Время собирать историков

Facebook
ПлохоТак себеСреднеХорошоОтлично - Ваше мнение | Оценок: 3, Рейтинг: 5.00/5
Loading ... Loading ...
Просмотров: 11

Битва за историю

Когда «железного канцлера» Отто Фон Бисмарка спросили, что ему помогло выиграть франко-прусскую войну, он заявил, что войну на самом деле выиграл не он лично, и даже не армия, а прусский учитель истории.

Российская историческая наука – пережила за последнее столетие два тяжелых периода. Сначала в 20-х годах, когда большевики отказались от изучения истории вообще, заменив её «Кратким курсом ВКП(б)», но потом уже в 30-е годы, быстро сообразив, что без изучения отечественной истории гражданина не воспитать – вернули её изучение сначала в ВУЗы, а затем и в школы. Можно с уверенностью говорить, что патриотического подъема в годы Великой Отечественной войны не было, если бы в последние 5-6 лет перед войной не произошло экстренное возрождение российской исторической науки. Ведь не даром, советский агитпроп в годы ВОВ обратился к историческим событиям и именам Александра Невского, Суворова и Кутузова.

Второй, по настоящему тяжелый период – наступил в конце 80-х – начале 90-х годов. И к сожалению, из второго тяжкого кризиса историческая наука нашей страны «не спешит» выходить до сих пор.

Диспуты на тему какой быть отечественной истории и нужна ли она вообще, ведутся не первое десятилетие. Тем не менее, главная задача исторической науки сформулирована достаточно давно. Она заключается в изучении событий прошлого и настоящего. Фактически, история – это анализ событий и ошибок, допущенных в прошлом, с целью их недопущения в будущем. В  условиях геополитической борьбы историческая наука превращается в практически универсальное идеологическое оружие, которое можно применить как во благо государства, так и для его разрушения. Можно сказать, что сама ситуация, складывающаяся в последние годы отправляет историков на передовую «идеологического фронта».

Стоит заметить, что СССР не в последнюю очередь проиграл идеологическую войну  Западу по причине недостаточно внимания руководства страны к гуманитарному направлению. После того, как в начале 60-х годов в знаменитых диспутах «физиков и лириков», уверенную победу одержали представители «технических наук», историческая наука стала постепенно вырождаться. И именно её вырождение привело к образованию «идеологического вакуума» к началу 80-х годов, который быстро заполнили Дьяконовы, Бушуевы, Буничи и Резуны-Суворовы, чьи произведения мало того, что внесли свою лепту в разрушение Советского Союза – их длительное время вообще некому было обосновано опровергнуть. Пришлось экстренно прибегнуть к помощи израильского (!) историка Габриэля Городецкого, чтобы написать хоть какое-то опровержение доводам, изложенным Резуном в «Ледоколе». А до этого времени, «Ледокол» и «День М» являлись чуть ли не частью официальной российской истории и даже рекомендовались к детальному изучению в школьной программе. Стоит ли после такого удивляться тому, что  поколение менеджеров искренне считает, что «лучше бы нас победили немцы и мы бы пили немецкое пиво»?

Таким образом, ситуация с развитием отечественной исторической науки в постсоветское время только ухудшалась. Историков всячески «вытесняли» в более «востребованные» диким капитализмом направления – кто-то уходил в смежные дисциплины, вроде архивного дела, этнографии, экономики, политологии, культурологии, а некоторые покидали науку вообще.

Более того, в бытность моей учебы на историческом факультете в 1996-2001 годах, нам, будущим педагогам-историкам усиленно навязывали идею, что изучение национальной истории – анахронизм, который давно изжили в «продвинутой» Европе. Ссылались на опыт Чехии, в которой даже был ликвидирован один из старейших в Европе исторических факультетов в Пражском университете, свернутый до уровня кафедры при философском факультете. При этом, отказ от изучения национальной истории негласно проталкивался западными «спонсорами», прежде всего, Фондом Сороса. Преподавание истории в средних учебных заведениях предлагалось заменить курсом «Человек и общество», или «Обществознанием», в который намеревались сделать вкрапления наиболее значимых исторических событий, но с крайне «нужной для воспитания общечеловеческих ценностей» трактовкой. России пытались указать, что изучение национальной истории – создает препятствие к интеграционным процессам в Европе, мол слишком много противоречий всплывает в историческом контексте, и чем в них пытаться разобраться, проще все отменить и забыть.

Что интересно, те же самые фонды и организации активно спонсировали развитие национальной исторической науки в бывших союзных республиках. Видимо, в них изучение истории по мнению западных идеологов никак не мешало общеевропейским интеграционным процессам.

На фоне упадка российской исторической науки – наступил её «расцвет» в Украине, странах Балтии и что интересно в США. Причем, внезапно американские историки стали проявлять поголовный интерес к истории России и СССР. А историческая наука в государствах постсоветского пространства стала двигаться в прямом антироссийском направлении.

В итоге, появление явно антигосударственных сил, выходивших на Болотную и Сахарова в 2011-2012 годах – явный отголосок описанных выше процессов. К несомненным «заслугам» историков  также можно отнести нынешнюю антироссийскую истерию в Украине. Ведь за 23 года, при отсутствии всякого идеологического  противодействия, украинцы мастерски переписали свою собственную историю в нужном для идеологической обработки ключе.

К сожалению, серьезных исторических исследований в настоящее время в нашей стране не проводится, в том числе потому, что их некому проводить. Мое поколение историков, получавшее дипломы в 90-х начале 2000-х годов – давно поменяло профиль деятельности, по причине невостребованности по основной специальности. Историков «по диплому» можно встретить где угодно – в армии, строительстве, торговле, журналистике, на кадровой работе, но в школах и научных учреждениях работают по профилю – считанные единицы. Отголоски этой ситуации можно наблюдать в многочисленной «киноклюкве», вроде штампуемых в поточном порядке «Предстояний» и «Штрафбатов», доставляющей потребителю через экран искаженную картину нашего прошлого, в псевдоисторических романах, которыми завалены полки любого книжного магазина, которые вместо распространенных в советское время историко-патриотических художественных произведений Пикуля, Иванова, Яна и Степанова – формируют негативное отношение гражданина к своей стране. Так что, не удивительно, что для многих россиян – Россия уже не Россия, а «Рашка», из которой «пора валить».

Де-факто, попытки объективного отражения исторических событий становятся в последнее время уделом отдельных энтузиастов, зачастую не имеющих исторического образования. Например, занялся освещением вопросов истории и политологии в своих работах замечательный писатель-фантаст Александр Бушков. Но он не является профессиональным историком, и поэтому доводы в его исторических работах подвергаются скпетическим оценкам, мол, «что взять с фантаста…».

Но сейчас еще пока не поздно поднять престиж исторических специальностей. Историков специально собирать даже не надо, если им создать достойные условия для работы, уверен, что многие из них с удовольствием примут идею снова вернуться в науку.  Ведь большинство специалистов, ушедших из исторической науки за последние 10-15 лет продолжают поддерживать свой уровень знаний, хотя и понимают, что это сейчас никому не нужно. Но все таки, еще надеются, что российская наука и система образования в один прекрасный момент «прозреет» и повернется к ним лицом. Впрочем, «прозревать» надо было еще «вчера».

А вот если сегодняшняя весьма унылая картина в отечественной науке «о прошлом и настоящем» не поменяется, то вполне возможно, что будущую войну опять как и в конце 19 века, выиграет учитель истории. Только будет ли он российским - большой вопрос.

Владимир Безбородов

Источник: politrussia

Опубликовал: admin | Дата: Июл 25 2014 | Метки: Тема дня |
Вы можете добавить свой комментарий ниже. Вы можете отправить новость в социальные сети.

1 Комментарий для “Время собирать историков”

  1. Алексей

    будущую войну выиграет ученый, владеющий русской кольцевой наукой – мощнейшим оружием понимания подлинной истории и прогнозирования возможных будущих событий. Подробнее об этом «Искусство и наука – творения разума народа»:
    http://krasvremya.ru/iskusstvo-i-nauka-tvoreniya-razuma-naroda/

Комментировать

Допустимый объём комментария: не более 1200 знаков с пробелами

WordPress主题

Мы в соцсетях

Поддержать сайт

руб.
Счёт № 41001451132177
Z328083690732
R145935562411 или +79135786207
Карта № 4276 8310 2377 4695 или
Счёт № 40817810931284000016/53
Кошелёк № +79135786207

блиц-поиск

Моя первая Зеркалка

Хотите выжать максимум из вашей зеркальной фотокамеры?
ЗАКАЗАТЬ

Супер Cinema 4D

Самой лучшей программой по работе с 3d считается Cinema 4d. Первый полноценный обучающий курс по Cinema 4D на русском языке.
ЗАКАЗАТЬ

Photoshop CS5
от А до Я

Автор этого курса - Евгений Карташов - признанный эксперт Adobe Photoshop. Курс состоит из 2-х дисков и содержит 100 уроков в отличном качестве
ЗАКАЗАТЬ

Photoshop для фотографа
(новая версия)

Как получать прекрасные фотографии даже без дорогой фотокамеры
ЗАКАЗАТЬ

Бюджетная фотостудия или секрет фотовспышек

Как организовать свою портативную фотостудию? Как с минимальными затратами на свет получать фотографии, как в полноценной студии, при этом оставаясь мобильным?
ЗАКАЗАТЬ

Записей на сайте: 24,577 | Комментариев: 14,698

© 2010 - 2016 «Красноярское Время» – информационный портал:
важные политические, экономические и социальные темы, актуальные новости, обзоры, рейтинги, публицистика,
аналитика, версии, исследования, итоги, мнения известных людей, комментарии, видеозаписи, фонограммы.
Автор проекта: Щепин К.В., контактный тел. +7 913 578 6207
При использовании материалов гиперссылка на «Красноярское Время» обязательна! Все права защищены!
Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше!

Войти | ManagAdNews Wp Advanced Newspaper WordPress Themes Designed by Gabfire themes
mugen 2d fighting games
Wp Advanced Newspaper WordPress Themes Gabfire