Выстрел снизу вверх: неслучайное убийство Михаила Лермонтова

Facebook
ПлохоТак себеСреднеХорошоОтлично - Ваше мнение | Оценок: 1, Рейтинг: 4.00/5
Loading ... Loading ...
Просмотров: 74

Гибель Михаила Лермонтова: почему криминалисты спорят с литературоведами?

Можете считать этот материал продолжением нашей публикации «Неслучайное убийство Михаила Лермонтова» (№26-12.07.12). Тогда, напомним, гибель поэта анализировал с точки зрения современного сыщика бывший сотрудник угрозыска А. Карпенко. Он доказывал: в канонической версии гибели поэта концы с концами не сходятся. Прошёл год с небольшим. Ситуация получила развитие.

Один плюс один

Если бы автор писал не материалы в «АН», а, скажем, киносценарии, то сделал бы это завязкой сюжета: два человека, всю жизнь занимавшихся раскрытием преступлений, на покое решают разобраться с одним давним убийством. Дело закрыто 170 с лишним лет назад, изучено вроде бы вдоль и поперёк – но у них вызывает сомнения.

Первого мы представляли год назад – Александр Владимирович Карпенко. Второй – его давний товарищ Валерий Иванович Прищеп. Оба сейчас в отставке, чуть подробнее о каждом – в нашей справке. Карпенко начал исследования, Прищеп с его выводами познакомился, стал оценивать (сначала критически), проверять – и тоже увлёкся. Причём, если Карпенко подходил к делу, скажем так, с точки зрения оперативника, Прищеп скорее руководствовался логикой следователя и прокурорского работника. А заинтересовала их гибель поручика Лермонтова, по официальной версии застреленного под Пятигорском 27 июля 1841 года на дуэли с отставным майоромМартыновым.

Вечный спор

Представляю, как скривились лермонтоведы. Опять! Опять эти фантазии! Всё давно доказано! Были экспертизы, в том числе криминалистические, проведённые по просьбе Института русской литературы в 1965–1967 годах. Расставлены все точки над «i». Поэт убит на дуэли! Вопрос снят раз и навсегда!

Но ведь дуэльную версию оспаривали (и оспаривают) тоже профессионалы-криминалисты. Вспомним хотя бы судмедэкспертов В. Стешица и И. Кучерова, исследовавших вопрос в 1960-е, – это были весьма уважаемые в профессиональном сообществе люди! Другое дело, что далее из изысканий нередко делались сомнительные выводы – вроде идей о выстреле со стороны, о подосланном киллере, об антилермонтовском заговоре, о происках царизма, масонов и т.д. Тут уж у нормального человека – скулы набок. Но изначально сам по себе повод для сомнений есть!

Вот и «АН» решили поговорить с Валерием Прищепом – что же смущает криминалистов?

Глазами криминалиста

– Возьмём самое простое. Осмотр тела убитого лекарем пятигорского госпиталяБарклаем де Толли зафиксировал: пуля вошла в правый бок «ниже последнего ребра, при срастании ребра с хрящом», вышла между «пятым и шестым ребром левой стороны и при выходе прорезала мягкие части левого плеча». Но это угол в 40–60 градусов!

Теперь смотрим условия дуэли. Расстояние, с которого был сделан выстрел, в разных источниках разное – 6, 10, 15 шагов. Шаг – не произвольная величина, а тогдашняя мера длины – примерно 71 см. Но, допустим даже, были просто человеческие шаги. Всё равно – вспоминайте школьный курс тригонометрии. Никак такой угол не получается. Нам объясняют: Лермонтов стоял на возвышении, при этом боком, сильно отклонившись, подняв руку с пистолетом. Ну, станьте на косогоре в такую позу, постойте хоть минут пять! И почему вообще они стрелялись на дороге (по которой, между прочим, ездили люди)? В окрестностях Пятигорска полно укромных лужаек…

Другое объяснение – в кармане лермонтовского сюртука было бандо его кузиныКатеньки Быховец (нужно было, чтобы закончить Катенькин портрет). Пуля о него ударилась и отклонилась вверх. Но «бандо» – это украшение на голову, золотистая тесёмочка. Никак оно не могло отклонить пулю. Может, что-то другое лежало в кармане? Смотрим образцы тогдашней военной формы и вообще одежды, в которой мог быть Лермонтов: черкеска, казакин… Везде карманы – на уровне бедра.

Ещё объяснение: деривация пули – отклонение её в полёте из-за вращения вокруг своей оси. Но, поверьте кандидату в мастера спорта по стрельбе: деривация возможна при выстреле из нарезного ствола после того, как продолговатая пуля пролетает более 120–150 м. Деривация круглой пули на коротком расстоянии – чушь.

Соударение с какой-нибудь костью, отклонившее пулю? Нет на трассе прохождения пули никаких костей, лишь мягкие внутренние органы.

Кстати, вопрос: из чего был сделан выстрел? Считается, что использовались кухенройтеровские дуэльные пистолеты, принадлежавшие Столыпину – другу и родственнику Лермонтова, с которым они жили на квартире. Так вот: никак не совпадает. Мы меряем нынешними мерками: достал оружие, вскинул, пальнул. Профессионал укладывается в доли секунды. Но тогдашний пистолетный выстрел – целая процедура. Отливалась пуля (в данном случае, согласно черновику показаний Мартынова, назначено было три выстрела с каждой стороны, значит, пуль требовалось шесть: долгое занятие, которое почему-то не заметил никто из слуг). На месте на полку засыпался порох, пуля молотком забивалась в ствол. Взводился курок (между прочим – усилие в 8 кг). Всё это проделывали секунданты, дуэлянтам подавалось заряженное оружие: их дело – только выстрелить. Но – уже пошёл частый дождь, перешедший в ливень. Хорошо, допустим, первый раз пистолеты зарядили до его начала. А если б понадобилось снова? Сыпать порох под проливным дождём? Предположим, и пули отлили заранее. Но – Лермонтов и Столыпин перед дуэлью были в Железноводске, а пистолеты хранились на их квартире в Пятигорске. Выходит, кто-то заходил к ним в квартиру, взял очень ценную вещь (пистолеты стоили дорого) – и слуги опять же не заметили?

Другое дело – так называемые черкесские пистолеты: меньшего калибра, меньшего размера. Курок в них взводился ещё тяжелее (12 кг), однако и срывался легче. Наши офицеры их любили: такой пистолет был у Мартынова, такой же лермонтовский оставался у него на квартире…

Сложить пазл заново

Стоп. Прервёмся. На самом деле, воспроизводя сейчас диктофонную запись разговора с собеседником, корреспондент «АН» очень многое опускает. Потому что из более чем двухчасового разговора отобраны лишь некоторые узловые моменты. Позволял бы объём статьи процитировать всё, читатель узнал бы также……о требованиях дуэльного кодекса и разделении юридических задач разных ведомств при расследовании преступлений в России во времена Николая I;

…о сроках окоченевания мёртвого тела и о том, как меняется (или не меняется) предсмертная поза;

…об особенностях отношений Лермонтова, Мартынова, Глебова, Васильчикова, Трубецкого, Столыпина, Траскина, Кушинникова, Граббе и других, кто так или иначе оказался вовлечён в события;

…об уязвимых местах экспертизы, проведённой ленинградскими криминалистами по просьбе ИРЛИ РАН в 1965–67 годах;

… и многом, многом другом.

Но тогда не краткий газетный материал надо делать, а книгу писать. Которую А. Карпенко и В. Прищеп уже, собственно, и написали – в скором времени она должна выйти в свет. Я же это всё рассказываю, чтобы было ясно: люди в тему погрузились капитально.То есть профессиональные лермонтоведы их наверняка тоже упрекнут в дилетантизме. Но помилуйте! В конце концов, история гибели поэта – не высшая математика, не некая сакральная тайна, доступная лишь посвящённым. Случилась ссора двух офицеров, в результате один погиб. Логично, что этой историей занялись как раз бывший сыщик и бывший сотрудник военной прокуратуры. Все материалы открыты, есть сотни книг, тысячи исследований. Надо просто потратить энное количество времени (при необходимости – и год, и два), походить в библиотеку – и сложить пазл по-своему.

Авторы версии

Александр Владимирович Карпенко много лет проработал в уголовном розыске, участвовал в раскрытии ряда сложных преступлений, в том числе заказных убийств. На пенсию ушёл с должности замначальника Тверского УБОП.

Валерий Иванович Прищеп – полковник юстиции в отставке, заслуженный юрист России. Служил в органах военной прокуратуры. Среди известных дел, которыми он занимался, – например, расследование обстоятельств убийства царской семьи в 1918 году.

«Убийца – садовник!»

И тут корреспондент «АН» оказывается в сложном положении. Рассказать вам суть версии Карпенко – Прищепа? Но ты окажешься тем нехорошим человеком, который на обложке детектива пишет: «Убийца – садовник!» С другой стороны – «АН» уже давали материал А.Карпенко. Так что для читающих нас в Интернете напомним ссылку: http://argumenti.ru/history/n347/189413. А прочим предложим – или отложите газету и ждите выхода книги, или…Если в двух словах – то так. А. Карпенко и В. Прищеп предполагают: не было никакой дуэли. Выстрел прозвучал, когда Лермонтов сидел на лошади – отсюда характер раны. Был он безоружен. Стрелял Мартынов, встретивший его на дороге. Прозвучал выстрел намеренно или случайно – варианты рассматриваются. Никаких заговоров, никаких происков – заурядная ссора, уязвлённое самолюбие. Но дальше все – и якобы «секунданты», и власти – по своим причинам (тоже рассматриваются) согласились изобразить случившееся как результат дуэли. Тут не заговор, но сговор – возможно, сам собой сложившийся. Так был заложен фундамент, а уж сообразно ему начало расти всё здание.

Вечные загадки

Что эта идея меняет? Ничего. И одновременно очень многое. Понятно, что дуэльная версия – каноническая, таковой и останется. А «очень многое» – это для тех, кто системе доводов Карпенко – Прищепа поверит. Не гибель поэта на дуэли, а именно убийство – случайное, или в состоянии аффекта, или сознательное, но замаскированное под случайное (и тогда особенно подлое). Предложите этот сюжет, например, Б. Акунину – ах, какой роман он сделает!

Ну а не будет романа… Знаете, есть вечные литературно-исторические загадки. Гибель Лермонтова – одна из них. И очень хорошо, что высказываются альтернативные версии. Сам факт, что кто-то когда-то поставил вопрос об авторстве шекспировских пьес или «Тихого Дона», взбудоражил читателя, заставил специалистов шевелиться, искать контрдоводы, разъяснять неясные моменты.

…Ведь, в конце концов, – ну почему эта чёртова пуля прошла через тело Лермонтова под таким странным углом?

~~~

Источник: argumenti.ru
Опубликовал: admin | Дата: Авг 26 2013 | Метки: Обозрение |
Вы можете добавить свой комментарий ниже. Вы можете отправить новость в социальные сети.

Комментировать

Допустимый объём комментария: не более 1200 знаков с пробелами

Premium WordPress Themes

Мы в соцсетях

Поддержать сайт

руб.
Счёт № 41001451132177
Z328083690732
R145935562411 или +79135786207
Карта № 4276 8310 2377 4695 или
Счёт № 40817810931284000016/53
Кошелёк № +79135786207

блиц-поиск

Моя первая Зеркалка

Хотите выжать максимум из вашей зеркальной фотокамеры?
ЗАКАЗАТЬ

Супер Cinema 4D

Самой лучшей программой по работе с 3d считается Cinema 4d. Первый полноценный обучающий курс по Cinema 4D на русском языке.
ЗАКАЗАТЬ

Photoshop CS5
от А до Я

Автор этого курса - Евгений Карташов - признанный эксперт Adobe Photoshop. Курс состоит из 2-х дисков и содержит 100 уроков в отличном качестве
ЗАКАЗАТЬ

Photoshop для фотографа
(новая версия)

Как получать прекрасные фотографии даже без дорогой фотокамеры
ЗАКАЗАТЬ

Бюджетная фотостудия или секрет фотовспышек

Как организовать свою портативную фотостудию? Как с минимальными затратами на свет получать фотографии, как в полноценной студии, при этом оставаясь мобильным?
ЗАКАЗАТЬ

Записей на сайте: 24,542 | Комментариев: 14,616

© 2010 - 2016 «Красноярское Время» – информационный портал:
важные политические, экономические и социальные темы, актуальные новости, обзоры, рейтинги, публицистика,
аналитика, версии, исследования, итоги, мнения известных людей, комментарии, видеозаписи, фонограммы.
Автор проекта: Щепин К.В., контактный тел. +7 913 578 6207
При использовании материалов гиперссылка на «Красноярское Время» обязательна! Все права защищены!
Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше!

Войти | ManagAdNews Wp Advanced Newspaper WordPress Themes Designed by Gabfire themes
Weboy
Wp Advanced Newspaper WordPress Themes Gabfire