Выступление Путина в Думе – ответ на «программу десталинизации»

Facebook
ПлохоТак себеСреднеХорошоОтлично - Ваше мнение
Loading ... Loading ...
Просмотров: 15

Премьер призывает не проклинать советскую историю, а быть благодарным нашим отцам и дедам.

Выступление Владимира Путина в Государственной Думе (полный текст выступления здесь), каково бы ни было отношение к тем или иным его отдельным разделам и аспектам экономических подходов, — это все же не столько отчет Правительства перед Парламентом, сколько акт более широкого формата. Отчет за год, и не только за год, в нем, конечно, был. Но, вместе с тем, там содержались не только ориентиры экономической (и не только экономической) политики на СПРАВКА:
Конституционная норма, предусматривающая ежегодные отчеты правительства перед депутатами, появилась в Основном законе страны в декабре 2008 года. С тех пор глава кабинета министров – а им все эти годы был Владимир Путин – ежегодно (и именно в апреле) представлял законодателям отчет о проделанной работе. Выступление 20 апреля стало третьим по счету отчетом Путина перед Думой.ближайший год, но и подробные планы, как минимум, на три ближайшие года, определенные установки примерно на десятилетний период и общие стратегически-приоритетные подходы к перспективам развития страны в целом.

В общем виде — это по жанру нечто среднее между Посланием Президента Федеральному собранию и предвыборной программой кандидата в Президенты, причем избирающегося не на первый срок и определяющего свои позиции в контексте итогов предыдущего срока и будущих планов.

Среди всего прочего там имеются очень важные постулаты именно стратегического характера.

Первый — утверждение о том, что стране необходимы десять лет «устойчивого, спокойного развития. Без разного рода шараханий, необдуманных экспериментов, замешанных на неоправданном подчас либерализме или, с другой стороны, социальной демагогии. … Каждый год такого развития должен приносить реальные ощутимые улучшения в жизни граждан для абсолютного большинства российских семей».

И далее: «Сейчас с участием широкого круга экспертов мы дорабатываем стратегию-2020. Прежде всего, речь идет о поиске новых резервов роста, о правильной расстановке приоритетов. Модернизация, другими словами, поступательное и качественное развитие, на наш взгляд, — это, прежде всего, вложение в человека, в его способности, таланты, в создание условий для самореализации и инициативы. Это вложения в качество жизни наших граждан. И я абсолютно убежден, именно на этой основе можно обеспечить и высокие темпы роста, и настоящий технологический прорыв».

Здесь, прежде всего, видна перекличка указания срока из первого тезиса — «десять лет» — и второго — «до 2020 года». То есть, речь идет об определении характера развития именно в ближайшее десятилетие.

Другой важный момент — это именно отказ от резких поворотов и рискованных экспериментов, как установка на данный период развития. И явный отказ от возврата к фундаментально-рыночной модели экономики. То есть, определение не простократкосрочных правительственных мер, а стратегии экономической политики.

И еще один примечательный постулат: внесение корректив (или определенного авторского прочтения) в растиражированный термин «модернизация». То есть, это понятие предлагается трактовать в любом случае не как новую «политическую перестройку», да и не как «перестройку» вообще: модернизация в предложенном Путиным понимании — поступательное и качественное развитие, вложения в человека, создание возможностей для его самореализации и, на этой основе, высокие темпы роста и технологический прорыв. Верно это в полной мере или не верно, но это иное видение развития страны и ее модернизации, нежели предлагалось до сих пор.

То есть, выступление Путина содержит определение уже и не просто стратегии, но и, с одной стороны, мер, а с другой — общего направления развития страны. Путин продемонстрировал, что именно он будет определять направление развития. При этом, неоднократно звучавшие обращения к депутатам: «Мы с Вами…» — еще один важный нюанс: «Он и Парламент», а не кто-то другой и не какие-то иные институты власти. По сути, декларируется, что именно он, путин, опираясь на парламент (именно на парламент, а не на парламентское большинство), будет принимать ключевые решения о направлениях развития России в ближайшие несколько лет.

Одновременно в развернутой программе-послании можно выделить целый ряд моментов, фиксирующих ее уже внутренние приоритеты.

Первое: социальные обязательства безусловны. Четко указывается не просто желательный характер сильной социальной политики, а ее конституционная закрепленность. При этом, Конституция закрепляет ряд основных характеристик современного Российского государства: республиканская форма, демократическое устройство, правовое, социальное, светское государство.

В 1990-е годы вопрос о характеристике социального государства вообще не акцентировался. Употребляться в риторике высших руководителей эта категория начала в период второго срока Путина и затем при Медведеве. В нынешнем выступлении она явно выдвинута на первый план, как основная характеристика. И интерес каждодневного улучшения жизни людей вместе возможностью их самореализации, как минимум, риторически определен, как приоритетный и безусловный.

Второе: нужно быть сильным. Вопросы обороноспособности страны впервые за десятилетия также выходят в первый ряд приоритетов — вместе с задачами их развития на собственной, внутренней основе. «Если ты слаб, всегда найдется кто-нибудь, кто захочет к тебе прилететь и мягко посоветовать, что тебе и как делать». Некоторые комментаторы уже связали эту ремарку с недавним визитом в Москву вице-президента США Байдена и его не вполне корректными высказываниями о судьбе некоторых вопросов российской внутренней политики.

Впервые минимум с советского времени определено, что Россия не может рассчитыватьпросто на доброе отношение к себе со стороны сильных держав. И высказана иная, по сравнению с установкой на то, что «нужно всем в мире понравиться — и любой ценой», внешнеполитическая установка. Может быть, единственное отличие выступления Путина от президентского послания или предвыборной программы заключалось в отсутствии формального внешнеполитического раздела. Но серией реплик по этому поводу и темой обеспечения обороноспособности и развития военной промышленности он практически обозначил приоритеты своего видения основных принципов внешней политики страны — сферы, за которую в России, как принято считать, отвечает Президент.

Третье: по меньшей мере, формально озвучена тема реиндустриализации страны. В речи Путина неоднократно отмечалось, как много было утрачено за период с советского времени и как много нужно, с одной стороны, заново создавать, но создавать на новом технологическом уровне.

То есть, тоже впервые за длительное время стремление «быть сильным» увязывается не с категориями финансовой и «макроэкономической логики», а с представлениями о развитии производства и, в том числе, его базовых отраслей, индустриальной сферы.
Четвертое — это разговор как раз об этом новом технологическом уровне. Причем, с использованием элементов мобилизационной политической лексики («технологический прорыв»).

Причем, практически до минимума сведены рассуждения о том, что «нам нужно привлечь капиталы», о «благоприятном инвестиционном климате» и прочие мантры рыночных фундаменталистов.

Внешне создается впечатление, что к власти пришло понимание: стать сильным за чужой счет нельзя. Никто не будет давать деньги слабой стране на то, чтобы она стала сильной, если при этом она может и непременно окажется твоим конкурентом и соперником. И поэтому Россия, действительно, может вновь стать сильной лишь за счет собственных средств и собственного напряжения, собственных усилий. Это принципиально отличается от иной провозглашаемой концепции развития и модернизации, подчас ставящей в целом верные цели, но в методах их достижения сводящей все к идеям: «Кто бы дал на это деньги?» и «Как бы взять взаймы?».

В-пятых, выступление Путина явно и почти демонстративно по интонации содержало комплиментарные и полукомплиментарные отсылки к советскому периоду: «база хорошая создана в предыдущие десятилетия, и прежде всего, конечно, в советское время», «нужно деполитизировать эти вопросы. Это то, что досталось нам от Советского Союза. Мы этим гордимся, еще раз низкий поклон всем, кто создавал эти комплексы, будем развивать эти направления работы», «Там БАМ в советское время проложили … Оказалось, что правильно сделали. … Сейчас его надо развивать, кстати говоря», и так далее.

Официально артикулируется как то, что все имеющееся у России сегодня — это остатки достижений советского времени, за которые нужно быть благодарными, так и то, что многое из советских достижений было утрачено. И сегодня стоит задача его воссоздания, хотя и «на новой технологической и административной основе». И здесь подспудно чувствуется и определенный ответ подготовленной советниками и помощниками Медведева «программе детоталитаризации («десталинизации», «десоветизации»)» России, распропагандированной рядом СМИ. Особенно на фоне выделенного тезиса: «И, конечно, мы должны сберечь гражданский и межнациональный мир, поставить преграду любым попыткам расколоть и рассорить наше общество». Таким образом, одновременно обозначены две позиции. Первая — это отношение к истории в очерченных Путиным рамках, которое должно рассматриваться как не проклинаемое начало, а то, за что мы должны быть признательны нашим отцам и дедам. И вторая — курс на консолидацию и согласие ради решения задач развития страны.

И еще один момент явно согласуется с общим стилем поведения Путина в общении с парламентскими фракциями: он явно старался быть дружелюбным со всеми политическими силами, подчеркивал не различие позиций, а моменты их общности, был явно неконфронтационен по отношению к критикам, подчеркивал общность понимания проблем, а когда общности не было, демонстрировал готовность вновь искать общие подходы.

Здесь можно анализировать и спорить о том, насколько предлагаемые им приоритеты будут реализовываться в его политике в действительности, насколько они обеспечены финансово и ресурсно. Но важнее то, что определив и огласив свои подходы к задачам развития страны, Путин показал, что чувствует и понимает то, что от него ждет общество, ждет прежде всего не на уровне политических кланов, а на уровне масс. Что им при этом будет сделано на практике? В искренность его намерений можно верить или не верить. С правильностью изложенных им подходов можно соглашаться или не соглашаться. Но очевидно одно: он в целом адекватно чувствует и понимает массы, их ожидания и предпочтения.

И, как говорилось в начале статьи, Путин своим выступлением показывает что его планы на ближайшие годы заключаются в том, чтобы именно он определял задачи развития страны и обеспечивал соответствие политики власти этим ожиданиям, ценностям и предпочтениям.

~~~

Сергей Черняховский

Источник: km.ru

Опубликовал: admin | Дата: Апр 22 2011 | Метки: Госдума РФ |
Вы можете добавить свой комментарий ниже. Вы можете отправить новость в социальные сети.

Комментировать

Допустимый объём комментария: не более 1200 знаков с пробелами

Weboy

Мы в соцсетях

Поддержать сайт

руб.
Счёт № 41001451132177
Z328083690732
R145935562411 или +79135786207
Карта № 4276 8310 2377 4695 или
Счёт № 40817810931284000016/53
Кошелёк № +79135786207

блиц-поиск

Моя первая Зеркалка

Хотите выжать максимум из вашей зеркальной фотокамеры?
ЗАКАЗАТЬ

Супер Cinema 4D

Самой лучшей программой по работе с 3d считается Cinema 4d. Первый полноценный обучающий курс по Cinema 4D на русском языке.
ЗАКАЗАТЬ

Photoshop CS5
от А до Я

Автор этого курса - Евгений Карташов - признанный эксперт Adobe Photoshop. Курс состоит из 2-х дисков и содержит 100 уроков в отличном качестве
ЗАКАЗАТЬ

Photoshop для фотографа
(новая версия)

Как получать прекрасные фотографии даже без дорогой фотокамеры
ЗАКАЗАТЬ

Бюджетная фотостудия или секрет фотовспышек

Как организовать свою портативную фотостудию? Как с минимальными затратами на свет получать фотографии, как в полноценной студии, при этом оставаясь мобильным?
ЗАКАЗАТЬ

Записей на сайте: 24,577 | Комментариев: 14,698

© 2010 - 2016 «Красноярское Время» – информационный портал:
важные политические, экономические и социальные темы, актуальные новости, обзоры, рейтинги, публицистика,
аналитика, версии, исследования, итоги, мнения известных людей, комментарии, видеозаписи, фонограммы.
Автор проекта: Щепин К.В., контактный тел. +7 913 578 6207
При использовании материалов гиперссылка на «Красноярское Время» обязательна! Все права защищены!
Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше!

Войти | ManagAdNews Wp Advanced Newspaper WordPress Themes Designed by Gabfire themes
mugen 2d fighting games
Wp Advanced Newspaper WordPress Themes Gabfire