Российское общество на пороге «информацион-ного цунами»

Facebook
ПлохоТак себеСреднеХорошоОтлично - Ваше мнение
Loading ... Loading ...
Просмотров: 7

Для начала – небольшой тест для взрослых. Если подростку 13-14 лет нужно купить плеер или найти заинтересовавшую его музыку, к кому он пойдет за помощью? Многие родители уже знают ответ на этот вопрос. Ребята даже более раннего возраста обратятся не к ним, а зайдут для этого в «свой мир», который ему любезно предоставляют mail, «вконтакте» или Facebook. Научная группа молодежного объединения «ЮНПРЕСС» обнаружила эту закономерность еще в конце 1990-х годов, исследуя каналы информации российских подростков [5]. Межличностная коммуникация, прежде всего среди сверстников, опередила средства массовой информации. Социальный опыт российские подростки усваивают преимущественно через общение с ровесниками, полученная таким образом информация вызывает у них большее доверие, чем сведения, предлагаемые взрослыми. Иначе говоря, в освоении жизненно важных знаний и навыков подростки склонны опираться на опыт своего поколения.

Это не страшно, если, при этом у детей и юношества есть возможность и других способов получения информации из компетентных, цивилизованных источников. Есть ли она у наших ребят? С начала 1990-х годов свертываются телевизионные и радио- программы, сокращаются ассортимент и тиражи печатных изданий, учитывающих информационные запросы подрастающего поколения. В сборнике материалов к заседанию Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству 2007 г. приводились следующие данные. К концу 2006 года в общей структуре сеток 20-ти крупнейших общероссийских телеканалов доля детских программ составила 0,77%, преимущественно для дошкольной и младшей школьной аудитории, познавательных для всей аудитории независимо от возраста – лишь 5,6%. За последние годы положение существенно не улучшилось, а ухудшилось. Появились детские радиопрограммы и телеканалы, которые ограничены возрастом аудитории максимум девять лет, а их содержание носит не столько развивающий в увлекательной форме, сколько развлекательный характер.

Бездетная политика и мышление становятся нормой в СМИ и государственных структурах.

Проанализируем, кто получил государственную поддержку в сфере электронных СМИ в 2010 году. Среди телерадиопрограмм детские и подростковые составляют чуть больше 10%. Среди интернет-ресурсов всего 3 («Клепа», «Мурзилка», «Затеево») для малышей и два молодежных сайта. Подростковых и юношеских – ни одного. Наверное, анализ сумм, потраченных на взрослых и детей, показал бы еще большую дискриминацию этих ресурсов.

Данных за 2011 год пока нет, зато уже известно об отказах Экспертного совета при Федеральном агентстве по печати и массовым коммуникациям РФ в поддержке подростковых и молодежных интернет-ресурсов. При этом ресурс nasledie-rus.ru, получивший государственную поддержку, имеет за последние 30 дней 2885 просмотров. У нас за этот же период – 10417 просмотров, но нам отказано в поддержке из-за малой посещаемости. И это несмотря на декларации Президента и Премьер-министра России о приоритете детства. Подрастающее поколение – более трети населения страны – формально равноправно с другими возрастными группами, но для россиян этого возраста полностью отсутствует информационная структура, включающая их в жизнь гражданского общества. Юные россияне оторваны от средств коммуникации, которые позволяли бы обществу слышать их, мнение подрастающего поколения не востребовано. Ребенка с раннего возраста вытесняют во взрослую информационную стихию, где действуют законы хаоса.

Отсутствие необходимой для социального и духовного роста информации в адрес подрастающего поколения, как отмечают Н. Постман [4] и другие эксперты, приводит к преждевременному взрослению, как это происходило в первобытном и древнем мире, в Средние века. Дети выбрасываются «в люди», лишаются своей территории. В результате приостанавливается развитие ребенка и нормальная социализация. Его самореализация начинает проходить по модели отчуждения и одичания, отмеченной в этнографических сообществах и замкнутых субкультурах. Ученый-этнограф Маргарет Мид, обосновывая необходимость новой цивилизации, основанной на диалоге детей и взрослых, приводит следующий пример. Взрослые племени кафров в Южной Африке относились к детям как к досадной помехе. Дети сплачивались в самозащите, организуя настоящую детскую республику со своими лазутчиками и стражей, тайным языком, республику, напоминающую уличные банды подростков в городах [3, с. 211].

В любых изолированных детских сообществах, независимо от исходной культуры и воспитания, в отсутствии взрослых как бы слетает налет цивилизации и взаимоотношения переходят на более низкий уровень, к «первобытной сущности». Культурологическое и психологическое описание этого явления сделал Уильям Голдинг в литературном произведении «Повелитель мух», отмеченном Нобелевской премией. Поначалу детей, оказавшихся на необитаемом острове без взрослых, «удерживала за руку цивилизация» от дурных поступков, «невидимый, но строгий витал запрет прежней жизни» [1, с.70]. Но постепенно законы самоорганизации и выживаемости превратились в жестокие законы «дикарей».

Подобные процессы потрясли советское общество в 1980-х годах. Они известны как «казанский феномен», когда лишенные защиты взрослых (родители, школа, милиция) от насилия сверстников подростки и молодежь криминализировались для самозащиты по «сетевым моделям» в маркетинге. Юные корреспонденты в те годы описали подобные группировки в Люберцах, Воркуте, Чебоксарах и в других регионах.

Самоадаптация и самоорганизация похожим образом происходит в условиях информационного хаоса, изоляции от старшего поколения в интернет-пространстве, где образовывается большое количество виртуальных подростковых и молодежных сообществ. Они легко могут легализоваться в реальные конфликтные группы, как это произошло в декабре 2010 года в Москве, когда в течение нескольких часов на улицу вышли сотни подростков.

Дело не только в опасности хаоса для социального порядка. Именно в детские годы накапливается масса информации, сведений, значимых во взрослой жизни. Нобелевские лауреаты, этологи Конрад Лоренц, Карл фон Вриш, Нико Тинберген выяснили огромное значение для развития личности ранних впечатлений. Младенческие, детские и подростковые впечатления определяют не только уровень впоследствии достигаемого интеллекта, но и эмоциональную сущность индивида, его ценностные критерии, причем строго стадийно и нередко необратимо [6, с. 127]. Если эти законы верны, российское общество, которое обрекает детей на информационный вакуум или хаос, на пороге информационной и культурной катастрофы. Они могут приобрести масштаб, сравнимый с самыми страшными стихийными бедствиями, которые мы наблюдаем в настоящее время – стать «информационными цунами».

Меры, которые могут изменить ситуацию, известны. В Государственной Думе Федерального Собрания РФ 1 июня 1999 года по материалам нашего исследования информационного пространства российских подростков состоялись слушания и были предложены рекомендации, в том числе:

  • разработка и законодательное оформление государственных механизмов регулирования информационных потоков, адресованных детям и подросткам либо попадающим в зону их внимания;
  • разработка государственной программы поддержки детских средств массовой информации за счет средств, выделяемых государственным бюджетом на поддержку социально-значимых проектов в области средств массовой информации;
  • регулирование выпуска аудиовизуальной продукции в соответствии с лицензионными обязательствами, выпуск ее в удобное для детей и подростков время;
  • регистрация новых теле- и радиоканалов только при обязательствах вещателей создавать и транслировать детские и подростковые программы, прежде всего, познавательной направленности (выполнение этих обязательств должно контролироваться надзорными органами наравне с другими требованиями лицензии на вещание);
  • распределение государственных дотаций на печатные средства массовой информации из приоритета детских изданий, законодательное закрепление процентного соотношения в пользу последних (не менее 30%);

К 2007 году эти рекомендации пополнились следующими предложениями, которые содержатся в сборнике материалов к заседанию Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству:

  • наладить полноценное пополнение фондов библиотек, прежде всего, в учебных заведениях всех уровней, а также детских и юношеских библиотек;
  • обеспечить книгоиздание для детей и юношества в масштабе всей страны так, чтобы качественные детские книги выходили тиражами с учетом реальной потребности и стали доступны всем российским семьям;
  • создать специальные некоммерческие сети распространения информационной детской продукции при протекции государства, в том числе чрез библиотеки и школы, другие учебные заведения;
  • усилить контроль со стороны государства за выполнением телеканалами и радиостанциями своих лицензионных обязательств, ввести жесткие санкции вплоть до приостановки и отзыва лицензии за занижение в сетках вещания времени, уделяемого на социально значимые программы, в том числе на программы для детей и юношества, культурно-просветительские, образовательные, научно-популярные;
  • создать специализированные детские теле- и радиоканалы, способные в полной мере удовлетворять информационные потребности подрастающего поколения, обеспечивать его диалог с обществом.

На развитие диалога подрастающего поколения с обществом направлены сотни общественных инициатив. Даже кратковременная встреча с авторитетным взрослым – проводником Культуры может изменить жизнь молодого человека. Мы убедились в этом, когда в 2006 году по инициативе кинорежиссера Владимира Грамматикова и тогда продюсера детского вещания Первого телеканала Александра Школьника в регионах России и во Всероссийском детском центре «Орленок» началось сотрудничество деятелей кино, телевидения с детскими видеостудиями в рамках форума «Бумеранг». Даже недельное общение подростков с выдающимися кинооператорами Эдуардом Розовским и Александром Антипенко, режиссером-документалистом Сергеем Мирошниченко, телеведущими Екатериной Андреевой, Ларисой Кривцовой и Дмитрием Борисовым (Первый канал), Татьяной Ципляевой (ТВЦ), музыковедом Светланой Виноградовой, певицей Еленой Камбуровой, актером Авангардом Леонтьевым и другими деятелями культуры, меняет жизненные и культурные горизонты сотен подростков, приводит к их существенному творческому и психологическому росту. Это ресурсы, которые может расширить телевидение, другие СМИ и особенно интернет.

Десант в 2010 году в «Орленок» юных музыкантов – победителей международного конкурса «Щелкунчик» (телеканал «Культура») показал, что сверстники тоже могут быть проводниками в цивилизованное культурно-информационное пространство. Ребята, которые до этого не хотели слушать классическую музыку, стали скачивать ее из Интернета, в том числе на мобильные телефоны.

Дети и подростки проявляют инициативу в межпоколенческом диалоге, направляя послания обществу в виде своих газет, видеофильмов, интернет-ресурсов. С конца 1980-х годов это мощная и все нарастающая волна самиздата, несмотря на отсутствие экономических и правовых условий. Именно поэтому в 2000 году мы решили объединить эти усилия по созданию цивилизованного пространства силами юных журналистов  с помощью интернет-портала ynpress.com.Это был первый молодежный портал.Сегодняон предоставляет враспоряжении подростков более сорока сайтов и разделов, которые позволяют размещать все виды информационной продукции. При должной государственной и общественной поддержке это могло бы стать «точкой опоры», способной переменить ситуацию в «бездетном» и хаотичном информационном пространстве.

Однако тем, кто определяет политику в средствах массовой информации не до этого. Саботаж со стороны среднего звена государственного аппарата тормозит позитивные процессы и общественные инициативы. Поэтому мы, взрослое сообщество России, всегда опаздываем, начинаем действовать, когда события приобретают чрезвычайный характер.

Кому выгодна информационная стихия? А. Камю заметил, что «культурная революция» в Китае середины 1960-х годов явилась своего рода бунтом «дедушек» (ортодоксов) против «отцов» руками «внуков» [2, c. 241]. Молодые хунвенбины выполнили роль «варваров» в разрушении культурных цивилизаций, затормозив развитие китайского общества. Молодежь пытаются использовать для подобных акций в самых разных регионах мира и в настоящее время. Однако исторический опыт показывает, что от этого не выигрывает никто, даже недальновидные политики, которые делают ставку на подобные социальные модели.

Неужели наше общество очнется только тогда, когда информационно-культурная катастрофа в России примет форму стихийного бедствия?

Цымбаленко Сергей Борисович, кандидат философских наук,
президент молодежного объединения ЮНПРЕСС
Телефоны: раб. 8 (495) 6060625, моб. 8-910-4098907

***

Использованная литература

1. Голдинг Уильям. Повелитель мух. – М.: Русская книга, 1994
2. Левада Ю.А. Заметки о проблеме поколений // Отцы и дети: Поколенческий анализ современной России – М., Новое литературное обозрение, 2005
3. Мид М. Культура и мир детства – М.: Наука, 1988.
4. Постман Нэйл. Исчезновение детства. 1988 Опубликовано на сайте neilpostman.ru. Пер. с англ. А.Т., 2006
5. Цымбаленко С.Б. Подросток в информационном мире: практика социального проектирования. – М.: НИИ школьных технологий, 2010.
6. Эфроимсон В.П. Педагогическая генетика. Родословная альтруизма – М.: Тайдекс Ко, 2003

~~~

Источник: ynpress.com

Опубликовал: admin | Дата: Июл 8 2011 | Метки: Перспективы |
Вы можете добавить свой комментарий ниже. Вы можете отправить новость в социальные сети.

Комментировать

Допустимый объём комментария: не более 1200 знаков с пробелами

WordPress Themes

Мы в соцсетях

Поддержать сайт

руб.
Счёт № 41001451132177
Z328083690732
R145935562411 или +79135786207
Карта № 4276 8310 2377 4695 или
Счёт № 40817810931284000016/53
Кошелёк № +79135786207

блиц-поиск

Моя первая Зеркалка

Хотите выжать максимум из вашей зеркальной фотокамеры?
ЗАКАЗАТЬ

Супер Cinema 4D

Самой лучшей программой по работе с 3d считается Cinema 4d. Первый полноценный обучающий курс по Cinema 4D на русском языке.
ЗАКАЗАТЬ

Photoshop CS5
от А до Я

Автор этого курса - Евгений Карташов - признанный эксперт Adobe Photoshop. Курс состоит из 2-х дисков и содержит 100 уроков в отличном качестве
ЗАКАЗАТЬ

Photoshop для фотографа
(новая версия)

Как получать прекрасные фотографии даже без дорогой фотокамеры
ЗАКАЗАТЬ

Бюджетная фотостудия или секрет фотовспышек

Как организовать свою портативную фотостудию? Как с минимальными затратами на свет получать фотографии, как в полноценной студии, при этом оставаясь мобильным?
ЗАКАЗАТЬ

Записей на сайте: 24,600 | Комментариев: 14,728

© 2010 - 2016 «Красноярское Время» – информационный портал:
важные политические, экономические и социальные темы, актуальные новости, обзоры, рейтинги, публицистика,
аналитика, версии, исследования, итоги, мнения известных людей, комментарии, видеозаписи, фонограммы.
Автор проекта: Щепин К.В., контактный тел. +7 913 578 6207
При использовании материалов гиперссылка на «Красноярское Время» обязательна! Все права защищены!
Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше!

Войти | ManagAdNews Wp Advanced Newspaper WordPress Themes Designed by Gabfire themes
WordPress主题
Wp Advanced Newspaper WordPress Themes Gabfire