Поправки в конституцию: для народа или…?

Facebook
ПлохоТак себеСреднеХорошоОтлично - Оцените статью:
Loading ... Loading ...
Просмотров: 38

15 января т. г. в послании президента В. В. Путин Федеральному Собранию последовало внезапное предложение об изменении Конституции и внесении в неё поправок. Среди них были наиболее значимые:

- Ввести приоритет российского права над международными договорами.

- Ввести запрет на иностранное гражданство и вид на жительство для председателя правительства, губернаторов, сенаторов, депутатов и судей.

- Ввести в Конституцию положение о Государственном совете.

- Дать право Государственной Думе утверждать председателя правительства, а также по его представлению всех его заместителей и федеральных министров.

- Назначать руководителей всех силовых ведомств и региональных прокуроров по итогам консультаций с Советом Федерации.

- Изменить требования к президенту: он должен проживать на территории России не менее 25 лет (сейчас не менее десяти лет), не должен быть обладателем иностранного гражданства или вида на жительство не только на момент выборов, но и ранее. И пребывать в должности не более двух сроков, слово «подряд» предлагается убрать.

- Дать Совету Федерации по представлению президента полномочия отрешать от должности судей Конституционного и Верховного судов за совершённые проступки.

- Встроить органы местного самоуправления в «единую систему публичной власти».

- Закрепить в Конституции размер МРОТ не ниже прожиточного минимума и индексацию пенсий, социальных пособий, иных социальных выплат в порядке, установленном федеральным законом.

Предлагалось провести их утверждение Федеральным Собранием через принятие соответствующих конституционных законов. Затем провести голосование по всему пакету поправок, по результатам которого президент примет окончательное решение.

Уже 15 января была образована рабочая группа по подготовке поправок в составе 75 человек. А 20 января (быстро подготовили!) президент внёс в Госдуму Законопроект «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти». 23 января законопроект был принят Госдумой (быстро приняли!) в первом чтении.

После дополнений «от народа» президент внес 2 марта на рассмотрение Госдумы пакет поправок в Конституцию, которые дополнительно указывает о вере в Бога, закрепляют за русским народом статус государствообразующего. Также дают определение брака, как союза мужчины и женщины, хотя это уже есть в Семейном кодексе.

Внезапность внесения предложений и поспешность их реализации кажутся весьма странными. Ничто не предвещало такого хода событий, да и нужды особой не было. Есть вещи поважнее – реальный подъём экономики и благосостояния народа, сокращение имущественного разрыва между здоровым населением и олигархатом, восстановление бесплатного образования и здравоохранения, изъятие недр, природных ресурсов из владения частных компаний, прекращение отношений с международным валютным фондом и выход из колониальной зависимости запада, возвращение Центрального банка под контроль государства, ряд других. Здесь нужны реальные дела, проявление политической воли, а не принятие новых нормативных актов. Для решения перечисленного вполне хватает действующей законодательной базы.

Но что произошло, то произошло. Кстати, после переговоров с руководством Белоруссии в 2019 году о создании единого государства, пусть союзного, в политические верхи которого могло «переехать» высшее руководство России и продолжать править уже объединёнными территориями Беларуси и России. О чём говорят белорусские источники. Но в конце 2019-го белорусы во главе с Лукашенко не пошли на такое единение, «переезд» не удался. И вскоре возникли предложения о поправках к Конституции.

Стоит отметить, что согласно Конституции РФ положения (статьи) глав 1, 2 и 9 Конституции не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием, т. е. Госдумой и Советом Федерации. Для их пересмотра необходимо одобрение трёх пятых голосов от общего числа депутатов Госдумы и Совета Федерации и созыв Конституционного Собрания. Затем Конституционное Собрание разрабатывает проект новой Конституции и либо принимает его двумя третями голосов, либо выносит проект на всенародное голосование.

При проведении голосования новая Конституция РФ считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что голосовало более половины всех избирателей страны. Вышеизложенное определено ст. ст. 134, 135 действующей Конституции РФ.

Согласно ст. 136 Конституции поправки к главам 3-8 Конституции РФ считаются принятыми в случае одобрения их большинством не менее трёх четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Госдумы. Они вступают в силу после одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.

В главы 1, 2, 9 Конституции входят статьи 1-64 и 134-137. Т. о. ст. 15 Конституции, часть 4 которой гласит о приоритете международных договоров над общероссийским правом, не может быть, полагаю, пересмотрена без созыва Конституционного Собрания, созыв которого не планируется. К тому же в поправках президента, внесённых в Госдуму 20 января т. г. об изменении данной статьи речи не идёт.

Статьи главы 1 Конституции «Основы конституционного строя» и главы 2 «Права и свободы человека и гражданина» являются основополагающими и имеют приоритеты перед иными статьями основного закона. В ч. 2 ст. 16 первой главы записано «Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации.

Поэтому внесение в ст. 79 дополнения «Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации» не может отменить положения ч. 4 ст. 15 Конституции и противоречит ему, где сказано «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

Так как созыв Конституционного Собрания, повторяю, не планируется, то положение о приоритете международных договоров над российскими законами в основном законе России не отменятся. Тогда зачем было заявлять об этом на всю страну? Реально, полагаю, инициатор и разработчики поправок не думали отменять зависимость России от внешнего управления. Международное право будет продолжать нависать над российским.

По расширению запретов для госчиновников и самого президента. Уже сегодня российскими законами иметь второе гражданство и иностранный вид на жительство запрещено президенту, депутатам Госдумы и законодательных органов власти регионов, членам Совета Федерации и губернаторам, аудиторам Счетной палаты. Но всё это не мешает десяткам руководителей министерств, депутатам иметь второе гражданство или вид на жительства в иных странах. Об этом все знают, но никаких мер не принимается. Ни у кого не отобрали депутатский мандат. Видимо, законы в России пишутся и принимаются не для всех. А как же ст. 19 Конституции, которая гласит – все равны перед законом и судом.

Если вопреки действующим законам в эшелонах высшей власти есть люди с двойным гражданством и статусом постоянного проживания в иных странах, где гарантия, что их не будет при принятии конституционных ограничений. Безответственность и бесконтрольность – характерные черты современной российской власти.

Ещё одно нововведение – Консультации с Советом Федерации по согласованию кандидатур силовых министров. Эти консультации к чему-то обязывают? Поконсультировались для вида и сделали по-своему. Как говорится: Васька слушает, да ест.

Отрешение от должности судей Конституционного и Верховного судов Советом Федерации по представлению президента ещё более нарушит принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, закреплённого в ст. 10 Конституции. У нас и так сегодня судьи назначаются президентом, а не избираются народом. Это уже говорит о их зависимости от исполнительной власти. А тут ещё снятие с должности…

Ст. 12 Конституции гласит о самостоятельности местного самоуправления в пределах своей компетенции. Его захотели «встроить» в единую властную вертикаль. Подравнять, чтобы перестали проявлять самостоятельность. Т. о. опять же предлагаемые нововведения противоречат основам конституционного строя страны.

По поводу размера МРОТ не ниже прожиточного минимума (ПМ), пенсий и социальных выплат. Согласно ч. 1 ст. 4 закона № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» от 24 октября 1997 года порядок исчисления величины ПМ в России устанавливается Правительством РФ. Насколько известно, ответственным за это является министерство труда и социальной защиты. Но разве это министерство защищает сегодня социальные права трудового народа? Ответ очевиден. Поэтому и будет, полагаю, устанавливаться ПМ, чтобы с голоду не померли и могли работать во благо западных держав и бизнесменов, часто не имеющих российского гражданства.

Из открытых источников следует, что по России на 1 января 2020 года установлен ПМ на душу населения – 11 012 руб. Для трудоспособных – 11 942 руб., пенсионеров – 9 090 руб., детей – 10 838 руб. Законом установлен МРОТ также с 1 января 2020 года в размере 12130 рублей. Это нормально? Это обеспечит достойную жизнь граждан страны, о чём гласит ч. 1 ст. 7 действующей Конституции РФ? Ответ тоже очевиден.

Отмечу, что Россия не ратифицировала Конвенцию Международной организации труда (МОТ) ООН № 131 «О минимальной заработной плате», как и ряд иных международных документов, направленных на борьбу с коррупцией и защиту прав граждан.  Процент МРОТа от средней зарплаты по стране по рекомендациям МОТ составляет 50%, а Европейского Союза 60%. В России на июнь 2019 года это соотношение составляло около 23%.

Для сравнения. Самый низкий размер МРОТ из стран ЕС в Болгарии 286 евро, (21500 руб., при курсе евро в 75 руб.), в Чехии и Эстонии 580 евро (43500 руб.), во Франции, Германии и Великобритании – 1550 евро (116300 руб.), в Польше 610 евро (45800 руб.). Хотя эти страны не владеют большими запасами природных ресурсов и не получают от их продажи огромные средства.

Сегодня средняя пенсия по России составляет 14900 руб. Но откуда берут органы статистики такие цифры, неясно. Многие пенсионеры получают пенсии ниже МРОТа в 12130 руб., социальные пособия также мизерны. Ну, забьют в Конституцию их индексацию, но прибавленные копейки вряд ли помогут пенсионерам, инвалидам жить достойно. Индексация будет устанавливаться каким-то федеральным законом. По каким правилам? Будет ли учитывать реальную инфляцию и падение курса рубля к доллару?

Опять же для сравнения. Средняя пенсия в Болгарии 220 евро (16500 руб.), Эстонии 580 евро (43500 руб.), Финляндии 1630 евро (122300 руб.), Дании 2800 евро (210000 руб.), Германии 800 евро (60000 руб.), Словакии 460 евро (34500 руб.),

Если нынешнее руководство России так печётся о благе народа, просто повысьте и МРОТ, и ПМ, и пенсии, и пособия в стране. Проявите политическую волю, совершите реальные дела, а не имитируйте защиту интересов людей. Для увеличения их размера не нужны поправки в Конституцию. Нужна, повторяю, политическая воля.

Одна из поправок вносит значительное изменение, на мой взгляд, среди высших органов власти. Это создание Государственного Совета. Как указывается, Совет формируется президентом для обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики России, приоритетных направлений социально-экономического развития государства. Статус Государственного Совета определится федеральным законом, который будет принят когда-то в будущем.

Т. о. не народ избирает, а президент формирует Госсовет, который определит развитие страны. Такая руководящая и направляющая надстройка над Советом Федерации, Госдумой, правительством и самим президентом. Все остальные госорганы должны исполнять его указания. Создание Совета, на мой взгляд, грубое нарушение принципа разделения властей, ст. 10 Конституции. Что это за орган такой, определяет, согласовывает работу ветвей власти. Но они же по Конституции самостоятельны в своей деятельности.

Т. о. многие предлагаемые поправки входят в противоречие с нормами глав 1 и 2 Конституции, являются нелегитимными. В действующей Конституции, содержащей буржуазные начала, уже есть противоречия. А тут их становится намного больше. Это будет только разрушать российскую государственность, правовую базу, а не укреплять их.

Предлагается вроде бы формально урезать полномочия президента, Госдуме дозволяется «утверждать» руководителей правительства и министров. Раньше председатель правительства назначался при «согласии» Госдумы. Утверждение или согласие, не вижу в этом большой разницы.

Для чего всё это делается, для продления полномочий современному лидеру и его окружению? Не удалось с белорусами, попробуем на внутреннем поприще?

Что немаловажно, в поправки не вошли требования о запрете госчиновникам иметь недвижимость и счета за границей. Нет поправок в статью 9 Конституции, гласящей: «Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности». Думаю, что подавляющее большинство граждан страны поддержали бы следующее ««Земля и другие природные ресурсы являются общенародной собственностью».

Одним из сопредседателей рабочей группы по внесению поправок в Конституцию является член Совета Федерации Андрей Клишас, мультимиллионер, имеющий по данным СМИ право постоянного проживания и недвижимость в Швейцарии. Долгое время он находился под крылом крупнейшего российского олигарха Владимира Потанина, активно боролся за интересы последнего. Был в 2010-2012 года президентом «Норильского никеля», затем попал в Совет Федерации от Красноярского края. Чьи интересы он представляет сегодня, полагаю, не трудно догадаться.

Второй сопредседатель рабочей группы Павел Крашенинников, руководитель комитета Госдумы по госстроительству и законодательству. В 1999 году стал депутатом Госдумы по списку «Союза правых сил». С 2003 года – депутат от «Единой России».  В 1999-2010 годах по совместительству являлся ректором Российской школы частного права. Так что режим доверил направлять и контролировать деятельность рабочей группы двум своим проверенным кадрам. А кадры, как говорил классик, определяют всё.

Соответствующие кадры подготовят и проведут голосование. Оно пройдёт 22 апреля, этот день станет выходным. Бюллетень для голосования не будет содержать информацию о поправках в Конституцию, они слишком объемные. Поэтому их текст будет доноситься до граждан другими способами. Интересно какими и в каком объёме?

Как заявил глава Павел Крашенинников, устанавливать порог явки не нужно. Его поддержал и председатель Центральной избирательной комиссии Элла Памфилова. Наблюдателей за голосованием назначат Общественная палата России и палаты субъектов страны. При голосовании разрешено использовать сервис «Госуслуги» и дистанционное электронное голосование. Потратить на него планируется свыше 14 млрд. руб., это деньги налогоплательщиков. На поддержку пенсионеров денег нет, а на этот процесс нашли.

Так что, полагаю, многие из пришедших на участок для голосования толком не будут знать, за что голосуют. А уж что сотворит электронное голосование и сервис «Госуслуги»… Наблюдатели от партий и общественных организаций контролировать голосование не смогут. Такое странное голосование не предусмотрено ни Конституцией, ни российскими законами.

10 марта на заседании в Госдуме прозвучали дополнительные поправки о досрочном роспуске Госдумы и «об обнулении президентских сроков». Т. е. президентские сроки для Путина не учитываются, все начинают с нуля после принятия поправок. Это предложила депутат Валентина Терешкова. Путин не стал возражать против «обнуления сроков», но скромно предложил вынести этот вопрос на рассмотрение Конституционного Суда. Вот и вскрылись, считаю, истинные цели «конституционной реформы» – создание условий для продления полномочий главы государства. Конституционный Суд возражать не стал.

Телекомментаторы 10 марта обсуждали новости из Госдумы с воодушевлением, словно происходило эпохальное событие, решающее судьбу всей страны. Немало говорилось, что в конечном итоге всё определят избиратели на голосовании 22 апреля. Но что-то мне подсказывает, что скорее определят всё те, кто будет подсчитывать голоса избирателей. Тем более, что наблюдатели с активной гражданской позицией, видимо, на избирательные участки допущены не будут.

В последующие три дня поправки приняты в третьем чтении, утверждены Советом Федерации и одобрены Субъектами Федерации. Вот это скорость. Так бы решали вопросы с улучшением благосостояния народа. Теперь до 22 апреля госчиновники, придворные телеведущие, эксперты будут убеждать нас в необходимости голосовать за «эпохальные» поправки, которые «повернут государство в сторону защиты прав граждан».

Согласно действующей Конституции один депутат не имеет права вносить поправки в основной закон. И поправка В. Терешковой, считаю, внесена с нарушениями закона. Но на такие мелочи власти в «эпохальное» время не стали обращать внимание.

В действующей Конституции РФ заложено немало позитивного. К примеру, ст. 2 «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Ст. 7 «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Ст. 19 «Все равны перед законом и судом». Ст. 42 «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».

Ст. ст. 41, 42 гарантируют бесплатное медицинское обслуживание и образование. Но разве всё это соблюдается? Защищает государства наши права, обеспечивает достойную жизнь? За период действия Конституции с 1993 года этого, мягко говоря, не ощущается. Данные нормы остались обычной декларацией, реальных дел по защите интересов граждан страны, за ними не последовало.

И что, с внесением поправок в действующую Конституцию власти станут активно защищать права граждан страны, бороться с коррупцией, отстаивать национальные интересы? Что-то мне опять подсказывает: шансы на подобное крайне низки. А весь этот процесс вокруг внесения поправок в основной закон, полагаю, профанация, связанная с желанием высшего руководства продлить период своего правления и усиления авторитарной системы управления. Всё остальное декорация для создания видимости заботы о стране и народе.

Андрей Антонов,

юрист,

член Союза писателей России,

Ленинград-Петербург

Опубликовал: admin | Дата: Мар 18 2020 | Метки: Перспективы |
Вы можете добавить свой комментарий ниже. Вы можете отправить новость в социальные сети.

Комментировать

Допустимый объём комментария: не более 1200 знаков с пробелами

WordPress主题

Последние комментарии

Мы в соцсетях

Поддержать сайт

руб.
Счёт № 41001451132177
Z328083690732
R145935562411 или +79135786207
Карта № 4276 8310 2377 4695 или
Счёт № 40817810931284000016/53
Кошелёк № +79135786207

блиц-поиск

Моя первая Зеркалка

Хотите выжать максимум из вашей зеркальной фотокамеры?
ЗАКАЗАТЬ

Photoshop CS5
от А до Я

Автор этого курса - Евгений Карташов - признанный эксперт Adobe Photoshop. Курс состоит из 2-х дисков и содержит 100 уроков в отличном качестве
ЗАКАЗАТЬ

Photoshop для фотографа
(новая версия)

Как получать прекрасные фотографии даже без дорогой фотокамеры
ЗАКАЗАТЬ

Бюджетная фотостудия или секрет фотовспышек

Как организовать свою портативную фотостудию? Как с минимальными затратами на свет получать фотографии, как в полноценной студии, при этом оставаясь мобильным?
ЗАКАЗАТЬ

Записей на сайте: 33,556 | Комментариев: 21,126

© 2010 - 2020 «Красноярское Время» – информационный портал:
важные политические, экономические и социальные темы, актуальные новости, обзоры, рейтинги, публицистика,
аналитика, версии, исследования, итоги, мнения известных людей, комментарии, видеозаписи, фонограммы.
Автор проекта: Щепин К.В.
При использовании материалов гиперссылка на «Красноярское Время» обязательна! Все права защищены!
Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше!

Войти | ManagAdNews
Free WordPress Themes
Wp Advanced Newspaper WordPress Themes Gabfire