Средства массовой профанации

Facebook
ПлохоТак себеСреднеХорошоОтлично - Ваше мнение
Loading ... Loading ...
Просмотров: 3

Полемика о роли и месте средств массовой информации не сходит с экранов телевизоров, мониторов, газетных полос, и добавить вроде нечего. Но если перейти от обобщений к частному, то можно без особых усилий подтвердить аксиому, что российские СМИ вовсе не российские, а за пределами Российской Федерации тем более. Во всех странах ближнего зарубежья картина аналогична, за исключением некоторых особенностей, которые ярко выражены на примере действующих в Молдове русскоязычных СМИ российского происхождения.

Курам на смех

Всего полгода назад ряд общественных организаций в Республике Молдова всерьёз задумались о качественном состоянии русскоязычных масс-медиа. Вроде они существуют и их предостаточно, но редакционная политика большинства не соответствует потребности целевой аудитории. Особенно удручает ситуация вокруг российских средств массовой информации, представленных в республике, деятельность которых направлена на создание местной этнократии максимально комфортных условий. Русскоязычные СМИ фактически превратились в подручные средства реализации антироссийской политики и её услужливых чревовещателей, затягивая русскоязычную аудиторию в процесс «зомбирования» по внутринациональному образцу.

Орденоносная «Комсомолка»

Орден Ленина, Орден Октябрьской Революции, Орден Отечественной войны 1-й степени, два ордена Трудового Красного Знамени – наличие этих регалии обращают особое внимание к «Комсомольской Правде в Молдове», ведь трудовые и боевые награды были политы потом и кровью многих поколений наших предков.

Летом прошлого года Лига русской молодёжи Республики Молдова организовала пикет у офиса «Комсомольской Правды в Молдове» и инициировала встречу с её руководством. Общественники добивались установления диалога между русскоязычными организациями и представительствами российских СМИ. С их стороны было предложено: ограничить влияние политического класса на редакционную политику, допустить русскоязычные общественные организации к редакционной политике, повысить совместными усилиями уровень освещения процессов в жизни русскоязычного населения Молдовы.

Приведу дословно ответ главного редактора Сергея Чурикова на выдвинутые предложения:

- Я рад, что ребята очень социально направлены и очень верно направлены. У них есть позиция, мы её уважаем и, более того, мы её поддерживаем. Я думаю, что ребятам не надо останавливаться, идти дальше, работать с другими СМИ. Я думаю, это будет очень плодотворно. Мы со своей стороны открыты полностью. Готовы предоставлять и печатную площадь и наш сайт.

Не менее обнадёжило предложение директора «КП в Молдове» Аллы Истрати:

- В качестве одного из первых шагов мы готовы рассмотреть возможность открытия на сайте «КП в Молдове» раздела, посвящённого творчеству русских поэтов и писателей в Молдавии.

Если читатель надеется, что «лёд тронулся», то разочарую. После многообещающих перспектив со стороны руководства издания «воз и ныне там». Кстати, решил проверить обоснованность беспокойства общественных организаций по отношению к «КП в Молдове», применив простой анализ выборки из раздела «Региональные новости» за период с 8 января по 7 февраля 2013 года. Всего представлено материалов 526, касающихся хоть как-то проблем русскоязычного сообщества не более пяти (0,95%), по Приднестровью – 54 (10,27%), включая 33 из криминальной хроники левобережных районов. Возможно, что проведённая оценка по некоторым материалам субъективна, но в целом не далека от истины. Остаётся открытым вопрос: А нужны ли редакции какие-то перемены, или общественность настолько инфантильна и деградирована, что не в состоянии хоть что-то изменить?

Что бы ни являлось основанием непреклонной «стабильности» в редакционной политике, уместно задуматься над тем, какое отношение советские ордена имеют к обложке нынешнего издания. Как говорят в подобных случаях в Одессе: «Или крест сними, или трусы надень».

Всё познаётся в сравнении

Проведём анализ преподносимого материала другого не менее авторитетного российского печатного издания, прибегнув аналогичному подходу. В «Аргументах и Фактах в Молдове» за тот же месяц было опубликовано 452 новости. Отношение к освещению проблематики русскоязычного сообщества в молдавском «АиФ» выглядит лучше – 33 (7,3%), вот материалов о Приднестровье оказалось всего 8 (1,77%).

Со стороны русскоязычной общественности и редакции были также предприняты шаги навстречу друг другу, чему свидетельствуют две заметки за прошлый год.

№ 33 за 2012 год:

- 14 августа в Кишинёве прошёл пикет у редакции молдавской «Комсомолки», организованный Лигой русской молодёжи РМ. Основная цель акции – привлечь внимание общественности к проблеме русскоязычных СМИ в Молдове.

По мнению организаторов пикета, некоторые представительства российских средств массовой информации необъективно освещают жизнь русскоязычного сообщества в нашей стране.

Речь идёт о функционировании в республике представительств некоторых российских масс-медиа, в частности, телеканалов, зачастую принадлежащих определённым политическим партиям и работающих против интересов России, соотечественников и молдавско-российских отношений.

Также 6мл отмечен низкий уровень освещения проблем русскоязычного населения и деятельности русскоязычных организаций.

В связи с этим была выдвинута инициатива, призывающая к диалогу представителей СМИ, вещающих на русском языке, с русскоязычной общественностью Молдова.

Редакция «АиФ в Молдове» считает, что данная инициатива заслуживает внимания и достойна дальнейшего обсуждения в обществе для нахождения путей конструктивного решения.

№40 за 2012 год:

В рамках диалога русскоязычных СМИ с русскоязычной общественностью в редакции «АиФ в Молдове» состоялась встреча с представителями Лиги русской молодёжи, Фонда «Содружество», Координационного совета русских общин и общественных объединений Республики Молдова.

В ходе плодотворной дискуссии был выявлен и обозначен ряд проблемных и болевых аспектов, препятствующих полноценному функционированию русскоязычных СМИ.

Также представители общественности отметили, что в последнее время еженедельная газета «АиФ в Молдове» стала одним из наиболее объективных СМИ в республике и отражает интересы всей читательской аудитории.

Участники встречи поддержали инициативу более тесного сотрудничества, выработки механизмов для обеспечения качественного и полного освещения всех сфер жизни русскоязычного сообщества, а также продолжения подобных диалогов.

По сей день остаётся «за кадром», что послужило препятствием развитию заявленных начинаний.

«О жизни русских в Молдавии»

Показательна в профанации рассматриваемого вопроса очередная передача Наргиз Асадовой «Lingua Franca» на радио «Эхо Москвы», в которой принял участие новый главный редактор газеты «Коммерсант Молдова» Владимир Соловьёв. По его мнению, высказанному в рамках передачи на тему «О жизни русских в Молдавии», оказывается, что республика изобилует русскоязычными масс-медиа, нет никаких серьёзных препонов для их деятельности, при этом уклонился от дискуссии о дискриминации русского языка и по национальному признаку. Тогда посмотрим результаты анализа и сего уважаемого издания.

За тот же период времени в электронной версии «Коммерсанта Молдовы» опубликовано 242 материала, в том числе: не более шести (2,48%) из жизни русскоязычного сообщества, 11 (4,55%) на тему Приднестровья.

Можно возразить, что «Коммерсант» сугубо узкопрофильное издание и к жизни русского сообщества не имеет никакого отношения. Но об этом немного ниже. Сейчас лишь предоставлю информацию о «Коммерсанте» с первоисточника:

- «Коммерсантъ» – ежедневная общенациональная деловая газета. 16 полос качественной и оперативной информации о мировом и российском бизнесе, финансовые и деловые новости, политика и перестановки в органах власти, главные события в обществе, культуре и спорте.

Мерило слов

Несомненно, проведённый анализ трудно назвать глубоким. В расчётах применялись только электронные версии упомянутых изданий, да и критерии для оценки публикуемых материалов в действительности намного шире. Группировка целевой аудитории, выявление круга её интересов и определение позитивно-негативного отношения к разным тематикам – задача нетривиальная. Не только важно учитывать упоминание актуальных тем, таких как NATO, Европейский союз, Таможенный союз, Евразийское партнёрство, отношение к историческим событиям, культурным, религиозным и национальным ценностям, но и характер, интонацию изложения, даже задаваемый тон в комментариях к опубликованным материалам.

Исходя из рассмотренных статей трёх представителей российских печатных СМИ, в некоторых явно просматривается использование «нечистых» приёмов. Например, в одном из изданий каждая конструктивная новость о Приднестровье обязательно сопровождается парой новостей из криминальной хроники региона. Или сначала публикуется информация о предстоящем визите Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла в Тирасполь, следом в комментариях неприглядным образом обсуждается персона Патриарха, «скрытые» цели его визита в непризнанную республику, а на другой день оказывается, что Патриарх посетит всю Молдову в рамках празднования 200-летия вхождения Кишинёвской епархии в состав Русской Православной церкви. Но негативный тон задан, представив информацию в определённой дозированной последовательности, насытив негативными комментариями.

Равно как редкие сообщения о Таможенном союзе вроде можно засчитать как упоминание, но характер изложения материала подвергает сомнению его перспективность и необходимость, а регулярная информация о Европейской интеграции преподносится как неминуемый и почти свершившийся факт. С трудом верится, что указанные «закономерности» случайны и проходят мимо редакций.

Пару слов о ТВ

Неуважительно уделять всего пару слов телевидению, так как оно занимает самые существенные позиции по степени воздействия среди СМИ. Достаточно посетить официальные сайты российских телевизионных каналов, транслируемых в Молдове, чтобы убедиться в полной идентичности ситуации с печатными российскими изданиями. Поэтому, в данной публикации хотелось бы коснуться только «ноу-хау», применяемых в так называемой «ретрансляции» российских визуальных СМИ в Молдове.

Новатором и первым испытуемым в области ТВ-искажения стал самый популярный в ближнем зарубежье российский «Первый канал». В вещательной сетке Молдовы с 1999 года под видом необходимости обеспечения условий для ретрансляции передач «Первого канала» была создана телерадиокомпания «Prime». В сущности, началось вытеснение «Первого канала» неким «сурдопереводчиком».

На сегодняшний день ретранслируемое время «Первого канала» существенно сократилось за счёт выпуска передач и новостей собственного производства «Prime», заполняющих эфирное время на 4-7 часов, среди которых на русском языке подаётся только часть ежедневных новостей и местный вариант еженедельного ток-шоу «Жди меня». Это не считая произвольного переноса, перекраивания и замены передач российского производства. Так что назвать телерадиокомпанию «Prime» ретранслирующей «Первый канал» неуместно. Да и не красит «Prime» отсутствие с некоторого времени русской версии сайта.

Заглянем на другой местный молдавский канал «ТВ 7», «подсевший» на российскую телекомпанию «НТВ». Поскольку «ТВ-7» вещает в основном на русском языке, подвергнем его анализу, применённому к печатным изданиям. За исследуемый месяц было выдано 567 новостей, хоть как-то касающихся жизни русскоязычного сообщества – 6 (1,06%), о Приднестровье – 54 (9,52%), главным образом анонсирующих одно и то же предстоящее событие. Зато 54 материала о Премьер-министре Республики Молдова Владе Филате (9,52%), с его изображением – 37(6,53%) и 24 (4,23%) новости с упоминанием ЛДПМ (Либерально-демократическая партия Молдовы). О причинах столь бурных симпатий редакции «ТВ 7» к персоне молдавского Премьера и его партии вернусь позже.

Процесс «паразитирования» местных каналов на теле российских превратился в традицию. В кабельных молдавских сетях появились «СТС-TV Dixi», «ТНТ-Браво». Но в последнее время больше выделился телеканал «РТР-Молдова», вырвавшийся из кабельных сетей в эфир.

В Молдове транслируется специальная версия канала: «РТР-Молдова» с логотипом и межпрограммным оформлением «RTR Moldova», чуть ниже находится логотип «Россия РТР». 1 января 2013 года на основе версии канала для СНГ в Молдавии был создан телеканал «РТР-Молдова». До этого в Молдавии шла обычная версия канала с молдавской рекламой и слегка изменённой сеткой.

Последняя фраза весьма настораживает. По всей видимости, грядут немалые изменения в той самой «сетке», что подтверждается условиями выдачи лицензий на спутниковое вещание и по наземному каналу, согласно которым до зрителя в Молдове вскоре дойдёт не более 5% оригинала.

Попытки оправдания

Непростую обстановку в национальном вопросе и сложности во взаимоотношениях с молдавской политической элитой можно принять во внимание только в случае, если российскую сторону в профильном диалоге представляет такая же по качественному составу политическая элита, но категорически неприемлемы подобные оправдания с позиций российской стороны как государства. Поиски доводов в экономических мотивах выглядят вообще смехотворно, учитывая, что основные поступления от деятельности СМИ составляют довольно немалые доходы от рекламы, а российские масс-медиа до сих пор наиболее потребляемы.

Но тут есть и другая сторона. В последнее время правящим Альянсом в Молдове активно лоббируются разного рода нормативные нововведения. Изменения в Кодексе о телерадиовещании запрещают ретрансляцию зарубежных телеканалов, размещающих в программе свою рекламу. Более того, местного продукта должно присутствовать не менее 8 часов в сутки. Эти законодательные инициативы приведут к необходимости перекраивания всей сетки вещания и фактической трансляции оригинала в записи, и то не в полном объёме, что сыграет только на руку наспех созданным «теле-клонам», зарабатывающих на имени центральных российских телекомпаний. А зритель в результате вместо оригинальных российских новостей и передач в реальном времени получит информационную подмену местного производства с переводом на русский язык. Неужели собственных каналов недостаточно?

Так что, утверждать о полном порядке в российском спектре русскоязычных СМИ в Республике Молдова нелепо. Остаётся одно из двух: либо жертвовать рекламой и добиваться права чистой ретрансляции каналов российского производства, либо дарствовать российские масс-медиа на произвол местных политиканов. Если выбор падёт на второе, то налицо наглое использование российских СМИ местными этнократами в политических целях для манипулирования сознанием русскоязычной аудитории, притом за счёт тех же российских масс-медиа.

Кто правит балом

Основная борьба в рассматриваемом сегменте СМИ ведётся за рекламное место и за умы русскоязычной аудитории, поэтому прежде необходимо разобраться во внутренней «кухне» молдавских масс-медиа, а главное кому они принадлежат. Конечно, из-за столь высоких денежных ставок и политизированности найти реальных собственников СМИ в открытых официальных источниках практически невозможно. Но всё же некоторые следы то и дело всплывают в электронных СМИ.

По информации портала «Moldnews» телеканалом «Prime» владеет некий местный политик и олигарх Владимир Плахотнюк, он же вице-председатель Демократической партии Молдовы и вице-спикер Парламента Республики Молдова.

Согласно данным мультимедийного информационного агентства «OMEGA» молдавский бизнесмен Дан Лозован является собственником «CTC-TV Dixi» и ряда других аудиовизуальных СМИ в Молдове, ретранслирующих российские масс-медиа продукты. Ассоциация по культурному развитию и защите авторских и смежных прав Apollo в своё время сообщала, что Дан Лозован приближен к Премьер-министру Владимиру Филату, лидеру Либерально-демократической партии Молдова (ЛДПМ).

По сообщениям того же информационного агентства «OMEGA» значительными долями в телекомпаниях «TV 7» и «TNT-Bravo» владеет Кирилл Лучинский, депутат Парламента от ЛДПМ, председатель Парламентской комиссии по вопросам культуры, образования, науки, молодёжи, спорта и средств массовой информации.

«РТР-Молдова», ретранслятор КП «TV-Comunicatii Grup» ООО, её руководитель Андрей Боршевич – на этом цепочка пока прерывается. Но всё тайное становится явным. Не сомневаюсь, что скоро раскроется, кому ВГТРК передало право на псевдо-ретрансляцию РТР.

Хочется отметить, что Демократическая и Либерально-демократическая партии Молдовы входят в единый Альянс «За европейскую интеграцию», который строго ориентирован на вступление в Европейский союз и ратует за членство в NATO, отвергая любые инициативы по интеграций со стороны Таможенного союза и сближения с Российской Федерацией.

Следы реальных владельцев или правообладателей «Комсомольской правды в Молдове», «Аргументов и Фактов в Молдове», «РТР-Молдова» не удалось отыскать в интернете, хотя думаю, что это не является секретом для головных московских редакций и сведущих лиц. Было бы желательно узнать, кто из молдавских политиков ими дирижирует.

Оставив в стороне частные развлекательные СМИ, следует упомянуть, что 51% акций «Первого канала» принадлежит государству, а «РТР-Планета» вообще входит в состав Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании. Убеждён, что должностным лицам, подписывающим международные документы во благо укрепления добрососедских отношений и поддержки соотечественников, все приведённые факты хорошо известны. Тогда почему прикрываясь добрыми намерениями, передаётся право на искажение вещания российских каналов в ущерб государственных интересов Российской Федерации и осуществляется де-факто скрытое финансирование антироссийских политических формирований в Республике Молдова? Но как говорится в пословице: «Тёмные дела света боятся».

В сухом остатке

Многие зрители давно уже не питают иллюзий по поводу непредвзятости, объективности, независимости СМИ и неподкупности журналистов. Пока идут битвы за раздел масс-медиа и «распил» доходов от рекламы, есть все основания требовать открытости и доступности информации об их собственниках, чтобы, по крайней мере, знать под чью «дудку» ведётся «свободное» вещание со страниц газет и с телеэкранов.

Думаю, что ситуация с российскими масс-медиа в других странах ближнего зарубежья идентична. Полезно ознакомиться с национальными особенностями деятельности российских СМИ в странах Балтии, Украины, Закавказья и Средней Азии. Очевидно, что нельзя ожидать серьёзных перемен, пока российские СМИ не являются российскими на всём пространстве своего вещания, русские не имеют никакого отношения к русскоязычным СМИ, а сообщество соотечественников не имеет доступ к управлению и контролю их деятельности. Прозрев, проявляются мотивы представителей либеральных кругов Российской Федерации, ратующих за дальнейшую приватизацию СМИ, что полностью развяжет руки для тотального управления сознанием наивных поглотителей информационного потока и окончательно лишит государство ещё одной стратегической отрасли, превратив её в полноправный источник личного обогащения.

Тогда, что можно противопоставить наблюдаемой печальной тенденции?

Именно целевая аудитория должна осуществлять мониторинг потребности и оценки качества деятельности СМИ, формировать перечень и характер преподнесения издаваемых материалов, участвовать в подготовке и отборе кадров, влиять на редакционную политику, а не наоборот, как принято сегодня. Важно иметь развёрнутую картину в данной сфере на всём постсоветском пространстве, чтобы найти общее видение конечной модели, выработать необходимые механизмы для осуществления единой политики русскоязычных СМИ независимой от местной этнократии.

Пора уже серьёзно задуматься о другой производной и не менее насущной проблеме – принципе отбора общественных организаций и наделения компетенцией для осуществления процесса управления. Известно, что для некоммерческой или неправительственной организации не обязательно быть общественным объединением, а регистрация и деятельность общественных организаций не обусловлены обязательным согласием тех, чьи интересы они якобы представляют и защищают. Но это уже другая песня.

Константин Посторонко

~~~

Опубликовал: admin | Дата: Фев 15 2013 | Метки: Анализ |
Вы можете добавить свой комментарий ниже. Вы можете отправить новость в социальные сети.

Комментировать

Допустимый объём комментария: не более 1200 знаков с пробелами

mugen 2d fighting games

Мы в соцсетях

Поддержать сайт

руб.
Счёт № 41001451132177
Z328083690732
R145935562411 или +79135786207
Карта № 4276 8310 2377 4695 или
Счёт № 40817810931284000016/53
Кошелёк № +79135786207

блиц-поиск

Моя первая Зеркалка

Хотите выжать максимум из вашей зеркальной фотокамеры?
ЗАКАЗАТЬ

Супер Cinema 4D

Самой лучшей программой по работе с 3d считается Cinema 4d. Первый полноценный обучающий курс по Cinema 4D на русском языке.
ЗАКАЗАТЬ

Photoshop CS5
от А до Я

Автор этого курса - Евгений Карташов - признанный эксперт Adobe Photoshop. Курс состоит из 2-х дисков и содержит 100 уроков в отличном качестве
ЗАКАЗАТЬ

Photoshop для фотографа
(новая версия)

Как получать прекрасные фотографии даже без дорогой фотокамеры
ЗАКАЗАТЬ

Бюджетная фотостудия или секрет фотовспышек

Как организовать свою портативную фотостудию? Как с минимальными затратами на свет получать фотографии, как в полноценной студии, при этом оставаясь мобильным?
ЗАКАЗАТЬ

Записей на сайте: 24,557 | Комментариев: 14,642

© 2010 - 2016 «Красноярское Время» – информационный портал:
важные политические, экономические и социальные темы, актуальные новости, обзоры, рейтинги, публицистика,
аналитика, версии, исследования, итоги, мнения известных людей, комментарии, видеозаписи, фонограммы.
Автор проекта: Щепин К.В., контактный тел. +7 913 578 6207
При использовании материалов гиперссылка на «Красноярское Время» обязательна! Все права защищены!
Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше!

Войти | ManagAdNews Wp Advanced Newspaper WordPress Themes Designed by Gabfire themes
WordPress Blog
Wp Advanced Newspaper WordPress Themes Gabfire