Российская статистика: можно ли ей доверять?

Facebook
ПлохоТак себеСреднеХорошоОтлично - Ваше мнение
Loading ... Loading ...
Просмотров: 9

В 2010 году на своей 41-й сессии Статистическая комиссия ООН приняла решение об учреждении Всемирного дня статистики (World Statistics Day). 3 июня 2010 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию 64/267, официально объявившую 20 октября 2010 года первым Всемирным днем статистики. Его темой стало: «Отметим многочисленные достижения официальной статистики». Мероприятие было проведено под девизом «Служение, профессионализм, добросовестность!».

Данное решение было обосновано значимостью подготовки своевременных и надёжных статистических данных и показателей для измерения происходящих процессов в политике, экономике, социальной сфере и прочих.

Во многом благодаря этим данным обеспечивается необходимая статистическая основа для принятия решений по вопросам политики и осуществления контроля над достижением целей в области развития. Празднование Всемирного дня статистики было призвано привлечь внимание общественности к важной работе, которую каждый день выполняют сотрудники статистических учреждений и организаций. Собирая точные, объективные и сопоставимые данные, они способствуют проведению широкого спектра работ на уровне внутренней, внешней и международной политики.

Статистика — это наука, изучающая процессы, происходящие в обществе, оцениваются их количественные и качественные параметры. Собранные в ходе исследований статистические данные дают сведения о многих важных нам процессах.

Работники сферы статистики вносят огромный вклад в изучение экономического, демографического, политического и социального состояния на национальном, региональном и международном уровнях. Статистика охватывает все стороны жизнедеятельности человеческого общества.

В ходе проведения 42-й сессии Статистическая комиссия ООН отметила успешность и конструктивные результаты, достигнутые с точки зрения пропаганды значимости официальной статистики. Поскольку опыт проведения в 2010 году первого Всемирного дня статистики оказался успешным, в марте 2012 года на 43-й сессии Комиссии принято решение проводить Всемирный день статистики каждые пять лет.

В марте 2014 года 45-я сессия Статистической комиссии ООН утвердила 20 октября 2015 года в качестве даты проведения второго Всемирного дня статистики под лозунгом «Статистика для более эффективного принятия решений — статистика для более эффективного процесса развития».

Рассмотрим, насколько объективна российская статистика и отвечает ли она всем требованиям, установленным ООН, и вызовам нашего общества. Рассмотрим также и то, как на практике используются статистические данные на примере деятельности Министерства экономического развития Республики Карелия.

У статистиков России есть свой собственный профессиональный праздник.

День работника статистики впервые отметили 25 июня 2015 года.

Праздник установлен в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 31 июля 2013 г. N 659 «О порядке установления в Российской Федерации памятных дней и профессиональных праздников», постановлением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2013 г. N 1016 «Об установлении профессиональных праздников», распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2014 г. N 1125-р и приказом руководителя Федеральной службы государственной статистики от 21 июля 2014 г. N 481 «Об установлении профессионального праздника — Дня работника статистики».

Именно 25 июня начинается история российской государственной статистики — в этот день в 1811 году императорским манифестом Александра Первого было учреждено Министерство полиции, имевшее значительные полномочия по управлению экономикой страны. В составе Департамента исполнительной полиции Министерства было образовано самостоятельное структурное подразделение — статистическое отделение, которое возглавил профессор Карл Федорович Герман. Статистика с этого времени обрела государственный статус и за свою более чем двухвековую историю доказала свою необходимость для государственного управления, планирования и прогнозирования.

Термин «статистика» произошёл от латинского слова «статус» (status), что означает «определенное положение вещей». Употреблялся он первоначально в значении слова «государствоведение»; впервые был введён в обиход в 1749 году немецким учёным Г. Ахенвалем, выпустившим книгу о государствоведении.

Статистика вчера

Всех нас наверное каждый день или почти постоянно интересует один и тот же вопрос: каково наше состояние дел. Мы собираем данные, стараемся анализировать прошедшие и текущие события, очерчивая ближайшую перспективу и приходим к тем или иным выводам. Приблизительно этими же действиями занимаются люди, освоившие методы и средства очень полезной отрасли знаний и достижений нашей цивилизации — статистики. Статистика известна ещё с древних времён. Методы, которые она использует в своей основе, описываются ещё в Книгах Ветхого Завета. Полезность наблюдения и анализа всевозможных данных способствует разумному распоряжению ресурсами и мудрому поведению. Всё это необходимо и применимо и для нашего выживания, и для выживания последующих поколений.

Легитимность советского государства как государства научного частично основывалась на утверждении о научном характере принимаемых властью решений.

Статистика была источником информации и средством принятия решения, но одна была также и орудием власти, так как должна была подтвердить точность государственной политики. Эта функция чисел наглядным образом проявляется в осуществлении планирования: здесь одно и то же число является одновременно и целью, которой необходимо достичь, и доказательством действия. Между тем и другим не должно быть расхождения,

— описывают французские исследователи суть советской статистики в книге «Бюрократическая анархия: статистика и власть при Сталине».

До самого распада СССР роль статистики в госуправлении формально только увеличивалась, предпринимались меры для централизации народнохозяйственного учёта в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве. Местные статорганы стали получать всю отчётность непосредственно от предприятий и организаций и предоставлять статистические подборки администрациям на местах.

Таким образом, до распада СССР статистическая отчётность была более достоверной и полной по объёму охвата, так как каждое предприятие отчитывалось о своей деятельности.

Статистика в России сегодня

Статистика в новой России представляет собой сочетание советского опыта и позаимствованных западных методик. В 2007 году, когда Россия подала заявку на вступление в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), активизировались усилия по сближению отечественной статистики с европейскими стандартами.

В конце мая 2013 года руководитель директората статистики, главный статистик ОЭСР Мартин Дюран представила отчёт по результатам аудита российской статистики. Эксперт оценила положение дел как позитивное, отметив:

Нужно сделать ещё много для расширения охвата, своевременности и увеличения сопоставимости с международной статистикой.

Есть проблемы в межведомственном взаимодействии, использовании административных данных, пробелы в финансовой статистике.

Национальные счета, обеспечивающие формирование официальной статистической информации о ВВП и других макроэкономических показателях, до последнего времени не были отражены в федеральном законодательстве.

Российская сторона уже активно ведёт «работу над ошибками». Например, Госдума рассматривает законопроект, придающий официальный статус институту национальных счетов, а на одном из последних заседаний Комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству обсуждалось совершенствование взаимодействия Росстата с другими российскими ведомствами.

Государством ставится задача — повышение качества российской статистики, сделать из неё высокоэффективный инструмент принятия политических решений, направленных на развитие страны, но пока предлагаемая методология не позволяет делать всесторонний анализ социально-экономического развития, выявлять проблемы и принимать меры для их решения.

В чём же заключаются проблемы российской статистики?

1. Внедряемая в нашу статистику западная методология применима только на Западе, в странах, для которых она разработана. Статистика и нормальный учёт появляются там, где есть деньги и товары. У нас вместо денег — зачастую ресурсы, и если деньги идут в оборот, то ресурсы бюджетные организации в конце года списывают со счетов. Большая проблема для правительства — неосвоенные остатки средств на счетах министерств и ведомств.

2. У нас экономика организована совершенно не так, как в западных странах, она принципиально закрыта для описания. Реальное её описание делает невозможным принятие решений в русле директив, идущих сверху. В статорганы отчитываются постоянно только предприятия, численность которых свыше 100 человек, а деятельность малого бизнеса оценивается раз в год по особой методике. Так что погрешность статистических данных — велика. При этом следует отметить, что российские критерии по отнесению субъектов деятельности к малому бизнесу отличается от западных.

3. Можно ли доверять общероссийской переписи, во время которой использовался двойной учёт, и немалое число граждан отказывалось общаться с переписчиками?

Главный статистик ОЭСР Мартин Дюран считает:

Если вы не можете доверять данным переписи населения, вы не можете доверять и другим статистическим данным.

По оценкам учёных, реальная численность населения России может колебаться от 120 до 160 млн человек, тем не менее, на цифре 141 — 145 млн человек строится вся демографическая политика. Итоговые цифры официальной статистики всегда договорные, и получается, что это нормально, если погрешность составляет порядка 20 млн человек (!).

Даже в местных администрациях часто затрудняются сказать, сколько жителей в посёлке или районе, какие социально-экономические процессы в нём идут.

Согласно предложений комиссии необходимо перепись населения сделать обязательной в форме Закона, а не добровольной. Законопроект должен включать и положение о расширении перечня методов сбора данных, например, включение в него интернет-ресурсов, что позволит удешевить и ускорить процесс.

4. То же самое с учётом поголовья домашних животных в поселениях. Например, официально поголовье лошадей насчитывает 8 тысяч голов, неофициально — вдвое больше.

5. Получить чёткую картину, чем занимается население, тоже не получается. Статистика по безработице ведётся по числу зарегистрированных на бирже труда. Но регистрация на бирже вовсе не означает отсутствия доходов у человека, она говорит лишь о получении им определённого социального статуса.

Люди вполне могут вести своё хозяйство и получать пособие по безработице.

6. Обследовать работающее население тоже непросто: примерно 25 млн человек работают «в серую» — разработчики ПО, дизайнеры, журналисты, художники, массажисты, парикмахеры, няни, портные, водители, строители, курьеры и так далее. Этих предпринимателей и фрилансеров государство «не видит». Между прочим, 25 млн. человек — почти треть всех граждан в трудоспособном возрасте.

7. Что касается государственной отчётности, цифры по выполнению планов социально-экономического развития регионов и муниципалитетов зачастую «дутые»: реальное социально-экономическое положение в связи с несовершенной методологией статистической информацией не соответствует официальным статистическим данным. Это затрудняет целеполагание и в целом планирование развития страны, а значит предоставление «дутой» статистики может квалифицироваться как деятельность подрывающая государственной безопасности со всеми вытекающими последствиями. Однако, только карательными мерами мы положение не улучшим. Нужно искать комплексное решение.

8. Главная проблема российской статистики заключается в том, что она, помимо того, что не точна, но также то, что с ней крайне неудобно работать. Связано это с тем, что применяющиеся методики очень различны, даже между исследованиями одного центра или института, получающиеся результаты не унифицированы и зачастую трудносопоставимы. Причина этого в отсутсвии в целом единой методологии развития экономики, которая бы чётко описывала экономические процессы, методы и средства управления ими. Фактически, сегодня у нас нет такой науки, как экономика. Она больше напоминает шаманские пляски и заклинание «стихии рынка», а не осмысленное управление посредством конкретных инструментов, а как говорил один известный деятель:

Мы можем что-то напутать в хозяйстве. Но так или иначе мы выправим положение. Если мы напутаем в теории, то загубим все дело. Без теории нам смерть, смерть, смерть!.. (http://www.sovross.ru/modules.php?name=News&file=print&sid=3369)

9. Соответственно, не проводится единая политика в области информационно-статистического обеспечения всеми заинтересованными структурами, то есть отсутствует взаимодействие всех органов. Поэтому целесообразно было бы создание единого государственного интегрированного информационно-статистического ресурса, который трудился бы в плотном контакте с органами стратегического планирования, поскольку доля информации, получаемой и обрабатываемой Росстатом в общем объёме интегрированного информационного ресурса, по предварительной оценке, составляет чуть более 50%.

10. Происшедший в 2005 году переход от разработки показателей в структуре отраслей ОКОНХ к структуре видов деятельности ОКВЭД (Общероссийского классификатора видов экономической деятельности) привёл к утрате сопоставимости многих показателей. В этом случае преемственность данных могла быть обеспечена путём восстановления ретроспективных временных рядов необходимой длины в ОКВЭД, однако этого сделано не было (данные по производству ВВП в структуре ОКВЭД сейчас доступны лишь с 2002 года — хороший способ «спрятать нелицеприятные концы лихих 90-ых в воду»).

11. Отсутствие расчётов валового муниципального продукта на муниципальном уровне по методике СНС (система национальных счетов) без повторных счетов и материальных затрат по ВДС (валовая добавленная стоимость) и доходам. Проблемы расчётов доходов на региональном уровне связаны с явно заниженными отчётными данными предприятий и организации регионов, в результате которых Росстат недобирает от 20 до 40 % ВВП. Эти данные Росстат получает по формам отчётности (Ф. П — 1 и др. формам) от предприятий и организаций и не имеет возможности получать данные о доходах, напрямую через налоговые органы. Европейская практика показывает, что в ЕС рассчитывают более 1000 показателей на третьем, самом низшем уровне управления, т.е. валового муниципального продукта. Таким образом, в первую очередь необходимо продолжить расчёты в СНС и завершить работу по соединению расчётов на федеральном, региональном и муниципальном уровне через показатель ВМП (валовой муниципальный продукт), что позволит иметь реальную картину о социально-экономическом положении каждого муниципального образования, субъекта, и страны в целом.

Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным в своем выступлении на заседании президиума Государственного совета ещё 13 сентября 2006 года было отмечено следующее:

Не менее важной задачей является обеспечение мониторинга, получение объективной, полной и своевременной информации об эффективности работы региональных и муниципальных органов власти. В связи с этим крайне важно привести работу госстатистики в соответствие с современными требованиями.

Безусловно в настоящее время существенно возросли требования к получению более расширенного перечня показателей социально-экономического развития регионов, отражающих состояние и качество проводимой экономической и социальной политики, эффективность достижения её целей.

Как осуществляется экономическая политика минэкономразвития республики Карелия?

В настоящее время современная оценка итогов хозяйственной деятельности, темпы и пропорции развития отраслей, видов экономической деятельности за отчётный период, прогнозы социально-экономического развития муниципальных образований и региона ведутся преимущественно на основе индексов объёма выпуска продукции, роста уровня и качества жизни и ряда других показателей.

Отмеченные показатели важны и необходимы, однако такой анализ и прогнозы развития хозяйствующих субъектов разных уровней не обеспечивают единство целей, направления, темпов и пропорций роста предприятий и экономики региона в целом и самое главное — оценки вклада муниципального образования в общие итоги региона. Поэтому необходима дополнительная обобщающая оценка хозяйственной деятельности и социально-экономических процессов на территории муниципального образования и региона в целом.

Как показывает анализ информации, размещенной на сайте министерства, можно сделать вывод, что министерством не оценивается постоянно эффективность муниципальных образований по ряду показателей, не делается системный анализ по видам экономической деятельности, в том числе в динамике, не отрабатывается стратегия и тактика информационно-статистического диалога между организациями всех форм собственности и муниципальными образованиями, не делается всесторонний комплексный анализ статистических данных (в том числе и по вопросу — а соответствуют ли они действительности?), поэтому и появляются в региональной оппозиционной прессе разного рода публикации-«пугалки» с крикливыми названиями вроде: «Реальные доходы населения упали на столько-то процентов…». При этом Министерство молчит и не даёт никаких комментариев — тем самым даёт повод для такого рода высказываний. Необходимо сделать выводы и ответственно относится к выполнению своих полномочий по разъяснению для населения социально-экономической политики Правительства.

Системные показатели, характеризующие развитие региона, должны быть методологически сопоставимы и согласованны с соответствующими показателями макроуровня. Одновременно с этим необходимо учитывать географические, исторические, социально-экономические особенности региона и муниципального образования, организацию управления, действующие правовые и нормативные акты.

К сожалению, такая практика на данный момент в республике практически отсутвует, то есть Министерство экономического развития не имеет общей методологии решения вопросов социально-экономического развития. Стоит сказать, что это беда вообще всей нашей экономики, однако это ни в коей мере не снимает ответственности с министерства.

До населения через СМИ министерством не доводится ежеквартально информация о социально-экономическом положении региона и каждого муниципального образования, что даёт лишний повод либеральной оппозиции критиковать республиканскую власть якобы за бездействие.

Управлять экономикой, опираясь на недостоверную статистику, — всё равно что вести корабль по неверным картам. Риск сесть на мель и разбить судно очень велик. И тут уже в свою очередь встают вопросы к Карелиястату и Росстату в целом и его работе.

Обществу и органам власти следует срочно обратить внимание на состояние российской статистики. Необходимо с разных уровней предлагать внедрить единую методологию управления экономическими процессами. В конечном итоге на федеральном уровне тоже заинтересованы в решении экономических проблем. Иначе мы снова оказываемся в мире лукавых цифр либеральных экономистов, погубивших советскую экономику. И куда мы тогда в конечном счёте придём?

Послесловие

В результате наша независимая статистика в лице Росстата, равно как и государственная отчётность, очень слабо отражают реальную жизнь страны и по сути — создают её виртуальный образ.

Поэтому даже самая толковая госпрограмма, разработанная для этой виртуальной страны, при переносе с бумаги в реальность начинает давать сбои. Чтобы статистические данные отражали реальное положение вещей, как это во многом было в советское время (конечно «накрутки» были, но их масштабы, особенно в сталинское время, совершенно несопоставимы с сегодняшними), нужно, чтобы и наша экономическая модель — методология управления социально-экономическим развитием соответствовала реальному положению дел. Иначе, так и будет — «аршином общим не измерить».

Одна из причин сегодняшнего положения вещей заключается в особенностях понимания либеральными экономистами роли государства в современной экономике. Они считают, что рынок — самодостаточный механизм управления народным хозяйством и потому считают, что государство должно минимально в него вмешиваться. Хотя это очень далеко от истины.

Дж. К. Гелбрейт, советник двух президентов США в своей книге «Экономические теории и цели общества» усматривает в экономической системе США две подсистемы, взаимодействующие друг с другом, которые он называет «рыночной системой» и «планирующей системой».

«Рыночная система». В ней фирмы действительно функционируют в условиях конкуренции, и она большей частью представлена мелким бизнесом (главным образом семейным), который в силу своей отраслевой принадлежности и специфики рынка не имеет перспектив когда-либо стать крупным.

«Планирующая система». Она представлена крупными корпорациями, которые подчинили себе цены на рынке своей продукции и производственные издержки, работают на основе внутрифирменного долгосрочного планирования и внутриотраслевого и межотраслевого сговора (большей частью косвенного, негласного и потому юридически не наказуемого) о ценах, объёмах производства и т.п. практически без какой-либо конкуренции за рынки и покупателей. Целью их деятельности является приемлемый уровень доходов на долгосрочных интервалах времени, а не удовлетворение потребностей общества и разрешение его проблем.

«Рыночная подсистема» служит культу мифа о свободе частного предпринимательства, о наличии «планирующей подсистемы» — умалчивают. Дж. К. Гэлбрейт именует «планирующую подсистему» «социализмом для Дженерал Моторс и Локхид», поскольку они (даже при полном провале проводимой ими научно-технической политики) практически полностью гарантированы от банкротства и своим положением на рынке, и своими взаимоотношениями с государственным аппаратом, что и отличает их от фирм, отнесённых Дж. К. Гэлбрейтом к «рыночной подсистеме», которые действительно борются за своё выживание в конкурентной борьбе, и в которой социальная защищённость и наёмного персонала, и предпринимателей-собственников находится на несопоставимо более низком уровне, нежели в «планирующей системе».

Жизнь общества в условиях провозглашения «свободного рынка», когда реально он несвободен приводит к тому, что управление концентрируется в узком кругу немногих международных кланов и корпораций.

Вследствие этого совершенно прав был профессор Окито, один из творцов японского экономического чуда, когда в интервью профессору Динкевичу А.Э. высказал следующее утверждение:

Часто можно слышать, что провозглашённый в них (бывшем СССР и странах Восточной Европы — наше прим.) переход к рыночным механизмам является убедительным доказательством превосходства рыночно ориентированной экономики над централизованно планируемой. Я полагаю, что это заблуждение…
Проблема состоит в том, чтобы соединить, согласовать, объединить в едином механизме начала этих двух систем, найти эффективный путь комбинирования рыночных механизмов и государственного планирования и регулирования.

В итоге, вследствие одержимости экономистов либеральными идеями «для толпы», понимание роли и важности статистики деградировало по сравнению с советской эпохой, а необходимость создавать систему государственного стратегического планирования осознаётся ими сегодня с большим скрипом.

Не пора ли навести порядок в статистической отрасли?

Ведь статистика играет важную роль в управлении экономическим и социальным развитием страны, региона, так как верность любого управленческого заключения во многом зависит от той информации, на базе которой оно принято. Только точные, достоверные и проанализированные посредством правильной методологии данные должны приниматься во внимание на всех уровнях управления.

inance

Опубликовал: admin | Дата: Ноя 5 2015 | Метки: Перспективы |
Вы можете добавить свой комментарий ниже. Вы можете отправить новость в социальные сети.

Комментировать

Допустимый объём комментария: не более 1200 знаков с пробелами

Weboy

Мы в соцсетях

Поддержать сайт

руб.
Счёт № 41001451132177
Z328083690732
R145935562411 или +79135786207
Карта № 4276 8310 2377 4695 или
Счёт № 40817810931284000016/53
Кошелёк № +79135786207

блиц-поиск

Моя первая Зеркалка

Хотите выжать максимум из вашей зеркальной фотокамеры?
ЗАКАЗАТЬ

Супер Cinema 4D

Самой лучшей программой по работе с 3d считается Cinema 4d. Первый полноценный обучающий курс по Cinema 4D на русском языке.
ЗАКАЗАТЬ

Photoshop CS5
от А до Я

Автор этого курса - Евгений Карташов - признанный эксперт Adobe Photoshop. Курс состоит из 2-х дисков и содержит 100 уроков в отличном качестве
ЗАКАЗАТЬ

Photoshop для фотографа
(новая версия)

Как получать прекрасные фотографии даже без дорогой фотокамеры
ЗАКАЗАТЬ

Бюджетная фотостудия или секрет фотовспышек

Как организовать свою портативную фотостудию? Как с минимальными затратами на свет получать фотографии, как в полноценной студии, при этом оставаясь мобильным?
ЗАКАЗАТЬ

Записей на сайте: 24,589 | Комментариев: 14,712

© 2010 - 2016 «Красноярское Время» – информационный портал:
важные политические, экономические и социальные темы, актуальные новости, обзоры, рейтинги, публицистика,
аналитика, версии, исследования, итоги, мнения известных людей, комментарии, видеозаписи, фонограммы.
Автор проекта: Щепин К.В., контактный тел. +7 913 578 6207
При использовании материалов гиперссылка на «Красноярское Время» обязательна! Все права защищены!
Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше!

Войти | ManagAdNews Wp Advanced Newspaper WordPress Themes Designed by Gabfire themes
Free WordPress Theme
Wp Advanced Newspaper WordPress Themes Gabfire