Размышление над тендерами
Дорогой читатель, ты никогда не увлекался документами по всевозможным открытым закупкам, аукционам и прочим всевозможным торгам, описание которых доступно в интернете? Признаюсь, есть у меня такая слабость – я с большим удовольствием трачу время на просмотр такого рода бумаг, благо, в век Интернета делать это очень просто.
Мне каждый раз, при чтении подобного, представляется одна и та же картина – вот сидит серьезный человек в чуть помятом пиджаке, расслабивший свои килограммы на кожаном кресле. На столе, рядом с ноутбуком, стоит пепельница с горой дымящихся окурков, стакан из-под виски, а на экране открыто окно «майкрософт ворд», в которое серьезный человек, постоянно вздыхая и охая, неуклюжими движениями указательного пальца правой руки вбивает слово «тендер».
Я уверен, что и ты, дорогой читатель, не раз натыкался на подборки самых смешных закупок в разнообразных газетах. Правда, большинство из них не то чтобы веселые, а скорее печальные – слуги народа массово берут себе новые айфоны и прочую «яблочную» продукцию, автомобили, массажные кресла, дорогие часы. Эти тендеры, наверное, и сформировали в моей голове ту самую картинку серьезного и, признаемся, довольно смелого человека – ведь тендер то открытый, и прочесть его может любой. Я бы, признаюсь, испугался бы заказывать ноутбук, цена которого больше ста тысяч рублей, таким образом. Поэтому, наверное, таких трусов, как я, и не держат в серьезных заведениях.
Впрочем, не госзакупками едиными пополняется моя импровизированная коллекция тендеров.
Скандалы, интриги, расследования
Крупные компании, находящиеся полностью в ведении государства, либо с государственным участием – неиссякаемый источник для грустных размышлений. Достаточно вбить в поисковое окошко Яндекса название интересующей компании и волшебное слово «распил», как сразу же вылезет огромное количество материала, зачастую даже со ссылками на документы. Признаюсь, это значительно интереснее, чем смотреть новости по телевизору – начинаешь понимать динамику изменений, происходящих в нашем обществе.
Например, то, каким образом самые любопытные тендеры скрывают – это же практически Нобелевка! Такое простое, но эффективное решение – замена кириллицы на латиницу. «А» и «A» – видите разницу? Вот и я не вижу, а она есть. Компьютер смотрит не на начертание буквы, а на ее код (да простят меня компьютерщики за такое некомпетентное объяснение), который у этих букв, разумеется, разный. Таким образом я могу написать фразу «Aвтoмoбиль Mеrcedes-Веnz S65АМG» таким образом, что по поиску слов «автомобиль» или «Mercedes» компьютер не найдет ничего. Учитывая же, что таких тендеров миллионы, вручную «выкопать» такой лакомый кусочек шансов немного, и на нужный тендер выйдут только «нужные» люди.
К сожалению (хотя, скорее, к счастью) настолько открытые «проколы», как в примерах из остроумных подборок, встречаются не так часто. Но это не значит, что все остальные закупки идеальны. К сожалению, ложку дегтя можно найти и в них, и связана она даже не с очередным распилом, а с неверным функционированием головного мозга у организаторов конкурса.
Беда, на мой взгляд, в том, что при проведении конкурсов существует так называемая балльная система. Мудрая комиссия выбирает факторы, по которым будут оцениваться конкурсанты – это всегда стоимость услуг и некоторые другие «факультативные» факторы, в число которых уже входит безопасность, опыт участника и прочее. Вроде бы все нормально, но перед началом конкурса каждому фактору присваивается максимальное количество баллов и вот тут как раз зарыта собака.
Так в конкурсах, по которым приобретаются товары или заключаются договора на услуги, фактор «стоимость услуг» может составлять 40, 50, 60% от всех остальных факторов. А остальные – по 5, 10, 15. В результате в любом случае победит дешевый контрагент, вне зависимости от его компетенции. Так, представим, что в гипотетическом конкурсе на обслуживание самолета, проведенном по вышеуказанным правилам, участвует компания вашего покорного слуги, и пара опытных техцентров. Автор статьи, знающий, как нужно «правильно» делать дела, наберет в свою конторку необразованных мигрантов, даст им молотки, и поставит цену в 50.000 условных тугриков за обслуживание самолета, при том, что у нормальных компаний эта цена не опускается ниже 70.000-100.000. Как будет выглядеть табличка по итогам такого конкурса?
Конкурс ОАО «РФЛТ» на обслуживание иностранных самолетов, которые мы так любим брать в кредит у наших европейских и американских друзей
Критерий оценки предложений участников | Значение оценочной функции критерия оценки предложений | ||
ООО «Мигрант» | ОАО «Гиперсервис» | ОАО «Суперпро» | |
1. Полная стоимость оказания услуг | 60 | 10 | 0 |
2. Наличие подготовленного и обученного персонала | 0 | 8 | 10 |
3. Наличие сертифицированного современного оборудования для обслуживания ВС | 0 | 3 | 5 |
4. Количество компаний, заключивших договор с обслуживающей организацией | 0 | 5 | 3 |
5. Подтверждение соответствия качества услуг со стороны международных контролирующих авиационных предприятий | 0 | 6 | 10 |
6. Степень отклонения от Требований к предмету закупки | -10 | 0 | 0 |
ИТОГО (баллы) | 50 | 32 | 28 |
Конкурсная комиссия рассмотрела полученные заявки, экспертное заключение и решила:
1. Признать победителем открытого запроса предложений «Конкурс ОАО «РФЛТ» на обслуживание иностранных самолетов, которые мы так любим брать в кредит у наших европейских и американских друзей» общество с ограниченной ответственностью «Мигрант»;
2. Честно признаваться всем пассажиром перед вылетом, что наши самолеты обслуживают люди, этому не обученные, особенностей строения буржуйской техники не знающие, которые не очень понимают, что они тут делают и зачем их привели на аэродромное поле.
Председатель конкурсной комиссии Иванов Банкир Петрович
Члены конкурсной комиссии Петров Юрист Васильевич
Сидоров Экономист Юрьевич
Я думаю, вы понимаете, к чему я клоню. Я же теперь летать не смогу, после таких конкурсов! Конечно, моя табличка крайне гипертрофирована, как и всякая сатира – увы, основания для этого почерпнуты из вполне открытых источников.
Но есть и другие примеры, когда цена товара или услуги не является определяющей. Я говорю, конечно же, про «основную» (для тех же авиакомпаний) сферу деятельности – реклама, маркетинг, календарики всякие, спонсирование спортсменов. Нет, я не спорю, без этого в современных условиях нельзя работать, но думаю, читатель прекрасно понимает, что я возмущаюсь не «нецелевыми» расходами, а методикой их осуществления. Помните, не так давно разразился скандал с Тиной Канделаки, компания которой получила 27, если не ошибаюсь, миллионов рублей за то, чтобы создать группы в социальных сетях, посвященные одному крайне известному авиаперевозчику, и довести в них количество подписчиков до определенного числа (признаюсь, автор статьи за 27 миллионов рублей готов лично зарегистрировать 200 тысяч аккаунтов «подписчиков», и вступить ими во все нужные группы). Мало того, что конкурс был проведен неправильно, так еще и цена оказалось до странности высокой, что вызвало подозрение у наблюдателей в том, что часть денег вернулась в авиакомпанию – только не в ее бюджет, а к кому-то конкретному. Видимо, поэтому в других, более профильных областях, приходится экономить – на что-то же надо толкать «рекламную кампанию».
Голова кружится от этих всех предполагаемых распилов, откатов, и прочего. Верить в это или не верить – личное дело каждого. Может действительно процент воровства беспрецедентный, а может газеты врут, и конкурсы проводятся честно, шикарные виллы у чиновников и государственных топ-менеджеров – это фотошоп, и потратить миллионы долларов на спонсирование английского футбольного клуба – действительно отличный бизнес-ход. Но, что ни говори, есть один очень напрягающий штришок.
Руководителям компаний с государственным участием, по сути, нет никакого смысла обеспечивать их развитие. Нет, правда, представьте себя на месте руководителя, к примеру, некой государственной авиакомпании. Ответственность (вспомните Сердюкова) размыта, да и следы нужно тщательнее прикрывать, тогда все будет прекрасно. Идеология на государственном уровне, хоть и говорят, что была отменена, но на самом деле есть – «бери от жизни все», о чем постоянно твердят жена, дети и любовницы, желающие жить не в «Рашке», а в более пафосных местах (ради интереса – посмотрите, где обитают семьи важнейших людей страны, в том числе горланящих о своем патриотизме на каждом шагу). А в Лондоне, извините, и цены соответствующие. Зато по запросу из России он никого не выдаст. Так что – лет пять продержаться бы, заложить «базис», и можно сваливать, наконец-то не строя фальшивые улыбки в сторону ненавистной родины. Доходит до того, что в правительстве и государственных компаниях можно найти людей, являющихся гражданами другой страны! И вы будете мне что-то доказывать про их «эффективность»?
Причем эта беда не зависит даже от формы управления, ведь мотивация в любом случае остается той же – будь успешным! Ты победитель! Остальные – неудачники! Потопи их лодку залпами всех орудий своего интеллекта! Сейчас новая жизнь – кто не вольется – виноват сам! Бороться с такой идеологией, кстати, вполне возможно – даже не надо писать никаких новых законов, просто периодически выявлять и оглашать о раскрытых коррупционных делах, а самое главное – о последствиях для подсудимых.
Потому что если на «распилы» наш народ уже устало закрывает глаза – делайте что хотите, ничего уже не исправить, всем все известно, но ничего не предпринимается – то когда начинают уже открыто посягать на безопасность нации… Капиталу ведь, по сути своей, все равно – «напилить» денег на рекламных контрактах, или (когда эта «жила» опустеет) обслуживать самолет за копейки с помощью необученных, некомпетентных людей, даже не знающих о международных требованиях, написанных кровью сотен пассажиров – ну упадет один-два, дай Бог, к этому времени я уже буду у семьи в Лондоне, а если нет – всегда можно найти диспетчера-стажера. Или отдать аэропорты в оффшоры, чтобы потом следственный комитет по пять лет искал, и не мог найти виновников какой-нибудь катастрофы, которые с таким отношением к работе будут случаться только чаще.
Где-то мы промахнулись, нет такого ощущения? Миллионные зарплаты для топ-менеджеров стали нормами, даже без условия их успешной работы, и это при том, что даже наша всепрощающая (разумеется, исключительно серьезных людей) Фемида умудряется иногда радовать газетчиков новыми коррупционными скандалами. Казалось бы – хочешь поднимать национальную компанию (авиаперевозки ли, о которых я уже говорил, или что угодно другое, связанное с вливанием бюджетных средств) – загранпаспорт на стол, и вперед – работай. Получается – почет, деньги и уважение. Не получается – ну извини. Попробовал мухлевать? Небо в клеточку! Сурово звучит, конечно, но я не представляю, как еще сократить количество заголовков об очередном «рекламном» тендере, за которым общественность видит шикарные лимузины и виллы. Разве что закрыть сами газеты…
Савелий Нехорошев
как будто никто не знает, что на тендерах воруют, тоже мне, новость! Кому время позволяет – читайте, по ссылке этих тендеров Аэрофлотовских немеряно
-http://www.aeroflot.ru/cms/about/retail_center/retail_info/notifications
Тока автор почему то промолчал, что Савельев самые интересные прячет, как тот с Канделаки. Навального кстати из-за этого и выгнали, он бочку катил, хотел разобраться, на что Савельев вообще ограничел права директоров, чтоб не лезли в бумаги. Совет директоров от бумаг убрал, нормально, да??
Все так и есть, как автор пишет. Только ты правильно сказал, хрен что найдешь по ссылке, там все вылизано до неприличия. Я как раз работаю в шарике, вот вам таблица аэрофлотовских баллов, я ее аж себе домой упер, на память:
Оказание услуг по обработке грузов на рейсах ОАО «Аэрофлот» в аэропорту «Шереметьево»
Наименование критерия Вес (балл)
Стоимость услуг – 45
Соответствия требованиям стандарта Заказчика и международным нормам, включая ISAGO – 15
Готовность к внедрению продукта «e-freight» в течении двух календарных месяцев с момента заключения Соглашения – 20
Наличие инфраструктуры для обработки специальных и специализированных грузов – 10
Проведение контроля грузов на предмет авиационной безопасности в счет взимаемого тарифа за обработку грузов (без взимания дополнительных сборов) и наличие необходимого досмотрового оборудования в собственности или по договору со специализированным и сертифицированным поставщиком услуг по АБ 10
Поняли, да? Эти менеджеры уже в открытую плюют на все для барыша! Требования международным нормам – это так, хрень полная, да? Дали 15 балов, а контролю грузов вабще 10… Провози хоть гранату – насрать, главное чтобы недорого…
Все эти тендеры – одна большая лазейка для легального попила, куча нарушений, если посмотреть их последний тендер на разгрузку в Шереметьево, да и другие – цена тендера не объявлена, заявляйся туда кто хочешь, на никакого контроля вообще нет! Кого они там выберут, как, зачем – непонятно, никому не обязаны отчитываться, коммерческая тайна! Главная ваша коммерческая тайна – где офшор спрятан!
Господа, это старая добрая школа березовского. Сам то уже помер, а дело все еще живет, вон, ребята продолжают. Набрали кучу коммерсов, сейчас еще летчиков наших выгонят, наберут гастеров, которым пофигу, как летать, в каких условиях, лишь бы бабки были. Профсоюз так запугали, что аж уголовку пришили, и что? Кто что вякнуть теперь посмеет?
А че Навальный свалил, его тоже шугнули чтоли? Вот ржач – оппозиция, митинги, даже президента шугать пытается, а как серьезным ребятам помешал бабки делить – быстро под зад мешалкой))
Не все знают, но вообще то на самолетах с вами в ваши египты летает всякая дрянь в багажниках, могут даже попадаться опасные и радиоактивные грузы. Чет я не очень представляю, что там за радиацию они пихают, но как то стремно… То какой то придурок на подметалке на полосу вылезет (хотя я в эту муть не особо верю), то теперь будут гастеры радиацию грузить?))
Тебя в гугле забанили? вот с википедии:
«В действующем «Руководстве по грузовым перевозкам на внутренних воздушных линиях Союза ССР» (РГП-85) содержатся ссылки на особые (специальные) условия перевозки: «К перевозке воздушным транспортом принимаются также некоторые виды грузов (скоропортящиеся, опасные, радиоактивные, животные и др.), которые требуют особых условий транспортировки. (п.2.4.3) В данном документе существуют пункты: – Перевозка тяжеловесных и негабаритных грузов (п.2.9), – Перевозка скоропортящихся грузов (п.2.16), – Перевозка опасных грузов и радиоактивных материалов (п.2.17), – Перевозка живности (п.2.18), – Перевозка самоходной и гусеничной техники (п.2.19), – Перевозка гробов с покойниками (п.2.20).»
-https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B2%D0%B8%D0%B0%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%BA%D0%B8
Самолет – не самосвал блин. Там много чего летает в багажке