Затратная экономия: о переходе на газ

Facebook
ПлохоТак себеСреднеХорошоОтлично - Ваше мнение
Loading ... Loading ...
Просмотров: 1

Идея о переводе транспорта на газ вызвала неоднозначные оценки со стороны экспертов.

Правительство предпринимает новые меры экономии бюджетных средств на содержание общественного транспорта. На прошедшем на днях заседании кабмина премьер-министр Дмитрий Медведев объявил, что подписал постановление, касающееся альтернативных видов топлива, по которому не менее 50 % общественного транспорта планируется перевести на газ. По мнению премьер-министра, использование газомоторного топлива позволит значительно уменьшить транспортные расходы городской казны.

А вчера президент Владимир Путин потребовал ускорить этот процесс. Отметив очевидные плюсы – экономические и экологические, он также указал на большие запасы газа в России – 20 % всех мировых запасов природного газа. Правда, эксперты восприняли такую экономию неоднозначно.

По словам Медведева, другие страны много внимания уделяют альтернативным видам топлива. «Мы же почти ничего не делаем, если по-честному говорить. В то время как значительная часть производителей этим занимается. Есть мировые тренды, и мы их не можем игнорировать. Автомобили на природном газе ─ один из самых перспективных видов транспорта. Затраты топлива в два раза ниже, чем у дизельных двигателей и в два раза ниже, чем у бензиновых», ─ заявил премьер на совещании. К тому же, по его мнению, переход на газомоторное топливо позволит повысить «общую конкурентоспособность экономики страны».

Подобные программы в некоторых странах, действительно, существуют, например, в США. Но насколько это обосновано в России, сказать сложно. Проблема в том, что для этого в стране должна работать сеть для заправки газотранспорта, сопоставимая с нынешней сетью автозаправок. Как говорят эксперты, в принципе, население готово покупать автомашины на газу и гибридные, но пока заправок для них немного.

И в отношении общественного транспорта то же самое. Помнится, в девяностые годы при мэре Лужкове была даже попытка перевести московское такси на газ, но ничем хорошим это не закончилось. К тому же, в Москве не так много автомобильного транспорта – с ним конкурируют метро, троллейбус, трамвай, которые работают на электричестве. Да и в других крупных городах России электрические виды городского общественного транспорта, исключая метро, занимают значительную его часть.

Однако работа над проектом уже началась. Как сообщил на заседании вице-премьер Аркадий Дворкович, нормативно-правовая база для перехода на газ будет подготовлена и принята уже в нынешнем году. «Газпром» и другие производители газа готовы финансировать создание соответствующей инфраструктуры в городах, что само собой потянет перевод на газомоторное топливо и других видов транспорта, в том числе частного и коммерческого», – добавил он.

По словам вице-премьера, речь идет о трех видах газомоторного топлива: сжиженном углеводородном газе, сжатом, или компримированном природном газе и сжиженном природном газе.

«Расширение использования природного газа на транспорте может быть полезно, ведь газ – экологичное и дешевое топливо, – говорит руководитель лаборатории ТЭК ИНП РАН Валерий Семикашев. – Относительно широко у нас в стране распространен сжиженный углеводородный газ или пропан-бутан/баллонный газ – продукт переработки попутного нефтяного газа, который уже представлен на АГЗС. Такое топливо примерно в два-три раза дешевле бензина и дизельного топлива. Часть общественного транспорта уже переходит на этот вид топлива в целях экономии. Однако в его использовании есть и неудобства, что ограничивает масштаб применения в частных автомобилях».

«Два других варианта использования – сжижение и сжатие – компримирование метана, обычного природного газа, потребуют больших вложений в инфраструктуру, а для сжиженного природного газа это намного дороже, – продолжает эксперт. – В связи с этим у меня возникает вопрос: как такой переход к использованию газа сочетается с текущей и планируемой политикой экономии в сфере транспорта и топливоснабжения? На мой взгляд, пока не видно, чтобы выгоды могли перекрыть затраты. Проще снизить акцизы на дизтопливо».

По его мнению, если стоит задача снижать расходы на общественный транспорт, то здесь нужны системные решения. Перевод автобусов на газ может быть одной из составляющих таких системных решений. Однако в рамках инерционного развития такое решение приведет к лишним неэффективным тратам, которые не снизят затрат на транспорт и не создадут значимого рынка соответствующих технологий. А через несколько лет об этом решении забудут.

Сейчас крупнейшим производителем газомоторного топлива в России является «Газпром». По его данным, сегодня на газе ездят уже около 86 тыс. автомобилей. Однако, по данным ГИБДД, автомобильный парк страны составляет 50,5 млн. единиц, так что цифры несопоставимые. К тому же сейчас по всей России работают всего лишь 255 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций, из которых «Газпрому» принадлежат 206.

По расчетам «Газпрома», перевести на газ 50 % общественного транспорта и коммунальной техники, 30 % грузового транспорта и 20 % сельскохозяйственной техники можно только к 2030 году. Как сообщил председатель совета директоров «Газпрома» Виктор Зубков: «Если будут меры господдержки, меры стимулирования этого направления, то примерно может высвободиться до 2030 года порядка 49 млрд. рублей в год для сектора пассажирских перевозок, 34 млрд. рублей для сектора грузоперевозок и 6 млрд. рублей в сельском хозяйстве». Кроме того, рост потребления газа на внутреннем рынке составит 5 %, уточнил он.

По словам Зубкова, сейчас «Газпром» проектирует 21 газовую заправку, а всего необходимо построить порядка 2,5 тыс. заправочных станций. На крупномасштабную программу по использованию газомоторного топлива «Газпрому» необходим 241 млрд. рублей, эти деньги планируется собрать из собственных средств госмонополии, а также привлекая частных инвесторов и кредиты. Кроме того, до 60 млрд. рублей в развитие газомоторных заправок готова вложить «Роснефть». По словам главы Минэнерго Александра Новака, компания намерена выделить эту сумму на строительство 1 тыс. газозаправочных станций.

Пока крупнейшими потребителями газомоторного топлива в России являются Ставропольский и Краснодарский край, Свердловская, Челябинская и Ростовская области, а также Кабардино-Балкария и Северная Осетия, где «гибриды» наиболее распространены.

Но есть здесь и еще одно проблемное место – тендеры по выбору спецподрядчиков, которые будут заниматься закупками гирбридного или газового общественного городского транспорта. Ведь перевести половину городских автобусов в России на газ – это довольно крупные государственные расходы. И учитывая коррупцию, когда при заключении госзаказов уходят «на сторону» миллиарды рублей, все это вызывает большие сомнения.

Есть и другие вопросы. Надо ли заменять газом дизельное топливо, которое сейчас и без того производится в избытке? Будут ли рабочие места в газоснабжении транспорта эффективнее рабочих мест на НПЗ? Каковы будут объемы новых рынков, связанных с газомоторным топливом? Будет ли оборудование импортироваться, или что-то может производиться в России?

К тому же, в большей части развитых стран, причем, совсем не нефтяных, общественный транспорт ездит не на газе, а на бензине, и вряд ли они не умеют считать. Россия же добывает и газ, и нефть. Конечно, газ намного дешевле, но переоборудование автомобилей или покупка новых обойдется гораздо дороже, чем разница в цене между нефтью и газом. Так что это экономическое уравнение пока не имеет однозначного ответа.

Олег Гладунов
~~~

Источник: novopol.ru
Опубликовал: admin | Дата: Май 16 2013 | Метки: Энергетика |
Вы можете добавить свой комментарий ниже. Вы можете отправить новость в социальные сети.

Комментировать

Допустимый объём комментария: не более 1200 знаков с пробелами

WordPress Themes

Мы в соцсетях

Поддержать сайт

руб.
Счёт № 41001451132177
Z328083690732
R145935562411 или +79135786207
Карта № 4276 8310 2377 4695 или
Счёт № 40817810931284000016/53
Кошелёк № +79135786207

блиц-поиск

Моя первая Зеркалка

Хотите выжать максимум из вашей зеркальной фотокамеры?
ЗАКАЗАТЬ

Супер Cinema 4D

Самой лучшей программой по работе с 3d считается Cinema 4d. Первый полноценный обучающий курс по Cinema 4D на русском языке.
ЗАКАЗАТЬ

Photoshop CS5
от А до Я

Автор этого курса - Евгений Карташов - признанный эксперт Adobe Photoshop. Курс состоит из 2-х дисков и содержит 100 уроков в отличном качестве
ЗАКАЗАТЬ

Photoshop для фотографа
(новая версия)

Как получать прекрасные фотографии даже без дорогой фотокамеры
ЗАКАЗАТЬ

Бюджетная фотостудия или секрет фотовспышек

Как организовать свою портативную фотостудию? Как с минимальными затратами на свет получать фотографии, как в полноценной студии, при этом оставаясь мобильным?
ЗАКАЗАТЬ

Записей на сайте: 24,561 | Комментариев: 14,664

© 2010 - 2016 «Красноярское Время» – информационный портал:
важные политические, экономические и социальные темы, актуальные новости, обзоры, рейтинги, публицистика,
аналитика, версии, исследования, итоги, мнения известных людей, комментарии, видеозаписи, фонограммы.
Автор проекта: Щепин К.В., контактный тел. +7 913 578 6207
При использовании материалов гиперссылка на «Красноярское Время» обязательна! Все права защищены!
Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше!

Войти | ManagAdNews Wp Advanced Newspaper WordPress Themes Designed by Gabfire themes
Free WordPress Theme
Wp Advanced Newspaper WordPress Themes Gabfire