Русский гений. Высокая кафедра поэта

Facebook
ПлохоТак себеСреднеХорошоОтлично - Ваше мнение | Оценок: 2, Рейтинг: 5.00/5
Loading ... Loading ...
Просмотров: 34

219 лет назад, 6 июня 1799 года, родился Александр Сергеевич Пушкин — величайший русский поэт и писатель, прозаик, драматург, публицист, критик, основоположник новой русской литературы, создатель русского литературного языка.

***

День рождения Пушкина давно уже стал подлинно национальным праздником. Мы чтим и любим в поэте всю Россию с ее немереными просторами, с ее бурной историей, с ее вечными поисками правды и справедливости. Мы чтим и любим самого поэта: его мятежный ум, свободную волю, пламенную веру в высокое человеческое назначение. Мы видим в нем пророка, опередившего свое время, осязаем «чрезвычайное и, может быть, единственное, по определению Гоголя, явление русского духа». Мы благодарим поэта за чистейшую благозвучную русскую речь, которая его трудами вошла в наш обиход, стала достоянием огромной многонациональной страны. Пушкинское слово сопровождает нас от младенчества до последних дней, тяга к нему у нас коренная, наследственная, жизненно важная.

ВЕЛИКИЙ ПОЭТ входит в нашу жизнь с ранних лет – через песню, через сказку, все эти «преданья старины глубокой». Он будит детское воображение и вместе с ним тягу к творчеству. С Пушкиным маленький человек делает первые шаги к постижению таких великих понятий, как честь и совесть, правда и справедливость, любовь и верность, наконец, жизнь и смерть. И понятно, что наша отечественная школа уже третий век идет рука об руку с Пушкиным – та самая традиционная русская школа, которая озабочена не только образованием, но и воспитанием человека. Читая Пушкина на школьной скамье, ребята задумываются о сложности жизни и дерзают разобраться в ее противоречиях.

Человек начинает свою жизнь крошечным, беспомощным существом, но и это существо уже способно отличить добро от зла, правду от лжи. Лишь бы ему не мешали, а помогали в этом. И тут Пушкин – истинный друг и советчик. Постепенно детски наивное восприятие поэзии уступает место пониманию основополагающих человеческих ценностей, провозглашенных поэтом. У подростка появляется ощущение причастности к чему-то громадному, всеобъемлющему, что потом обретет такие определения, как историзм и народность.

Сколько поколений выросло подле Пушкина, воспринимая от него веру в жизнь, заряжаясь чувством прекрасного, постигая Россию через пушкинское трепетное чувство Родины. Ну как же не назвать Пушкина Учителем с большой буквы, как не сказать, что в нашей отечественной школе у него традиционная почетная кафедра!

Однако времена настолько изменились, что под эту высокую кафедру ведется подкоп. Нет, никто уже открыто не призывает «сбросить Пушкина с корабля современности», и вроде бы никто уже не пытается умалить его выдающееся место в русской культуре. Прошел, как чад, тот либеральный угар, в котором Пушкин «подвергался сомнению»: мол, и не гений, и не патриот, и не гражданин, а всего лишь лихой стихотворец и «добрый малый». Умолкли «критики», пытавшиеся выдать собственную глупость за прозорливость. И замолчать их заставило то неизбывное чувство любви и признательности, которое не иссякает в народе. Эту досадную для либералов постоянность с удивительной точностью подметил когда-то в своем сочинении школьник Саша Зубаков со станции Зима: «Есть простой способ определить национальность человека: спросить, кто у него любимый писатель или поэт… Вот уже двести лет мы живем под небом Пушкина». Понятно, народ не отдаст Пушкина на заклание врагам Отечества.

Но есть и другой способ расправиться с гением: извратить его мысли и чувства, выраженные в самых известных произведениях, тех, что читаются и почитаются со школьной скамьи. По горькому замечанию известного поэта и пушкиниста Татьяны Глушковой, «Пушкина выворачивают, как перчатку, и в публицистике, и в новейшем пушкиноведении, чтобы вынудить его «освящать» буржуазные идеалы и ценности». Но самое страшное, когда этот «перчаточный» подход навязывается школьным учителям, чтобы при их посредничестве замутить или вовсе размыть образ поэта, а главное – извратить сущность его творчества.

НАЧИНАЕТСЯ с «оптимизации» школьных программ: она идет постоянно и планомерно. Когда-то Пушкин сопровождал нас с первого класса до окончания школы. Каждый год прибавлял что-то к постижению пушкинского наследия. Как не вспомнить тут слова драматурга Островского, отметившего, что с Пушкиным «умнеет все, что может поумнеть. Богатейшие результаты совершеннейшей умственной лаборатории делаются общим достоянием. Высшая творческая натура влечет и подравнивает под себя всех».

«Как подравнивает?!» – восклицает нынешний либерал, ненавистник всяческой «уравниловки». Зачем изучать всего Пушкина? Да еще начиная с малых лет? Зачем напрягать детские умы? К Пушкину надо подходить на уровне детского мышления. Министерство образования активно снабжает педагогов пособиями, якобы помогающими изучить жизнь и творчество Пушкина. На первом этапе, еще в начальной школе, – знакомство с биографией. Рекомендуется делать это в форме викторины. Для этого предлагается ряд вопросов и ответов. Пушкин родился: в Москве, в Петербурге, в Михайловском, в Болдине? Ответ: в Москве. В каком заведении учился Пушкин: в школе, в гимназии, в лицее, самоучка? Ответ: в лицее. Кому читал Пушкин свои стихи на выпускном экзамене: царю, поэту Державину, дяде Василию Львовичу? Ответ: Державину. Кому Пушкин посвятил стихотворение «Подруга дней моих суровых»: маме, сестре, няне? Ответ: няне. Какие сказочные персонажи Пушкина прожили 30 лет и 3 года? Ответ: старик со старухой. Такая вот познавательная игра.

Собственно изучение произведений Пушкина начинается в седьмом и заканчивается в девятом классе. Согласно образовательному стандарту, в программе полтора десятка лирических стихотворений, «Капитанская дочка», «Дубровский», факультативно – «Евгений Онегин» и «Борис Годунов». В итоге все зависит от инициативности и пристрастий учителя. Учитель волен факультативно прочитать старшеклассникам целый курс по творчеству Пушкина. Но при этом он должен руководствоваться пособиями. Конечно, в этих пособиях первым делом порицаются советские пушкинисты Д. Благой, А. Слонимский, Ю. Лотман: мол, слишком увлеклись поисками социальных аспектов, исходя к тому же из догмата марксизма об отсутствии единой национальной культуры.

НАДО сказать, новых имен в пушкиноведении за четверть века так и не появилось. Но авторитеты министерству не нужны. Авторы пособий предпочитают оставаться в тени. Оно и понятно: Пушкин, художник и гражданин, на каждом шагу противоречит новым идеологам. Пушкинское наследие надо увязать с реалиями нынешней жизни в буржуазно-капиталистической России – задача и не благодарная, и не благородная.

Испокон веку пушкинская гражданская лирика волновала умы и сердца. «Деревня», «Вольность. Ода», «К Чаадаеву», «Анчар», «Арион», «Пророк» читались и перечитывались поколениями молодежи, вдохновляли на труд и подвиги. Теперь же при характеристике пушкинской лирики акцент уже не делается на этих вольнолюбивых стихах.

Казалось бы, яснее ясного авторская позиция в стихотворении «Деревня»: «Здесь барство дикое без чувства, без закона… Здесь рабство тощее влачится по браздам неумолимого владельца…» Теперь же это гневное возмущение как бы не принимается во внимание – стихотворение пытаются отнести к рубрике «Усадебная лирика».

Идеализация помещичьей жизни в сельской усадьбе вошла в моду. И, конечно, эта тенденция возобладала при оценке таких широко известных произведений, как «Зимнее утро», «Зима. Что делать нам в деревне?..», «Осень» (Отрывок), «Вновь я посетил». Пушкин объявляется певцом гармонии и согласия человека с природой, эстетом. Чуть ли не сибаритом. При этом, прославляя прелести усадебной жизни, якобы воспетой Пушкиным, толкователи проходят мимо того, что поэт задержался в деревне не ради собственного удовольствия: он был сослан туда за вольнолюбивые стихи.

Обходят полунамеками и тему «Пушкин и декабристы», причем в этих полунамеках явно просвечивает порицание поэту: мол, благодаря дружбе с Пущиным и другими декабристами поэт оказался в двусмысленном положении. А вот царь проявил себя истинно по-царски: простил его и приблизил ко двору.

В некоторых пособиях поэта представляют чуть ли не монархистом. Эту злонамеренную ложь пытаются подкрепить ссылками на повесть «Капитанская дочка». Естественно, главным героем повести объявляется Петруша Гринев, верный военной присяге и царю-батюшке. При таком восприятии этого персонажа неудивителен пиетет, с которым преподносится гриневская характеристика русского бунта как «бессмысленного и беспощадного». Эта сентенция – «не приведи Бог видеть русский бунт» – всерьез приписывается самому Пушкину: вот, мол, как заклеймил он народное восстание. При этом совершенно игнорируется пушкинская «История Пугачевского бунта», хотя само обращение поэта к этой теме говорит о его глубоком интересе к общественно-политической жизни и понимании противоборства антагонистических классов как движущей силы общественного развитии.

Что же касается Пугачева, «славного мятежника», по определению Пушкина, то народный герой представлен в пособиях как жертва собственного честолюбия, замешенного на авантюризме. Однако вывернуть наизнанку «Капитанскую дочку» не такто просто. В этом произведении отчетливо угадываются симпатии автора к бунтарю и самозванцу Пугачеву: Пушкин все время подбрасывает ему ситуации, из которых он выходит порядочным человеком в полном смысле слова. Чтобы объяснить это «противоречие», приходится прибегнуть к «тяжелой артиллерии» – богословской риторике. Оказывается, есть нечто стоящее выше всякой идеологии, объединяющее все классы и сословия, и это – христианство. В параметры христианской морали вписываются все герои «Капитанской дочки», даже Пугачев. Христианская вера, мол, разрешает в итоге конфликт противоборствующих сторон. Все свершается по воле божьей. Монархия получена от бога, бороться с ней грех, за что и поплатился безбожник Пугачев, которому, как и всякому, был дан шанс принять волю божью, смириться с ней. Пушкинский историзм, глубокое понимание причинно-следственных связей общественной жизни приносятся в жертву религиозной морали.

ТО ЖЕ САМОЕ происходит при толковании повести «Дубровский».

Здесь уже и речи нет о критическом изображении русского барства, губительном влиянии крепостничества на представителей всех сословий. И Владимир Дубровский, восставший против беззакония и несправедливости, объявляется отнюдь не героем, а слабым человеком, не сумевшим подняться над личной обидой и простить своих врагов. Путь мщения привел его к ужасающим преступлениям – начиная с гибели подьячих в подожженном им доме и кончая разбойничьим промыслом, – вплоть до настоящей баталии с регулярными правительственными войсками. Дубровский и его дворня, проникнутые духом безбожия, посягнули на государственное устройство! Да как такое вообще могло прийти в голову художнику? А все это произошло потому, что у Пушкина якобы превалирует художественный вымысел.

И нет нужды толкователям, что в основу сюжета повести «Дубровский» положены подлинные факты. Свидетельством тому – копии судебных документов, сохранившиеся в его бумагах. Правда, чтобы обмануть цензуру, Пушкин отнес действие повести к десятым годам своего века – и в ту пору существовало социально-моральное разложение дворянства, однако этот вопрос затрагивается походя.

И уж совсем не упоминается о той остроте, которой достиг Пушкин, отображая настроения крепостных крестьян, возмущенных бесчинствами помещиков-крепостников и чиновников-крючкотворов. Напротив, подчеркивается, что Дубровский терпит моральный крах – только смирение может спасти его от окончательной нравственнойгибели.

Авторам подобных пособий хотелось бы изобразить Пушкина в том виде, как его нарисовал Достоевский в своей известной речи, произнесенной на заседании Общества любителей российской словесности во время торжеств в связи с открытием в Москве в 1880 году памятника поэту скульптора А.М. Опекушина. Увлеченный идеей мессианской роли русского народа, он провозгласил тогда Пушкина провозвестником смирения и покорности, которые якобы одни только могут избыть рабство. Не надо быть глубоким исследователем, чтобы увидеть, насколько умозрительна такая точка зрения, насколько чужд поэту сам тезис: «Смирись, гордый человек!» Весь пафос его поэзии, вся человеческая судьба – вплоть до трагической гибели – говорят о мужественной борьбе за высокое нравственное достоинство, которое никогда не смирится перед насилием и злом.

САМА поэзия Пушкина выбирала своего истинного толкователя из лучших передовых людей своего времени. Среди них были Гоголь и Белинский, Некрасов и Салтыков-Щедрин, Тургенев и Островский. На них стоит ориентироваться, постигая смысл творчества Пушкина и оценивая его основополагающее место в нашем великом искусстве. Но, несомненно, – хочется в это верить – будут еще и новые пушкинисты, которые оценят непреходящее историческое и художественное значение пушкинского наследия для нового, XXI века.

Будет и школа, которая достойно продолжит славные традиции отечественного образования во имя русской культуры.

Лариса Ягункова

Опубликовал: admin | Дата: Июн 8 2018 | Метки: В России и б/р СССР |
Вы можете добавить свой комментарий ниже. Вы можете отправить новость в социальные сети.

Комментировать

Допустимый объём комментария: не более 1200 знаков с пробелами

WordPress主题

Последние комментарии

Мы в соцсетях

Поддержать сайт

руб.
Счёт № 41001451132177
Z328083690732
R145935562411 или +79135786207
Карта № 4276 8310 2377 4695 или
Счёт № 40817810931284000016/53
Кошелёк № +79135786207

блиц-поиск

Моя первая Зеркалка

Хотите выжать максимум из вашей зеркальной фотокамеры?
ЗАКАЗАТЬ

Photoshop CS5
от А до Я

Автор этого курса - Евгений Карташов - признанный эксперт Adobe Photoshop. Курс состоит из 2-х дисков и содержит 100 уроков в отличном качестве
ЗАКАЗАТЬ

Photoshop для фотографа
(новая версия)

Как получать прекрасные фотографии даже без дорогой фотокамеры
ЗАКАЗАТЬ

Бюджетная фотостудия или секрет фотовспышек

Как организовать свою портативную фотостудию? Как с минимальными затратами на свет получать фотографии, как в полноценной студии, при этом оставаясь мобильным?
ЗАКАЗАТЬ

Записей на сайте: 29,808 | Комментариев: 19,723

© 2010 - 2018 «Красноярское Время» – информационный портал:
важные политические, экономические и социальные темы, актуальные новости, обзоры, рейтинги, публицистика,
аналитика, версии, исследования, итоги, мнения известных людей, комментарии, видеозаписи, фонограммы.
Автор проекта: Щепин К.В.
При использовании материалов гиперссылка на «Красноярское Время» обязательна! Все права защищены!
Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше!

Войти | ManagAdNews
WordPress主题
Wp Advanced Newspaper WordPress Themes Gabfire