только видели в этом порок «сталинизма». Одним из важнейших достижением Сталинской эпохи было то, что в сознании людей формировалось одухотворённое отношение к труду, о котором мечтали и Маркс, и Фромм, и которое абсолютно невозможно в условиях капитализма.

Фромм пишет, что коммунисты стремятся к осуществлению принципа максимального потребления, лежащего в основе современной капиталистической системы. Но в 30-50-е годы в советском обществе в людях воспитывались – и достаточно эффективно – пренебрежение погоней за материальными благами и неприятие потребительства (что потом «перестройщики» тоже ставили в упрёк «сталинизму»).

Не будем здесь останавливаться на том, почему Эрих Фромм не видел всего этого (содержащийся в «Концепции человека у Маркса» пассаж об «общности жён» в советском обществе наводит на мысль: одна из причин заключалась в том, что представление Фромма о советской действительности  сталинского периода формировалось в немалой степени под воздействием антисоветской пропаганды). В данном случае существенно другое: сопоставление работ Фромма и Сталинского проекта построения нового общества даёт все основания для вывода, что курс, намеченный Сталиным, в основном, вполне соответствовал тем ориентирам, которые определил Маркс.

Виктор Василенко,

Белгород

Опубликовал: admin | Дата: Мар 5 2021 | Метки: Публицистика |
Вы можете добавить свой комментарий ниже. Вы можете отправить новость в социальные сети.

2 Комментарий для “Был ли Сталин марксистом”

  1. Светлана Ли

    Очень умная статья. От советского человека. Знавшего счастье творческой учебы и одухотворенного труда. Свободного человека. Спасибо огромное автору., что и в наши дни он сохранил суть советского человека.

  2. Инок

    «По делам узнаём мы их». Деятельность И.Сталина всегда по-марксистски была направлена на УНИЧТОЖЕНИЕ отношений частной собственности в сфере производства общественных благ и УКРЕПЛЕНИЕ планового народного хозяйства, на ограничение функции денег как средства накопления индивидуального богатства, ростовщичества и спекулятивного капитала, – т.е. того, что является основой буржуазного образа жизни и грабительского капитализма. И это суть главное, что заставляет всякого разумного человека без сомнений и каких-либо оговорок признать И.Сталина марксистом.
    P.S. Статья полезная. Но пора бы уже в анализе марксизма-ленинизма (впрочем, и всяких других «измов») больше опираться на опыт советской эпохи и свои собственные суждения, а не на мнение Фромма и других буржуазных исследователей.

Комментировать

Допустимый объём комментария: не более 1200 знаков с пробелами

Weboy

Последние комментарии

Мы в соцсетях

Поддержать сайт

руб.
Счёт № 41001451132177
Z328083690732
R145935562411 или +79135786207
Карта № 4276 8310 2377 4695 или
Счёт № 40817810931284000016/53
Кошелёк № +79135786207

блиц-поиск

Моя первая Зеркалка

Хотите выжать максимум из вашей зеркальной фотокамеры?
ЗАКАЗАТЬ

Photoshop CS5
от А до Я

Автор этого курса - Евгений Карташов - признанный эксперт Adobe Photoshop. Курс состоит из 2-х дисков и содержит 100 уроков в отличном качестве
ЗАКАЗАТЬ

Photoshop для фотографа
(новая версия)

Как получать прекрасные фотографии даже без дорогой фотокамеры
ЗАКАЗАТЬ

Бюджетная фотостудия или секрет фотовспышек

Как организовать свою портативную фотостудию? Как с минимальными затратами на свет получать фотографии, как в полноценной студии, при этом оставаясь мобильным?
ЗАКАЗАТЬ

Записей на сайте: 36,866 | Комментариев: 21,928

© 2010 - 2020 «Красноярское Время» – информационный портал:
важные политические, экономические и социальные темы, актуальные новости, обзоры, рейтинги, публицистика,
аналитика, версии, исследования, итоги, мнения известных людей, комментарии, видеозаписи, фонограммы.
Автор проекта: Щепин К.В.
При использовании материалов гиперссылка на «Красноярское Время» обязательна! Все права защищены!
Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше!

Войти | ManagAdNews
Free WordPress Theme
Wp Advanced Newspaper WordPress Themes Gabfire