Россия – парламентская республика? Кого проклял Медведев?

Facebook
ПлохоТак себеСреднеХорошоОтлично - Ваше мнение | Оценок: 2, Рейтинг: 5.00/5
Loading ... Loading ...
Просмотров: 29

Лишь надобно народу,

Которому вы мать,

Скорее дать свободу…


А.Н. Толстой, История государства Российского от Гостомысла до Тимашева

…Из классов неслось жужжание голосов, хоровые выкрики.
«Кто есть король? Светлое величество.
Кто есть министры? Верные, не знающие сомнений…»,
«…И бог, наш создатель, сказал: «Прокляну». И проклял…»

Аркадий и Борис Стругацкие, «Трудно быть богом»

Уже с января 1994 года, после принятия ельцинской конституции, к появлению на свет которой автор имел некоторое отношение, мне было смешно слышать про ее «ультра-супер-гиперпрезидентский характер». Было очевидно, что если парламентское большинство решится на роспуск Думы, то по итогам следующих, т.е. внеочередных, выборов оно получит свое правительство. В апреле 1998-го и в мае 1999-го левое большинство на роспуск не решилось, поддержав кандидатуры Кириенко и Степашина. В сентябре 1998-го – уперлись (за спиной стоял Лужков), и к власти пришла левоцентристская коалиция Примакова.

И уж совсем комично слышать про президентскую республику после мая 2008 года. С началом правления блоггера Димы у нас вполне нормальная парламентско-президентская республика, поскольку источником власти является конституционное большинство партии власти во всех органах представительной власти (извините за тавтологию). Это большинство сформировало правительство во главе с «национальным лидером», оно же  и выдвигает кандидатуры глав исполнительной власти регионов, назначает мэров. Если это не парламентская республика, не торжество партийной системы во всём её великолепии, то что тогда парламентаризм?

Просто великой и могучей партии единорогов всегда везет на выборах, а вот ее соперникам не везет – у них и подписи фальшивые, и паспорта недействительные, и газеты экстремистские… Ну, ничего, не везет в картах, везет в любви.

Так кого же убеждал наш блоггер Дима на «международном [чего, уж, межгалактическом] политическом форуме в Ярославле, что парламентская демократия – проклятие для страны?

Кстати, он это сделал уже вторично. Первый раз он сетовал на пагубность парламентаризма для России 3 июля 2008 года – в самый разгар падения биржи после слов Путина о «вызове врача» и подготовки к войне с Грузией.

Тогда это отрицание парламентаризма, схожее с убежденностью Екатерины II, что её империя из-за самих размеров для конституционного строя не пригодна, почему-то приняли за выпад против либеральной оппозиции.

Но это явная ошибка! Сейчас ни одна современная политическая сила в России не выступает за переход к чисто парламентской модели. Либеральная оппозиция срочно сосредоточилась на поиске философского камня, извините, единого кандидата. Левая и правая оппозиции тоже не собирается отменять всенародных выборов. А ведь именно характерным признаком парламентской модели как раз и являются выборы президента парламентом или иной выборной ассамблеей.

Требование оппозиции вернуть прямые выборы губернаторов и мэров в случае его реализации еще больше усилит президентский компонент исполнительной власти, поскольку очень редко встречается модель власти, когда президент избирается парламентом, а губернаторы – всенародно.

О плавном переходе к нынешней форме двойной власти, видимо, мечтал 8 лет назад Ходорковский, когда предлагал Путину создать нормальную партию консервативно-либеральных модернизаторов (вспомним, как Горбачев мечтал в 1987 году о партии перестройщиков) и затем, опираясь на нее, править далее в качестве премьера. Весной 2003 года Станислав Белковский счел эти прожекты попыткой «олигархического переворота» и раструбил об этой угрозе по всему свету. Предупрежденные бдительным политологом органы немедленно приняли надлежащие меры.

Берусь утверждать, что говоря о проклятии для страны, Медвед, очевидно, имел в виду не гипотетическую победу «оранжевых», но исключительно существующую тандемократию.

Но тогда в современной России это – самый жесткий выпад президента в отношении премьера со времен войн Ельцина с Черномырдиным в 1995-ом, и самая резкая критика одной части власти другой со времен войны Лужкова с администрацией Ельцина в 1999 году.

Но вернемся к мрачным пророчествам блоггера Димы. На счёт Киргизии он ошибся – её «губит» отнюдь не парламентская модель, ведь оба свергнутых автократа – Акаев и Бакиев – правили как раз как «сильные» президенты. Зато выпад Медведа по адресу нового киргизского революционного руководства лишний раз подтверждает подозрения, что Россия отказалась направить в июне свой батальон (и помешала США выступить совместно) для прекращения погромов в Оше именно из-за раздражения от планов социал-демократки Отунбаевой ввести в Киргизии парламентскую систему.

О том, какая будет модель власти в послепутинской России, сегодня сказать невозможно.

Если власть изменится в хорошем смысле слова, то во главе массового освободительного движения, очевидно, будет стоять харизматический лидер, которого потом народ захочет видеть плебисцитарно избранным президентом (как это было с Ельциным в 1991-м или с Валенсой в 1990-м, или с Саакашвили в 2003-ем). Партиям и депутатам народ не доверяет, и мандат от всенародного волеизъявления будет для него народного кумира куда желанней, чем от парламентского большинства.

Но тут многое решает случай. Если во главе Пятой русской революции окажется целая плеяда вождей, как это уже было в России во время Четвертой в 1989-90 годах (Сахаров, Ельцин, Попов, Афанасьев, Гдлян, Пономарев), то они могут распределить между собой власть так, что парламентская модель окажется удобнее для создания коллективного руководства.

Например, если бы Сахаров прожил еще год, у нас, скорее всего, была бы парламентская система по германскому, британскому или израильскому образцу: полновластный премьер и глава государства – в качестве уважаемого политического арбитра. Почитаемого академика сделали бы в мае 1990 года избранным парламентом (Съездом) президентом России, а главой кабинета, естественно, крепкого хозяйственника и митингового героя Ельцина, имеющего за плечами фракцию «ДемРоссии». При таком раскладе правительства России никогда бы не считались «техническими», зато выработалась бы традиция избирать президентом пожилого морального лидера. Такая система организации власти потребовала бы от главы кабинета иметь свою мощную партию, а не изображать из себя надпартийное божество, получающее свою «корону» от соборной нации, а не из рук мелких склочных партиек. В этом случае и судьба движения «Демократическая Россия» была бы иной – ее не уничтожали бы как ставшую опасной «лестницу к небу», а заботливо превращали бы в партию власти.

Сказавши всё это, порассуждаем, о том, чем является сегодня понятие «Российский Президент». Как мне кажется, оно обозначают авторитарного лидера, опирающегося на механизмы «плебисцитарной демократии» и создающего под свою поддержку «партию власти».

Естественно, пока существует такая институция, ни о каком демократическом развитии в нашей стране не может быть и речи. Поэтому вопрос о структуре исполнительной власти я полагаю одним из важнейших при обсуждении конституционной реформы, неизбежной после свержения путинизма.

Предложения различных версий президентско-парламентских республик я предлагаю не рассматривать, потому что это будет либо:

1) декорация (когда либо президент-самодержец политически прикрывает «техническое правительство», либо, наоборот, как сейчас, «технический президент» болтается около реального лидера, деликатно пересевшего в премьерское кресло);

2) неравновесная, все время грозящая обрушиться конструкция междоусобицы почти равноправных президента и премьера, постоянно парализующих усилия друг друга и развлекающих общественность бесконечным, как в мексиканских сериалах, перебранками (см. Польша  до недавних выборов, Украина (2007-2009), Россия в 1995 году).

Для надежности таких конструкций нужна не только тщательная выписанность конституции, но и высокая политическая культура, приверженность «Духу конституции».

Поэтому в будущем, выбор будет, скорее всего, между двумя простыми и надежными, а значит, устойчивыми системами организации исполнительной власти:

Вариант А)  Президент всенародно избираемый вместе с Вице-президентом, по должности возглавляет Правительство;

Вариант Б) Реально исполнительную власть возглавляет Председатель Кабинета министров, получивший вотум доверия от нижней палаты Парламента.

Президент – общенациональный арбитр, поручающий лидеру парламентского большинства формирование Кабинета министров, и в остальном символическая фигура, избирается большинством нижней палаты (вариант – обоих палат) Парламента

Практика последних двух десятилетий показала, что наилучшие условия для развития современной буржуазной (термин употреблен в сугубо социологическом смысле) демократии имеет парламентская система (вариант Б). Именно она утвердилась в Восточной Европе и Балтии, устояла недавно в Молдове. Казалось бы, взять на вооружение опыт передовиков и вся недолга… Я уже говорил, что Россия вообще стала президентской республикой чисто случайно. В 1990-91 годах симпатии сторонников перестройки и демократических реформ были, скорее, на стороне парламентской системы. Тем более что и тогдашний кумир реформаторов – баронесса Тэтчер была премьером. В «президентское русло» ситуацию запустил Горбачев. Став президентом, он превратил этот пост в эквивалент должности Генсека ЦК КПСС – т.е. наивысший (раньше таковым был пост Предсовмина или Председателя Президиума Верховного Совета, которые совмещались с постом генсека, что подчеркивало приоритет «парламентаризма»).

«Война Законов» 1990-91 годов естественно превратилась в «Войну Президентов». Произошло объединение позиций Лидера Революции и Главы Государства – под эгидой поста президента. Общий стиль возращения «России, которую мы потеряли», который стал мейнстримом либеральной пропаганды, придал посту президента отчетливые монархические черты. И мы получили плебисцитарное эрзацсамодержавие.

Инверсия исторических процессов требует при смене режима установления парламентской демократии, благо есть успешный пример западных соседей, преимущественно славян. Однако, у российской цивилизации (дочерней к западноевропейской, наряду, с североамериканской, латиноамериканской и южнобалканской), есть три существенных отличия.

Во-первых, условно говоря, по Днепру проходит социокультурное «зеркало», и, поэтому для России органичней те политические модели, которые противоположны восточноевропейским (что немцу – здорово, то русскому – смерь). Прежде всего, на запад и юг от России широкой полосой тянуться нации-государства, а Россия – цивилизация-государство (как Индия, Китай, Япония, Иран, США…). Поэтому, чем успешней там парламентская модель, тем провальней она может оказаться в нашей стране.

Во-вторых, православно-самодержавная традиция подсознательно требует образа правителя-иконы, медиатора между миром должного и профанным миром сущего. Поэтому глава исполнительной власти – всегда немножко царь.

Сакрально-монархическая картина мира требует, чтобы вина за трудности и бедствия падала на «бояр», «жадную толпой стоящих у трона». Модная сто лет назад в черносотенных кругах теория «средостения» – порочного бюрократического слоя между народом и всеблагим по определению государем (в поздней версии – «ленинским ЦК») – предполагает, что «вторая» фигура во власти – это царева «тень», как бы главный злоумышлитель, главный «боярин». Поэтому при парламентской республике, где президент – уважаемый символ нации (безгрешный, поскольку «грязной тачкой рук не пачкает»), сильный премьер, берущий за себя всю ответственность за социально-экономические, внешнеполитические и правоохранительные реалии, обречен быть в России живым воплощением социального зла, «отягощенным злом» демиургом.

Поэтому только американская система, где президент – воплощенный лидер нации и, одновременно, несет всю полноту ответственности за всю политическую конкретику, не позволяет «сакральному» главе государства «спрятаться» за премьером и наоборот.

В-третьих, парламентская республика требует мощной и стабильной системы партий. С жесткой фракционной дисциплиной (иначе невозможны коалиционные правительства). Но такая система требует избирательного законодательства, либо полностью построенного на голосовании по спискам, либо дающих партия монополию на выдвижение кандидатов.

Однако уже сейчас сложилось весьма негативное отношение к пропорциональной избирательной системе. Разумеется, мажоритарная (одномандатная) система кует настоящих политических боссов, а не лояльных корпоративных политменеджеров, которые вырастают в «Теплице» партийной системы (см. замечательный одноименный роман В.Кёппена http://lib.rus.ec/b/26556).

В России же продолжается неостановимый процесс социокультурной атомизации, начавшийся с отмены крепостного права и синхронного распада большой крестьянской семьи, а потом общины. Этот процесс идёт уже полтора столетия, и нет причин, указывающих на возможность обратить его вспять. Все предыдущие усилия лишь тормозили эту атомизацию или создавали различные квазиобъединения (в терминах К.Воннегута «гранфаллоны»). Добавим нарастающее отвращение к политике, как рутинному занятию (политиканство, грязные игры…).

Поэтому спонтанного появления мощных партий, не организуемых властью и способных создавать и стабильно поддерживать сильные правительства, быть опорой «железным канцлерам», в ближайшие годы можно не ждать. Даже в случае сильнейшего подъема народного движения, которое только и может сделать актуальным конституционную реформу, весьма вероятен столь же быстрый отлив, когда на сыром песке и в маленьких лужицах остаются дергаться стайки профессиональных активистов.

Российское общество уже трижды за последние стол лет переживало поголовную политическую демобилизацию (1908, 1923, 1995), и трудно предположить, что следующий цикл социальной активности завершится иначе.

На парламент, переполненный энергичными самодостаточными популистами (никто другой не будет избран на действительно свободных мажоритарных выборах), стабильное правительство в принципе не сможет опираться. Другое дело – глава государства, получивший «мандат неба» непосредственно от всенародного голосования. Кроме того, наша страна в принципе лишена роскоши ждать века (под сенью просвещенных монархов), пока из сменяющие друг друга генераций сильных политиков-одномандатников вырастут новые партии.

Поэтому реформаторам конституционного строя необходимо выбирать:

* либо отказ от «монархически-президентской» системы в пользу сильного премьера, опирающегося на коалицию – ценой отказа от своей аллергии к партийным спискам;

* либо анархический «парламент личностей» и – всенародно избранный глава исполнительной власти.

Для достижения американской системы: сильные сенаторы – сильный президент необходимо законодательное закрепление преимуществ для двух-трех главных партий.

Парламентские демократии стабильны и эффективны в условиях устоявшихся би-партийных систем (когда у власти десятилетиями чередуются две партии/коалиции: правого и левого центра). Многократно обхиханная «партия власти», тем не менее, выполнила принципиально важную историческую задачу – помогла начать формирование правоцентристской традиции. Роль левоцентристской традиции, очевидно, достанется постзюгановской КПРФ. Поэтому, Путин, уйдя на премьерство, разгромив разношерстую монопартийную вольницу и передав своей партии назначение губернаторов, продвинул переход к парламентской демократии больше всех своих предшественников, отыграв большую часть того пропрезидентского перекоса, который возник с марта 1991 года – с момента начала борьбы Ельцина за пост президента России.

Чаемый широкий подъем народного движения, который сделает возможным конституционную реформу, если не совсем разобьёт в мелкую щепу «Единую Россию», то, по меньшей мере, расколет ее на две люто враждующие части, ни одна из которых в принципе не сможет стать монопольной правящей партией.

Так что нас вновь ждет половодье экзальтированной многопартийности, сцементировать которую сможет только лидер, получивший поддержку либо от победившей массовой силы, либо на общенациональных выборах.


Примечания.

1. Для выращивания реальной многопартийности я бы декретом ввел бы обязательную шестипартийную систему: создается 6 партий – две левые, две центристские и две правые. Только они могут выдвигать кандидатов на выборы. Выдвижение кандидатов от этих партий – по заявительному принципу. Во фракциях – императивный мандат (перебежчик теряет депутатство). За основу каждой партии берется фракция Учредительного собрания.

2. Желающим перейти к парламентской системе через конституционную монархию разъясняю: у нас невозможна монархия, поскольку нет сложившейся аристократии, на которую опирается нормальная монархия. Любая «монархия» у нас будет декором при военной хунте и олигархии в стиле «Трех толстяков».

Евгений Ихлов

Источник: forum

Из истории: Проект Конституции Российской Федерации

Для затравки дискуссии предлагаю два проекта конституции России.
Первый проект разрабатывался в рамках либеральной платформы Движения «Демократическая Россия» с октября 1991 года и был официально внесен в конституционную комиссию Верховного Совета РФ в марте 1992 г. Текст отсканированный, поэтому заранее извиняюсь за ошибки.
Второй проект был сделан на его основе философом и историком Я.Г. Кротовым, который, как сам заявил, использовал конституционные идеи академика А.Д.Сахарова.
Е.Ихлов

Проект
«Свобода, собственность, достоинство»
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Проект подготовлен:
Д.А.Чегодаевым – руководитель группы,
Д.М.Губиным, Е.В.Ихловым, О.Н.Каюновым.
Консультанты: М.А.Журинская, а.Н.Нестеренко.

Проект внесен
Российской Христианско-демократической Партией
Партией Конституционных демократов Российской Федерации.
30 марта 1992 г.

Москва: «Р-Пресс», 1992. Подписано в печать 3.4.1992. МП Рекламно-информационное бюро «Турист» (Тверская 12, стр. 7). Тираж 1000 экз.

Преамбула
МЫ, НАРОДЫ РОССИИ, объединенные общей судьбой, историей и землей, в лице свободно избранного нами Учредительного Собрания, сознавал ответственность перед ныне живущими, грядущими и предшествующими поколениями, УЧРЕЖДАЯ РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ как суверенное демократическое государство, провозглашаем настоящую Конституцию как Основной закон, единственный источник, основу и ограничение всех прочих законов, которые действуют среди нас – на. нашей земле, в нашем государстве, для каждого из нас

Часть I
Хартия прав человека и гражданина Российской Федерации

Статья I
1 Все люди от рождения наделены следующими неоспоримыми правами: правом на жизнь и правом на свободу.
2. Любые принудительно налагаемые в человеческом сообществе ограничения этих прав могут иметь два и только два нижеследующих источника:
- необходимость обеспечения равноправия как равной для всех возможности реализовывать указанные права;
- присущее каждому цивилизованному сообществу стремление оказывать помощь тем. кто не в состоянии самостоятельно реализовывать указанные права.
Никакие иные причины и соображения не могут служить основанием для принудительного ограничения прав или наложения обязанностей

Статья 2
Каждый обладает всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Конституцией, невзирая на расу, цвет кожи. язык, пол, религию, политические или иные убеждения, происхождение, имущественное, сословное или иное положение, а также на политический, правовой или международный статус территории его пребывания.
Все люди равны перед законом и имеют право на равную защиту закона. Каждый имеет право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, нарушающей настоящую Хартию, и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации

Статья 3
1. Российской нацией – россиянами – является совокупность всех лиц, признанных гражданами Российской Федерации на момент ее основания, их прямые родственники, лица, получившие гражданство Российской Федерации впоследствии и их прямые родственники
2. Правом на гражданство Российской Федерации обладают все россияне независимо от места их проживания и гражданства. 3. Никто не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его.
4. Гражданин Российской Федерации может состоять в гражданстве или подданстве другого государства.
5. Национальная, этническая, расовая и конфессиональная принадлежность любого человека являются его сугубо личным делом. Не допускается прямое или косвенное принуждение любого лица к указанию им своей принадлежности в рамках приведенного перечня.

Статья 4
Каждый гражданин Российской Федерации (в последующем текст» – гражданин»), где бы он ни находился, обладает в полной мере правосубъектностью.

Статья 5
Никто не должен подвергаться пыткам, жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

Статья 6
1. Каждый имеет право на эффективное восстановление компетентными судами прав, предоставленных ему Конституцией или законом, включая право апелляции в вышестоящий суд.
2. Каждый имеет право на полное возмещение государством вреда, нанесенного его здоровью, а также имущественного и морального ущерба, причиненного ему незаконными решениями и действиями или бездействием государственных органов. учреждений, должностных лиц.

Статья 7
1. Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию.
2. Доказательства, полученные с нарушением прав и свобод человека, не имеют юридической силы.
3. Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и прямых родственников.
4. Депутаты всех уровней имеют право не давать показаний относительно лиц, которые доверились им как депутатам или доверили им в этом качестве какие-либо факты.
5. Священнослужители или лица, являющиеся духовными авторитетами для верующих соответствующих конфессий, работники социально-психологических служб, адвокаты, медицинские работники и преподаватели не могут давать показания на лиц, доверившихся им в этом качестве.
6. Не могут принуждаться к принесению присяги или к иному клятвенному заверению лица, чьи религиозные убеждения это запрещают.
7. В рамках действия права на отказ в даче показаний не допускается наложение ареста на информационные материалы.

Статья 8
1. Каждый для определения его прав и обязанностей имеет право на то, чтобы то дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости.
2. Каждый во всех случаях уголовного преследования имеет право на скорый и публичный суд беспристрастных присяжных той местности, где было совершено преступление.
3. Обвиняемый имеет право на информацию о характере и мотивах обвинения на любой стадии возбужденного против него уголовного преследования.
4. Никто не может считаться виновным до вынесения решения о его виновности судом.
5. Никто не может быть осужден за преступление на основании совершения какого-либо действия или за бездействие, которое во время своего осуществления не составляло преступления по закону Российской Федерации или по международному праву. Не может также налагаться наказание более тяжкое, нежели то, которое могло быть применено в то время, когда преступление было совершено.
6. Никто не может повторно привлекаться к ответственности за одно и то же правонарушение.
7. Никто не может быть осужден или подвергнут наказанию на основании закона, не опубликованного официально для всеобщего сведения.

Статья 9
1. Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища и собственности, на тайну его информации, в том числе в процессе передачи таковой, на его честь, достоинство и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств.
2. При проведении ареста, обыска, следствия и других действий в порядке уголовного преследования подвергающийся этим действиям предупреждается о своих правах и имеет право пользоваться услугами адвоката.
3. Каждый гражданин имеет право защищать свою жизнь, свободу, честь, достоинство и собственность, а также жизнь, свободу, честь и собственность своей семьи средствами, не противоречащими настоящей Конституции.

Статья 10
1. Каждый гражданин имеет право свободно передвигаться и право свободно менять место жительства в пределах Федерации.
2. Каждый гражданин имеет право покидать свою страну и возвращаться в нее.

Статья 11
1. Каждый человек имеет право искать убежище от преследования на территории Российской Федерации и пользоваться этим убежищем.
2. Это право не может быть использовано в случае преследования, основанного на совершении неполитического преступления, или деяния, противоречащего международному праву.

Статья 12
1. Мужчины и женщины, достигшие совершеннолетия, имеют право без всяких ограничений по признаку расы, национальности, религии, имущественного или социального статуса вступать в брак и основывать семью.
2. Брак может быть заключен только при свободном и полном согласии обеих вступающих в брак сторон.
3. Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства.

Статья 13
1. Ребенок изначально обладает правами на свободу, достоинство, жизнь, личную безопасность, образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение, жилище.
2. Государство является гарантом соблюдения прав ребенка.
3. На родителях лежит обязанность воспитывать, содержать своих детей и обеспечивать их развитие до их совершеннолетия.
4. Государство и общество обеспечивают содержание, воспитание и образование детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки.

Статья 14
1. Каждый человек имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться собственностью (в том числе на землю и другую недвижимость, ресурсы и средства производства, включая интеллектуальную собственность и свою способность к труд) как единолично, так и совместно с другими. Право на собственность является основой благосостояния как отдельных лиц, так всего общества.
2. Никто не может быть произвольно лишен своей собственности.

Статья 15
1. Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободу выражать их: это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию.
2. Не могут быть принимаемы никакие законы, препятствующие распространению или ограничивающие распространение информации в зависимости от ее содержания.

Статья 16
1 Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и свободу вероисповедания; это право включает свободу менять свою религию или убеждения, свободу исповедовать свою религию как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных порядков.
2. Каждый гражданин, исповедующий какую-либо религию, имеет право выполнять обязанности, возлагаемые на него соответствующей религией.

Статья 17
1. Каждый имеет право на свободу мирных собраний и создание объединений. Права на создание объединений, проведение мирных собраний и демонстраций не могут ограничиваться законами.
2. Никто не может быть принуждаем вступать в какое-либо объединение.

Статья 18
1. Каждый дееспособный гражданин имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей.
2. Каждый гражданин, достигший шестнадцати лет, может избирать, и каждый дееспособный гражданин может быть избран в органы государственного управления
3. Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля находит свое выражение, среди прочего, в периодических выборах, которые проводятся при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования.

Статья 19
1. Каждый гражданин имеет право обеспечивать свое благосостояние своим трудом.
2. Не допускается использование принудительного труда как труда под угрозой наказания, если эта угроза не является следствием добровольно наложенных на себя обязательств.
3. Вознаграждение за труд может определяться только ценностью результатов труда и не может быть зависимо от привходящих обстоятельств: пола, возраста. национальности, гражданства и иных.

Статья 20
Каждый гражданин, являющийся нетрудоспособным или ограниченно трудоспособным и не имеющий надлежащих источников дохода, пользуется правом на социальное обеспечение, необходимое для поддержания его достоинства и равных с другими возможностей развития его личности в экономической, социальной и культурной областях.

Статья 21
1. Государство обеспечивает гражданам Российской Федерации возможность получения образования в минимально необходимом объеме.
2. Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей.

Статья 22
1. Каждый гражданин имеет обязанности перед государством по поддержанию жизнедеятельности общества и защите его безопасности.
2. При осуществлении своих прав н свобод каждый гражданин должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других, справедливого распределения издержек на создание внешних (неделимых) благ и возмещения внешних потерь.

Статья 23
1. Ничто в настоящем кодексе не может быть истолковано как предоставление какому-либо государству, группе лиц или отдельным лицам права заниматься какой-либо деятельностью или совершать действия, направленные к уничтожению прав и свобод, изложенных в настоящем кодексе.
2. Запрещается использование прав и свобод для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, социальной и религиозной ненависти, пропаганды насилия, войны.
3. Государственные органы учреждения и должностные лица обязаны обеспечить каждому гражданину возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы.
4. Граждане Российской Федерации имеют право, если иные средства не могут быть использованы, оказывать сопротивление всякому, кто пытается силой или принуждением устранить конституционный строй.
5. Никакие ссылки на выполнение приказа или иной формы распоряжения не могут служить основанием для освобождения от ответственности за нарушение закона.

Статья 24
Для реализации перечисленных прав создается Российская Федерация как правовое государство, основанное на принципе разделения властей, состоящем в равнообъемном распределении власти государства между тремя взаимнонеподчиненными властями – законодательной, исполнительной и судебной

Статья 25
Международные правовые акты. ратифицированные Российской Федерацией, приобретают с момента ратификации силу законов Российской Федерации. В случае расхождений между положениями данных правовых актов и законами, действующими на территории Российской Федерации, действуют положения ратифицированных международных правовых актов

Статья 26
1. Ни одна статья данной части Конституции не может быть отменена. Отмена данной Хартии целиком или в какой-либо части влечет за собой ликвидацию Российской Федерации.
2. Законодательное собрание Федерации, не менее чем тремя четвертыми от списочного состава каждой из его палат, может вносить поправки в настоящую Хартию. Поправки не должны противоречить смыслу статей части I настоящей Конституции. Для их утверждения требуется ратификация не менее чем двумя третями субъектов Российской Федерации
3. Конституция Российской Федерации является основным законом прямого действия. Законы и другие правовые акты (включая ратифицированные международные), противоречащие Конституции, не имеют юридической силы.

Статья 27
Российская Федерация как государство является гарантом соблюдения прав и свобод человека на своей территории и граждан Российской Федерации за ее пределами.

Часть II
Государственное устройство Российской Федерации (Федеративный Договор)

Статья 28
Российская Федерация является государством, созданным на основе добровольного союза свободных и равноправных Федеральных Государств и Федеральных Земель, территорий, которые образуют единую территорию Российской Федерации, и представляющее собой единый субъект международного права.

Статья 29
Субъекты Федерации – Федеранты имеют собственные Конституции, Законодательные, Исполнительные и Судебные Власти и законодательства по вопросам, не отнесенным настоящим договором к исключительному ведению Законодательного собрания Российской Федерации
Конституции и законодательства субъектов Федерации не могут противоречить Конституции и законодательным актам Российской Федерации

Статья 30
Субъекты Федерации по взаимному соглашению могут изменять свои границы в рамках Федерации.
По взаимному соглашению субъектов Федерации возможны также слияние субъектов Федерации в единый субъект, выделение из одного или более субъектов Федерации нового субъекта, однако любое из данных соглашений вступает в силу только при условии одобрения его не менее чем двумя третями представителей субъектов Федерации в Законодательном собрании Федерации, в соответствии с частью III настоящей Конституции.

Статья 31
Любое государство, признающее настоящую Конституцию, может быть принято в состав Российской Федерации в качестве нового члена при условии одобрения такового принятия не менее чем двумя третями представителей субъектов Федерации и Законодательном собрании Федерации, в соответствии с частью III настоящей Конституции.

Cтатья 32
Любой субъект Федерации по решению не менее двух третей от общего числа ее избирателей (исчисляемого по законодательству о выборах в органы государственного управления Федерации) может выйти из состава Российской Федерации.
Субъект Федерации считается покинувшим Российскую Федерацию через 365 дней после официального опубликования результатов референдума.
В случае выхода субъекта Федерации из состава Российской Федерации гражданство Российской Федерации сохраняется за теми гражданами (жителями) Федеранта. которые сделают заявление о сохранении такового в течение двух лет после официального опубликования результатов референдума либо после достижения ими совершеннолетия.

Статья 33
Любые изменения общей территории Российской Федерации, в том числе в рамках выполнения международных договоров о приобретении, или уступке, или уточнении линии государственной границы Федерации, производятся только после одобрения не менее чем двумя третями представителей субъектов Федерации в Законодательном собрании Федерации (в соответствии с частью III настоящей Конституции)и при положительном результате референдума населения того субъекта (субъектов) Федерации, чья территория затрагивается этими изменениями.

Статья 34
К исключительному ведению Законодательного собрания Российской Федерации относится принятие законодательных актов по следующим вопросам:
- установления и взимании единых для всей территории Федерации (федеральных) налогов, пошлин, податей и акцизных сборов, предназначенных для уплаты долгов Федерации, обеспечения совместной обороны и общего благосостояния Федерации;
- заключения и оплаты займов от имени Российской Федерации;
- функционирования денежной системы Федерации, включая выпуск денежных знаков, установления наказаний за преступления против ее функционирования;
- ратификации международных договоров и соглашений и наложения наказаний за нарушение положений международного права;
- объявления и прекращения войны и иным вопросам, относящимся к ведению военных действий;
- формирования, содержания, организации и управления вооруженных сил;
- структуры, формирования, функционирования и финансирования органов исполнительной законодательной и судебной властей в части, не оговоренной настоящей Конституцией.
- обеспечения авторам и изобирателям исключительных прав на их произведения и открытия – на всей территории Федерации на определенный срок;
- распоряжения федеральной собственностью;
- распоряжения неделимой собственностью Федерации, включая распределение частот в соответствующих радиодиапазонах.
- распоряжения поддерживаемыми на уровне Федерации системами связи, включая почтовую, однако принимаемые акты не могут предоставлять монопольных прав;
- выборов в федеральные органы власти (в части, не оговариваемой частью III настоящей Конституции),
- способов удостоверения подлинности принимаемых в различных субъектах Федерации публичных актов, документов и судебных решений, могущих иметь силу на всей территории Федерации, и соответствующих требований к ним.
Данное перечисление является исчерпывающим

Статья 35
Законодательное собрание Российское Федерации не вправе принимать законодательные акты
- противоречащие настоящей Конституции,
- о введении пошлин на передвижение товаров или иных ценностей между субъектами Федерации,
- о предоставлении привилегий какому-либо из субъектов Федерации

Статья 36
Субъекты Федерации не имеют права
- вступать в договоры, союзы или конфедерации;
- чеканить монету, выпускать денежные знаки и допускать уплату долгов чем-либо, кроме федеральных денежных знаков;
- вводить таможенные ограничения или пошлины и надавать законы, препятствующие свободному пересечению гражданами Федерации границ субъектов Федерации.

Статья 37
Законодательное собрание Российской Федерации вправе принимать тексты законов и законодательных актов по вопросам, не относящимся к его исключительному ведению (кроме бюджетных). Указанные законы и законодательные акты вступают в силу на территориях субъектов Федерации после утверждения их Законодательными собраниями соответствующих субъектов Федерации. Законодательные собрания субъектов Федерации вправе в любое время вносить в указанные тексты любые изменения (вплоть до полной их замены) при условии, что они не будут противоречить настоящей Конституции, а также законам и законодательным актам, принятым Законодательным собранием Федерации по вопросам, отнесенным к его исключительному ведению.
В случае непринятия к рассмотрению указанного текста Законодательным собранием какого-либо субъекта Федерации в течение месяца, данный текст приобретает на территории соответствующего субъекта Федерации силу закона, с сохранением за его Законодательным собранием права на внесение изменений в текст указанного закона вплоть до полной его отмены.

Статья 38
По соглашению с Законодательными собраниями субъектов Федерации в Федеральную собственность может приобретаться или переходить собственность различного вида, включая земельную, при условии ненарушения прав собственности иных лиц – как физических, так и юридических.
Законодательное собрание Федерации вправе принять решение об объявлении того или иного объекта или класса объектов неделимой собственностью Федерации или о выведении из таковой, но данное решение вступает в законную силу только после его ратификации не менее чем тремя четвертями субъектов Федерации.

Статья 39
В каждом из субъектов Федерации должны пользоваться уважением и полным доверием публичные акты, официальные документы и судебные решения всякого другого субъекта Федерации.
Граждане каждого субъекта Федерации имеют право на все привилегии и личную неприкосновенность граждан любого другого субъекта Федерации.
Лицо, обвиненное в преступлении в любом из субъектов Федерации и скрывающееся от правосудия, подлежит безусловной выдаче, будучи обнаруженным на территории любого субъекта Федерации, по требованию исполнительной власти того субъекта Федерации, юрисдикции которого подлежит совершенное им преступление.
Ни одно лицо, имеющее обязательства в каком-либо из субъектов Федерации, не может быть освобождено от них законами или постановлениями другого субъекта Федерации и подлежит выдаче для их исполнения, если этого требует природа указанных обязательств.

Статья 40
Российская Федерация гарантирует каждому субъекту Федерации демократическую форму правления в соответствии с положениями части I настоящей Конституции и охрану каждого из них от нападения извне и внутренних насилий.

Статья 41
Законодательное собрание Федерации не менее чем двумя третями от списочного состава каждой из его палат может вносить изменения в данную часть Конституции – в Федеральный договор. Для вступления этих изменений в законную силу требуется ратификация их не менее чем двумя третями субъектов Федерации.

Часть II

I Федеральные органы власти

Раздел 1

Структура и функционирование

Статья 42
В соответствии с частью I настоящей Конституции вся государственная власть в Российской Федерации поделена между тремя взаимнонеподчиненными властями: законодательной, исполнительной и судебной
Их прерогативами являются:
Законодательной – принятие законов, обязательных для исполнения всеми лицами, находящимися на территории Федерации и ее гражданами; право требовать отчета от представителей исполнительной власти об их текущей деятельности и состоянии в подотчетных им областях: право контролировать назначения на невыборные должности в структурах исполнительной власти на соответствующих уровнях.
Исполнительной – издание распоряжений, обязательных для выполнения в той части, в которой они относятся к выполнению законов Федерации или служебных обязанностей возникающих на службе а органах исполнительной власти Федерации; организация и проведение акций, обеспечивающих выполнение законов. Судебной – истолкование законов: вынесение решений о виновности и невиновности и решений по фактам, имеющим значение в рамках закона: разрешение коллизий, возникающих при применении законов, и вынесение приговоров о наказаниях, предусмотренных законами.

Статья 43
Все полномочия законодательной власти на уровне Федерации принадлежат Законодательному собранию Федерации, состоящему из двух палат: Совета представителей субъектов Федерации – Сената, и Совета представителей народа Федерации – Национального собрания.
Не может быть членом Законодательного собрания Федерации лицо, не являющееся гражданином Федерации.

Статье 44
В Сенат входят по два представителя от каждого субъекта Федерации, избираемых на шесть лет. Сроки выборов каждого из представителей от каждого субъекта Федерации сдвинуты относительно сроков выборов другого на три года. В исключительном ведении Сената находится принятие и утверждение решений об изменениях в структуре, составе и территории Федерации в соответствии с положениями части II настоящей Конституции
Сенату принадлежит исключительное право осуществления суда в порядке импичмента – вынесение решения об отстранении от должности или лишении права занимать должность в органах государственной власти Федерации. Если подсудимым является Президент Федерации, на процессе председательствует Верховный Судья. Решение об импичменте Президента выносится не менее чем тремя четвертями голосов присутствующих членов Сената, в отношении лиц, занимающих иные должности, не менее чем двумя третями соответственно. Вынесение решения об импичменте не исключает предания впоследствии суду в обычном порядке на тех же основаниях. Решение об импичменте признается недействительным, если за признание его недействительным не позднее чем в двухнедельный срок проголосует не менее двух третей членов Верховного Суда Российской Федерации. Вице-президент Российской Федерации является Председателем Сената, но может голосовать лишь в том случае, если голоса разделятся поровну.

Статья 45
В Национальное собрание избирается по одному представителю от каждых полных 300 000 избирателей в каждом из субъектов Федерации, но не менее одного представителя от каждого субъекта Федерации.

Выборы в Национальное собрание проходят каждые два года. Национальное собрание избирает своего Председателя.
Национальному собранию принадлежит исключительное право возбуждать преследование в порядке импичмента.

Статья 46
Все законы и законодательные акты, в дальнейшем – билли, касающиеся налогов и иных поступлений в бюджет, принимаются Национальным Собранием, но Сенат может предлагать поправки к ним и участвовать в их обсуждении, равно как и в Обсуждении любых иных законов и законодательных актов.
Каждый билль, принятый Национальным собранием или Сенатом или ими совместно, прежде чем прибрести силу закона, представляется Президенту Российской Федерации: если он одобряет билль, то подписывает его, в противном случае возвращает билль со своими возражениями в ту Палату, которой последний был предложен, а Палата, запротоколировав возражения Президента, пересматривает билль. Если при таком новом рассмотрении билль будет утвержден не менее чем двумя третями голосов Палаты, он вместе с возражениями Президента пересылается в другую Палату, которая также пересматривает билль, и последний, в случае принятия его не менее чем двумя третями голосов этой Палаты, становится законом. В последнем случае за Президентом сохраняется право в срок 60 суток вынести на плебисцит (общенародный референдум) вопрос о признании данного закона или законодательного акта недействительным Если билль не будет возвращен Президентом в течение десяти суток (не считая общих нерабочих дней) после того, как он ему представлен, билль становится законом, так же, как если бы он был подписан Президентом; билль не становится законом только в случае, если он не мог быть возвращен в Законодательное собрание ввиду того, что последнее отсрочило свои заседания.
Все постановления, резолюции или решения, для которых необходимо совместное участие Сената и Национального собрания (за исключением решений об отсрочке заседаний), представляются Президенту Российской Федерации и только после его одобрения вступают в силу; в случае же неодобрения они должны быть снова утверждены не менее чем двумя третями голосов в каждой из Палат, в соответствии с теми же правилами и условиями, которые установлены в отношении билля. Равным образом Президент имеет и в этом случае право поставить вопрос на плебисцит.

Статья 47
В случае, если Законодательное собрание не приняло бюджет ни в течение бюджетной сессии, ни в течение 30 суток после установленного в настоящей Конституции срока ее завершения, Президент имеет право распустить Национальное собрание и назначить новые выборы в него. Данное основание является единственным и исключительным основанием для досрочного роспуска и не подлежит расширительному толкованию. Вновь избранные члены Национального собрания сохраняют свои полномочия до срока очередных, ближайших выборов в Национальное собрание, если до него, от момента проведения внеочередных выборов, остается не менее половины обычного срока, в противном случае их полномочия сохраняются до следующих за вышеуказанными очередных выборов в Национальное собрание.

Статья 48
Каждая Палата решает вопросы, касающиеся результатов выборов, полномочий и правомерности избрания ее членов, и большинство каждой из Палат составляет кворум, необходимый для ведения дел, но Палата и в меньшем составе может переносить заседания с одного дня на другой и имеет право применять к отсутствующим членам предусмотренные каждой Палатой меры воздействия с целью обеспечить посещение ими заседаний. Каждая Палата может устанавливать регламент своих заседаний, наказывать своих членов и двумя третями голосов лишать их депутатского иммунитета
Каждая Палата ведет протокол своих заседаний, являющийся общедоступным, за исключением тех разделов, которые по ее решению носят секретный характер. В протокол вносятся сведения о голосах, поданных «за» или «против» каждым из членов Палаты по каждому из ставившихся на голосование вопросов; по требованию одной пятой присутствующих, указанная информация включается в официальную публикацию протоколов соответствующего заседания

Законодательное собрание собирается на, очередные сессии два раза в год – с 10 сентября по 20 декабря (бюджетная сессия) и с 20 февраля по 1 июня. Во время сессий Законодательного собрания ни одна из Палат не может без согласия другой Палаты отсрочить свои заседания более чем на три дня или назначить их не в том месте, в котором должны заседать обе Палаты. По решению Законодательного собрания или любой из его Палат заседания Законодательного собрания либо соответствующей Палаты могут быть продлены и свыше указанных сроков. По совместному решению обеих Палат Законодательного собрания сессия Законодательного собрания может быть окончена и ранее указанных сроков.

Статья 49
Члены Совета и Национального собрания получают за свою службу вознаграждение, устанавливаемое Национальным собранием и выплачиваемое Казначейством Российской Федерации. Размеры данного вознаграждения являются безусловно гласными. Члены Законодательного собрания пользуются также иммунитетом от уголовного преследования: для привлечения к суду по уголовному обвинению члена Законодательного собрания необходимо согласие либо той Палаты, к которой принадлежит данное лицо, либо не менее двух третей членов другой платы. Во всех случаях, кроме тяжкого уголовного преступления или нарушения общественного порядка, они не могут быть подвергнуты аресту без лишения их иммунитета по вышеприведенной процедуре За речи и высказывания в Палатах они не могут быть привлечены к судебной ответственности в любой форме
Ни один член Законодательного собрания не может быть назначен в течение времени, на которое он избран, на какую-либо должность в органах государственной власти Федерации, если эта должность была сдана в названный период, и ни одно лицо, занимающее какую-либо должность в органах государственной власти Федерации, не может быть членом никакой из Палат, пока оно состоит в этой должности.
Никто не может быть членом обеих Палат Законодательного собрания Федерации одновременно.

Статья 50
Исполнительная власть осуществляется Президентом Российской Федерации, переизбирающимся каждые пять лет. Выходя на выборы, Президент представляет кандидатуру своего Вице-президента.
Президентом или Вице-президентом не может быть лицо, не являющееся гражданином Федерации.
В случае отстранения Президента от должности или его смерти, отставки либо неспособности осуществлять связанные с должностью права и обязанности, таковые переходят к Вице-президенту, при невозможности – к Председателю Национального собрания.
Президент вправе потребовать отставки Вице-президента, однако таковая отставка должна быть утверждена Законодательным собранием. Законодательное собрание утверждает также кандидатуру лица, предложенного Президентом на замещение должности Вице-президента.

Статья 51
Президент является главнокомандующим вооруженными силами Федерации. Он имеет право отсрочки исполнения приговоров на срок не свыше 182 суток, а также помилования по приговорам, вынесенным судами Российской Федерации, за исключением осуждения в порядке импичмента.
Президент имеет право назначать должностных лиц в органы исполнительной власти Федерации, требовать от них отчета по исполняемым ими обязанностям и отдавать распоряжения по вопросам, относящимся к их ведению. Производимые Президентом должностные назначения на должности, список которых утверждается Законодательным собранием, подлежат утверждению Сенатом. Право назначения на должности, не вошедшие в указанный список. Президент вправе делегировать в порядке подчиненности.
Президент вправе заключать международные договоры и соглашения, которые вступают в силу после ратификации их двумя третями присутствующих членов Сената, назначать послов, иных полномочных представителей и консулов с последующим утверждением их с должности Сенатом.

Президент представляет на утверждение Сенату членов Верховного суда; с согласия Президента Сенату на утверждение представляется Верховный Судья Федерации, предложенный членами Верховного Суда из его состава.
Президент вправе, с согласия Сената назначать также и иных должностных лиц Российской Федерации, о которых в настоящей Конституции нет иных постановлений и должности которых установлены законом. Законодательное собрание может законом предоставить право назначения низших должностных лиц, каких найдет нужным, единолично Президенту, Верховному Судье или главам соответствующих департаментов с правом последующего делегирования указанных полномочий в порядке подчиненности. При открытии в период между сессиями Сената вакансии, подпадающей под действие настоящей статьи и требующей при ее замещении утверждения Сенатом. Президент вправе ее заместить, предоставив должностные полномочия на срок до окончания ближайшей сессии Сената.

Статья 52
Президент периодически, не реже одного раза в год, представляет Законодательному собранию отчет о состоянии Российской Федерации и, имея право законодательной инициативы в нем, предлагает на его рассмотрение такие меры, которые сочтет необходимыми и полезными. В экстренных случаях он созывает обе Палаты или любую из них, а в случае разногласий между Палатами по поводу времени отсрочки сессий сам переносит их на такое время, какое сочтет необходимым.
Президент принимает послов и иных полномочных представителей, организует принятие мер, обеспечивающих точное соблюдение закона, и определяет полномочия должностных лиц Российской Федерации

Статья 53
В особых случаях, оговоренных ниже в настоящей статье, и только в них, Президент имеет право на издание ордонансов – указов прямого действия, имеющих силу закона, в любом случае издаваемые Президентом ордонансы не могут нарушать положений настоящей Конституции.
Особыми случаями, дающими право Президенту на издание ордонансов, являются
- Чрезвычайное положение как следствие возникновения общественных беспорядков на территории Российской Федерации и
- Чрезвычайная ситуация как следствие стихийных бедствий, эпидемии, крупных аварий и иных опасных экстраординарных обстоятельств, не подпадающих под понятие Чрезвычайного положения.
Чрезвычайное положение объявляется Сенатом на той или иной части территории Российской Федерации или на всей ее территории на срок не свыше 92 суток. По истечении данного срока он может быть продлен еще на такой же срок при согласии не менее двух третей всех членов Сената, по истечении и этого срока он может быть продлен на срок не свыше шести месяцев при согласии не менее двух третей от полного числа членов в каждой из палат. Для дальнейшего продления требуется согласие Чрезвычайного собрания в лице не менее двух третей своих членов и избираемого по системе выборов в Национальное собрание, но с представительством – один представитель от 30 000 избирателей. Если Чрезвычайное положение объявлено на территории, на которой проживает менее одной пятой населения Федерации (на момент объявления такового), то указанные выше сроки могут быть увеличены в четыре раза. В случае повторного объявления на одной и той же территории Чрезвычайного положения через интервал времени, не превышающий половины срока предшествующего Чрезвычайного положения, сроки Чрезвычайного положения суммируются.
Чрезвычайная ситуация объявляется Президентом, но должна быть в срок не свыше 92 суток подтверждена Сенатом, в случае отсутствия такового подтверждения изданные ордонансы перестают действовать. Дальнейшее продление Чрезвычайной ситуации: на срок до 365 суток – Сенатом, в обычном порядке, далее – совместными решениями Сената и Национального собрания – на срок до 1096 суток (трех лет), свыше – при согласии не менее двух третей от общего числа членов каждой из палат.
В любом случае изданные Президентом ордонансы имеют силу только на территории, подпадающей пол действие Чрезвычайного положения или Чрезвычайной ситуации, и могут сохранить свое действие после его (ее) окончания только вследствие принятия их как закона Законодательным собранием Федерации или соответствующих субъектов Федерации в обычном порядке.

Статья 54
Президент, Вице-президент и иные должностные лица Российской Федерации отстраняются от должности, если в порядке импичмента они будут признаны виновными в узурпации власти или злоупотреблении ею, взяточничестве или иных тяжких преступлениях и проступках.
Основанием для импичмента должностных лиц, кроме должностных лиц судебной власти, Президента и Вице-президента Федерации, может служить систематически проявляемое ими неуважение к Законодательному собранию, выражающееся, в том числе, в не предоставлении или предоставлении заведомо недобросовестных отчетов Законодательному собранию по его законным требованиям, однако импичмент на данных основаниях может быть оспорен по инициативе Президента в Верховном Суде.

Статья 55
Судебная власть в Российской Федерации осуществляется Верховным Судом и теми низшими судами, которые будут учреждены Законодательным собранием Федерации и законодательными собраниями субъектов Федерации. Как судьи Верховного суда, так и судьи низших судов сохраняют свои должности, пока их поведение является безупречным; за свою службу они получают вознаграждение, которое не может быть уменьшено, пока они находятся в должности

Статья 56
Судебная власть распространяется на все дела. решаемые по закону и праву справедливости, возникающие на основе настоящей Конституции, законов, действующих в Российской Федерации, и заключаемых Российской Федерацией международных соглашении; на все дела, касающиеся послов, других полномочных представителей и консулов; на все дела. касающиеся вооруженных сил; на все споры, в которых Российская Федерация является стороной; на все споры между двумя и более субъектами Федерации, между субъектом Федерации и гражданином другого субъекта Федерации, между гражданами различных субъектов Федерации, а также между субъектом Федерации или его гражданами и иностранными государствами, гражданами или подданными.
Все дела, касающиеся послов, других полномочных представителей и консулов, а также дела, в которых одной из сторон является субъект Федерации (кроме дела между субъектом Федерации и гражданином данного субъекта Федерации), подсудны Верховному суду в качестве суда первой инстанции. Во всех других ранее упомянутых случаях Верховный суд является апелляционной инстанцией, решающей как вопрос права, так и вопрос факта с теми ограничениями и в соответствии с теми правилами, которые будут установлены Законодательным собранием.
Все дела о преступлениях, за исключением рассматриваемых в порядке импичмента. подсудны суду присяжных: судебное разбирательство происходит на территории того субъекта Федерации, где было совершено преступление, а если оно было совершено вне пределов субъекта Федерации или на территории нескольких субъектов Федерации, то суд происходит в том месте или местах, которые будут предусмотрены в законе, изданном Законодательным собранием.

Раздел 2

Выборы в федеральные органы власти

Статья 57
Правом выбирать в федеральные органы власти пользуются все дееспособные граждане Федерации, достигшие возраста 18 лет.

Статья 58
Все выборы в федеральные органы власти проводятся как равные и тайные для участвующих в них избирателей.

Статья 59
Кандидатов на президентский пост могут выдвигать любая некоммерческая зарегистрированная общественная организация граждан Федерации, а также любая группа граждан Федерации, собравшая в поддержку выдвигаемой кандидатуры подписи в количестве не меньшем 0,1% от общего числа избирателей. При регистрации должен уплачиваться регистрационный сбор, размер которого устанавливается Национальным собранием. Выборы президента являются прямыми. Избранным признается кандидат, набравший наибольшее число голосов. При равенстве числа голосов – зарегистрировавшийся первым. Выборы, проводимые при наличии только одной кандидатуры, являются недействительными.

Статья 60
Порядок выдвижения кандидатур и выборов членов Сената устанавливается Законодательными собраниями соответствующих субъектов Федерации.

Статья 61
Выборы членов Национального собрания производятся избирателями – постоянными жителями соответствующего субъекта Федерации (в дальнейшем тексте статьи – избирателями), являются прямыми, проводятся по избирательным спискам по пропорциональной системе в соответствии со следующими правилами.
1. Списки кандидатов подаются любыми некоммерческими зарегистрированными общественными объединениями граждан – постоянных жителей соответствующего субъекта Федерации (в дальнейшем тексте статьи – граждан), а также любыми группами граждан, собравшими в поддержку списка подписи избирателей в количестве, не меньшем 0,1% от общего числа избирателей. При регистрации должен уплачиваться регистрационный сбор, размер которого устанавливается Национальным собранием.
2. Избирательный список не может по объему превышать удвоенного количества числа членов Национального собрания, избираемых от данного субъекта Федерации.
3. В избирательный бюллетень вносятся все зарегистрированные списки кандидатов в полном объеме.
4. Избиратели выделяют в бюллетене предпочитаемых ими кандидатов в количестве не более требуемого числа членов Национального собрания.
5. Определение избранных кандидатур производится в следующем порядке:
а. Для каждого списка определяется общее число голосов, поданных за кандидатов из этого списка.
б. В каждом списке кандидаты переупорядочиваются в порядке убывания числа поданных за каждого из них голосов.
в. Для каждого списка определяется расчетное число избранных по этому списку. пропорциональное общему количеству голосов, поданных за этот список.
г. Первые кандидаты в списке в максимальном, не превосходящем расчетное, числе признаются избранными.
д. Если общее число кандидатов, признанных избранными по п. 5(г), не достает до необходимого, то в число избранных включается по одному первому неизбранному кандидату из списков в порядке убывания разницы между расчетными и реализованным по п. 5(г) числами избранных кандидатов с учетом, в случае необходимости, общего числа поданных за список голосов и номера списка в порядке регистрации.
6. При открытии вакансии среди представителей населения данного субъекта Федерации, она заполняется первым неизбранным кандидатом из соответствующего списка.
7. Если общее число кандидатов во всех представленных на голосование списках не превышает вдвое требуемое число представителей, выборы являются недействительными.

Статья 62
Выборы Президента Федерации и очередные выборы членов Национального coбрания проводятся (в соответствующие годы) 31 января.
Не позже этой же даты должны проводиться (в соответствующие годы) выборы членов Сената в субъектах Федерации.

Статья 63
Законодательное собрание вправе вносить изменения в данную часть Конституции не менее чем половиной от списочного состава каждой из палат.
Для вступления этих изменений в законную требуется их ратификация не менее чем половиной субъектов Федерации.

Приложение к проекту Конституции

ЗАКОН О СОЗДАНИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(Закон о переходном периоде)

Статья 1
Принимая во внимание полное отсутствие легитимности всех форм власти, установленных в РСФСР на протяжении всей истории ее существования, Учредительное собрание принимает как основу всяческой легитимности на территории бывшей РСФСР Конституцию Российской Федерации и настоящий закон как средство обеспечения введения ее в действие.
Учитывая строго ситуативный (ad hoc) характер настоящего закона, его положения носят временный характер и прекращают свое действие по мере вступления в силу соответствующих положений Конституции Российской Федерации или законов и законодательных актов, принятых или вступивших в силу на ее основе или на основе настоящего закона

Статья 2
В любом случае на период формирования Российской Федерации и всех видов законной власти в ней признаются и являются действующими все права человека. предусмотренные в подписанных СССР или РСФСР международных договорах, пактах, соглашениях и декларациях. Все указанные международные правовые акты автоматически признаются действующими и для Российской Федерации, после завершения процесса ее формирования.

Статья 3
Территориальной основой создаваемой Российской Федерации служит территория бывшей РСФСР.
Положения настоящего закона в части, относящейся к территориальным аспектам формирования Российской Федерации, не сводящиеся или не совпадающие с положениями принимаемой Конституции и базирующихся на ней законов и законодательных актов, действуют в течение 1,5 лет со дня вступления в силу настоящего закона.

Статья 4
Любой субъект бывшей РСФСР, имевший статус автономной республики или автономной области (в границах на 1 января 1990 г.), вправе отказаться от вхождения в создаваемую Российскую Федерацию, если на то будет ясно выраженная воля подавляющего большинства населения данного субъекта бывшей РСФСР.
Для выявления воли населения в отношении данного вопроса на соответствующей территории бывшей РСФСР должен быть проведен референдум, на который должен вынесен единственный вопрос в нижеследующей формулировке:
«Считаете ли Вы необходимым, чтобы (следует наименование соответствующего субъекта бывшей РСФСР) перестала (переслал) быть частью России и начала (начала) существовать как отдельное, суверенное государство, субъект международного права, с собственными границами, законами и гражданством?» Указанный вопрос должен быть внесен в бюллетени для референдума как на русском языке, так и на каждом из языков, которые считают для себя родными более 15% населения соответствующего субъекта бывшей РСФСР (по данным переписи 1989 г).
.В случае, если на вопрос референдума в указанной формулировка утвердительно ответит не [менее] [тут в публикации пропущено слов - прим. Я.Кротова] половины от общего числа избирателей – постоянных жителей данного субъекта бывшей РСФСР, имеющих право голоса по законам о выборах в Верховный Совет бывшей РСФСР, соответствующий субъект бывшей РСФСР в границах на 1 января 1990 г. рассматривается как находящееся в процессе становления вновь образующееся суверенное государство, отношения с которым Российской Федерации строятся на общепринятых принципах международного права и в соответствии с заключаемым с ним соглашениями.
В процессе проведения подготовки данного референдума должно быть обеспечено присутствие как международных наблюдателей, так и наблюдателей из иных субъектов бывшей РСФСР.
Результаты никаких иных акций, в том числе и референдумов, не отвечающих указанным в настоящей статье условиям, не могут быть рассматриваемы как основание для невхождения каких-либо территорий бывшей РСФСР в состав создаваемой Российской Федерации.

Статья 5
В процессе формирования Российской Федерации ее границы не могут претерпевать никаких изменений по сравнению с границами бывшей РСФСР на 1 января 1990г. за исключением возможности невхождения в Российскую Федерацию тех или иных субъектов бывшей РСФСР в порядке, устанавливаемом статьей 4 настоящего закона.
Равным образом на период формирования Российской Федерации накладывается мораторий на любые изменения границ территориально-административных единиц автономных республик и областей, краев и областей бывшей РСФСР, остающихся в coставе Российской Федерации, по их состоянию на 1 января 1990 г., кроме их возможного слияния в порядке, установленном настоящим законом, а также выделения из них автономных областей.

Статья 6
Любой субъект бывшей РСФСР, имевший статус автономной республики или автономной области и не принявший решение о невхождении в создаваемую Российскую Федерацию, наделяется статусом Федерального государства.
На базе сопредельных территорий краев и областей в соответствии с территориально-административной целесообразностью образуются субъекты Российской Федерации – Федеральные земли.

Статья 7
Слияние сопредельных территорий, предусмотренное статьей 6 настоящего закона, производится по решению Учредительного собрания на основе следующих критериев:
- Федеральная земля на момент образования Российской Федерации не должна иметь численность своего населения меньше одного миллиона человек (исчисляемых по данным переписи 1989 г в пересчете на 12 января 1989 г );
- ее территория не должна быть меньше 20 тысяч кв км.;
- нарушение приведенных двух критериев может быть обусловлено только наличием естественных географических границ;
- при объединении следует опираться на границы территориально-административных единиц бывшей РСФСР по состоянию на 1 января 1990 г.
При обсуждении проблем слияния к таким обсуждениям должны привлекаться представители Советов и администрации соответствующих территорий
В случае непринятия Учредительным собранием всех требуемых решений о слиянии территорий в процессе образования Федеральных земель, право на таковые решения переходит к Президенту Федерации

Статья 8
На период формирования Российской Федерации, всех видов государственной власти в ней и создания свода законов Российской Федерации, находящегося в соответствии с Конституцией Российской Федерации, а также Конституций и сводов законов субъектов Российской федерации в Российской Федерации сохраняются и Продолжают действовать законы и власти бывшей РСФСР в той части и в тех пределах, где они не противоречат, не изменяются и соответствуют Конституции Российской Федерации, вновь принимаемым (Законодательным собранием Российской Федерации) законам и настоящему закону.

Статья 9
С момента принятия Учредительным собранием Конституции и настоящего закона на территории Российской Федерации не могут быть приводимы в исполнение смертные приговоры, вплоть до принятия новых законов об уголовных наказаниях за соответствующие составы преступления, после чего соответствующие приговоры должны быть пересмотрены в соответствии с новыми формулировками соответствующих законов

Статья 10
Гражданами Российской Федерации признаются все граждане бывшей РСФСР – постоянные жители территорий, вошедших в состав Российской Федерации, и их дети.
Граждане бывшей РСФСР – постоянные жители территорий, не вошедших в состав Российской Федерации и их дети, родившиеся в срок не более трех лет с момента принятия настоящего закона, признаются гражданами Российской Федерации на основании соответствующего заявления, поданного ими от своего лица или от лица своих несовершеннолетних детей не более чем в пятилетний срок со дня принятия настоящего закона или наступления совершеннолетия (по закону Российской Федерации) лица, подающего заявление.

Статья 11
Немедленно после принятия Конституции Российской Федерации и настоящего Закона начинается подготовка к проведению выборов в Законодательное собрание, каковые должны быть проведены в срок, не превышающий 1,5 лет.
Выборы в Совет представителей народа Федерации – Национальное собрание проводятся в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации.
Первые выборы в Совет представителей субъектов Федерации – Сенат проводятся по следующей схеме:
- в выборах представителей в Совет Федерации участвуют все лица, которые имели бы право участвовать в выборах в Верховный Совет РСФСР на данной территории и в соответствии с соответствующим законом, на момент проведения данных выборов;
- кандидатов в число членов Сената от конкретного субъекта Федерации может выдвигать любая некоммерческая зарегистрированная организация граждан РСФСР, действующая и на территории соответствующего субъекта Федерации, включая политические партии, а также любая группа граждан, пользующихся активным избирательным правом в соответствии с предыдущим пунктом и собравшая в поддержку своего кандидата подписи в количестве, не меньшем 0.1% от общего числа избирателей по предыдущему пункту;
- в кандидаты может выдвигаться любое лицо, пользующееся активным избирательным правом на соответствующих выборах;
- допускается одновременное выдвижение одной и той же организацией или группой граждан двух кандидатур в рамках требований предыдущих пунктов;
- выборы проходят в соответствии с положениями законов. регламентировавших проведение выборов Президента РСФСР (в части, не охватываемой настоящим законом), с тем отличием, что в бюллетене разрешается оставлять также и две кандидатуры;
- выбранными в Сенат считаются два кандидата, набравшие наибольшее количество голосов;
- выборы являются недействительными при наличии менее четырех кандидатур;
- избранные на первых выборах члены Сената получают следующие сроки полномочий: набравший наибольшее число голосов – полный срок полномочий в соответствии с Конституцией (6 лет), второй, набравший меньшее число голосов. – половинный (3 года), в соответствии с установленным Конституцией порядком обновления членов Сената

Статья 12
Не позднее чем в годичный срок со дня начала своей первой сессии Законодательное собрание Российской Федерации принимает текст закона о выборах в законодательные собрании субъектов Федерации и выносит его затем на референдумы в субъектах Федерации. В случае его утверждения на референдуме в соответствующих субъектах Федерации назначаются выборы в законодательные собрания таковых, в противном случае в них проводятся выборы в Учредительные собрания на принципах, аналогичных принципам выборов в настоящее Учредительное собрание. Собравшиеся затем в субъектах Федерации Законодательные или Учредительные (соответственно) собрания принимают Конституции соответствующих субъектов Федерации. Если текст данного закона не будет принят Законодательным собранием Российской Федерации в указанный срок, он утверждается Президентом Российской Федерации.

Статья 13
Первый всенародно избранный Президент РСФСР сохраняет полномочия главы исполнительной власти на территории создаваемой Российской Федерации в качестве первого Президента Российской Федерации как получивший их в качестве независимого от властей кандидата из рук народа России в процессе открытых альтернативных выборов.
По принятии настоящего закона Учредительное собрание получает право на принятие к своему рассмотрению утверждения в их должностях любых должностных лиц исполнительной власти, каковые рассмотрения ограничиваются трехмесячным сроком и однократностью указанного рассмотрения.

Статья 14
В двухмесячный срок со дня принятия настоящего икона Президентом должны быть представлены на утверждение Учредительным Собранием кандидатуры временных членов Верховного Суда Российской Федерации и его председателя – Верховного судьи Российской Федерации (в количестве, определяемом Конституцией Российской Федерации) В случае непредставления данных кандидатур Президентом в указанный срок Учредительное собрание получает право назначать их самостоятельно.
Срок полномочий временных членов Верховного Суда, включая его председателя, не может превышать восьми лет в течение какового срока они в любой момент, но не ранее чем через два гола с момента их назначения, могут быть заменены постоянными членами, либо переведены в постоянные члены по представлению Президента и в соответствии с Конституцией; по истечении указанного срока полномочия временных членов Верховного Суда, не получивших статус постоянных, прекращаются.

Статья 15
На период формирования Российской Федерации, на срок со дня принятия настоящего закона и до истечения месяца со дня начала первой сессии Законодательного собрания Российской Федерации в составе обеих палат, но на общий срок, не превышающий 9 месяцев, Президент Российской Федерации наделяется правом издавать ордонансы – указы прямого действия, имеющие силу тона на всей территории создаваемой Российской Федерации или на той ее части, которая оговорена в указанных ордонансах.
В любом случае упомянутые ордонансы не могут противоречить Конституции или настоящему закону или положениям, из нее вытекающим; равным образом они не могут быть направлены на внесение изменений в Конституцию Российской Федерации или в настоящий закон.
На издаваемые Президентом ордонансы может налагаться вето:
- до начала первой сессии Законодательного собрания – не менее чем двумя третями от списочного состава каждой из Палат Верховного Совета бывшей РСФСР – совместно:
- после этого – Законодательным собранием Российской Федерации в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации для принятия законов и законодательных актов, исключая необходимость утверждения Президентом и связанные с этим процедуры.
Издаваемые Президентом ордонансы могут быть оспорены также и в судебном порядке:
- до момента завершения формирования, включая утверждение в должностях полного состава Верховного Суда Российской Федерации – Конституционным Судом бывшей РСФСР;
- после этого – большинством присутствующих членов Верховного Суда Российской Федерации, при кворуме не менее двух третей от его списочного состава и праве Верховного Судьи Российской Федерации на дополнительный голос в случае, если голоса делятся поровну.

Статья 16
Полномочия членов Верховного Совета бывшей РСФСР целиком и полностью прекращаются с момента начала первой сессии Законодательного собрания Федерации, но те из них, кто не вошли в состав Законодательного собрания, Верховного Суда или иных органов государственной власти Российской Федерации, пользуются в течение следующих трех лет нижеперечисленными правами:
- посещать, с правом совещательного голоса, заседания Палат Законодательного собрания и совместные их заседания, за исключением заседаний, объявленных в установленном Конституцией порядке секретными;
- правом законодательной инициативы в законодательном собрании Российской Федерации;
- правом на получение оклада в размере 60% от получавшегося ими как членами Верховного Совета (в реальном выражении).

Статья 17
Полномочия членов Конституционного Суда бывшей РСФСР, равно как и самого Суда, целиком и полностью прекращаются с момента окончания формирования Верховного Суда Российской Федерации, согласно порядку, предусмотренному настоящим законом, включая утверждение а должностях, но те из них. кто не вошли в состав Верховного Суда Российской Федерации, ее Законодательного собрания или иных органов государственной власти Российской Федерации, пользуются в течение следующих трех лет нижеперечисленными правами
- посещать, с правом совещательного голоса, заседания Верховного Суда Российской Федерации.
- правом на получение оклада в размере 60% от получавшегося ими как членами Конституционного Суда (в реальном выражении).

Статья 18
Поскольку после принятия Конституции и настоящего закона деятельность Учредительного собрания ограничивается лишь утверждением и переутверждением в должностях членов Верховного Суда Российской Федерации и представителей иных властей Российской Федерации, кроме законодательной, то таковая деятельность не может продолжаться более четырех месяцев со дня принятия Конституции Российской Федерации и настоящего закона и. в любом случае, прекращается с началом первой сессии Законодательного собрания Российской Федерации.
На период деятельности Учредительного собрания его члены пользуются иммунитетом от уголовного преследования для привлечения к суду по уголовному обвинению члена Учредительного собрания необходимо согласие не менее двух третей членов Учредительного собрания. Во всех случаях, кроме тяжкого уголовного преступления или нарушения общественного порядка, они не могут быть подвергнуты аресту без лишения их иммунитета по вышеприведенной процедуре. За речи и высказывания в Учредительном собрании они не могут быть привлечены к судебной ответственности в любой форме и после окончания деятельности Учредительного собрания.
С окончанием деятельности Учредительного Собрания его члены утрачивают все права, привилегии и полномочия, имевшиеся у них как у членов Учредительного Собрания

Статья 19
Предельный срок действия любых положений настоящего закона, кроме положений о сроках полномочий перевыборных лиц и положений о временных назначениях, не может превышать четырех лет, однако Законодательное собрание вправе объявить их потерявшими силу и раньше указанного срока, кроме положений настоящего закона о невхождении в Федерацию.
При этом все положения законодательства бывшей РСФСР, не противоречащие Конституции Российской Федерации, вновь принятым законам Федерации, Конституциям субъектов Федерации и законам, принятым законодательными собраниями субъектов Федерации, не противоречащие друг другу, не имеющие внутренних противоречий и не замененные вновь принятыми законами, сохраняют силу закона их всей территории Российской Федерации или на территориях отдельных субъектов (в соответствии с изложенными принципами).

Статья 20
Поскольку основной целью настоящего закона является законодательное обеспечение введения в законную силу положений Конституции создаваемой Российской Федерации, он принимается одновременно с Конституцией, подлежит немедленной публикации и вступает в силу в трехдневный срок со дня принятия.

Источник: nationalassembly

Опубликовал: admin | Дата: Сен 16 2010 | Метки: Анализ, Коротко |
Вы можете добавить свой комментарий ниже. Вы можете отправить новость в социальные сети.

Комментировать

Допустимый объём комментария: не более 1200 знаков с пробелами

Free WordPress Themes

Последние комментарии

Мы в соцсетях

Поддержать сайт

руб.
Счёт № 41001451132177
Z328083690732
R145935562411 или +79135786207
Карта № 4276 8310 2377 4695 или
Счёт № 40817810931284000016/53
Кошелёк № +79135786207

блиц-поиск

Моя первая Зеркалка

Хотите выжать максимум из вашей зеркальной фотокамеры?
ЗАКАЗАТЬ

Супер Cinema 4D

Самой лучшей программой по работе с 3d считается Cinema 4d. Первый полноценный обучающий курс по Cinema 4D на русском языке.
ЗАКАЗАТЬ

Photoshop CS5
от А до Я

Автор этого курса - Евгений Карташов - признанный эксперт Adobe Photoshop. Курс состоит из 2-х дисков и содержит 100 уроков в отличном качестве
ЗАКАЗАТЬ

Photoshop для фотографа
(новая версия)

Как получать прекрасные фотографии даже без дорогой фотокамеры
ЗАКАЗАТЬ

Бюджетная фотостудия или секрет фотовспышек

Как организовать свою портативную фотостудию? Как с минимальными затратами на свет получать фотографии, как в полноценной студии, при этом оставаясь мобильным?
ЗАКАЗАТЬ

Записей на сайте: 24,553 | Комментариев: 14,634

© 2010 - 2016 «Красноярское Время» – информационный портал:
важные политические, экономические и социальные темы, актуальные новости, обзоры, рейтинги, публицистика,
аналитика, версии, исследования, итоги, мнения известных людей, комментарии, видеозаписи, фонограммы.
Автор проекта: Щепин К.В., контактный тел. +7 913 578 6207
При использовании материалов гиперссылка на «Красноярское Время» обязательна! Все права защищены!
Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше!

Войти | ManagAdNews Wp Advanced Newspaper WordPress Themes Designed by Gabfire themes
Premium WordPress Themes
Wp Advanced Newspaper WordPress Themes Gabfire