Астафьев и сапоги

Facebook
ПлохоТак себеСреднеХорошоОтлично - Оцените статью:
Loading ... Loading ...
Просмотров: 28

Виктор Петрович был прямолинеен и не всегда думал о том, как его слово отзовётся…

Случится же такое в жизни, что ты оказываешься соседом знаменитого человека. Моя квартира находилась на пятом этаже дома в Академгородке, а Астафьев жил в том же подъезде на этаж ниже. Дом находится на высоком берегу Енисея, и Астафьев мог видеть из окон квартиры свою родную деревню Овсянку.

Не буду врать, что мы с Виктором Петровичем подружились и я много знаю о нём и его жизни. Встречаясь на лестнице, мы только вежливо здоровались и проходили мимо. Астафьев, по моим заметкам, не был особенно коммуникабельным человеком, а я сам никогда не любил навязываться кому-то в друзья. Тем более, что для меня он был человеком более раннего поколения.

Астафьев занимал на четвёртом этаже сразу две квартиры. До него эти квартиры занимал директор Оперного театра. Директор и его жена были очень коммуникабельными людьми, к ним постоянно приходили известные оперные артисты страны. Наша семья быстро познакомилась с ними.

Вскоре директора сменили, и он уехал из Красноярска, а квартиры отдали Астафьеву.

Виктор Петрович был человеком твёрдых правил и не терпел запанибратства и пьяных компаний. В качестве примера приведу один эпизод.

Зимним тёмным вечером подымаюсь по лестнице на свой пятый этаж. В руках у меня здоровенная виолончель, которую я волочу из музыкальной школы, в которой учится сын. Как назло, в подъезде почему-то не горят лампочки, поэтому двигаюсь на ощупь. На четвёртом этаже различаю в темноте силуэт человека.

- Здравствуй, – обращается он ко мне.

- Здравствуй, – отвечаю я.- Вы ко мне?

- Ну да, к тебе. У тебя такие хорошие глаза. Ты, наверное, музыкант? – говорит он в полной темноте.

- Ну пойдём, – говорю я, растроганный странным комплиментом.

Мы подымаемся на пятый этаж. Отмыкаю дверь, и мы входим в прихожую. Я щёлкаю выключателем и вижу незнакомого человека в мохнатой шапке и в дупель пьяного.

Увидев удивление на моём лице, тот расплывается в пьяной улыбке и провозглашает:

- Да, это же я – поэт Зорий Яхнин!

Зорий Яхнин – известный красноярский поэт. Лично с ним я не был знаком, но бывал на его поэтических вечерах во времена студенческой бытности.

Тут на горизонте появилась моя жена. Увидев пьяного мужика, которого я привёл в дом, она нахмурила брови, и у неё нехорошим светом загорелись глаза. Это было признаком того, что сейчас состоится грандиозный скандал, после которого мы с Яхниным будем с позором изгнаны из квартиры.

Но в данной ситуации Зорий, несмотря на своё состояние, не сплоховал. Недаром он пользовался успехом у прекрасной половины человечества.

- Здравствуйте! Я поэт Зорий Яхнин! – представился он моей жене. – У меня сегодня знаменательный день – опубликовали мой цикл стихов, и я сегодня отмечаю это знаменательное событие. Надеюсь, что вы поддержите меня в этот радостный для меня час.

- Ну ладно, заходите, – согласилась жена.

Зорий снял с себя шубу и мохнатую волчью шапку, которую забросил за вешалку. Из кармана он вытащил початую бутылку коньяка, и мы перешли в большую комнату моей двухкомнатной квартиры. Жена принесла две рюмки и поставила перед нами на стол.

Для меня этот визит оказался крайне некстати. На следующий день у меня с утра должен был состояться научный семинар, на котором я должен был выступить с докладом. А тут припёрся мужик с выпивкой.

Зорий разлил коньяк по рюмкам и с удовольствием выпил, а я от выпивки воздержался. Настроение у гостя поднялось, и он начал, немного путаясь, одарять нас чтением своей поэзии. Разговорившись, он наконец признался, что пришёл он не ко мне, а к Астафьеву.

- Представляешь, – жаловался он. – Прихожу я к мэтру – поделиться своей радостью, а он открыл дверь, посмотрел на меня и говорит: «Что-то у тебя рожа сильно пьяная, Зорька. Иди домой и проспись». И захлопнул перед моим носом дверь. Вот я и стоял на лестничной площадке. Приходил в чувство после такого гостеприимства. А тут вижу тебя, музыканта, с виолончелью. Музыканты – люди с тонкой духовной организацией. Они всегда поймут тебя и поддержат.

Когда Зорий уходил от меня, мы долго не могли найти его волчью шапку, которая завалилась глубоко за вешалку.

Любовь к литературе привил мне мой отец. Все свободные деньги он тратил на покупку книг. У нас скопилась довольно большая библиотека. К чтению я пристрастился с ранних лет. Читать меня научила мать с шестилетнего возраста. Иногда я читал книги по ночам под одеялом, освещая страницы фонариком.

Уже в юношестве у меня сложился литературный вкус. Если мне нравился писатель, то я прочитывал всё его литературное наследие. Виктора Астафьева я, конечно, не ставил в один ряд с такими классиками, как Чехов или Бунин, но многие его вещи мне нравились.

Особенно мне понравилась его повесть «Царь-рыба». Свою роль сыграли два обстоятельства. С одной стороны, эта книга по архетипичности напоминала книгу Хемингуэя «Старик и море», с другой стороны, она мне нравилась как любителю рыбалки.

Теперь расскажу о сапогах. История эта случилась примерно в году 1988-м. Я тогда работал в Институте физики имени Киренского. У меня был дипломник из университета, которого звали Петя Рявкин. Он относился к работе серьёзно и ответственно, успешно защитил дипломную работу. После защиты Петю сразу забрали в армию.

Я заметил закономерность – как только человека забирают в армию, так он сразу становится любителем эпистолярного жанра и начинает писать письма с описанием своей армейской жизни. Вот и я начал получать письма от Пети.

Его направили служить в город Хабаровск, а тут как раз у меня наметилась командировка в этот город. В командировку я отправился с нашим сотрудником Андреем Тарасенко. Когда у нас выдался свободный выходной день, мы решили навестить Петю. Купили ему пряничков и конфеток и отправились искать его военную часть, которую кое-как отыскали на окраине города.

Петя был очень удивлён и рад нашему визиту. Мы начали расспрашивать его о жизни и главных событиях прошедших дней, и тут он выдал нам одну историю, которая его особенно поразила.

В любой военной части в те времена проводилась политическая подготовка бойцов. Информация для политподготовки черпалась из главной партийной газеты Советского Союза – «Правды». Эту газету должны были выписывать все организации.

Так вот, в одной из газет была опубликована большая статья, автором которой являлся Виктор Астафьев. Она была посвящена современной молодёжной музыке, в частности, музыкальной группе «Битлз». По словам Пети, автор статьи поливал грязью его любимую группу.

«Битлз» для молодёжи того времени была идолом, которому она поклонялась. Негодование, которое охватило Петю, можно сравнить только с негодованием ортодоксального исламиста, который увидел карикатуру на пророка Мухаммеда.

По поводу этой статьи в казарме состоялся стихийный митинг, на котором решили, что опубликование её не должно остаться безнаказанным. Поскольку автор находился вне зоны доступа, то решили наказать непосредственно саму газету. Её расстелили посреди казармы, и все по очереди топтали армейскими сапогами, пока она не пришла в полную негодность.

Вернувшись в Красноярск, я взял в библиотеке подшивку газеты и отыскал эту статью Астафьева. Статья располагалась на первой странице, где печатались передовицы, и занимала половину листа. После прочтения у меня сложилось впечатление, что музыкальную рецензию написал человек, который кроме деревенской гармошки ничего в жизни не слышал.

Астафьев писал, что музыка «Битлз» глубоко чужда русскому народу. Эта музыка тлетворно влияет на молодёжь. И далее нёс подобную демагогию. Что заставило его написать подобную статью – мне до сих пор непонятно. Или это его деревенский консерватизм, или желание выслужится перед властью в её идеологической борьбе с тлетворным влиянием западной культуры. У нас в России много талантливых людей, которые «не учились в университетах», а жаль, что не учились.

Я рассказал эту историю одному моему хорошему приятелю, который никогда не был противником современной молодёжной музыки. И спросил его, кто, по его мнению, прав – Астафьев или Петя Рявкин?

Приятель подумал и ответил, что правы оба. Конечно, в глубине души он на стороне Пети, но его задолбал молодой сосед, который на полную мощность включает этих «битлов» так, что у него дрожат стены. Может, Астафьева тоже задолбал сосед?

С облегчением могу сказать, что это не я. Наши квартиры располагались по диагонали, и у нас не было общих стен.

Владимир Шинин

Красноярск

krasrab

Опубликовал: admin | Дата: Июл 31 2021 | Метки: В Красноярском крае |
Вы можете добавить свой комментарий ниже. Вы можете отправить новость в социальные сети.

1 Комментарий для “Астафьев и сапоги”

  1. Лысенко Виталий

    Я 53г.р. и позвольте высказать своё мнение. Мне кажется всё разнообразие звуков, музыкальных инструментов, произведений, голосов люди не могут воспринимать все одинаково,т.к. природа у нас также разнообразная. Я вольно и невольно, как обычный обыватель, являюсь активным и пассивным слушателем музыки и песен осознанно с 60-х годов и поныне. И вот конкретно этот Битлз меня просто ни разу не зацепил в годы моей молодости и винила. Просто мой организм это «мяу-мяу» в мужском исполнении не воспринимает. Тем более когда это культивируется для общемассового слушания и почитания. И вот на этой теме зацеплен Астафьев, почивший в 2001г. Русский Воин, с изранененым сердцем и телом. Такое ощущение как что-то святое грязным пальцем осквернили. Для чего? Зачем? Не хорошо…

Комментировать

Допустимый объём комментария: не более 1200 знаков с пробелами

Free WordPress Theme

Последние комментарии

Мы в соцсетях

Поддержать сайт

руб.
Счёт № 41001451132177
Z328083690732
R145935562411 или +79135786207
Карта № 4276 8310 2377 4695 или
Счёт № 40817810931284000016/53
Кошелёк № +79135786207

блиц-поиск

Моя первая Зеркалка

Хотите выжать максимум из вашей зеркальной фотокамеры?
ЗАКАЗАТЬ

Photoshop CS5
от А до Я

Автор этого курса - Евгений Карташов - признанный эксперт Adobe Photoshop. Курс состоит из 2-х дисков и содержит 100 уроков в отличном качестве
ЗАКАЗАТЬ

Photoshop для фотографа
(новая версия)

Как получать прекрасные фотографии даже без дорогой фотокамеры
ЗАКАЗАТЬ

Бюджетная фотостудия или секрет фотовспышек

Как организовать свою портативную фотостудию? Как с минимальными затратами на свет получать фотографии, как в полноценной студии, при этом оставаясь мобильным?
ЗАКАЗАТЬ

Записей на сайте: 36,445 | Комментариев: 21,863

© 2010 - 2020 «Красноярское Время» – информационный портал:
важные политические, экономические и социальные темы, актуальные новости, обзоры, рейтинги, публицистика,
аналитика, версии, исследования, итоги, мнения известных людей, комментарии, видеозаписи, фонограммы.
Автор проекта: Щепин К.В.
При использовании материалов гиперссылка на «Красноярское Время» обязательна! Все права защищены!
Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше!

Войти | ManagAdNews
WordPress Themes
Wp Advanced Newspaper WordPress Themes Gabfire