Слово пастыря

Facebook
ПлохоТак себеСреднеХорошоОтлично - Ваше мнение | Оценок: 1, Рейтинг: 5.00/5
Loading ... Loading ...
Просмотров: 1

Особенности церковной гомилетики на примере проповеди Архиепископа Киприана (Зернова)

С самого начала своего существования Церковь Христова не мыслится без проповеди – начало научению Словом Божиим всякого христианина положил Сам Господь во время Своей земной жизни. Основным делом Христа все 3.5 года Его служения людям была проповедь, и, вверяя церковь своим ученикам, Господь в первую очередь заповедал идти и научить все народы. Значимость церковной проповеди трудно переоценить – никогда человек не бывает более внимателен к Слову Божию как после богослужения, только что поучаствовав в соборной молитве.

История Русской Православной Церкви знает множество богословов, сильных словом и делом: это преподобный Сергий Радонежский, Иоанн Кронштадтский, Митрополит Московский Филарет (Дроздов), святитель Иннокентий (Вениаминов) и многие – многие другие. Я же хочу обратить ваше внимание на проповедь Архиепископа Киприана (Зернова), сказанную за воскресной Божественной Литургией в храме «Всех скорбящих Радость». Слово Владыки имеет особую ценность для нас не только своей красотой, но и актуальностью вопросов, рассмотренных в нем.

«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Когда мы слушаем или читаем Святое Евангелие и вдумываемся в его содержание, то разумеем, что Господь учит нас в нем двояким образом: действием своим или через слово, обращаясь к нам через притчи, а в некоторых случаях и непосредственно. Но слова Евангелия, этой небольшой по объему книги, в которой заключена вся мудрость и которая таит глубокое содержание, очень сжаты. Поэтому чтобы их понять, надо размышлять».

С первых слов своей проповеди Владыка обращает внимание слушающих на исключительную важность Слова Божия, подчеркивая необходимость толкования и объяснения его. Он предлагает подумать вместе над Словом Христовым и тем самым с одной стороны овладевает вниманием слушателя, а с другой объясняет смысл своей проповеди.

«Когда Господь дает нам урок в притче, Он не прямо раскрывает нам смысл того, что хочет сказать. Он заставляет нас об этом иносказании прежде поразмыслить, чтобы понять все.

Так было и в чтении Евангелия за сегодняшней Божественной литургией. Господь и здесь дал нам много уроков. И если бы мы хотели перечислить все то, что дали нам эти уроки, то не хватило бы и дня».

Как тонко Архиепископ Киприан говорит о величии Слова Божия! Все мы отлично знаем, что отрывок, читающийся за Божественной Литургией, обычно достаточно небольшой, но каким смыслом наделяет его Владыка, говоря о его мудрости – не хватит и дня, чтобы полностью понять то, что хотел сказать Господь.

«Здесь, прежде всего, Господь говорит о чистоте ока человека. Человек с чистой душой, с чистой совестью имеет ясный, чистый взгляд. И мы знаем, как все это подтверждается в жизни».

Далее Владыка приводит жизненный пример. Он говорит о двух типах людей: с приятной наружностью, но лукавого внутри и с грубым характером, но доброй душой. Так наглядно Архиепископ Киприан объясняет слова Господа о добром и лукавом взгляде у человека: внешность может быть обманчива, но взгляд – никогда.

Рассуждая далее о евангельском тексте, Владыка останавливается на вопросе служения двум господам, о чем говорилось в прочитанном Евангелии. И сразу добавляет еще одно место из евангельского повествования:

«Господь говорит, что нельзя служить одновременно двум господам. Ты непременно захочешь одному служить хорошо, а другого не сможешь не возненавидеть и будешь служить ему плохо. Когда мы об этом размышляем, то нам вспоминаются и другие слова, сказанные Господом: «Богу – Богово, а кесарю – кесарево».

Архиепископ Киприан соединяет эти два места евангельского повествования и объясняет их в совокупности.

«Мы понимаем, что Господь учит нас о единственно возможном пути приготовления своей души к жизни вечной. Этот путь есть исполнение заповедей Божиих, а первая из них – любовь к Богу и к людям. Нельзя любить Бога и не любить людей. Кто любит Бога, тот неизбежно служит людям. Служить Богу – значит идти по пути внутреннего совершенствования, поднимаясь по лестнице добродетели. Не двум господам надо служить. Есть один Господин – Господь, и, служа Ему, совершенствуясь, мы тем самым, если хотим этого достигнуть, должны служить людям. Служить через видимое – невидимому Богу».

Абсолютно понятными любому самому простому человеку терминами Владыка строит логическую цепочку и объясняет смысл евангельских слов о служении только одному господину, через которое мы обретаем общее служение и Богу, и людям. Следует обратить внимание, как Владыка не отрывает себя от своей паствы – он всегда говорит «мы», вся его проповедь пронизана именно духом неразрывного единства проповедника и его паствы. А самый важный аспект церковной гомилетики – это как раз наладить контакт между говорящим и слушающим, и как мы увидели уже из первых слов проповеди, в первую очередь Архиепископ Киприан именно устанавливает связь с паствой, привлекает к себе всеобщее внимание.

И снова Владыка приводит живой жизненный пример, поясняя еще проще слова Евангелия:

«В жизни, где законом жизни является конкуренция, как в капиталистическом мире, если мы делаем хорошее себе, то непременно делаем зло другому, своему ближнему. И стремясь жить за счет другого, думая о своем удобстве, мы уже не сможем служить Богу, если не служим ближнему, забывая о его интересах».

Прекрасные, доступные для понимания слова Архиепископа Киприана расставляют последние точки в объяснении евангельского отрывка. Стоит обратить внимание на использованный эпитет – непременно делаем зло – Владыка усиливает эффект своего слова этим акцентом, напоминает еще и еще раз о пагубности греха. Также Архиепископ Киприан дает рекомендации, что делать, чтобы служить Богу.

«Церковь должна звать своих детей к борьбе со злом, к внутреннему совершенствованию, к исполнению своего долга перед Богом. Звать к посещению Божьего Храма, к принятию Святого Причащения».

Здесь мы видим исключительно важный элемент любой церковной проповеди. Владыка не только показывает путь спасения, но и указывает на средства для его достижения. Архиепископ Киприан дает ясно понять, что спасение без церкви невозможно, что Храм Божий является жизненно необходимым каждому и говорит о безусловной важности церковных таинств. Таким образом, Владыка еще и отвечает на постоянно терзающий многих прихожан вопрос: а зачем я хожу в храм? Отмечу, что и сегодня этот вопрос весьма актуален.

В заключение владыка дополняет свою проповедь объяснением слов Богу – Божье, а кесарю – кесарево.

«У каждого из нас есть Родина и свои обязанности в отношении страны, своей Родины».

Он говорит о том, что важно исполнять свои обязанности патриота для каждого человека, но не следует их смешивать с церковными и ущемлять их, и добавляет, что нравственное совершенствование в Боге приводит и к лучшим поступкам в отношении Родины. Здесь Архиепископ Киприан применяет классический, но очень действенный прием церковной гомилетики: сначала устанавливает противоречие, а затем его решает. Это необходимо потому, что внутренний вопрос в каждом человеке чаще всего звучит как противоречие, которое требует решения, и в данном случае Владыка как будто проговаривает вслух невысказанный вопрос паствы и тут же отвечает на него.

В конце проповеди Архиепископ Киприан вполне традиционно подводит итог сказанному.

«Если мы будем иметь любовь к людям, а значит и любовь к Богу, то уже здесь на земле почувствуем ту радость, которая станет вечной радостью по нашей кончине. Аминь».

Мы немного разобрались в общих положениях и правилах построения грамотной церковной проповеди на примере слова Архиепископа Киприана (Зернова). Хочется обратить внимание, что гомилетическое наследие этого пастыря весьма обширно и несет в себе прекрасный пример доступного и доходчивого объяснения зачастую сложных для понимания и осмысления евангельских истин. Гомилетика – достаточно сложная наука, но ее освоение несомненно необходимо не только для пастырей, но и для всякого православного христианина, призванного не только служить Богу, но и проповедовать Слово Божье. Познавая Бога и прибегая к Нему, совершенствуясь в божественных добродетелях мы неизменно будем стараться научить этому и своих ближних, а церковное гомилетическое наследие может стать нашим главным помощником в этом нелегком, но безусловно богоугодном деле.

Александр Федосеев,

доктор богословия протоиерей

Источник: sozidatel

Опубликовал: admin | Дата: Июн 30 2014 | Метки: Религия |
Вы можете добавить свой комментарий ниже. Вы можете отправить новость в социальные сети.

Комментировать

Допустимый объём комментария: не более 1200 знаков с пробелами

Weboy

Последние комментарии

Мы в соцсетях

Поддержать сайт

руб.
Счёт № 41001451132177
Z328083690732
R145935562411 или +79135786207
Карта № 4276 8310 2377 4695 или
Счёт № 40817810931284000016/53
Кошелёк № +79135786207

блиц-поиск

Моя первая Зеркалка

Хотите выжать максимум из вашей зеркальной фотокамеры?
ЗАКАЗАТЬ

Супер Cinema 4D

Самой лучшей программой по работе с 3d считается Cinema 4d. Первый полноценный обучающий курс по Cinema 4D на русском языке.
ЗАКАЗАТЬ

Photoshop CS5
от А до Я

Автор этого курса - Евгений Карташов - признанный эксперт Adobe Photoshop. Курс состоит из 2-х дисков и содержит 100 уроков в отличном качестве
ЗАКАЗАТЬ

Photoshop для фотографа
(новая версия)

Как получать прекрасные фотографии даже без дорогой фотокамеры
ЗАКАЗАТЬ

Бюджетная фотостудия или секрет фотовспышек

Как организовать свою портативную фотостудию? Как с минимальными затратами на свет получать фотографии, как в полноценной студии, при этом оставаясь мобильным?
ЗАКАЗАТЬ

Записей на сайте: 24,600 | Комментариев: 14,738

© 2010 - 2016 «Красноярское Время» – информационный портал:
важные политические, экономические и социальные темы, актуальные новости, обзоры, рейтинги, публицистика,
аналитика, версии, исследования, итоги, мнения известных людей, комментарии, видеозаписи, фонограммы.
Автор проекта: Щепин К.В., контактный тел. +7 913 578 6207
При использовании материалов гиперссылка на «Красноярское Время» обязательна! Все права защищены!
Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше!

Войти | ManagAdNews Wp Advanced Newspaper WordPress Themes Designed by Gabfire themes
Free WordPress Themes
Wp Advanced Newspaper WordPress Themes Gabfire