Всевластие элиты как трагедия народа

Facebook
ПлохоТак себеСреднеХорошоОтлично - Ваше мнение | Оценок: 1, Рейтинг: 5.00/5
Loading ... Loading ...
Просмотров: 21

История человечества – это история элит. Народная масса в ней участвовала как «масса». Ну, вот есть действующие лица – царь, царица, несколько влиятельных бояр, их доверенные лица.

А есть огромная однородная масса «народа», которая представляет собой что-то вроде стихии или природного ресурса и в принципе на отдельных людей даже не делится. Народом управляют. Его подавляют и эксплуатируют. Ему дают подачки. Его задабривают. Изредка из народа выделяются какие-то лидеры-самородки и бунтуют, как Емелька Пугачев, либо делают карьерку и становятся приближенными к истинным действующим лицам, как Гришка Распутин.

Трагизм ситуации в том, что каждый человек, абсолютно каждый, обладает разумом и всем человеческим потенциалом. Но 99% людей обречены прожить жизнь в рабском состоянии «массы», природной стихии, противопоставленной действующей элите.

И лишь немногим более ста лет тому назад в мире возникла ситуация, когда соотношение элита – массы стало меняться.

И произошло это, потому что ряд людей, обреченных по их происхождению быть либо «быдлом», либо уютно пристроиться в жизни на подачках элиты, либо даже войти в саму элиту (думаю, Володя Ульянов при его способностях имел все шансы на головокружительную карьеру) – пошли «другим путем». Они поверили в утопическую сказку о том, что каждый человек когда-то сможет стать творцом и соучастником истории.

Все большевики были талантливы и умны, все они могли бы отлично пристроиться в царской России – кто изобретателем, кто управленцем, а кто и министром. Но они сделали ставку не на карьерку для себя – а на выживание и рост для всех, для всего народа, для каждой крестьянки в курной избе, для каждого босого ребенка в деревне.

Абсолютно нереальная утопия с точки зрения «здравого разума» обывателя – но она же осуществилась.

Она, разумеется, не осуществилась до конца. Просто в силу общественно-экономической инерции, в силу индустриального способа производства (который подразумевает на производстве строгую иерархию, например).

Снова выделились «элиты» и в Советском Союзе, но что-то все же и изменилось: «социальные лифты» стали невероятно доступными. Имея способности и желание, в элиту мог попасть буквально любой. Сам состав элит резко расширился (в элиту входили партийные, хозяйственные, советские органы, профсоюзы, комсомол – а это уже тысячи людей, плюс руководство крупных предприятий; плюс такой набор был в каждом регионе, а каждый регион тоже имеет какое-то влияние на общий ход политики). Сильно выросла и их сменяемость.

Это еще не идеал, но сама идея того, что народ – не масса, что каждый его представитель может управлять государством, каждый индивидуум имеет огромное значение, – уже стала непобедимой.

«Мы требуем, чтобы обучение делу государственного управления велось сознательными рабочими и солдатами, и чтобы начато было оно немедленно, т. е. к обучению этому немедленно начали привлекать всех трудящихся, всю бедноту». В.И. Ленин

Эта невероятная идея оказалась очень сильной. Многие думают, что «простые люди» жаждут исключительно хлеба и зрелищ, элиты должны лишь обеспечить «простым людям» (безмозглой массе) материальные блага – и все будут довольны и счастливы. Однако это не так.

Обычный человек ничего не взыскует так сильно, как чувства собственного достоинства. Он хочет быть человеком в полной мере. Он не хочет иметь над собой господина, решающего за него, как жить. Жаждет свободы и самоопределения. А ни свобода, ни самоопределение для большинства людей абсолютно невозможны при наличии каких бы то ни было элит, распоряжающихся чужими судьбами как некоей природной материей.

Советская власть предложила это достоинство, эту свободу и это самоопределение.

Не все это поняли и не все поверили, но те, кто поверил – действительно смогли построить нечто совершенно новое. Не может вся страна за пару лет стать коммунистической. Построение коммунизма – длительный процесс, все, что сделала советская власть – обеспечила возможность для появления островков новой жизни, вокруг которых началась кристаллизация новых отношений, новых людей.

Изба-читальня с комсомольцем-избачом – это такой островок. Колония Макаренко – еще один островок. Коммунистическая бригада стахановцев – еще один. Это были островки в море старой жизни и старых понятий. Но они хотя бы смогли возникнуть. От них остался след, который навсегда изменил историю.

Вот это и был самый главный процесс, который происходил при советской власти. Потому что он шел в народной гуще, среди тех самых «простых единиц», которые раньше в истории вообще никак не выделялись.

И это – главное, а не то, что там сказал Молотов Риббентропу и что не поделил Сталин с Бухариным. Потому что схватки в неизбежно возникших «верхах» в принципе ничем не отличались от аналогичных в элитах буржуазных государств. Разве что советская элита стала широкой, размытой, на многих этажах легко сменяемой и была вынуждена постоянно соотносить свои действия с заявленным идеалом.

Беспримерный героизм советского народа в годы Великой Отечественной – оттуда же. Ощущение того, что это наша страна – не внушенное патриотической пропагандой, а наполненное реальным содержанием. Это действительно страна рабочих и крестьян. За нее и умереть не жалко.

Надо сказать, что этот отход от принципа «элита – народ» очень сильно повлиял и на отношения в буржуазных государствах. Не мог не повлиять, потому что иначе та самая «масса» внутри этих стран немедленно установила бы тот же режим, что и в Советском Союзе. Народное возмущение было бы не сдержать: а что, так можно? – спросили бы люди. Мы можем сами управлять? Это может быть действительно наше государство? Собственно говоря, в той же Италии, Германии, Англии рабочее движение и все эти идеи имели даже более давнее происхождение, чем в России.

Поэтому были выработаны пропагандистские приемы. Фашизм буквально собезьянничал социалистическую идею (в Германии он даже получил название со словом «социализм»), объявив «единство» и «равенство» всех членов нации, богатых и бедных. При этом никакую элиту он, разумеется, не устранил и даже не собирался. Бедным членам нации просто предлагались «хлеб и зрелища», чтобы они заткнулись и почувствовали, что «о них заботятся».

Буржуазная демократия пользуется теми же самыми приемами. «Мы», «наша нация», «народовластие и демократия». У людей старательно создают впечатление, что их спрашивают о чем-то, что их мнением интересуются. Социальные лифты с 1950-х гг. тоже стали более-менее доступными, хотя до СССР в этом плане любой стране далеко. То есть по-прежнему уже стало нельзя. Уже запрещено прямо говорить об «элите» и «простых людях». Хотя бы номинально каждый человек как-то участвует в политической жизни.

Все это – наследие великой эпохи социализма.

Надо понять, что сегодня мы живем во время великих обломков.

Вот говорят про Китай, мол там социализм. Там же компартия. Во Вьетнаме тоже социализм. Да и сильные, крупные компартии остались в очень многих буржуазных странах, даже если не совсем у власти – то близко к ней. Даже в России. Все спорят, а истинные ли там коммунисты – но как простому человеку разобраться?

В других странах, например, европейских, либо у власти, либо совсем рядом с ней – партии социал-демократические, левые. Тоже как бы «про это». Но чем та же КПРФ отличается от любых соцдемов? Да скорее в худшую сторону отличается, в буржуазную. То есть разницы тоже как бы не видно.

Но самое смешное, что даже правые и центристские партии – они эксплуатируют ту же самую идею. И действуют в общем примерно так же – только называются иначе.

И все это – великие обломки. Состоят они из людей, которые оседлали идею великого народовластия, превращения простого человека в творца истории. И на этой идее делают свой личный капитальчик – строят карьерку, произнося правильные фразы, входят в элиту своей страны.

А почему коммунистическая идея не годится для пропаганды так же, как и любая другая? Да запросто годится. Чего вам еще надо? Чтобы народ был сам субъектом истории? Ну, он в каком-то смысле же играет такую роль, его же надо ублажать и успокаивать, надо пропаганду ему на уши вешать. А большее – это утопия. Так не бывает. И никогда не будет.

И вот пока эта эпоха больших обломков не закончилась, ничего нового не будет. Никакой революции.

Так вот что я имею сказать по этому поводу. Я не терплю никаких элит и не люблю политику. По большому счету мне все равно, что Путин сказал Асаду, а Си Цзинпинь Трампу. Почему меня должно это интересовать? Почему я должна строить какие-то теории по этому поводу? Я не лакей, чтобы перетирать в людской, что там господа между собой решают. Мне это унизительно.

Меня интересуют простые люди. Те, кто вкалывают и гробят здоровье рядом со мной. Кто едет в общественном транспорте или на стареньком «Опеле». Кто трудится на заводах и фабриках, на полях, в школах и больницах. Но эти люди меня интересуют не просто как психологические объекты – а как разумные существа, потенциальные творцы истории и хозяева мира. Хотя меня удручает их сегодняшняя полная неспособность к этому.

Я уверена, что когда-нибудь эта эпоха закончится. К сожалению, очевидно, что закончится большой катастрофой – военной или какой-нибудь иной. Если в этой катастрофе человечество выживет (а шансы на это большие), то снова во весь рост поднимется незабытая идея достоинства каждого отдельного человека, его величия, его способности творить историю. Эту идею теперь уже невозможно запихать в пыльный сундук – разве что катастрофа отбросит нас к состоянию каменного века, но вот парадокс: как раз в каменном-то веке каждый человек был великим творцом истории, и элиты, как таковые, еще не сформировались.

Так что великая коммунистическая идея – идея достоинства и свободы каждого отдельного мыслящего существа – обязательно возродится. И осуществится когда-нибудь, в отдаленном будущем.

А если она не осуществится никогда и не может осуществиться – то не начхать ли на такое человечество?

kraehe

Опубликовал: admin | Дата: Май 28 2018 | Метки: Экскурс |
Вы можете добавить свой комментарий ниже. Вы можете отправить новость в социальные сети.

1 Комментарий для “Всевластие элиты как трагедия народа”

  1. evgen v

    Трагедия народа – это сам народ. (источник счастья – сам народ, или источник горя – сам народ), как хотите. Принимает народ и хавает куски, которые ему сверху бросают – «элиты» -(читай воры) тут не причем.

Комментировать

Допустимый объём комментария: не более 1200 знаков с пробелами

WordPress主题

Последние комментарии

Мы в соцсетях

Поддержать сайт

руб.
Счёт № 41001451132177
Z328083690732
R145935562411 или +79135786207
Карта № 4276 8310 2377 4695 или
Счёт № 40817810931284000016/53
Кошелёк № +79135786207

блиц-поиск

Моя первая Зеркалка

Хотите выжать максимум из вашей зеркальной фотокамеры?
ЗАКАЗАТЬ

Photoshop CS5
от А до Я

Автор этого курса - Евгений Карташов - признанный эксперт Adobe Photoshop. Курс состоит из 2-х дисков и содержит 100 уроков в отличном качестве
ЗАКАЗАТЬ

Photoshop для фотографа
(новая версия)

Как получать прекрасные фотографии даже без дорогой фотокамеры
ЗАКАЗАТЬ

Бюджетная фотостудия или секрет фотовспышек

Как организовать свою портативную фотостудию? Как с минимальными затратами на свет получать фотографии, как в полноценной студии, при этом оставаясь мобильным?
ЗАКАЗАТЬ

Записей на сайте: 28,739 | Комментариев: 19,166

© 2010 - 2018 «Красноярское Время» – информационный портал:
важные политические, экономические и социальные темы, актуальные новости, обзоры, рейтинги, публицистика,
аналитика, версии, исследования, итоги, мнения известных людей, комментарии, видеозаписи, фонограммы.
Автор проекта: Щепин К.В.
При использовании материалов гиперссылка на «Красноярское Время» обязательна! Все права защищены!
Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше!

Войти | ManagAdNews
WordPress主题
Wp Advanced Newspaper WordPress Themes Gabfire