Село Маковское умирает на красном месте

Facebook
ПлохоТак себеСреднеХорошоОтлично - Оцените статью:
Loading ... Loading ...
Просмотров: 29

Первым поселением русских на берегах Енисея была Мангазея. Затем заложили Старый Туруханск, потом – Верхнеимбатский. А далее были Маковское, Енисейск и Красноярск.

Обратите внимание: в те годы казаки заходили в Сибирь с севера на юг. А ставили свои остроги они на расстоянии летнего перехода.

Правда, Мангазеи и первого Старого Туруханска уже нет. Верхнеимбатский ещё стоит на правом берегу Енисея. Есть и пока Маковское. Ключевое слово – «пока».

Маковский острог основан в 1618 году на высоком правом берегу реки Кеть, притоке Оби. В исторической литературе можно найти слова, которые в XVII веке написал русский посланник в Китае Николай Спафарий, проезжая Сибирь:

«Маковский острог стоит на красном месте… В остроге церковь, а дворов с двадцать, и тут дощаников и каюков зело много разбитых и целых, потому что здесь пристанище великое государевым людям».

Знаменито село было прежде всего своим волоком, который долгое время был единственной транспортной артерией, связывающей Восточную Сибирь с Россией. До наших дней дошли очерки и записки первого губернатора Енисейской губернии Александра Петровича Степанова, в которых многократно упоминается село Маковское:

«Суда приходят к устью Ангары в конце июня… При сём они входят в Енисей не прежде половины июля и, проплыв им вниз по течению 80 вёрст, пристают в устье Кема (р. Кемь), к селу того же имени (Усть-Кемь). Здесь перегружают клади на подводы и сухим путём перевозят 90 вёрст через так называемый Маковский волок до села Маковского, которое стоит на берегу Кети…»

«По течению Кети до впадения её в Обь (…) доходят они к 15 августа (…) от устья Кети по Оби, к устью Ертыша (…) достигают наконец Тобольска…»

Так доставляли всевозможные товары через Тобольск в центральную Россию. «…Но свинец (казённый из Нерченска) – имеет исключение. Он зимует в Енисейске, к весне перевозится в село Маковское и к 10 мая нагружается на суда (…). Достоинства тех судов, оснащённых по надлежащему, и ранний выход в полную воду из села Маковского способствует доставлению свинца в Тобольск к 20 числу июля».

Основное значение этого острога первоначально заключалось в том, что он являлся опорным пунктом первопроходцев, а затем приобрёл хозяйственно-экономическое и торговое значение. Первыми жителями в Маковском остроге были служилые люди, промышленники и купцы.

Вскоре появились «государевы пашенные крестьяне», а за ними селились ремесленники и «гулящие», то есть люди свободных профессий – все они объединялись под общим названием посадских людей.

По Маковскому волоку зимой 1662 года везли в ссылку протопопа Аввакума Петрова. В 1675 году с посольством в Китай здесь ехал учёный Николай Спафарий-Милеску. В 1734-м волоком проезжал первый исследователь Сибири Герард Фридрих Миллер.

…Побывать в Маковском я мечтал давно. Во многом моё представление о нём было сформировано литературой. Я думал, что это село с домами-пятистенками, и живут в нём люди, занятые охотой, рыбалкой и иными промыслами…

Увы. Всё оказалось далеко не так. В Маковское мы добирались по зимнику – автодороге, проложенной в тайге и работающей только зимой. В реальности дороги нет, и в период распутицы, а также летом, в Маковское можно добраться исключительно на вертолёте, который летает сюда из Енисейска раз в неделю. Есть второй вариант – пешком. Всего-то 80 километров.

Если говорить по большому счёту, то села как такового нет. Есть огромное количество брошенных и полуразрушенных домов. В Маковском есть школа с педагогом и двумя учениками, покосившийся клуб с небольшим зрительным залом и библиотекой, дизельная, которая вырабатывает электроэнергию и даёт её потребителям не 24, а 19 часов в сутки. Есть медик, который ведёт приём на дому.

Теперь – чего нет. Нет магазина, почты, сберкассы, аптеки, сотовой связи… А главное, в Маковском нет работы, кроме как в дизельной, в школе, клубе и сельском Совете. Сегодня в старинном селе живут около шести десятков человек.

Своим собеседникам я задавал вопрос о том, что держит их в этом таёжном полуселе? Традиционный уклад жизни и тайга, где есть зверь, ягода, орехи. К слову, в Кети есть и рыба, которую тут всё-таки ловят, невзирая на запреты и ограничения. Жить-то надо…

И тем не менее в Маковское ежегодно приезжают сотни людей. Но едут они не любоваться красотами местной природы, а в гости к старцу Севастьяну, монаху Енисейского Свято-Преображенского монастыря.

Отец Севастьян живёт здесь около тринадцати лет, и в свои девяносто четыре года служит в местном Свято-Покровском храме, построенном ещё в 1847 году.

Именно к нему в Маковское устремляются паломники со всей страны. Зимой – больше, летом – значительно меньше. Но старец принимает всех. Дай Бог ему многие лета!

Среди гостей есть состоятельные люди и люди, облечённые властью. Но только Маковскому от этого, как говорится, не тепло и не холодно. Старец рассказал, что когда-то здесь жили ещё и староверы, но теперь они ушли на север.

С друзьями мы долго бродили по заснеженным улицам Маковского. Очистили от сугробов мемориал, построенный в память тех, кто ушёл на фронты Великой Отечественной войны, поговорили с немногочисленными прохожими.

И вот что подумалось после увиденного и услышанного. Сегодня в коридорах власти много говорят о возрождении деревень, о развитии туризма, о вопросах экологии… Господа чиновники, обратите внимание на Маковское и десятки других деревень, затерянных в нашей пока ещё не вырубленной и не сгоревшей тайге (правда, к Маковскому лесорубы подошли совсем близко, и это беспокоит).

Итак, мне, дилетанту, кажется, что в таких сёлах, как Маковское, вполне можно развивать экологический и этнографический туризм. Они сейчас популярны во всём мире. Для этого, понятно, надо вложить средства в обустройство, обеспечить всесезонную транспортную доступность, создать инфраструктуру (медицина, телефонная и иная связь, регулярное энергоснабжение и прочее). Ведь здесь ещё сохранён традиционный уклад жизни сибиряков, архитектура, промыслы…

Всё это чаще всего в умирающем состоянии. Но их легче восстановить, чем воссоздавать в городах или близлежащих посёлках, и использовать на благо местного населения. Да, по сути, и всего края, ведь поступления от этнографического туризма пойдут не только в бюджеты муниципальных образований.

Об этом же я думаю каждый раз, бывая в Ворогове, Подкаменной Тунгуске, Бакланихе, Верхнеимбатском и других сёлах. Здесь нет работы, кроме как в учреждениях бюджетной сферы или в торговле. А туризм способен создать новые рабочие места.

Но есть одно, весьма важное, уточнение – туризм должен быть круглогодичным. И в этом плане этнографический или экологический туризм – наиболее выигрышные варианты.

Сегодня много говорят о том, что Енисейск и Енисей могут стать туристическими магнитами края. Однако далеко не всем гостям интересно бродить по городским, пусть и отремонтированным, улицам. Многое из этого дешевле найти в пределах «Золотого кольца».

Туристы хотят экзотики. Сибирской экзотики. И она у нас есть – в таких небольших деревнях, как Маковское. Но её и нет. Надеюсь, пока нет.

Виталий Иванов.

yandex

Опубликовал: admin | Дата: Мар 7 2020 | Метки: В Красноярском крае |
Вы можете добавить свой комментарий ниже. Вы можете отправить новость в социальные сети.

Комментировать

Допустимый объём комментария: не более 1200 знаков с пробелами

WordPress主题

Последние комментарии

Мы в соцсетях

Поддержать сайт

руб.
Счёт № 41001451132177
Z328083690732
R145935562411 или +79135786207
Карта № 4276 8310 2377 4695 или
Счёт № 40817810931284000016/53
Кошелёк № +79135786207

блиц-поиск

Моя первая Зеркалка

Хотите выжать максимум из вашей зеркальной фотокамеры?
ЗАКАЗАТЬ

Photoshop CS5
от А до Я

Автор этого курса - Евгений Карташов - признанный эксперт Adobe Photoshop. Курс состоит из 2-х дисков и содержит 100 уроков в отличном качестве
ЗАКАЗАТЬ

Photoshop для фотографа
(новая версия)

Как получать прекрасные фотографии даже без дорогой фотокамеры
ЗАКАЗАТЬ

Бюджетная фотостудия или секрет фотовспышек

Как организовать свою портативную фотостудию? Как с минимальными затратами на свет получать фотографии, как в полноценной студии, при этом оставаясь мобильным?
ЗАКАЗАТЬ

Записей на сайте: 33,817 | Комментариев: 21,171

© 2010 - 2020 «Красноярское Время» – информационный портал:
важные политические, экономические и социальные темы, актуальные новости, обзоры, рейтинги, публицистика,
аналитика, версии, исследования, итоги, мнения известных людей, комментарии, видеозаписи, фонограммы.
Автор проекта: Щепин К.В.
При использовании материалов гиперссылка на «Красноярское Время» обязательна! Все права защищены!
Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше!

Войти | ManagAdNews
Free WordPress Themes
Wp Advanced Newspaper WordPress Themes Gabfire