Всемирная история лжи

Facebook
ПлохоТак себеСреднеХорошоОтлично - Ваше мнение
Loading ... Loading ...
Просмотров: 1

С момента своего зарождения капитализм использовал откровенную ложь и манипуляцию сознанием для достижения своих целей.

Сами того не замечая, мы живем в пространстве мифов. Оно плотным кольцом окружает нас, заставляя видеть в черном белое, а в белом – черное. Иногда (как в истории с разоблачениями Эдварда Сноудена) завеса приоткрывается, и мы видим отвратительный механизм изощренной манипуляции сознанием. Но на место устаревшим мифам приходят новые, и оболванивание в мировом масштабе продолжается. Ложь, ставшая главным идеологическим оружием капитализма, заменяет миллионам людей реальность. Попробуем отыскать корни этой поистине адской машины, ведь без знания ложь не разоблачить.

Родовой признак капитализма

История Эдварда Сноудена, который обнародовал тайны американских спецслужб, ведущих регулярную слежку за собственными гражданами, стала величайшей сенсацией последних месяцев. Так, по крайней мере, ее изображают средства массовой информации. «Величайшее разоблачение», «Уничтожение мифа о западной свободе» – такими заголовками пестрят многочисленные статьи и новостные сообщения. Безусловно, смелость бывшего сотрудника ЦРУ, не побоявшегося пойти против жесткой и отлаженной системы, не может не вызвать уважение, а ставшая достоянием общественности информация – это важное событие, открывшее глаза миллионам людей на сущность западного политического строя.

Однако при анализе реакции СМИ и общественного мнения бросается в глаза одно серьезное заблуждение. Многие уверены в том, что система надзора, нанесшая столь ощутимый удар по репутации Запада как самого свободного общества – сравнительно недавнее новшество. Прежде, дескать, все было наоборот: свобода была истинной свободой, а демократия – настоящей демократией.

Это не так. С момента своего зарождения капитализм использовал откровенную ложь и манипуляцию сознанием для достижения своих целей. Не будет преувеличением, если сказать, что «триумфальное шествие» капитализма по планете и достижение Западом практически стопроцентной глобальной гегемонии стали возможны благодаря лжи, в которой творцы «нового мира» поднаторели куда лучше древнегреческих софистов и вавилонских жрецов.

Так что думать, что Сноуден разоблачил отступления от свободы, которые допустил Запад в последние годы, неверно. Лживость, насилие, презрение всех нравственных норм – это не отступление, это родовой признак капитализма. Чтобы доказать этот тезис, сделаем краткий экскурс в историю, осветив несколько (в действительности их – великое множество!) примеров того, как ради выгоды капитализм манипулировал сознанием людей.

«Простой народ – это странное животное»

Ранние годы капитализма, его заря – это вовсе не героические страницы самоотверженного труда и пуританской этики, а века жестокости, кровавых расправ, уничтожения целых народов и… откровенной лжи. «Новорожденный капитал источает кровь и грязь из всех своих пор, с головы до пят», – писал Маркс, и огромный фактический материал, накопленный историками, полностью подтверждает эти слова.

Первоначальное накопление капитала шло как внутри европейских стран, так и на периферии западного мира. В первом случае нарождающийся капитализм накапливал богатства путем фактического уничтожения собственного крестьянства. Земледельцев сгоняли с земли, отбирая их земли и превращая последние в пастбища для овец, чтобы потом делать состояния на торговле шерстью (так называемые огораживания). Лишенные земли и средств к существованию крестьяне становились рабочими мануфактур, трудясь за нищенское вознаграждение, а иногда и просто за еду.

Заподозрить дельцов, этих ранних капиталистов, в теплых чувствах к народу трудно. Вместе с тем, даже зная цинизм и бессердечие людей, ослепленных деньгами, довольно сложно понять эту жестокость, вынуждающую превращать в нищих бродяг собственных соотечественников, гнать на шахты и рудники женщин и 7-летних детей. Однако это хладнокровие становится более ясным, если вспомнить ту масштабную программу по демонизации простолюдинов (особенно крестьян), которая развернулась в Западной Европе накануне Нового времени и после его наступления.

«Тексты повторяли с вызовом, что крестьянин подобен дикому зверю, – пишет французский историк Жак Ле Гофф. – Он звероподобен, безобразно уродлив, едва ли имеет человеческое обличие… Ад – его естественное предназначение». На высмеивание простолюдинов, которым изначально отказывалось в праве на разум, были брошены литература и искусство. Эта сословная ненависть нашла отражение даже в языке. Так, от слова «виллан» (феодально-зависимый крестьянин) был образован термин «виллания», обозначавший подлость, моральное уродство. Крестьяне, сохранявшие народные верования и обряды, обвинялись в язычестве и даже тайном поклонении дьяволу. Ряд священников уподобляли своих прихожан дикарям недавно открытого Нового света: они не понимают слова божьего, и с тем же успехом с ними можно было бы говорить по-арабски. Как подчеркивает советский медиевист Арон Гуревич, обычаи и верования простонародья подвергались осмеянию и осуждению со стороны гуманистов и позднее просветителей. «Я бы сказал, что простой народ – это странное животное», – писал в начале XVII века один «просвещенный» автор.

Неудивительно, что представители «неблагородных» сословий воспринимались тогдашней элитой как некие полулюди-полуживотные, сосредоточившие в себе все отрицательные качества. А раз так, то нет ничего предосудительного в жестоком к ним отношении и в эксплуатации простонародья.

Что уж тогда говорить о жителях колонизируемых территорий! Колонизация, ставшая вторым важным элементом первоначального накопления капитала, сопровождалась еще большей ложью, имевшей цель оправдать захват земель и уничтожение целых народов. Первой испытала на себе ужасы британского колониального господства Ирландия. Этому предшествовала настоящая кампания по очернению коренного населения острова. Английская литература изображала ирландцев ленивыми, хитрыми пьяницами. Когда в Британии победил протестантизм, а Ирландия осталась в лоне католической церкви, к личностным обвинениям добавились религиозные: ирландцы в глазах англичан превратились в еретиков.

Во время завоевания Ирландии Кромвель напутствовал своих солдат, говоря, что им предстоит войти в «землю Ханаанскую» и изгнать обитающих там нечестивцев-идолопоклонников. Поход сопровождался серией кровавых расправ, каждую из которых англичане представляли как полностью справедливое наказание для «кровожадных грешников». «Силы врага достигали… 3000 человек. Не думаю, что и 30 из всего этого числа остались в живых… Я полагаю, что такова кара Божия, ниспосланная этим варварам», – писал Кромвель после одного из сражений. Как отмечали современники, по Лондону в это время распространялись листовки, в которых утверждалось, что ирландцы «еще более неотесанны, чем индейцы», а потому долг англичан – «образумить этих животных».

В итоге, как замечает историк Кристофер Хилл, «большинство образованных англичан, принадлежащих к высшим слоям общества семнадцатого века, высказывались об ирландцах в том же ключе, что и, например, фашисты о славянах или же белые южноафриканцы о коренном населении – во всех этих случаях презрение являлось оправданием потребности эксплуатировать». «Потребность эксплуатировать» проявилась не только в захвате ирландских земель. Жителей острова продавали в рабство, устраивая на них настоящие облавы. Эти «белые рабы» работали на плантациях в Вест-Индии, помогая английским лордам сколачивать капиталы своим трудом в нечеловеческих условиях.

И много позже, в век просвещения, ирландцам отказывалось в праве на человеческое достоинство. В книге «История Англии», впервые опубликованной в 1750-х годах и выдержавшей в последующие сто лет 36 изданий, Дэвид Хьюм пишет: «С начала времен ирландцы пребывали в самом беспросветном невежестве и варварстве, которое только можно себе представить. И, поскольку, они так и не были до конца завоеваны и покорены римлянами, несшими цивилизацию всей Западной Европе, им оставалось лишь и дальше вращаться в своей дикости, все глубже погрязая в пороках, к которым – увы! – склонна не развитая образованием человеческая природа». Ложью прокладывал себе путь капитализм, ложью оправдывал самые гнусные свои преступления…

Истоки расизма

Однако самым жутким преступлением капитализма, перед которым меркнут и огораживания, и эксплуатация Ирландии, стало завоевание Нового света. Это событие, которое историки называют самым масштабным геноцидом в истории человечества (исследователи расходятся в цифрах, но признают беспрецедентный характер этого геноцида: Джеймс Блаут пишет, что за два века было уничтожено 90% жителей, численность которых к моменту начала Конкисты могла достигать 145 миллионов человек; Эдуардо Галеано придерживается мнения, что число жителей Северной и Южной Америк за полтора века сократилось с 60-90 миллионов до 3,5 миллионов человек; Пьер Шоню приводит данные, согласно которым население этой части света менее чем за столетие уменьшилось с 90 до 10 миллионов человек), также шло рука об руку с ложью.

Начало ей положил Колумб. Впервые вступив на новые земли, мореплаватель подчеркивает в своих записях миролюбие и доброжелательность коренных жителей. Однако отношение к племенам Карибских островов кардинально очень скоро изменилось. Испанцы поняли, что открытая земля может обогатить их. Соответственно, поменялось и отношение к местным жителям, которых перестали воспринимать просто как экзотических аборигенов. Теперь от них требовали золота, все больше золота. Короткий период мира закончился. Начались стычки, которые, впрочем, вернее назвать резней индейцев конкистадорами. Чтобы оправдать применение силы и добиться выделения средств для новых экспедиций, Колумб и его соратники создают миф о «кровожадных каннибалах». Когда в январе 1493 года испанские корабли повернули обратно в Европу, Колумб сделал запись в журнале, назвав убитых за несколько дней до этого туземцев из племени карибов как «злых жителей, которые едят людей» (кстати, само слово «каннибал» произошло от названия племени). За этой записью следует вполне практические предложения, как обуздать «кровожадность» индейцев. По мнению Колумба, искупить свою вину перед богом карибы могут только будучи завоеванными и обращенными в рабство.

Между тем, как установлено историками, антропологами и этнологами, рассказы о каннибализме среди карибов были обыкновенными байками. Единственное «доказательство» антропофагии жителей Антильских островов, которое приводили испанские конкистадоры – это то, что вокруг индейских хижин они видели человеческие кости. Однако у местных племен культ предков предполагал хранение черепов и костей. К слову, сказки о каннибализме были не самой изощренной выдумкой европейцев. В бортовом журнале Колумба можно найти и такие «свидетельские показания»: якобы у этих «свирепых дикарей» «посреди лба находится глаз», у них «собачьи носы, которыми они пьют кровь своих жертв, которым они перерезают горло и кастрируют».

Миф оказался живучим: индейцы на европейских рисунках изображались в образе людоедов, а последующее завоевание Нового света приобрело характер «религиозного подвижничества»: ведь «христианским воинством» покорялись и обращалась в «истинную веру» не просто дикари, а каннибалы! Справедливости ради нужно признать, что современные исследователи (хотя и не все) не исключают каннибализма у отдельных народов Нового света (например, ацтеков). Однако это явление, даже если и имело место, то исключительно в ритуальных целях. О массовом характере каннибализма (снова приведем слова Колумба о племенах, которые якобы «питаются одной только человеческой плотью») речи быть не может. Например, при осаде испанцами столицы государства ацтеков Теночтитлана в городе был страшнейший голод, люди питались ящерицами, травой, насекомыми и пили грязную воду из озера, но при этом нет ни одного свидетельства людоедства.

Напротив, если кого и можно назвать истинными каннибалами, так это самих европейских завоевателей. Жуткие подробности конкисты стали известны благодаря священнику Бартоломе де Лас Касасу, первому вступившемуся за коренных жителей Америки. В своих трудах он приводит свидетельства того, как европейцы убивали людей просто ради забавы. На индейцах проверяли остроту мечей, младенцев подбрасывали в воздух и насаживали на копья. Вторая экспедиция Колумба завезла на Карибские острова крупную партию собак, натренированных на охоту за людьми. В своей работе «Кратчайший рассказ о разрушении Западной Индии» Лас Касас с гневом писал: «Христиане своими конями, мечами и копьями стали учинять побоища среди индейцев и творить чрезвычайные жестокости. Вступая в селение, они не оставляли в живых никого. Были обучены и вымуштрованы отчаяннейшие псы, которые, завидя индейца, в мгновенье ока разрывали его на куски». На Карибах существовала целая сеть «мясных лавок», где тела индейцев продавались как собачий корм. Сохранилось письмо одного из конкистадоров, в котором он пишет: «Я встретил португальца по имени Рохе Мартин. На крыльце его дома висели части разрубленных индейцев для кормежки его собак, как будто они были дикими зверьми».

Результатом подобного «христианского» обращения с коренным населением Нового света стало полное исчезновение индейцев на островах Карибского моря в течение одного XVI века. Да и в других районах численность исконных жителей сократилась в разы. Поэтому в Европе, в которой дух предпринимательства креп с каждым годом, созрел до крайности выгодный бизнес-план: завозить в Америку для труда на плантациях и рудниках негров из Африки. И здесь тоже не обошлось без идеологического обоснования. Чтобы возрождение рабства «самым прогрессивным» общественным строем не казалось постыдным мероприятием, в ход были пущены новые мифы. Их создателями были величайшие умы тогдашней Европы. Например, один из виднейших мыслителей Нового времени Джон Локк резко выступал против рабства, но… лишь против рабства «граждан», то есть собственников – полноправных жителей капиталистического общества. В то же время в обращении в рабство «дикарей» (то есть всех остальных людей) нет ничего предосудительного. Свои слова философ подтвердил делом, вложив деньги в работорговлю. Схожего мнения придерживался Иммануил Кант, писавший, что «африканские негры от природы не обладают никаким чувством, которое выходило бы за пределы вульгарного… Чернокожие весьма тщеславны, но на негритянский лад, и настолько болтливы, что их приходится разгонять ударами палок».

Изощренная ложь принесла свои плоды. Именно благодаря ресурсам колоний и работорговле Запад смог аккумулировать огромные средства, вложенные в экономическое развитие и технический прогресс (так, по данным Галеано, только с 1503 по 1660 год в Европу без учета контрабанды было вывезено 185 тонн золота и 16 тысяч тонн серебра, что в три раза (!) превосходило все европейские запасы драгоценных металлов, накапливавшихся столетиями – со времен Римской империи и Крестовых походов). Говоря словами Маркса, «открытие золотых и серебряных приисков в Америке, искоренение, порабощение и погребение заживо туземного населения в рудниках, первые шаги к завоеванию и разграблению Ост-Индии, превращение Африки в заповедное поле охоты на чернокожих – такова была утренняя заря капиталистической эры производства. Эти идиллические процессы составляют главные моменты первоначального накопления».

Таким образом, тот расизм, который с особой жестокостью проявил себя в прошлом веке в образе фашизма, имел истоки там – в ранней капиталистической Европе. Именно тогда ради достижения главной цели нового строя – максимальной прибыли – были сочинены и пущены в оборот мифы об ущербности всех, кто не разделяет ценностей «свободного» рыночного общества. Причем жертвами этой лжи становились далеко не только индейцы и африканцы.

Мифы о России

Показательным примером является многовековая программа демонизации России. И если изначально русских представляли как нацию некультурных и необразованных людей, то впоследствии в массовое сознание жителей европейских стран стали внедряться вымыслы о кровожадности России, которая спит и видит уничтожение «высококультурной Европы». Планомерная генерация подобных мифов началась в конце XV века, когда Московское княжество осталось последним независимым православным государством. Тем самым католическая пропаганда доказывала правильность идей, идущих из Рима – в противовес «дурной» вере восточных схизматиков. В этом смысле Россия стала преемницей Византии. В отношении последней использовался аналогичный набор обвинений. Например, в «Жизнеописаниях итальянских художников» пера Джорджо Вазари – видного живописца и писателя XVI века – в отношении Византии используются такие эпитеты, как «варварская», «дикая», «примитивная». Традицию гуманистов эпохи Возрождения подхватили деятели Просвещения. Шарль Монтескье утверждал, к примеру, что история Византии – это история неуклонного падения и разложения, причем главной причиной этой деградации якобы являлось православие. Его философ определял как «грубое суеверие», которое «унижает ум», возлагая «все упование на тупое почитание икон». Ему вторил Вольтер, сводивший всю историю Византии к двум словам – «horrible et degoutante» («ужасная и отвратительная»).

И это при том, что, по словам директора Научного центра восточнохристианской культуры Алексея Лидова, Западной Европе и не снился уровень развития образования и культуры, существовавшей в Византии. В то время как 9/10 жителей тогдашних Франции, Англии или Германии не умели ни читать, не писать (причем зачастую неграмотными были даже короли), в Византии подавляющее большинство населения имело за плечами начальную школу, в которой учили не просто грамоте, но и знакомили с творчеством Гомера, Эсхила, Аристотеля, Плутарха.

Миф о варварстве России, якобы одичавшей за столетия татаро-монгольского ига, также не имеет ничего общего с реальностью. Уровень грамотности в стране был намного выше западноевропейского, а образованные люди были знакомы не только с церковной литературой, но и произведениями античных авторов. В одной из своих статей писатель и литературовед Юрий Лощиц пишет: «Они прилежно читали «Шестоднев» Василия Великого и проповеди Иоанна Златоуста, но Василий и Иоанн были блестящими знатоками античной литературы и философии – от Гомера до Вергилия, от Гераклита до Марка Аврелия. Они знакомились с умозрительными сочинениями Иоанна Дамаскина, но тот был превосходно знаком с трудами Аристотеля… Не случайно в летописях или житиях русские князья часто сравниваются с Ахиллесом или Александром Македонским (повесть о последнем бытовала у нас, кстати, уже в начальные времена славянской письменности)».

Лощиц приводит и малознакомый факт, опровергающий басни о Руси как о «дикой стране», вся культура которой сводилась к поклонению иконам святых. В росписях Благовещенского собора Московского Кремля, выполненных в конце XV века, наряду с христианскими святыми присутствовали… поэты Гомер и Вергилий, философы Зенон, Диоген и Платон, историк Плутарх. Аналогичные изображения встречаются и в других храмах. Это говорит о том, что массив античных знаний прочно вошел в российскую культуру того времени. Не правда ли, отличное доказательство «забитости» Руси!

Пик мифотворчества в отношении России пришелся на годы правления Ивана Грозного, когда страна впервые вступила в открытую конфронтацию с Европой. На Западе появляются многочисленные памфлеты, в которых царь изображается невероятно жестоким правителем, «переплюнувшим» Ирода и Нерона. Подобные творения сопровождались иллюстрациями, на которых Иван изображен в образе хитрого, жестокого азиата, самолично казнящего своих противников (например, поджаривая их на вертеле). Вот один из эпизодов, проливающих свет на то, как именно создавались эти мифы. В течение семи лет в России жил немецкий дворянин Альберт Шлихтинг. Попав в плен во время Ливонской войны, он стал служить переводчиком при личном медике царя Арнольде Лендзее. В 1570 году Шлихтинг уехал в Речь Посполитую. Сразу после перехода границы он продиктовал записку, озаглавленную «Новости». В ней он, в частности, сообщил о заговоре боярина Челяднина, изобразив последнего как изменника.

Позже, оценив осведомленность Шлихтинга в российских делах, польские власти решили использовать его знания в дипломатических акциях против Москвы. По словам историка Руслана Скрынникова, после вполне объективных и заслуживающих доверие «Новостей» Шлихтинг по прямому заказу польского правительства пишет тенденциозные Сказания «о жизни и тирании государя Ивана». Теперь тот же Челяднин становится не заговорщиком, а невинной жертвой тирана, неповинной даже в дурных помыслах. Более того, книга Шлихтинга была использована для дискредитации Москвы в общеевропейском масштабе. Скрынников пишет: «Папа римский направил к царю посла с целью склонить его к войне с турками. Король задержал папского посла в Варшаве и, чтобы отбить у него охоту к поездке в Москву, велел вручить ему «Сказания» Шлихтинга. Памфлет был переслан затем в Рим и произвел там сильное впечатление. Папа велел немедленно прервать дипломатические сношения с московским тираном. Оплаченное королевским золотом сочинение Шлихтинга попало в цель. В соответствии с полученным заданием Шлихтинг всячески чернил царя и не останавливался перед прямой клеветой».

Это только малая толика тех мифов, которыми оперировал (и, кстати, нередко продолжает оперировать) Запад. Но все они преследуют одну цель – оправдать притязания мирового капитала на глобальное господство, а также очернить, осмеять, обесславить всех противников этого господства. Ложью капитализм начинался и ложью живет. Единственный способ поставить заслон этой лжи – разоблачать каждое ее проявление, разбивать каждый из мифов, которые, подобно адскому вареву, не прекращают готовиться в лабораториях Вашингтона, Лондона и других столицах капиталистического мира.

Сергей Кожемякин
~~~

Источник: evrazia.org
Опубликовал: admin | Дата: Июл 15 2013 | Метки: Расследования |
Вы можете добавить свой комментарий ниже. Вы можете отправить новость в социальные сети.

Комментировать

Допустимый объём комментария: не более 1200 знаков с пробелами

WordPress主题

Мы в соцсетях

Поддержать сайт

руб.
Счёт № 41001451132177
Z328083690732
R145935562411 или +79135786207
Карта № 4276 8310 2377 4695 или
Счёт № 40817810931284000016/53
Кошелёк № +79135786207

блиц-поиск

Моя первая Зеркалка

Хотите выжать максимум из вашей зеркальной фотокамеры?
ЗАКАЗАТЬ

Супер Cinema 4D

Самой лучшей программой по работе с 3d считается Cinema 4d. Первый полноценный обучающий курс по Cinema 4D на русском языке.
ЗАКАЗАТЬ

Photoshop CS5
от А до Я

Автор этого курса - Евгений Карташов - признанный эксперт Adobe Photoshop. Курс состоит из 2-х дисков и содержит 100 уроков в отличном качестве
ЗАКАЗАТЬ

Photoshop для фотографа
(новая версия)

Как получать прекрасные фотографии даже без дорогой фотокамеры
ЗАКАЗАТЬ

Бюджетная фотостудия или секрет фотовспышек

Как организовать свою портативную фотостудию? Как с минимальными затратами на свет получать фотографии, как в полноценной студии, при этом оставаясь мобильным?
ЗАКАЗАТЬ

Записей на сайте: 24,572 | Комментариев: 14,678

© 2010 - 2016 «Красноярское Время» – информационный портал:
важные политические, экономические и социальные темы, актуальные новости, обзоры, рейтинги, публицистика,
аналитика, версии, исследования, итоги, мнения известных людей, комментарии, видеозаписи, фонограммы.
Автор проекта: Щепин К.В., контактный тел. +7 913 578 6207
При использовании материалов гиперссылка на «Красноярское Время» обязательна! Все права защищены!
Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше!

Войти | ManagAdNews Wp Advanced Newspaper WordPress Themes Designed by Gabfire themes
Weboy
Wp Advanced Newspaper WordPress Themes Gabfire