Похвальное слово литературе

Facebook
ПлохоТак себеСреднеХорошоОтлично - Оцените статью | Оценок: 5, Рейтинг: 4.40/5
Loading ... Loading ...
Просмотров: 366

В одном из выпусков «Заметок» я говорил о явном, многих тревожащем, падении поведенческой культуры в нашем обществе, особенно дающем себя знать в среде вступающих во взрослую жизнь его представителей. Однако же, и не только в ней – и в среде что постарше сей феномен тоже просматривается довольно отчетливо.

Объяснение тому сползанию нравственных оснований лежит на поверхности. Во всяком случае, понятно, что главная причина тут – снижение общего культурного уровня. На что тоже имеются свои причины.

Я писал тогда, что обозначившееся в последние десятилетия, оно, это снижение, стало следствием, в том числе(!), развала старой системы воспитания и образования, заменой ее нынешним, не побоюсь сказать эрзацем. Таково, по общему мнению, неблаговидное положение дел в данной области. Тем не менее, оно упорно, вопреки критическому к нему отношению, поддерживается в верхах. Это просто непонятно, имея в виду его очевидную ущербность, его негативные последствия дальше, на будущее.

Не стану вторгаться в существо завладевшей отраслью «новой педагогической системы», – оставляю это на разборки специалистов. В конечном счете, на это есть (или была) отраслевая академия. Ее представители уже достаточно по данному поводу высказали резонов, чтобы выработать продуктивную .линию в области, столь значимой. Увы и ах! Пока что это «глас вопиющего в пустыне», как и многочисленные сетования по этому поводу широкой общественности.

Не имея намеренья вносить дополнения к сказанному профессионалами, я, как одинокий кулик, хочу высказаться исключительно с точки зрения своего «болота». Я имею в виду литературу и ее роль не только в духовном становлении, но и в последовательном формировании личности, будь-то подрастающее или даже полновозрастные поколения. Литературу, как наиболее «пострадавший» предмет нынешней школьной программы.

Это тем более странно, если поиметь в виду безоговорочно признаваемую с глубокой древности первостепенную роль словесности в образовании вообще. Создается впечатление, что нынешнее умаление удельного веса таковой в обучении (включая также язык и тесно связанные с литературой другие гуманитарные дисциплины), не случайно, что это акция сознательная, преднамеренная, вовсе не вызванная соображениями гармонизации, и вправду, разбухающей школьной программы.

Выделив в общем ее составе литературу, вовсе не хочу, чтобы создалось впечатление, что осваиваемые в школе предметы надо делить на главные и неглавные, а то и второстепенные. Нам не дано знать; что в жизни пригодится, а что нет – как заранее то определить? Но что неоспоримо – они глубоко различны степенью и характером воздействия на формирование личности ребенка в процессе его роста и возмужания. С учетом же индивидуальности, человеческой неповторимости каждого из нас, – так и вовсе.

Что литература вводит нас в мир знаний «о Шиллере, о славе, о любви», о жизни во всей ее сложности, – и тем самым способна оказывать глубочайшее воздействие на наши чувства, на весь строй наших представлений об окружающем, – кто наберется смелости это отрицать? В этом ее специфика, куда от нее деться…

Читая, скажем, «Анну Каренину», мы, следя за перипетиями судеб героев, отмечая пореформенные обстоятельства т о й п о р ы, в которых они действуют, невольно сопоставляем их с переживаемыми нами реалиями наших судеб. Умный комментарий педагога, наложенный на вынесенное из чтения романа Толстого подростком, поможет ему глубже осмыслить сюжетные натяжения, оценить поступки героев, мотивы их действий и как бы соотнести себя с ними, разобраться в существе происходящего с нами. Когда молодая, еще только набирающая жизненных впечатлений душа, следя в процессе чтения, как складываются отношения молодых офицеров Белогорской крепости Гринева и Швабрина, – разве не открывается ей принципиальное различие моральных принципов, которыми руководствуется, идя по жизни, тот и другой, разве на примерах их поступков не постигается высота человеческой верности и низость предательства, трусости, вероломиства? И разве, наконец, это проходит для читающего бесследно?

В том и сила большой литературы, что, прибавляя к набираемому с возрастом жизненному опыту чужой опыт, пережитое и выстраданное другими – ее героями, она как бы удваивает, утраивает его, вникая в сложнейшие взаимодействия добра и зла в повседневной жизни, открывая, говоря высоким штилем, подлинные ценности человеческого духа. Еще только постигая их в подлинности, входящий в жизнь человечек получает навык их распознавания в жизни. Реальность пережитого им лично с возрастом как бы множится на некий коэффициент жизненного опыта, многократно пережитого вместе с литературными героями. В суждениях о них устная речь учащихся становится гибче, богаче, увеличивается словарный запас, что самым положительным образом сказывается и на качестве их письменной речи, на их способности к абстрактному мышлению.

Так, в мыслях о чужих судьбах, взрослеет, наполняясь своим и «чужим» опытом, юная душа.

Можно по выходе из школы лишь понаслышке знать о принципах квантовой механики или о теореме Гаусса, допускаю, что можно так и не удосужиться в школьные годы прочитать ту же «Капитанскую дочку», ограничившись общими понятиями, вынесенными из урока, на котором упоминалась пушкинская повесть (если вообще упоминалась!), можно так и не найти уголок в памяти для стихотворения того или иного поэта, которого второпях «проходили» в классе. Во всех таких случаях это можно расценить как пробел в знании, но, согласитесь, это будут пробелы разного строя.

Если что касается естественных наук такой пробел при необходимости может быть всегда восполнен в требуемой полноте, то что касается «каверн» гуманитарной специфики, дело обстоит значительно сложнее. Потому что пробелы в освоении общекультурного богатства в детском и, особенно, в юношеском возрасте будут не просто провалом в знании, но неизмеримо большим – обеднением постижения нашего общего человеческого дома.

Конечно, и упущенное в школе можно тоже – по необходимости или «просто так» – наверстать позже, как и блеснуть перед сослуживцами понравившимся стихотворением, – тут, как говорится, дай Бог каждому! Но это все будет, понятно, идти уже по другому разряду общения с культурным наследием. Постигаемое на школьном уроке по-особому отлагается в душе. Во-первых, благодаря коллективности восприятия, во-вторых, – что особенно важно! – тут особую значимость приобретает слово учителя, направляющего и углубляющего восприятие «материала» теми, кому он адресован.

Наш духовный опыт, наше человеческое «я» отнюдь не сводится лишь к насыщению памяти, по ленинской формуле, знанием всех богатств, накопленных человечеством. Это – база культурного роста человека, фундамент его культурности, но его знания – далеко не весь он сам. Здесь всего важнее склад души, самое «нутро» формирующейся с возрастом личности. История знает немало примеров деятелей, оставивших большой вклад в культурном наследии, но отличавшихся чрезвычайно низким моральным уровнем. Вектор складывания нравственного облика человека, беря начало именно в детские годы, получает определенность своего развития на выходе в самостоятельную жизнь. Но его направленность во многом обусловлена всей атмосферой школьных лет, и тут за литературой, несомненно, – первое слово.

Умаление ее роли уже даже не слой «образованщины» подпитывает, но попросту плодит н е д о г р а м о т н о с т ь, ибо это есть ни что иное, как изъятие строительного материала формирования личности. Попросту говоря, плодит полуроботов.

Не хочется думать, что это – целенаправленная политика властей. Не хочется, даже несмотря на то, что «оттуда», из близких к верхам кругов, уже послышалось, пока не очень внятное (видно, чтобы не будоражить и без того «громыхающую» по сему поводу общественность) пожелание нашей системе обучения сделать установку на массовый выпуск «работяг», не более того… Но может ли быть полноценной в гражданском плане, не говорю уже – великой – в реалиях ХХ1 века страна, «уверенно смотрящая в будущее» всего лишь глазами полуроботов?

Вопрос не требует никаких других вариантов ответов, кроме одного единственного. Что предельно упрощает стратегию выбора подходов к изменению сложившегося явно ненормального положения в данной области. И прежде всего что касается ее духовно-нравственного наполнения, определяющего эффективность воспитания будущего гражданина.

Изменения не косметического плана, как это часто теперь у нас случается, а именно кардинального изменения самой системы образования и воспитания.

С учетом ее важнейших составляющих, в расчете на плодотворную отдачу нашей школы уже в ближайшем будущем.

Василий Широкий,

писатель, журналист,

г. Москва

Опубликовал: admin | Дата: Июн 23 2016 | Метки: Образование |
Вы можете добавить свой комментарий ниже. Вы можете отправить новость в социальные сети.

Комментировать

Допустимый объём комментария: не более 1200 знаков с пробелами

Free WordPress Themes

Последние комментарии

Мы в соцсетях

Поддержать сайт

руб.
Счёт № 41001451132177
Z328083690732
R145935562411 или +79135786207
Карта № 4276 8310 2377 4695 или
Счёт № 40817810931284000016/53
Кошелёк № +79135786207

блиц-поиск

Моя первая Зеркалка

Хотите выжать максимум из вашей зеркальной фотокамеры?
ЗАКАЗАТЬ

Photoshop CS5
от А до Я

Автор этого курса - Евгений Карташов - признанный эксперт Adobe Photoshop. Курс состоит из 2-х дисков и содержит 100 уроков в отличном качестве
ЗАКАЗАТЬ

Photoshop для фотографа
(новая версия)

Как получать прекрасные фотографии даже без дорогой фотокамеры
ЗАКАЗАТЬ

Бюджетная фотостудия или секрет фотовспышек

Как организовать свою портативную фотостудию? Как с минимальными затратами на свет получать фотографии, как в полноценной студии, при этом оставаясь мобильным?
ЗАКАЗАТЬ

Записей на сайте: 33,558 | Комментариев: 21,126

© 2010 - 2020 «Красноярское Время» – информационный портал:
важные политические, экономические и социальные темы, актуальные новости, обзоры, рейтинги, публицистика,
аналитика, версии, исследования, итоги, мнения известных людей, комментарии, видеозаписи, фонограммы.
Автор проекта: Щепин К.В.
При использовании материалов гиперссылка на «Красноярское Время» обязательна! Все права защищены!
Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше!

Войти | ManagAdNews
WordPress Themes
Wp Advanced Newspaper WordPress Themes Gabfire