СССР и Ленин – мнение иностранцев: 80 лет назад

Facebook
ПлохоТак себеСреднеХорошоОтлично - Оцените статью | Оценок: 2, Рейтинг: 5.00/5
Loading ... Loading ...
Просмотров: 39

Четвертая хорошая новость — в той же книге «СССР ГЛАЗАМИ ИНОСТРАНЦЕВ. 1917-1932 гг.»* я нашёл массу материалов о том, как воспринимала Ленина прогрессивная интеллигенция стран Запада, как она оценивала она его роль в истории и в истории России и человечества. Составитель сборника материалов М. Живов писал:

«В этой книге собраны отрывки произведений нескольких десятков европейских интеллигентов об Октябрьской революции…, книга дает много материала для изучения отношения интеллигенции к пролетарской революции».

Книга даёт много информации о мировоззрении прогрессивных писателей Запада. Большинство из них положительно отзывались и об СССР, и о Ленине.

1

Никогда не предполагал, что за 15 лет после Великого Октября уже «…несколько тысяч томов были написаны на разных языках, людьми самых разнообразных категорий и мировоззрений. Часть этих тысяч составляет иностранную художественную литературу об Октябрьской̆ революции, о гражданской̆ войне, о социалистическом строительстве.

Уже было опубликовано огромное количество романов из советской жизни, сотни книг и брошюр, написанных людьми, посетившими Советский союз, немалое количество сборников очерков, запечатлевающих в той или иной форме жизнь Советского Союза, – писали составители сборника, – «мы имеем здесь и книги, написанные друзьями Советского союза, и книги, принадлежащие перу врагов пролетариата, явных, скрытых, маскирующихся, имеем бесконечное количество лживых брошюр с «воспоминаниями», «показаниями очевидцев» и т. д.

Но вся эта литература представляет чрезвычайно большой интерес как первоисточник для честного историка: она показывает отношение разных групп и категорий в разные периоды к стране пролетарской̆ диктатуры; показывает, как нарастал за рубежом интерес к Стране советов, как наши враги пользовались литературой в качестве орудия для борьбы с нами; показывает, как под влиянием успехов СССР совершался перелом в мировоззрении зарубежной интеллигенции.

«В настоящее время, через пятнадцать лет после великих Октябрьских дней 1917 г., весьма поучительно бросить взгляд на всю эту литературу, ибо в ней своеобразно отразился путь нашей борьбы, путь наших завоеваний и побед.» – писал составитель. Не менее «поучительно бросить взгляд на всю эту литературу» спустя 101 год после Октябрьских дней 1917 г. И сравнить, ЧТО О ТЕХ ЖЕ СОБЫТИЯХ пишут современные буржуазные интеллигенты.

2

В сборнике, о котором я начал свой рассказ в первой публикации, я нашёл раздел «СОВРЕМЕННИКИ О ЛЕНИНЕ».

Что же они, его современники, иностранные прогрессивные писатели, не одураченные антикоммунистической и националистической пропагандой, думали о Ленине, вожде мирового пролетариат, навечно вписавшего своё имя золотыми буквами в мировую историю?

Что они думали о мыслителе и философе, практике и теоретике революционной теории, создателя конкретной теории захвата власти пролетариатом в буржуазных странах и практика, начавшего строительство социализма в России?

Речь идёт в основном о крупных писателях Запада, признанных классиках мировой литературы, а не о второразрядных деятелях культуры.

Как вы замечаете, я стараюсь не навязывать читателю свое мнение. Главное для нас — это мнение прогрессивных деятелей, современников М. Горького, о стране Советов и о Ленине, теоретике и практике социалистической резолюции. Это есть не что иное как НАРОДНАЯ правда. Она отличается от БУРЖУАЗНОЙ правды-кривды в корне и сегодня, как и в те далекие времена.

БЕРНАРД ШОУ

Бернард Шоу (1856-1950) — один из популярнейших английских писателей, приобревший известность своими пьесами («Профессия г-жи Уорен», «Пигмалион» и др.), в которых высмеивает лицемерие, ханжество, мещанство, выступая против социальной несправедливости, существующей в капиталистическом обществе. В 1925 г. получил Нобелевскую премию. Шоу называет себя социалистом, но последовательным социалистом никогда не был: наоборот, с 1884 г. по 1911 г. был членом исполкома Фабианского общества (реформистской организации буржуазной интеллигенции, боровшейся против революционной политики социал-демократии). В 1931 г. приезжал в СССР, после чего поместил ряд сочувственных СССР статей, вызвавших возмущение всей мировой буржуазной прессы.)

“Бесполезно воздавать похвалу Ленину теперь, когда он умер. Я счастлив, что около шести лет тому назад, — когда клевета на Ленина в английской печати превосходила даже клевету на Георга Вашингтона в 1780 г. и когда британское правительство истратило 100 млн. фунтов стерлингов на финансирование врагов Ленина,— я счастлив, что я приветствовал тогда Ленина как величайшего государственного деятели Европы в надписи на одной из моих книг, которую я послал Ленину. Я надеялся, что это поможет Ленину показать, что в Англии живут не только жертвы, одураченные буржуазной печатью, но и класс политических слепцов. Но так как в то время почтовое сообщение с Россией было чрезвычайно затруднено и свирепствовала цензура, боюсь, эта книга, хотя она и была послана через русскую миссию, увы, не прибыла по назначению.

«Я — революционер, я думаю, что я родился революционером. До 1917 года я никогда не слышал имени Ленина так же, как и большинство жителей Англии, где я жил и откуда я приехал. Мы не много знали о Ленине. Другие вожди говорили нам о его трудах, открытиях, о его охвативших весь мир идеях. Любопытно, что в других странах он произвел то же самое впечатление, какое он произвел в России. Я не знаю, почему это было так, быть может, это было какой-то таинственный магпетизм. Он был только человеком, но человеком, провесходящим всех остальных, человеком, которого можно поставить в один ряд лишь с немногими. Но и в ряду этих немногих он на голову выше остальных. Он выделялся не только в России, но и в Европе, где долго о нем ничего не знали…

«Вы не должны думать, что значение Ленина — дело прошлого, потому что Ленин умер. Мы должны думать о будущем, о значении Ленина для будущего, а значение, его для будущего таково, что если опыт, который Ленин предпринял, — опыт социализма— не удастся, то современная цивилизация погибнет, как уже много цивилизаций погибло в прошлом. Мы знаем теперь из истории, что существовало очень много цивилизаций и что они, достигнув той точки развития, до которой дошел теперь западный капитализм, гибли и вырождались. Не однократно представители человеческой расы пытались обойти этот камень преткновения, но терпели неудачу. Ленин создал новый метод и обошел этот камень преткновения. Если другие последуют методам Ленина, то перед нами откроется новая эра, нам не будут грозить крушение и гибель, для нас начнется новая история, история, о которой мы теперь не можем даже составить себе какого-либо представления. Если будущее с Лениным, то мы все можем этому радоваться, если же мир пойдет старой тропой, то мне придется с грустью покинуть эту землю.

РОМЕН РОЛЛАН

(1866-1944) приветствовал Февр. революцию 1917 г. Октябрьскую революцию он воспринял как событие громадного междунар. значения, но долго оставался противником диктатуры пролетариата, отвергал революц. насилие как метод борьбы с эксплуататорами. В 1919 опубл. «Манифест независимости духа». Под ним подписались деятели культуры разных стран; этот документ содержал призыв к интеллигенции — помогать прогрессу человечества силой мысли и слова, не вмешиваясь непосредственно в политич. жизнь. Именно такой позиции придерживался сам Р. Роллан в 20-е гг. Его пьесы о Великой франц. революции — «Игра любви и смерти» (1925), «Вербное воскресенье» (1926), «Леониды» (1927) — утверждали в конечном счете необходимость и благотворность революц. переворота, но снова выдвигали на первый план человеч. трагедии и жертвы, неизбежно возникающие в ходе острой политич. борьбы… Вместе с тем он продолжал внимательно следить за ходом обществ. и культурного развития СССР, неоднократно выступая против антисов. кампаний и воен. приготовлений реакц. буржуазии. В 1920-е гг. окрепла дружба Р. с Горьким, с к-рым он начал переписываться в 1917; более тесным стал дружеский контакт с А. В. Луначарским, с к-рым Р. познакомился в годы 1-й мировой войны. В ст. «Прощание с прошлым» (1931) он критически пересматривает концепцию «независимости духа» и утверждает историч. значение рус. революции; в ст. «Ленин, искусство и действие» (1934), вошедшей в сб. статей «Спутники» (1936), он анализирует обществ. назначение писателя, художника в свете идей, высказанных В. И. Лениным в статьях о Л. Н. Толстом. Вместе с А. Барбюсом Р. участвовал в подготовке конгрессов против войны и фашизма, стал одним из идейных вдохновителей междунар. антифаш. фронта. Идейная эволюция Р., его публицистич. деятельность отражена в сб-ках статей «Пятнадцать лет борьбы» («Quinze ans de combat», 1935) и «Мир через революцию» («Par la révolution la paix», 1935). Сведения взяты мною из Краткой энциклопедии на сайте http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/default.asp

“Я никогда не разделял взглядов Ленина и русского большевизма и никогда этого не скрывал. Я слишком закоренелый индивидуалист и идеалист, чтобы примкнуть к марксистской вере и ее материалистическому фатализму. Но именно по этой причине я придаю большое значение большим личностям, и по этой причине Ленин необычайно привлекает меня. В Европе этого столетия я не знаю другой такой крупной личности.

“Уверенно и сильно вел он руль своей воли через хаотические волны человеческого океана, и долгие времена будет виден его неизгладимый след. Через все бури вел он на всех парусах свой корабль навстречу новому миру,

Ленин — самый великий человек дела нашего века и самый бескорыстный.

М. Горький о Ромен Роллане в 1926 г. писал:

«Я преклоняюсь перед Романом Ролланом именно за эту его веру, которая звучит во всех его книгах, во всём, что он делает. Для меня Р.Роллан уже давно Лев Толстой Франции, но Толстой без ненависти к разуму, без этой страшной ненависти, которая была для русского рационалиста источником его великих страданий и так жестоко мешала ему остаться гениальным художником.

Говорят: Р.Роллан — дон-Кихот. С моей точки зрения, это лучшее, что можно сказать о человеке. В безжалостной к нам, людям, игре сил истории человек, который жаждет справедливости, — тоже сила и способен противостоять стихийности этой игры.

Владимир Ленин сумел доказать, что философия истории Льва Толстого очень далека от истины и что роль личности в истории не совсем такова, как её оценивал Карл Маркс. Р.Роллан упрям и смел, как настоящий француз, и поистине свободный человек. Нужно обладать крепкой верой в свою правду, чтобы в те дни, когда тысячи отживших людей, обрадованных смертью Ленина, злорадно ликовали, сказать им спокойно и кратко: «Ленин — самый великий человек дела нашего века и самый бескорыстный».

Р.Роллан — первый из литераторов Европы поднял свой голос против войны. Его за это многие возненавидели. Ещё бы — кто же способен любить человека за правду?»

АНРИ БАРБЮС

Анри Барбюс (1874-1935) — французский писатель, приобревший мировую известность благодаря своему роману «В огне», являющемуся непревзойденным до сих пор антимилитаристическим романом по убедительности изображения и по яркости протеста против войны. Барбюс начал писать еще в конце прошлого века, но прочное место в литературе занял после опубликования этого романа. За последние годы им написаны ряд произведений — «Палачи», «Звенья цепи», «Иисус», «Насилие», «Что было, то будет» и др. Барбюс не раз приезжал в Советский союз. В первый раз в десятилетнюю годовщину Октябрьской революции, когда выступил с докладом на конгрессе друзей СССР и на первой конференции пролетарских писателей. Барбюс написал две книга о СССР: первая — «Что сделано в Грузии», и вторая — «Россия». Мы помещаем один из очерков из первой книги. Анри Барбюс широко популярен не только во Франции, но и за пределами ее; его роман «В огне» переведен на двенадцать языков. На русский язык переведены почти все послевоенные произведения Барбюса. В последнее время, в связи с усилившейся военной угрозой, Барбюс неоднократно выступал на защиту Советского Союза. В 1932 г. он выступил в «Юманите» со статьей «Защищайте Советский Союз», которую мы приводим в этом сборнике. В июле этого года он поместил в этой же газете большую статью в связи с процессом Горгулова, убийцы французского президента Думера; в этой статье он резко разоблачает антисоветские интриги французских империалистов. Барбюс принимал активное участие в подготовке антивоенного конгресса 1931 г.)

«Я все ещё нахожусь под тяжестью того подавляющего чувства, которое овладело мною, когда я узнал о смерти этого величайшего человека. Для меня Ленин — одна из совершеннейших и исчерпывающих личностей, которую я любил больше всех. Что меня наиболее изумляло в его учении, в его интеллекте, в его воле,— это способность в великой человеческой комедии отличать факты от призраков.
ГЕНРИХ МАНН

Генрих Манн (1871-1950) известный немецкий буржуазный писатель. Радикально настроенный, он в некото рых своих произведениях дает сатиру на современную буржуа зию. В романе «Верноподданный» — резкий шарж на вильгель- мовскую монархическую буржуазию. Почти все произведения переведены на русский язык.

«В жизни Ленина мы видим несокрушимую преданность делу, необходимо связанную с беспощадностью по отношению ко всем тем, кто становится поперек дороги этому делу. Ради этой преданности я должен мириться с этой беспощадностью. Это мне облегчается тем, что Ленин умел изменять свое дело сообразно с потребностями живых людей. Он, следовательно, любил людей не меньше своего дела; поэтому он был велик в своем творчестве.

Величие Ленина еще более уяснилось мне из сравнения с нынешней Германией. Что мы видим у нас? Только слепую ненависть к идее и делу, к идее как обновляющему принципу и к человеческому обществу как делу творческого разума. У нас все предоставлено бессмысленному случаю, и в результате мы имеем только разрушение, но неполное разрушение, а после этого по-знахарски, вслепую пытаются вернуть негодное и называют это «восстановлением».

И в Германии мы тоже имеем экспроприацию, массовый голод и вымирание целых классов. К этому присоединяется нравственное падение, люди не видят перед собой никакой путевой звезды в будущем, никакой возвышающей идеи. Как ни смотреть на то, что произошло в России, Ленин сделал свой народ счастливее, и поэтому он сам был счастливее, чем может быть какой-либо деятель в Германии.

МАРТЕН АНДЕРСЕН НЕКСЭ

Мартин Андерсен-Нексэ (1869-1954) революционный датский писатель. Герои его произведений—пасынки апиталистического общества. Написал ряд романов и новелл; наиболее известны: «Завоеватель Пелле», «Сыны человеческие», «Пассажиры пустых мест». В результате поездки в Советскую Россию в 1922 г. написал книгу «Навстречу молодому дню», проникнутую глубочайшими симпатиями к русской революции. Не будучи коммунистом, он сумел понять все историческое значение нэпа на путях строительства социализма. В 1931 г. приезжал вторично в СССР, оставаясь тем же горячим сторонником и искренним другом пролетарской диктатуры.
«Из всех слухов, которые доходили до нас из Советской России, самым потрясающим был тот, в котором мы однажды почувствовали его правдивость, — первое смутное сообщение о смерти Ленина.

Ленин умер. Каждый из нас чувствовал инстинктивно, что это безжалостный факт. Это не был слух. Это была весть— ко всем!

“Я видел рабочего в истрепанной одежде, как он остановился, точно подавленный тяжелым ударом судьбы, когда ему передали эту весть. И я подумал: могла ли какая-нибудь другая весть, как эта, действовать таким тяжелым ударом по всей земле, на все человечество? Всюду, где бьется человеческая жизнь, я видел маленьких людей, таких несчастных и растерянных из-за того, что они не могут примкнуть к рядам своих, что они не идут в одной шеренге вперед, что они не могут утвердить в себе идеи пролетарского движения. Но эти люди, если у них рождался сын, называли его именем Ленина. Ленин — это они могли понять.

“Он был их величайшей надеждой. Ленин умер!

“Величайшие идеи развития всегда воплощали человеческие личности — более или менее удачно. Это привело к индивидуализму, к представлению, будто личности делают истерию. Пролетариат не разделяет этой теории. Мы знаем,что отдельные личности в лучшем случае являются удачным выражением многих, что гений только тогда гений, если он воплощает силу всех нас. Ни одно движение не основано так полно и целиком на массе, как наше. Классовая борьба пролетариата не оставляет места для преклонения перед личностью. И несмотря на это или, может быть, именно поэтому, в наших рядах оказался величайший человек современности. Кто из великих мира сего может быть поставлен вровень с ним по величию духа? И даже малосознательный бродячий рабочий, стоило ему только взглянуть на портрет Ленина в газете, восклицал: «Да, это товарищ!» Так он полностью олицетворял величайшие идеи человеческого развития

ТОМАС МАНН

Томас Манн (1875-1955) брат Генриха Манна, пользующийся не меньшей известностью как писатель. Томас Манн — певец старой буржуазии, ее тоски о прошлом, об отмирающем предпринимательском духе. Наиболее известен его роман «Будденброки».

«Несомненно, Ленин — всемирно-историческая величина. Властитель дум в новом, демократическом, гигантском стиле. Заряженное силой соединение воли и аскезы. Великий папа идеи, полный миросокрушающего божественного гнева. Сказочный витязь героической саги, сказавший: «Да будет проклят тот, кто опускает свой меч, боясь крови».

ГЕОРГ ЛУКАЧ

Георг Лукач (1885-1974) — известный венгерский революционный писатель, философ, публицист и критик. Написал книгу о Ленине. Его перу принадлежат две книги по истории литературы — «История романа» и «Пути трагедии».

«Оппортунисты говорят: Ленин догматически применил опыт русской революции к совершенно различным условиям Европы. Их деды в свое время говорили: Маркс обобщил условия развития английского капитализма в законы развития всего человечества. В обоих случаях оппортунисты упустили из виду одну мелочь, а именно, что Маркс и Ленин были гениями во всемирно-историческом масштабе. Как Маркс из анализа английской фабрики развил истинные законы развития капитализма вообще, так Ленин не только открыл предпосылки и возможности русской революции (роль пролетариата, отношение к крестьянству и т. д.), но вместе с тем нашел в них также основные проблемы мировой революции. Ни Маркс, ни Ленин не «обобщали» то, что имеет лишь местное значение. Оба они в микрокосме одной страны, с ясновидением истинного героя, нашли макрокосм всеобщего развития.

АРТУР ГОЛНЧЕР

«В смертный час Владимира Ильича остановилось на один момент сердце человечества, прекратилось биение пульса мировой истории. Его жизнь пришла к концу, но теперь, как необъятное северное сияние, поднимается на горизонте легенда о его жизни.

В Ленине впервые воплощены были воля и сила про

летариата. Вряд ли возможно в настоящее время охватить контуры п величину его личности, но уже теперь ясно, что в его личности впервые личное было побеждено ве ликим коллективом человечества. Не напрасно первые манифесты Ленина обращались «ко всем». Он был про будившейся и громко зазвучавшей совестью человечества. Этот голос никогда не заглохнет.

МАРСЕЛЬ МАРТННЭ

«Социальная революция — это не что иное, как средство творить и улучшать в области культуры. Революционеры — единственные исконные творцы новой культуры на обломках старого мира. И Ленин, который в большей степени, чем кто-нибудь другой, обладал дальновидностью и огромной волей, останется в истории человечества самым великим человеком, творившим для дела культуры. Из всех великих и потрясающих образов, в которых Ленин останется для будущего поколения, самым близким сердцу будет образ Ленина, играющего с маленькими детьми в дни своей болезни.

3

В заключение стоит вспомнить не только друзей СССР из книги, составленной коммунистами в 1932 г., но и такого политического деятеля как Уинстона Черчилля, непримиримого врага Советской России. Он не питал никаких симпатий к Владимиру Ленину, как к человеку, как к лидеру и мыслителю. Вот какое мнение высказал этот умнейший политический деятель, враг СССР.

«Ни один азиатский завоеватель, ни Тамерлан, ни Чингис-хан, не пользовались такой славой, как он. Непримиримый мститель, вырастающие из покоя холодного сострадание здравомыслия, понимания реальной действительности. Его оружие – логика, его расположение души – оппортунизм. Его симпатии холодны и широки, как Ледовитый океан: его ненависть туга, как петля палача. Его предназначение – спасти мир; его метод – взорвать этот мир. Абсолютная принципиальность, в то же время готовность изменить принципам… Он ниспровергал всё. Он ниспровергал Бога, царя, страну, мораль, суд, долги, ренту, интересы, законы и обычаи столетий, он ниспровергал целую историческую структуру, такую как человеческое общество. В конце концов он ниспроверг себя. Интеллект Ленина был повержен в тот момент, когда исчерпалась его разрушительная сила и начали проявляться независимые, самоизлечивающие функции его поисков. Он один мог вывести Россию из трясины. Русские люди остались барахтаться в болоте. Их величайшим несчастьем было его рождение, но их следующим несчастьем была его смерть».

______

*Автором предисловия «ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ И ОКТЯБРЬ» к сборнику был Карл Радек. Он выступал с докладом о зарубежной литературе на Первом съезде советских писателей в 1934 г.  Его доклад жестко критиковали зарубежные писатели, приглашённые на съезд в качестве гостей. В 1937 г. был арестован как троцкист и враг народа. Расстрелян. Именно поэтому данная книга исчезла с полок советских библиотек.

Литературовед и переводчик М. Живов трудился на ниве советской литературы до 1963 г.

подготовил Юрий Горбунов

publizist

Опубликовал: admin | Дата: Фев 15 2019 | Метки: Калейдоскоп |
Вы можете добавить свой комментарий ниже. Вы можете отправить новость в социальные сети.

Комментировать

Допустимый объём комментария: не более 1200 знаков с пробелами

WordPress Themes

Последние комментарии

Мы в соцсетях

Поддержать сайт

руб.
Счёт № 41001451132177
Z328083690732
R145935562411 или +79135786207
Карта № 4276 8310 2377 4695 или
Счёт № 40817810931284000016/53
Кошелёк № +79135786207

блиц-поиск

Моя первая Зеркалка

Хотите выжать максимум из вашей зеркальной фотокамеры?
ЗАКАЗАТЬ

Photoshop CS5
от А до Я

Автор этого курса - Евгений Карташов - признанный эксперт Adobe Photoshop. Курс состоит из 2-х дисков и содержит 100 уроков в отличном качестве
ЗАКАЗАТЬ

Photoshop для фотографа
(новая версия)

Как получать прекрасные фотографии даже без дорогой фотокамеры
ЗАКАЗАТЬ

Бюджетная фотостудия или секрет фотовспышек

Как организовать свою портативную фотостудию? Как с минимальными затратами на свет получать фотографии, как в полноценной студии, при этом оставаясь мобильным?
ЗАКАЗАТЬ

Записей на сайте: 31,422 | Комментариев: 20,505

© 2010 - 2018 «Красноярское Время» – информационный портал:
важные политические, экономические и социальные темы, актуальные новости, обзоры, рейтинги, публицистика,
аналитика, версии, исследования, итоги, мнения известных людей, комментарии, видеозаписи, фонограммы.
Автор проекта: Щепин К.В.
При использовании материалов гиперссылка на «Красноярское Время» обязательна! Все права защищены!
Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше!

Войти | ManagAdNews
WordPress Themes
Wp Advanced Newspaper WordPress Themes Gabfire