Тайнопись Ершова

Facebook
ПлохоТак себеСреднеХорошоОтлично - Ваше мнение | Оценок: 8, Рейтинг: 3.88/5
Loading ... Loading ...
Просмотров: 44

К 200-летию со дня рождения автора «Конька-горбунка»

Юбилей Петра Павловича Ершова (22 февраля (6 марта) 1815 — 18 (30) августа 1869) мы будем отмечать потому, что в 1834 году в майском номере журнала «Библиотека для чтения» был опубликован отрывок из «поэмы» «Конёк-горбунок». Если бы не эта стихотворная сказка, фигура Ершова сегодня вряд ли могла заинтересовать кого-либо, кроме самых заядлых краеведов, даже несмотря на последующие публикации автора в столичных журналах (поэмы «Сибирский казак» и «Сузге», а также ряд стихотворений). Как и Александра Сергеевича Грибоедова, Петра Павловича Ершова можно назвать классическим представителем достаточно редкого рода творцов: homo unius libri — человека (писателя) одной книги.

И если в случае с создателем «Горя от ума» подобную ситуацию можно при желании легко и непротиворечиво объяснить как разносторонностью интересов этого, безусловно, гениального человека (дипломат, полиглот, композитор и т.д.), а также его безвременной гибелью в Тегеране, то в случае с Ершовым ситуация принципиально иная.

После публикации «Конька-горбунка» Петр Павлович прожил еще более тридцати лет, причем достаточно далеко от «двух столиц», Санкт-Петербурга и Москвы, где кипела литературная жизнь, трудился на ниве просвещения в Тобольске (у него учился Дмитрий Иванович Менделеев), достаточно активно писал и публиковался (включая даже участие в литературном «проекте» Козьмы Пруткова), но ничего из написанного им для русской литературы и русской культуры, для русского мира в целом по своему значению даже не приблизилось к сказке, созданной им в ранней юности.

Что, разумеется, дало и повод, и основания сомневаться в истинности ершовского авторства. В качестве «альтернативного» создателя «Конька-горбунка» назывались и Пушкин, и погибший в 1844 году композитор и художник Николай Девитте, который проиллюстрировал одно из первых (1843 года) изданий сказки.

Тем не менее, на вопрос о том, стоит ли считать «Конька-горбунка» результатом еще одной мистификации или псевдомистификации, которыми так богата история и мировой (взять хотя бы бесконечные споры о Шекспире), и отечественной (всем памятна многолетняя круговерть вокруг авторства «Тихого Дона») литературы, ответ будет, скорее всего, отрицательным. Отрицательным — исходя даже не из совокупности каких-то привходящих внешних обстоятельств, но из текста самой сказки.

Хорошо известен тот факт, что многие композиторы прошлого, да и современности, чтобы избежать споров об авторстве и связанных с ним вопросов, в том числе правовых, попросту «вплетают» в музыку своё имя, выраженное через определенную последовательность нот. Этот приём, своего рода музыкальная подпись (монограмма) автора, равноценная подписи художника на холсте, зародился в европейской музыке еще в XVIII веке (наиболее ярко — в творчестве И.-С.Баха) и широко используется до сих пор.

Тем же самым приёмом, следом за композиторами — не исключено, благодаря «проникающему» влиянию субкультуры масонства (кстати, в Тобольск были сосланы многие видные декабристы, с которыми Ершов там активно и на протяжении долгих лет общался) — похоже, начали широко пользоваться и многие писатели, в том числе отечественные… Проблема литературного (и поэтического) монограммирования, в отличие от монограммирования музыкального, практически не разработана, однако в случае с «Коньком-горбунком», на мой взгляд, никакому сомнению даже не подлежит — рыба-ёрш присутствует здесь в качестве вроде бы побочного, но весьма яркого и запоминающегося персонажа, который, собственно, и решает судьбу Ивана-дурака, разыскав на дне морском сундучок с перстнем Царь-девицы.

«Будьте милостивы, братцы!

Дайте чуточку подраться.

Распроклятый тот карась

Поносил меня вчерась

При честном при всём собраньи

Неподобной разной бранью…»

Воспринимать этот эпизод иначе, нежели очевидную авторскую монограмму, да еще такой величины, — значит, уподобляться бессмертным словам «любопытного» из басни И.А.Крылова: «Слона-то я и не приметил…»

К моменту создания «Конька-горбунка» из шести «классических» пушкинских сказок была опубликована (в 1832 году) только «Сказка о царе Салтане…», которая, видимо, и послужила «катализатором» для творчества Ершова. «Конька-горбунка» Пушкин, несомненно, и принял, и признал, не только подвергнув «внимательному пересмотру», но и лично поправил начало сказки, придав ей всем известный хрестоматийный вид:

«За горами, за лесами,

За широкими морями,

Против неба — на земле

Жил старик в одном селе…»

Как бы то ни было, любые споры об авторстве «Конька-горбунка» только подчеркивают бесспорную значимость этого произведения, прочно вошедшего в «золотой фонд» русской литературы, — ведь в противном случае не было бы даже повода для спора.

И здесь мы подходим, пожалуй, к самой большой загадке и к самому важному вопросу: чем обусловлена такая популярность данной авторской сказки у русского читателя? Особенно при том, что на иностранные языки она, можно сказать, не переводилась (советские издания на английском, немецком и испанском языках полноценными переводами назвать трудно) и за рубежом практически не издавалась?

Адекватный ответ на эти вопросы может быть только один: «Конёк-горбунок» каким-то образом полностью, а не частично, входит в ядро коммуникативной общности русского народа, а потому не может быть хоть как-то понят иноязычным/инокультурным читателем и не вызывает у него никакого интереса.

Именно в этом произведении ярче и глубже всего проявляются — да, в форме стихотворной сказки! — принципы реализма. И это вовсе не «сказочный реализм», а реализм, если можно так выразиться, коммуникативный. Поскольку вся «действительность» русских сказок собрана здесь Ершовым, словно солнечные лучи стеклянной линзой, в единый фокус. Здесь вы не найдете никакой нечистой силы, с которой должен сражаться и которую должен побеждать главный герой: ни кощеев бессмертных с бабами-ягами, ни змеев-горынычей, ни злых колдунов, ни бесов, ни иноземных богатырей или царей с огромным войском. «Конёк-горбунок», если не принимать во внимание его волшебных природных персонажей, — даже не сказка в привычном её понимании, а почти полный набор кодов социальной коммуникации. Большинство из них — вполне открыты и фольклорны. Но некоторые — например, в описании путешествия Ивана-дурака на небо и его общения с матерью Царь-девицы, луной, которая вполне по-мужски именуется Месяцем Месяцовичем и выступает заодно как мать солнца, — аналогов в фольклоре, судя по всему не имеют, и являются своего рода «тайнописью», которую исследователям только предстоит расшифровать…

Мир «Конька-горбунка», если можно так выразиться, предельно антропоцентричен, поскольку центром мира всегда и везде выступает главный герой, что смещает привычные системы координат уже в самом начале сказки:

«Братья сеяли пшеницу

Да возили в град-столицу:

Знать, столица та была

Недалече от села…»

Образ Ивана-дурака в сказке даётся прежде всего не через авторские описания (хотя они тоже присутствуют), а через постоянное общение героя с другими персонажами и с самим собой. В этом общении он, бывало, и врёт (рассказ родным о потраве хлебного поля «дьяволом»), и запирается (разговор с царем по поводу пера жар-птицы), и ошибается (отказываясь от совета своего волшебного помощника, конька-горбунка), и меняет своё отношение (например, к Царь-девице), — то есть вовсе не представляет собой образ идеального «рыцаря без страха и упрёка». Но в нужный момент, при явном вмешательстве сверхъестественных (впрочем, для сказки — вполне естественных) сил, — он преодолевает все испытания, выходит из них победителем, обретает любовь и «становится царём» — справедливым и сильным, воплощая в себе архетип Русского мира, «русского царства»

«Конёк» мой снова поскакал по всему русскому царству. Счастливый ему путь!.. Заслышав, тому уже 22 года, похвалу себе от таких людей, как Пушкин, Жуковский и Плетнёв, и проскакав в это время во всю долготу и широту русской земли, он… тешит люд честной, старых и малых, сидней и бывалых, и будет тешить их, пока русское слово будет находить отголосок в русской душе, то есть до скончания века…» — написал об этом сам Ершов в 1864 году, предваряя новое издание своей бессмертной сказки. Бессмертной — вместе с её автором.

Владимир Винников

zavtra

Опубликовал: admin | Дата: Мар 5 2015 | Метки: Калейдоскоп |
Вы можете добавить свой комментарий ниже. Вы можете отправить новость в социальные сети.

10 Комментарий для “Тайнопись Ершова”

  1. Лобов Валерий

    Кроме определения ИДИОТ нет иных слов!
    Пушкин написал сказку.

  2. Лобов Валерий

    Если человек не знает ничего о научной рукописи Пушкина 1829 г. (о Законах Вселенной о вечном движении по кругу), то по наитию невозможно увидеть кольцевое строение матрицы всех его произведений. Исследование пророческой сказки ««Конек-горбунок» Пушкина я начал с деления сказки на 16 равных частей. Затем была найдены 8 временных ритмов, 4 четверти в круге и пара равных противоположностей.
    Матрица в малом порядке имеет в начале круга образ: «Иван выполнил задание…» будучи в семье отца последним сыном, а в конце круга: «Иван выполнил задание…», став главой новой семьи, но уже государственного значения. Матрица имеет пару противоположностей эпох: Царь (без науки) — до, и Царь-девица (сама наука) с новым царём Иваном — после. Такие же противоположности есть во всех Троицах.
    По уточнённому плану, выполненному мной по первому изданию сказки Пушкина в 1834 г. вырисовалась такая матрица. Полную матрицу не привожу в связи с неподготовленностью людей к новому пониманию движения особей по парам и троицам.

    1. иван выполнил задачу — поимка кобылицы
    2. кобылица родила пару коней и конька-горбунка
    3. нахождение пера жар-птицы — предостережение горбунка
    4. продажа пары коней
    5. взятие ивана на службу к царю
    6. козни спальника против ивана — из-за пера жар-птицы
    7. 1-е задание – найти жар-птицу
    8. 1-е задание выполнено
    9. 2-е задание – найти царь-девицу и выполнено
    10. 3-е задание – найти перстень девицы
    11. поход ивана к солнцу (просьба кита)
    12. возвращение ивана (освобождение кита)
    13. неудача
    14. удача
    15. задание царь-девицы- царю и ивану (напару)
    16. иван выполнил заданиеа царь — нет

    По моему разумению, проверенному наукой и временем, а не взятому «с потолка», «Конек-Горбунок» написан, как и более 1800 его произведений, по кольцевому закону. Этот закон достаточно хорошо изложен и показан на примерах поэзии и прозы Пушкина в моих книгах (Лобов-НИКШУП) «Пророчества Пушкина. Еруслан и Людмила – Иерусалим» и «Истории Пушкина. Круг 25-й».

  3. Лобов Валерий

    Текст пророческой сказки «Конёк-горбунок» в последней версии от Ершова на 225 строк отличается от Пушкинского, изданного в 1834 г. под именем Ершова. Да 500 строк искажены Ершовым до безобразия. Этим он разорвал все связи матрицы, нарушив кольцевую закономерность и зеркальность образов от середины. Тем самым показал нам, кто автор сказки. Ведь автор не смог бы сам вставить лишние строки в середине без нарушения матрицы. Кроме этого Пушкин еще в 1825 г. нарисовал головы кобылицы, двух коней и конька-горбунка с лицом Пушкина в бакенбардах.
    Этим же способом я, наоборот доказал, что «Тень Баркова» не написана Пушкиным, а каком-то подражателем-недоброжелателем, не владеющим Законами Вселенной, а только использующим слова и фразы из изданных стихотворений.
    Так что ошибается тот, кто огульно и ненаучно отвергает замысел и написание «Конька-горбунка» Пушкиным.

  4. Алексей

    Согласен с Валерием. Сам сравнивал версии Пушкинскую оригинальную и ершовскую построчно. Очевидно, что Ершов оригинал исказил, в основном невпопад. Кроме того, Ершов ни до, ни после Конька ничего путного не написал. По-видимому Пушкин издал сказку через переписчика Ершова ( показанного в сказке в образе Ерша), чтобы не было проблем с цензурой из-за конца сказки, где царь бух в котел и там сварился

  5. Леонид Губанов

    Мой ответ Лобову Валерию и Алексею.
    Простите меня, тёмного русского старика-инвалида за то, что не разбираюсь в Пушкинских Законах развития Вселенной по кругу. Куда уж нам, лаптем-то щи хлебать… Каюсь, люблю А.С. Пушкина, Русского гения в Русской литературе.
    В своей статье в Живом Журнале за 1.10.2014 года «Праздник «Осенние Деды̀» в Ведической Вере» я пишу следующее.
    “Ну, Гаврило, в ту седьмицу
    Отведём-ка их (коней-ЛГ) в столицу”
    (Сказка П.П. Ершова «Конёк-горбунок», 1834 год
    -http://lib.ru/LITRA/ERSHOW/konek.txt_with-big-pictures.html )
    П.П. Ершов многое взял для «Конька-горбунка» из старинных народных сказок и даже употребил «Славянский Ведический Календарь», где неделя состоит из 9 дней: понедельник, вторник, тритейник, четверик, пятница, шестица, седьмица, осьмица, неделя.
    То есть, Культура Русского Народа во времена П.П. Ершова была ещё Русской Ведической Культурой, обогащённой Знаниями Родной Ведической Веры.
    Вот этого, Вы, уважаемые, к сожалению, как-то не заметили, увлекаясь проблемой поиска авторства «Конька-горбунка». Очень жаль…
    С Уважением, Леонид Губанов, 06.03.2015 г.

    • Михаил

      Леонид Губанов 07.03.2015 – 12:03 дп – ответ Лобову Валерию и Алексею.
      «Простите меня, русского старика-инвалида за то, что не разбираюсь в
      Пушкинских Законах развития Вселенной по кругу. … люблю А.С. Пушкина,
      Русского гения в Русской литературе.В ст. в Живом Журнале за 1.10.14 г.
      «Праздник «Осенние Деды̀» в Ведической Вере» я пишу следующее.
      “Ну, Гаврило, в ту седьмицу
      Отведём-ка их (коней-ЛГ) в столицу”
      (Сказка П.П. Ершова «Конёк-горбунок», 1834 год,
      -http://lib.ru/LITRA/ERSHOW/konek.txt_with-big-pictures.html )
      У П.П.Ершова многое для «Конька-горбунка» из старинных народных сказок
      и «Славянский Ведический Календарь», где неделя из 9 дней: понедельник,
      вторник, тритейник, четверик, пятница, шестица, седьмица, осьмица, неделя.
      Культура Русского Народа во времена П.П. Ершова была ещё Русской
      Ведической Культурой, обогащённой Знаниями Родной Ведической Веры.
      Вот этого, Вы, уважаемые, к сожалению, как-то не заметили, увлекаясь
      проблемой поиска авторства «Конька-горбунка». Очень жаль…
      С Уважением, Леонид Губанов, 06.03.2015 г.»
      - А я НЕ УВАЖАЮ ИХ ТРЁП.
      ЛЕОНИД, Доктор-филолог Забабурова Н.В. макнула сих масонов за него:
      И я в коментах к нему ИХ ЖЕ «МАКНУЛ»!! ПОСМОТРИМ ЕЁ ПОСТ:
      http://krasvremya.ru/umstvennye-zatei-donskix-parapushkinistov/
      - И ЕЩЁ: «Алексей 18.02.15 – 12:56 дп Масоны по-русски это вольные
      каменщики эпохи возрождения Европы, их ярые последователи в РФ
      по направлению очернения памяти Пушкина есть пушкинИСТы.
      А пушкинЦы – это вольные строители возрождения России».
      - Масон Алексей ВТЮХАЛ вольных строителей (вместо вольных
      каменщиков-масонов), С ЧЕМ И ЗАВРАЛСЯ, «ПОЗДРАВЛЯЮ» ??-:))»
      - ЛЕОНИД, СКОРО – Весна! Желаю здоровья тебе!

  6. Михаил

    Леонид, ПОСМОТРИМ ПАРАФРАЗ на бессмертную лучшую в РФ повесть:
    Вот что и кто был описан мною В ЭТОМ ЭПИЗОДЕ ПАРАФРАЗА:
    - «мамочка» – это масонская ложа им. Пушкина. (её описал Мухин, не Юрий.);
    - «Горыныч» – главный масон ложи им. Пушкина;
    - «Иван» – невежественное «подмастерье» этой ложи – Валерий Лобов;

    ИЗ ПОВЕСТИ: Василий Шукшин. До третьих петухов.:
    «- Утютюсеньки, – ласково сказал Горыныч.
    – Маленький… Что же ты папе не улыбаешься?
    Мамочке улыбаешься, а папе не хочешь. Ну-ка улыбнись… Ну-ка?
    - Мне не смешно, сказал Иван.
    - А-а, мы, наверно, того?.. Да, маленький?
    - По-моему, да, – признался Иван.
    - Мамочка! – позвал Горыныч. – Иди, сыночек обкакался».

    ПОСМОТРИМ, а где же «обкакалось» это невежественное «подмастерье»?
    По эл. адр.(он выше) ПОСТ: «Умственные затеи» донских парапушкинистов».
    В этом посту Профессор Забабурова Нина Владимировна процитировала
    с. 69 опуса Качура Г. Н., Лобов В. М. Русский пророк Пушкин (1999):
    «Талья по-французски означает круг или цикл,
    а в мифологии – Талья, это жрица Гармонии» (с. 69). Не будем вновь
    уличать автора в незнании французского языка (в наше время, может
    быть, грех и невелик!), но Талия-то всегда была музой Комедии».
    - Уточняю «ФАКТЫ» В. Лобова дополнением комента Забабуровой Н.В.:
    – Талья (франц. taille), постоянный прямой налог во Франции 15-18 вв.
    – Талия, муза комедии — (Θάλεια, Thalia цветущая).
    – «круг» на франц. яз.: – cerc; «цикл» на франц. яз.: – cycle».
    Из сравнения текста В. Лобова с оценкой Профессора Забабуровой, с моим
    уточнением, видно: В. Лобов ни бельмеса не знает о том, что сам написал.

  7. аналитик

    Обратите внимание на глубину и мудрость вердикта «проффэссора»:
    Цитата:
    «…Лобов Валерий 06.03.2015 – 11:23 дп
    Кроме определения ИДИОТ нет иных слов! Пушкин написал сказку…»

    Похоже, что именно сам «иксперт» и есть ИДИОТ? О его вульгарном стремлении вставить А.С.Пушкину ещё и рога Плагиаторщика я скромно умолчу!
    А ведь дикий и неудержимый ПИАР «окольцованной науки» Пушкина у лобовцев продолжается – они и не думают его прекращать! Ранее я уже обращался к админу К.Щепину с просьбой дать укорот неукротимой диарее этой масонствующей секты – тут я ПОВТОРЯЮ:

    Уважаемый Константин! Прошу дать последнее предупреждение – оставить профанации и сектантский БРЕД -искажения творчества Пушкина НА СТРАНИЦАХ КРАСВРЕМЯ со стороны «лобовцев». Для этих целей они должны убраться с этих страниц на СВОИ ЛИЧНЫЕ САЙТЫ!

    • Михаил

      аналитик 07.03.2015 – 8:56 пп
      Обратите внимание на глубину и мудрость вердикта «проффэссора»:
      «…Лобов Валерий 06.03.2015 – 11:23 дп
      Кроме определения ИДИОТ нет иных слов! Пушкин написал сказку…».

      - аналитик, а ЗАКОНЧИЛ СВОЙ БРЕД Лобов Валерий 08.03.2015 – 12:03 пп
      «Алексей, оставь эту свору ТРОЛЛЕЙ навсегда. Их для нас нет».

      Видишь, как просто ТАПЕРИЧА стало в лобовской палате № 6.
      ПРИПЁРЛИСЬ они на русский САЙТ «КВ». «ОБКАКАЛИСЬ» они здесь
      (ПОСМОТРИ МОЙ КОМЕНТ Михаил 07.03.2015 – 7:41 пп). И ЛОБОВ
      БРЕДИТ: «Алексей, оставь эту свору ТРОЛЛЕЙ навсегда. Их для нас нет».

      М-дя… НО, у него не только копролалия (от неё в Израиле вылечат).
      У Лобова, почему-то, уже возникла «ИНВЕРСИЯ ЦЕННОСТЕЙ».

      Алкоголик не считает себя алкоголиком. Шизофреник тоже считает,
      что он нормальный (есть спец. тесты) И здесь очевидная всем КЛИНИКА.
      Полуграмотный ТРОЛЛЬ В.Лобов обозвал русских людей «сворой троллей»
      - Профессора филолога Забабурову, русского ветерана Л.Губанова и т.д.

      И повелел масон В.Лобов «подмастерью» Алексею:
      «Алексей, оставь эту свору ТРОЛЛЕЙ навсегда. Их для нас нет».

      Аналитик, «мамочка» – это масонская ложа им. Пушкина.
      В НЕЙ СОДЕРЖАТ СИХ ТРОЛЛЕЙ ТОЛЬКО ЗА ИХ ЧУШЬ О Пушкине.
      ОНИ лапшу на уши о Пушкине на другом сайте таперича начнут вешать?

Комментировать

Допустимый объём комментария: не более 1200 знаков с пробелами

WordPress Blog

Мы в соцсетях

Поддержать сайт

руб.
Счёт № 41001451132177
Z328083690732
R145935562411 или +79135786207
Карта № 4276 8310 2377 4695 или
Счёт № 40817810931284000016/53
Кошелёк № +79135786207

блиц-поиск

Моя первая Зеркалка

Хотите выжать максимум из вашей зеркальной фотокамеры?
ЗАКАЗАТЬ

Супер Cinema 4D

Самой лучшей программой по работе с 3d считается Cinema 4d. Первый полноценный обучающий курс по Cinema 4D на русском языке.
ЗАКАЗАТЬ

Photoshop CS5
от А до Я

Автор этого курса - Евгений Карташов - признанный эксперт Adobe Photoshop. Курс состоит из 2-х дисков и содержит 100 уроков в отличном качестве
ЗАКАЗАТЬ

Photoshop для фотографа
(новая версия)

Как получать прекрасные фотографии даже без дорогой фотокамеры
ЗАКАЗАТЬ

Бюджетная фотостудия или секрет фотовспышек

Как организовать свою портативную фотостудию? Как с минимальными затратами на свет получать фотографии, как в полноценной студии, при этом оставаясь мобильным?
ЗАКАЗАТЬ

Записей на сайте: 24,596 | Комментариев: 14,721

© 2010 - 2016 «Красноярское Время» – информационный портал:
важные политические, экономические и социальные темы, актуальные новости, обзоры, рейтинги, публицистика,
аналитика, версии, исследования, итоги, мнения известных людей, комментарии, видеозаписи, фонограммы.
Автор проекта: Щепин К.В., контактный тел. +7 913 578 6207
При использовании материалов гиперссылка на «Красноярское Время» обязательна! Все права защищены!
Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше!

Войти | ManagAdNews Wp Advanced Newspaper WordPress Themes Designed by Gabfire themes
Free WordPress Theme
Wp Advanced Newspaper WordPress Themes Gabfire