Тайны магической избы: как правильно строить русский дом

Facebook
ПлохоТак себеСреднеХорошоОтлично - Ваше мнение
Loading ... Loading ...
Просмотров: 33

Как говорят умные этнографы, пространство можно считать освоенным в том случае, когда оно ассимилировано с символическим устройством, а не просто защищает от ветра, дождя и зверя. Только таким концептуальным семиотическим освоением пространства дом человека принципиально отличается от нор, берлог, дупел и т.п. животных. И поэтому у правильного русского человека было много магических правил строительства.

Дерево

Русские и близко соседствующие народы внимательнейшим образом подходили к выбору материала, то есть, читай, дерева для строительства дома. Люди жили с лесом в гармонии и хорошо его знали. Например, конечно, нельзя было использовать священные деревья. На Русском Севере, как пишет в книге «Жилище в обрядах и представлениях восточных славян» этнограф Альберт Байбурин, священными считались как одиночные деревья, так и целые рощи, отмеченные тем, что выросли на месте разрушенной церкви, часовни или на могиле. Это были также рощи с особенно старыми или высокими деревьями, деревья с разными аномалиями роста – раздвоенностью ствола, сквозным дуплом и т.п. Нехорошим считался лес у перекрестка, где традиционно жило много нечисти, нельзя брать срубленное дерево, упавшее на север (за полночь, как раньше говорили – там также направление злых сил). Рубить лес для дома можно было от зимнего Николы до весны, и затем после Троицы.

Поверья:
«Если три лесины не понравились с прихода в лес, не руби совсем в тот день».
«Грешит тяжко тот, кто срубает сухое дерево. Такой либо сходит с ума, либо ломает себе руку или ногу, либо сам скоропостижно умирает»

Место строительства

Жилище нельзя было строить там, где раньше проходила дорога или стояла баня (баня не воспринималась как доброе место, а из домашних духов банник был самым злобным). Исконное правоведение проявлялось в том, что дом нельзя было строить на спорном участке земли, причем не по практическим, а по магическим причинам. Конечно, нельзя было строить там, где были найдены человеческие кости, где волк или медведь «обложив и зарезав скотину», где меньше всего пасется скотина, где кто-то поранил топором, ножом, косой или серпом руку или ногу до крови, где опрокинулся воз, сломался коток, оглоблина, на месте дома, сожженного перунами, оставленного из-за мора, болезней, наводнений.

История из народной жизни. «Банник мужычка хотел отдуть, а мужык-то побежал от нево, а банник за им. Мужык побежал мимо овина: «Подовинник, батюшка, спаси меня!». Подовинник выскоцыл, начал банника хлестать».

Поверья:
«По углам будущего дома вечером хозяин насыпает 4 кучки зерна, если на утро зерно окажется нетронутым, то место считается выбранным удачно, если тронуты кучки не на будущем красном углу, а на печном, дверном или глухом – то дом строить нельзя».

«Вечером кладут сухое руно овечье под горшок на предполагаемом для дома месте. Если к утру шерсть под горшком отсыреет, место с читается подходящим, а дом будет богатым».
«После отвода крестьянину усадьбы для постройки дома пекут хлебы и назначают на этот дом один хлеб; если хлеб распадается или не поднимается, то будет худо, в противном же случае – хорошо».
«Наша изба о четыре угла, во всяком углу по ангелу стоит. Сам Христос среди полу стоит, со крестом стоит, крестом градит, хлеб и соль, скот и живот, и всю нашу семью».

Время строительства

По мнению исследователей, самой сакральной точкой годового цикла для начала строительства был стык старого и нового года. Староверы Сибири и их соседи – зыряне – считали, что удача будет сопутствовать, если начать рубить дом великим постом и в новолуние. Считалось необходимым, чтобы строительство избы захватило по срокам Троицу. Судя по всему, нежелательно было начинать в понедельник, среду, пятницу и субботу, лучше всего во вторник и четверг.
Поверье:
«Без Троицы дом не строится».

Строительная жертва

Еще даже в первые века второго тысячелетия русские перед началом рубки серьезного сооружения приносили человеческую жертву и закладывали тело в фундамент. Даже в номоканоне – своде церковных законов – было написано: «при постройке домов имеют обыкновение класть человеческое тело в качестве фундамента. Кто положит человека в фундамент, тому наказание – 12 лет церковного покаяния и 300 поклонов. Клади в фундамент кабана, или быка, или козла». Жертвоприношение затем снизилось по качеству до петуха или коня, зато петуха рубили петуха даже и до конца XIX века.Это потому что с древности сохранялось поверье, что дом всегда приходился на чью-нибудь голову, поэтому при переходе в новый дом желательно было отрубить на пороге избы голову у курицы, которую после в пищу не употребляли. Побочной, но символически важной жертвой было так называемое мировое дерево – символ, встречающийся во многих культурах. Это мог быть в разных регионах кедр, рябина, на Севере ставили деревянный крест и т.д. Обряд жертвоприношения обычно был совмещен с закладкой первого венца, и каждый этап строительства имел свои обряды.

Поверье:
«Под угол деньги – для богатства, шерсть – для тепла, ладан – для святости».

Другие обряды

Были свои приемы и при закладке матицы, и при рубке окон и дверей. Особо эффектно было обставлено так называемое «путешествие» плотника по черепному венцу, а затем и по матице с целью завладеть подвязанными к ней ценностями. «Плотник влезает (без лесов и подставок по красному углу на самый верх) и там, помолясь богу, начинает совершать следующее путешествие. Он идет по одному бревну посолонь до следующего угла, где так же молится, затем тем же порядком в третий угол и оттуда к красному же углу, на средине ему попадается матица, он идет по ней, снимает положенный там пирог и, положив его на голову им все время придерживая на левой руке, отправляется вновь к красному углу. Здесь, закончив полный круг и все еще держа пирог на голове на левой руке, он молится богу, а после этого снимает пирог и слезает вниз по углу».

Плотники

Это были ужасные в представлении народа люди. Без них нельзя ничего построить как следует, поэтому люди очень уязвимы перед ними. Как в те времена всем представителям ремесел, плотникам приписывались особые магические свойства, в данном случае тайные связи с лесом и колдовские способности. При этом чем выше было мастерство, тем сильнее считалась магия, поэтому особенно дурной славой пользовались костромские галичане, владимирские аргуны, вологодские, вохомские и другие северные плотники. Они якобы могли сделать так, что в доме поселялась нечистая сила.

Случаи из народной жизни:

«В Орловской губернии под самым городом подслушали бабы, как владимирские плотники, достраивая избу, приговаривали: «Дому не стоянье, дому не житье, кто поживет, тот и помрет – и подсмотрели, что бревна тесали они не вдоль, а поперек, а потом напустили червей. Стали черви точить стены, и едва успел хозяин помереть, как развалилась и хата его».

«Сказывали знающие о причинах этого происшествия, но разное: одни говорили, что либо на стояке, либо под матицу плотники положили свиной щетины, отчего и завелись в доме черти. Другие предполагали, что под домом зарыт был когда-то неотпетый покойник или удавленник и что плотники знали про то и намеренно надвинули к тому месту первые венцы, когда ставили сруб».

«В Белозерском уезде Новгородской губернии в деревне Иглине, у крестьянина Андрея Богомола плотники так наколдовали, что кто из его семьи ни войдет в новую избу, всякий в переднем углу видит покойника, а если войдут с чужим, то не видят. В первую же ночь сына Михаила сбросило с лавки на пол. Решили сломать избу эту и поставить новую. Стали ломать и нашли в переднем углу, под лавкой, вбитым гвоздь от гроба».
Изба на курьих ногах

И в заключение случай из жизни этнографов. В Костромской области в одном селении экспедицией А.К. Бабурина была обнаружена одна из древнейших на тот момент изб, в которой жил слепой старик Скобелкин. Избе было больше двухсот лет (с середины XVIIIвека) и была построена на так называемых курицах – то есть пнях от спиленных деревьев. Скорее всего, использование естественного пня, напоминающего с корнями куриную ногу, и послужило основанием для возникновения в народных сказках образа избушки на курьих ножках.

«Тайны России»

Опубликовал: admin | Дата: Июл 13 2015 | Метки: Калейдоскоп |
Вы можете добавить свой комментарий ниже. Вы можете отправить новость в социальные сети.

Комментировать

Допустимый объём комментария: не более 1200 знаков с пробелами

WordPress主题

Мы в соцсетях

Поддержать сайт

руб.
Счёт № 41001451132177
Z328083690732
R145935562411 или +79135786207
Карта № 4276 8310 2377 4695 или
Счёт № 40817810931284000016/53
Кошелёк № +79135786207

блиц-поиск

Моя первая Зеркалка

Хотите выжать максимум из вашей зеркальной фотокамеры?
ЗАКАЗАТЬ

Супер Cinema 4D

Самой лучшей программой по работе с 3d считается Cinema 4d. Первый полноценный обучающий курс по Cinema 4D на русском языке.
ЗАКАЗАТЬ

Photoshop CS5
от А до Я

Автор этого курса - Евгений Карташов - признанный эксперт Adobe Photoshop. Курс состоит из 2-х дисков и содержит 100 уроков в отличном качестве
ЗАКАЗАТЬ

Photoshop для фотографа
(новая версия)

Как получать прекрасные фотографии даже без дорогой фотокамеры
ЗАКАЗАТЬ

Бюджетная фотостудия или секрет фотовспышек

Как организовать свою портативную фотостудию? Как с минимальными затратами на свет получать фотографии, как в полноценной студии, при этом оставаясь мобильным?
ЗАКАЗАТЬ

Записей на сайте: 24,596 | Комментариев: 14,721

© 2010 - 2016 «Красноярское Время» – информационный портал:
важные политические, экономические и социальные темы, актуальные новости, обзоры, рейтинги, публицистика,
аналитика, версии, исследования, итоги, мнения известных людей, комментарии, видеозаписи, фонограммы.
Автор проекта: Щепин К.В., контактный тел. +7 913 578 6207
При использовании материалов гиперссылка на «Красноярское Время» обязательна! Все права защищены!
Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше!

Войти | ManagAdNews Wp Advanced Newspaper WordPress Themes Designed by Gabfire themes
mugen 2d fighting games
Wp Advanced Newspaper WordPress Themes Gabfire