Теодор Драйзер. «Американская трагедия» американской мечты

Facebook
ПлохоТак себеСреднеХорошоОтлично - Ваше мнение | Оценок: 5, Рейтинг: 5.00/5
Loading ... Loading ...
Просмотров: 517

145 лет назад – 27 августа – родился Теодор Драйзер

Он всю жизнь писал об американской трагедии американской мечты.

Их мечта особенная. И трагедия их мечты особенная. Там, за этим Тихим шумным океаном. Когда «Сестра Керри» и «Дженни Герхардт» понимают, что «Деньги быстро обнаруживают своё бессилие, если желания человека лежат в области чувств». И любовь быстро разбивается о деньги. А «Финансист», «Титан» и «Стоик» в одном лице уже не чувствует почвы под ногами. Под его ногами только почва из долларов: «Мои желания – прежде всего». И никаких ограничений. И уж, тем более, что такое совесть? Из области фантастики. Впрочем, из области фантастики оказались и его мечты, пусть и американские. И интерес к жизни, и желание жить. И кто заплачет на его могиле? Бедные богатые люди… Увы, это и есть американская трагедия. Над которой уже давно рассмеялась американская мечта. Которую разоблачил и которой вынес беспрецедентный приговор Теодор Драйзер. Он словно облачился в судебную мантию, постучал молотком по специальной подставке на столе перед затаившими дыхание американцами и категорично заявил: «Финита ля комедия»! «Финита ля американская мечта… Виват американская трагедия!..» И ему сразу же поверили. Безоговорочно. Хотя, увы, на время…

«Драйзер является гением в высшем значении этого слова», – написал Герберт Уэллс. Именно – в высшем! Гений – это не просто гениальный писатель, публицис т, журналист, критик и общественный деятель. Каковым и был Драйзер. Гений – это еще обязательно бескомпромиссность, порядочность и верность идеалам добра. И желание посвятить свою жизнь этим идеалам. Он ее посвятил. Безошибочно. Он настолько обнажил буржуазную систему ценностей, настолько ее растоптал, что Америку это шокировало. И этого она не простила Драйзеру…

Добро и зло. Бедность и богатство. Путь от бедности к богатству? Только через сделку с дьяволом. Падение с долларовой вершины головой вниз – неизбежное последствие сделки. Драйзер не собирался кокетничать ни с читателем, ни с Америкой. Он писал правду.

И не только потому, что сам был из бедной семьи немецких эмигрантов. Рано познал нищету. Так и не познав детство. В его детстве не было солнца, родителей и игрушек. Его детство было пропитано запахом грязной посуды в ресторанах, навозом на фермах, грязным бельем в прачечных. Да мало ли чем! А еще – безработицей, бродяжничеством и ночлежками. Впрочем, что еще нужно писателю в поисках правды жизни. И трагедии жизни. Драйзер назвал ее американской. Американская мечта осталась где-то далеко-далеко за пределами Америки. Или мира. Драйзер был умным человеком. И никогда не верил в нее. И потому стал репортером. Кто еще, как не репортер, по-настоящему познает боль жизни. И донесет до людей эту боль. Кстати, национальную боль. «Я пошел работать в газеты, и с этого момента началось мое настоящее столкновение с жизнью – с убийствами, поджогами, насилиями, взяточничеством, коррупцией, надувательством и лжесвидетельством в любых формах, какие только можно себе представить…» Впрочем, буржуазная пресса оказалась не менее продажна, чем американская мечта. И не менее иллюзорна.

Наступала пора великой депрессии. Нет, не Великой депрессии 30-х. Она еще впереди. Пока пора великой депрессии будущего писателя. Теодора Драйзера. Выход один. Или пустить жизнь под откос, или стать великим писателем. Он выбрал второе. И стал им. И его тут же за это возненавидели. И благопристойная буржуазия. И раболепствующая критика. Кому понравится, если подонков назовут подонками, даже если они из высшего общества. Продажных – продажными, даже если закон их в этом не уличил. А воров – ворами, даже если это законные олигархи. Драйзер не побоялся. Назвал. И все расставил по своим местам. И добро, и зло. И Бога, и дьявола. И правосудие, и возмездие. И сестра Керри, и Дженни Гекхарт, и Клайд Гриффитс, и финансит, и титан, и стоик идут рука об руку. Ведь у каждого был выбор – продаться в этом мире или нет. Был… И каждый его использовал, как мог. И заплатил, как мог…

В 1925 году писатель откровенно назовет американскую мечту «Американской трагедией». Он уже к этому времени принял Октябрьскую революцию в СССР. И Советский союз ответил ему благодарностью. Популярность Драйзера в нашей стране была невероятной! Он стал «русским Драйзером». Он стал нашим и только нашим. У книг этого «плохого американца» и «хорошего русского» были невероятные тиражи!

«Американская трагедия», по Драйзеру, это «классовый эпос, в котором отражен классовый антагонизм, охватывающий в наши дни весь мир». История документальна. История человечка, решившего подняться до белых воротничков и ярких галстуков, до шикарного кресла в большом кабинете, до сейфов и банков. Этакий смазливый мальчик, приехавший в большой город, даже искренне (впрочем, такие как он не понимают, что есть искренность) влюбился, соблазнил работницу фабрики, которая от него забеременела. В итоге он, позднее познавший вкус дорогой жизни и любовь дорогой девушки, убивает свою первую возлюбленную. И оказывается на электрическом стуле… Незамысловатый сюжет? Любовный треугольник? Увы, треугольники – для арифметиков. Для географов и влюбленных – земля круглая. И любовь круглая. С какой точки вышел – туда и вернешься. Или просто останешься на полпути. И типичное, как ни странно, становится у Драйзера очень замысловатым. Очень мудрым. Очень бесспорным. И бесспорно глубоко психологичным.

Драйзер назвал своего героя Клайдом Гриффитсом. Инфантильный мальчишка, на первый взгляд даже неплохой, даже милый. Но который желает всё. И неважно как. Ну и что? Я хочу именно этого! Даже если это стоит убийства. А электрический стул – это из каких-то детективов. Я хочу – и всё! То, чего у меня не было. Но вот-вот может быть!.. Как он узнаваем. И как жаль, что уже и в нашей великой стране подобных мелких мальчиков становится все больше и больше. Весь мир – для меня! Это их девиз. Американская трагедия становится нашей. Так и не став американской мечтой…

Кстати, Драйзер обожал Достоевского. И Достоевский ему помог. “Я долго вынашивал в себе эту историю, – вспоминал впоследствии Драйзер. – Ибо мне казалось, что это была история знакома каждому мальчишке, выросшему в маленьких городках Америки. Моя цель не заключалась в морализировании, но в том, чтобы хоть как-то объяснить, отчего происходят подобные убийства – а они в Америке происходят с удивительным постоянством…”

Самое типичное и ужасное, что Драйзер получил кучу писем, авторы которых писали: “Я мог бы оказаться на месте Клайда Гриффитса”. Самое типичное и ужасное, что наверняка и оказывались. Ведь американская мечта вернулась. Может быть, благодаря Драйзеру, она на время ушла за пределы мира. Но все же, увы, вернулась. Ведь так все просто в американской мечте. Вдруг повезет? И не важно, какой ценой. А американская трагедия – это для гениальных сочинителей или слишком честных людей. При чем тут другие?

Драйзер не раз получал пощечины от критиков. Не раз клевета преследовала его и добивала. Не раз его обвиняли во всех смертных грехах. И бросали в него камни. Будем надеяться, что те камни бумерангом вернулись… Он много ездит по Америке. Видит безработицу и нищету. Посещает шахтерские районы, где происходят вооруженные стычки между полицией и бастующими горняками. Во главе комиссии Национального комитета защиты политических заключенных он мужественно начинает открытые слушанья о положении дел. Его откровенно шантажируют. Ему грозит тюремное заключение сроком на 21 год. Но Драйзер не поддается шантажу и дело в защиту горняков не прекращает.

Писатель всегда принимал сторону простых людей. И сторону коммунистов. Он поэтому с удовольствием принимает приглашение посетить СССР в связи с 10-летней годовщиной Великой Октябрьской социалистической революции. Несмотря на все угрозы. В СССР у него было 77 потрясающих дней! «Драйзер смотрит на Россию» – книга, которую он назвал «аплодисментами Советской России». 7 ноября писатель в Москве на Красной площади вместе с правительством Союза. Он посещает фабрики, заводы, библиотеки, школы. Он встречается с советскими людьми, которые все его знают и почитают. Он лично познакомился и подружился с Эйзенштейном и Маяковским. Затем – Ленинград. По его словам – более красивого города он не видел. Правда от писателя-реалиста. Затем – Киев, который напомнил ему Париж. Он посещает музей Тараса Шевченко и Киево-Печерскую Лавру. Интересно, что бы он увидел теперь? Наверное, просто бы написал очередной роман – «Украинская трагедия»… Затем – Харьков, где он приобрел картину работы местного художника. Чтобы он написал теперь? «Харьковская трагедия»… Вот и Одесса. Какая красота! Чтобы он написал теперь? Неизбежно «Одесскую трагедию»…

А, возможно, всё проще? Писатель, который смело выступал против нацизма и фашизма (в том числе американского) написал бы роман с длинным названием: «Фашистская трагедия на Украине, которой могло бы и не быть, если бы не американская мечта». Проклятая американская мечта…

По возвращению из СССР в нью-йоркском порту Драйзера окружила большая группа корреспондентов. Он прямо им заявил: «Я не был коммунистом, когда уезжал за границу, и я не возвращаюсь коммунистом… Но почему должны быть очереди за хлебом в такой богатой стране, как Америка?.. Нигде в России вы не увидите людей без пальто, стоящих в очереди в ожидании остатков хлеба… Сопоставляя свободный и неконтролируемый рост незаконных доходов, который мы наблюдаем здесь, с регулируемым производством, централизованным Советским правительством, я решительно предпочитаю русскую систему».

В июне 1945 года он вступает в Коммунистическую партию. Это было неизбежным. А через полгода он умирает… Настоящих коммунистов в Америке не прощают. Ни при жизни, ни после смерти…

Во время своих встреч с представителями местной прессы Драйзер неустанно критиковал американский образ жизни. «Мы называем эту страну демократией. В действительности же – это олигархия, – говорил он в мае 1930 года репортерам газеты «Сан-Франциско кроникл». – Правительство расположено на Уолл-стрите, а не в Вашингтоне…Разговоры о демократии – просто шутка».

В этом – весь Драйзер. Если вы верите в американскую мечту – читайте Драйзера. Если не верите – читайте Драйзера. Если вы верите в американскую трагедию – читайте Драйзера. Если нет – все равно читайте. Это головоломка. И верующие, и неверующие прочтут одно и то же. Теодора Драйзера. Это для арифметиков – треугольники. Для всех нас – это круг. Это шар. Как и наша Земля… Откуда вышли – туда и вернемся…

Драйзера выдвинули на Нобелевскую премию. Но получил ее Синклер Льюис. В 1930 году Льюис в своей нобелевской речи сказал, что премия по праву должна была достаться Теодору Драйзеру, ведь именно он «освободил американскую литературу от викторианской робости и направил ее по пути смелого, честного и страстного изображения жизни». Драйзер по поводу этого написал: «Я не могу себе представить, чтобы эта премия уменьшила или улучшила умственное состояние любого серьезного писателя…»

Нобелевская премия – не от Бога. Как и любая другая. Нобелевская премия – это не гамбурский счет. И гамбурский счет – это не Нобелевская премия. Премия существует одна. Она дается народом и временем. И, безусловно, Богом. Который и дарует талант. И приз этой премии – вечность. И вечная память. Эту премию заслуженно получил Теодор Драйзер. Как и еще 99 писателей, которые потрясли мир.

Елена Сазанович

Опубликовал: admin | Дата: Авг 27 2016 | Метки: Калейдоскоп |
Вы можете добавить свой комментарий ниже. Вы можете отправить новость в социальные сети.

1 Комментарий для “Теодор Драйзер. «Американская трагедия» американской мечты”

  1. Мотря

    Мировая литература является достоянием народов всего мира, так как ориентируется на традиционные духовные ценности христианства. Великая американская
    литература создана лучшими представителями белой расы за короткий период истории.
    Теодор Драйзер и его творчество замалчивается в настоящее время либералами, так как реально отображает жизнь трудящихся людей, безнравственность стремлений быть богатым за счет слабых, беззащитных, верящих в любовь.
    Автор статьи понятно и гениально просто анализирует художественные произведения Драйзера с точки зрения христианской морали и государственного строя.
    У меня было подписное собрание сочинений Драйзера, но в годы реформ пришлось продать, чтобы выжить.
    Верьте настоящим писателям и поэтом, они передают потомкам истинную сущность бытия. Спор между реализмом и призрачным модерном, постмодерном не окончен в художественной литературе прошлого настоящего и будущего. Литературоведение успешно развивается в нашей стране, следует традициям русской критики.

Комментировать

Допустимый объём комментария: не более 1200 знаков с пробелами

WordPress Themes

Последние записи

Последние комментарии

Мы в соцсетях

Поддержать сайт

руб.
Счёт № 41001451132177
Z328083690732
R145935562411 или +79135786207
Карта № 4276 8310 2377 4695 или
Счёт № 40817810931284000016/53
Кошелёк № +79135786207

блиц-поиск

Моя первая Зеркалка

Хотите выжать максимум из вашей зеркальной фотокамеры?
ЗАКАЗАТЬ

Photoshop CS5
от А до Я

Автор этого курса - Евгений Карташов - признанный эксперт Adobe Photoshop. Курс состоит из 2-х дисков и содержит 100 уроков в отличном качестве
ЗАКАЗАТЬ

Photoshop для фотографа
(новая версия)

Как получать прекрасные фотографии даже без дорогой фотокамеры
ЗАКАЗАТЬ

Бюджетная фотостудия или секрет фотовспышек

Как организовать свою портативную фотостудию? Как с минимальными затратами на свет получать фотографии, как в полноценной студии, при этом оставаясь мобильным?
ЗАКАЗАТЬ

Записей на сайте: 27,472 | Комментариев: 18,137

© 2010 - 2017 «Красноярское Время» – информационный портал:
важные политические, экономические и социальные темы, актуальные новости, обзоры, рейтинги, публицистика,
аналитика, версии, исследования, итоги, мнения известных людей, комментарии, видеозаписи, фонограммы.
Автор проекта: Щепин К.В., контактный тел. +7 913 578 6207
При использовании материалов гиперссылка на «Красноярское Время» обязательна! Все права защищены!
Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше!

Войти | ManagAdNews
mugen 2d fighting games
Wp Advanced Newspaper WordPress Themes Gabfire