Военнослужащий – объект особой защиты
Вряд ли кто-то вменяемый станет оспаривать истину, что военнослужащие Вооруженных сил России — объекты особой защиты как по стоящими перед ними задачами, так и по тем техническим средствам, какими они оснащены при их выполнении. Вряд ли кто-то станет оспаривать аксиому, что морально-психологическое состояние военнослужащих, обеспечивающих безопасность нашей Родины, должно быть на самом высоком качественном уровне.
Бесспорно, что защищенность военнослужащего должна быть абсолютной. А преступления в отношении военнослужащих должны рассматриваться как преступления, направленные на подрыв обороноспособности страны. Вопрос должен стоять так и не иначе с учетом той миссии по защите Отечества, какую выполняют военнослужащие Вооруженных сил Российской Федерации.
Важнейшая деталь — особая правовая защищенность военнослужащих должна присутствовать как в процессе исполнения ими своих служебных обязанностей (законодательством это предусмотрено) так и вне их. Речь о максимальной повышенной правовой защищенности военнослужащих от преступных посягательств криминала и экстремистов из числа гражданских лиц.
Тема правовой защиты военнослужащих затронута не случайно. Факты преступных посягательств в отношении военнослужащих, вне несения ими службы, сегодня имеют место. Уголовные дела, в которых военнослужащие подвергаются нападению со стороны криминального сброда, не редкость. Проиллюстрируем кратко содержание одного из них, озвученного недавно в средствах массовой информации:
«Чебаркульский городской суд (Челябинская область) вынес приговор в отношении организованной группы, которая занималась вымогательством у военнослужащих местной танковой бригады. Как сообщает пресс-служба прокуратуры Челябинской области, жертвами банды стали 17 военнослужащих, которые под угрозой насилия передавали деньги, один из потерпевших отдал вымогателям автомобиль.
В суде установлено, что соучастники в период 2014–2015 годов совершили преступления в отношении 17 военнослужащих по контракту на территории Чебаркульского городского округа. Знакомясь с потерпевшими на территории Чебаркуля в районе «военного городка», преимущественно в ночное время, злоумышленники в процессе общения под различными надуманными предлогами вымогали у потерпевших денежные средства и личные вещи (телефоны, планшеты), якобы за неуважительное общение и не исполненные надуманные обязательства. (РИА Новый День)».
История с военнослужащими в Челябинской области продемонстрировала явную востребованность во внесении изменений в действующие уголовный и уголовно-процессуальный кодексы, в федеральный закон «О военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации».
Прежде всего, военнослужащие ВС должны быть признаны специальными субъектами, преступные действия в отношении которых должны влечь повышенную уголовную ответственность даже если они находились вне места службы и вне исполнения своих обязанностей.
Востребовано установление правового института повышенной правовой защищенности военнослужащих без привязки к территории и к их профессиональной деятельности. Для чего в «Раздел VII. Преступления против личности» УК РФ необходимо внести соответствующие изменения.
Военной полиции необходимо предоставить право проведения дознания как по делам в отношении военнослужащих, так и делам по преступным посягательствам в отношении военнослужащих со стороны гражданских лиц вне зависимости от места и времени совершения преступлений. Преступные посягательства в отношении военнослужащих совершаются как в «военных городках», так и вне их. Для чего в военной полиции необходимо создание управления (департамента) дознания с соответствующими структурными подразделениями органов дознания на местах.
Военная полиция должна стать органом дознания с правами, предусмотренными действующим уголовно-процессуальным законодательством. Это, в том числе и абсолютное право задержания гражданских лиц, совершающих преступные посягательства в отношении военнослужащих с последующим избранием в отношении них меры пресечения в пределах своей компетенции.
Следует значительно увеличить штатную численность структур Особых отделов в воинских гарнизонах. Увеличение штатной численности даст возможность качественного контроля за лицами (группами) криминальной и экстремистской направленности как непосредственно в гарнизонах, так и вблизи лежащих населенных пунктах, представляющих угрозу обороноспособности страны. Данная мера позволит своевременно пресекать преступные посягательства в отношении военнослужащих ещё на стадии приготовления к преступлению и покушение на преступление.
Необходимы изменения в действующем уголовно-процессуальном законодательстве, определяющем подсудность уголовных дел (ст. 31 УПК РФ) Полагаем целесообразным рассмотрение военными судами всех дел, где военнослужащие выступают в качестве потерпевших.
Изменения в законодательстве объективно назрели. Они естественны, ибо российской военной полиции всего «от роду» несколько лет (с декабря 2011 года). А системе массового контрактного набора в Вооруженные силы России рядового и младшего начальствующего состава тоже не более двух десятков лет. Возникли новые отношения в обществе, какие подлежат правовому регулированию. Дело за малым: разработкой проектов правовых актов комитетом Государственной Думы по государственному строительству и законодательству с внесением их на рассмотрение для придания формы закона.
Руслан Устраханов,
Мурманск