«Одна из всех – за всех – противу всех!..»

Facebook
ПлохоТак себеСреднеХорошоОтлично - Ваше мнение | Оценок: 5, Рейтинг: 5.00/5
Loading ... Loading ...
Просмотров: 515

125 лет назад в Москве 8 октября родилась Марина Ивановна Цветаева

И всё же… Последнее прибежище человека не там, где покоятся его останки. А там, где нашла покой его душа. Истина ли это в абсолюте. Или довольно спорная истина. Жаль, что Марина Цветаева на это не ответит. Серебряный голос Серебряного века поэзии уже не зазвучит… 31 августа прошлого года исполнилось 75 лет с её ухода. Добровольного ухода из жизни. В Елабуге. Где и покоятся её останки. «Пора снимать янтарь, / Пора менять словарь, / Пора гасить фонарь / Наддверный…». А душа её нашла покой в Тарусе. «Кто создан из камня, кто создан из глины,- / А я серебрюсь и сверкаю! / Мне дело – измена, мне имя – Марина, / Я – бренная пена морская…» Нашла ли? Ведь сама Марина так этого хотела.

«Я бы хотела лежать на тарусском хлыстовском кладбище, под кустом бузины, в одной из тех могил с серебряным голубем, где растет самая красная и крупная в наших местах земляника. Но если это несбыточно, если не только мне там не лежать, но и кладбища того уж нет, я бы хотела, чтобы на одном из тех холмов, которыми Кирилловны шли к нам в Песочное, а мы к ним в Тарусу, поставили, с тарусской каменоломни, камень: «Здесь хотела бы лежать Марина Цветаева»…» Её желание исполнилось. Увы, но желания исполняются в основном после ухода. Когда уже навсегда захлопывается дверь. Когда гаснет «фонарь наддверный»…

На высоком берегу «ленивой» Оки меж «сонных» лугов стоит камень – тарусский доломит. И надпись: «Здесь хотела бы лежать Марина Цветаева». А к нему ведёт дорога – прямо от храма Воскресения. А от него – к роднику. И непременно к «дереву желаний». Повязал ленточку на цветущей черемухе, загадал желание – и оно непременно исполнится (если бы всё было так просто…). А чуть далее – длинный овраг, название которому придумала Марина Цветаева – «Долина грез». Пожалуй, для неё желания были всего лишь грёзами. И вместо оврага грезилась долина. Где «Колокола звонят в тени, / Спешат удары за ударом, / И всё поют о добром, старом, / О детском времени они…»

В детстве порой хочется быть поэтом. А в детстве, проведенном на берегу Оки, в Тарусе, им захочется стать навсегда. Особенно рожденной на исходе XIX века в Москве. Особенно когда »Спорили сотни / Колоколов, / День был субботний: Иоанн Богослов…» Особенно, воспитанной в высокоинтеллектуальной семье… Особенно получившей прекрасной образование. Начитавшейся Пушкина, Лермонтова, Некрасова. Байрона и Ростана… То волей-неволей начнёшь писать стихи с шестилетнего возраста. Не только по-русски. Но и по-французски, и по-немецки. А в 18-ть уже выпустить свой первый сборник «Вечерний альбом». За которым – «Волшебный фонарь» и «Из двух книг».

«Моим стихам, написанным так рано, / Что и не знала я, что я — поэт, / Сорвавшимся, как брызги из фонтана, / Как искры из ракет…». Немножко самоиронии. Много веры. И абсолютно точное попадание в будущее. И кажется, что впереди только, только и только счастье, успех! И опять счастье! Как «брызги из фонтана» и «искры из ракет». И жизнь на одном дыхании. И на одном дыхании творчество. На таком мимолетном дыхании. Запечатлённом навеки на одном из зданий в университетском нидерландском городке Лейден. Как предсказание, как утешение для всех: «Разбросанным в пыли по магазинам / (Где их никто не брал и не берет!), / Моим стихам, как драгоценным винам, / Настанет свой черед…»

Впрочем, настоящая поэзия всегда вне очереди. Хотя ждать всё равно приходится… Но юная Марина ещё не знала, что ждать «свой черед» ей придётся всю жизнь. А тогда путь, ведущий от Храма Воскресения указан. Только куда он приведет? К долине грёз или оврагу слёз? Впрочем, иногда это одно и то же. Камень на крутом берегу Оки. Трагедия на берегу счастья. А счастья нет и нет… Оно где-то, там, в овраге. До него не добраться, если только не упасть… «А во лбу моем – знай! – / Звезды горят. / В правой рученьке – рай, / В левой рученьке – ад. / Есть и шелковый пояс – / От всех мытарств…»

Её стихи – её характер. Неуступчивый, неугомонный, нервный, несмиренный, негармоничный, нелогичный… И еще тысячи «не», в которых не остается места такому простому «да». «Я слишком сама любила / Смеяться, когда нельзя!..» Она всегда жила «с этой безмерностью в мире мер». Чтобы непременно было – нельзя! Особенно – когда можно. И чтобы непременно было – можно! Особенно – когда нельзя. «Начинать наугад с конца, / И кончать еще до начала». Она всегда говорила миру – нет! И поэтому ей мир не мог ответить – да! И. поэтому она оставалось в нём чужой. И всегда была чужой среди своих. А своей среди чужих так и не стала. Её характер определил её судьбу. Впрочем, разве по-другому бывает?

Цветаева заявила Революции – нет. И слышать не хотела своего обожаемого Блока, который призвал «слушать Революцию». Революция не обиделась. Её по-прежнему приглашали на поэтические вечера. И даже государственное издательство выпустило две её книги – «Версты» и поэму-сказку «Царь-Девица». Стихи её в печати высоко оценили. Революция её не упрекнула. А она вслед за мужем уехала за границу. Вначале в Прагу, потом в Париж. Эмиграция приняла её распростёртыми объятиями. Дружественно похлопала по плечу за отказ от Советской России. Напечатала сборники «Разлука», «Психея», «Ремесло»… А Марина Цветаева отвернулась. И тут же ответила эмиграции – нет! И встала как всегда – в оппозицию, уже к эмигрантскому окружению. Её не простили. Ещё бы: она себе позволяет заявить: «России меня научила Революция». Или позднее: «Признай, минуй, отвергни Революцию – всё равно она уже в тебе – и извечно… ни одного крупного русского поэта современности, у которого после Революции не дрогнул и не вырос голос, – нет».

Опять её извечное, излюбленное – нет! Но уже в совершенно другом контексте. Своему жизненному принципу «одна из всех – за всех – противу всех!» она так никогда и не изменила.

Она сама вынесла себе приговор. Обрекла себя на нищету, голод, ненависть. Её, ярую обличительницу расизма, фашизма и черносотенства эмигрантская пресса объявляет вне своих законов,» почуяв не своё – тамошнее». Через 12 лет полуголодного существования Цветаева напишет: «Надо мной здесь люто издеваются, играя на моей гордыне, моей нужде и моем бесправии (защиты – нет)… Живём, то есть просто медленно подыхаем с голоду…» И всё же – «знаю, что до последней строки буду писать сильно».

И она работала, работала, работала. Отчаянно борясь с болезнями и нищетой. Отвергнутая, одинокая, чужая. «Забудешь ты мой профиль горбоносый, / И лоб в апофеозе папиросы, / И вечный смех мой, коим всех морочу, / И сотню на руке моей рабочей…» И перо всё сильнее сжимала в ладони. Чтобы создать сотни лирических стихов. Семнадцать поэм. Восемь драм. А ещё мемуары. Философско-критическую, историческую прозу. Чтобы потом, потом быть переведенной на все европейские языки. И на все основные языки мира. Чтобы после физического возвращения на Родину случилось, наконец, Возвращение. И оно случится… неизбежно.

Чувство, честность и честь – вот её высшие принципы в искусстве. Даже, если порой ошибаешься в жизни. Если порой не всегда честна и чувствительна. И не всегда есть силы выходить с честью из жизненных ситуаций. Ошибиться в искусстве невозможно. Непозволительно. Отсюда перебои ритма в стихах – как перебои ритма сердца. Отсюда взволнованность рифмы – как взволнованность дыхания. И конечно, много-много любви. Беспрерывной, нескончаемой, неугасаемой. Любви к мужчине, другу, народу, миру, Родине. Такой многообразной любви.

И объяснения в любви такие разные. И бытовые, и торжественные. И печальные, и насмешливые. И глубокие, и легкомысленные. Как цветовая палитра языка. Как цветовая палитра жизни. Как у Марины Цветаевой. Когда «неподражаемо лжёт жизнь». А «дождь убаюкивает боль». Когда «мне нравится, что вы больны не мной, мне нравится, что я больна не вами». Когда возможно «быть как стебель и быть как сталь в жизни, где мы так мало можем… – Шоколадом лечить печаль, И смеяться в лицо прохожим!» И тут же передать «Русской ржи от меня поклон…» А потом с гордостью заявить: «Сегодня – да здравствует Советский Союз! За вас каждым мускулом Держусь – и горжусь, Челюскинцы – русские!…»

А по Европе уже маршировал фашизм. Как же она его ненавидела! «Не умрешь, народ! Бог тебя хранит! Сердцем дал – гранат, Грудью дал – гранит…»

В это время Марина Цветаева живет одной мыслью – возвращением на Родину. «Нас родина не позовет! / Езжай, мой сын, домой – вперед – / В свой край, в свой век, в свой час, – от нас…» И Родина её приняла. В Москве она занимается переводами. Готовит новую книгу стихов… Только бы не было войны.

Но в июне 41-го война переступила порог каждого дома. В июле 41-го Марина Цветаева вместе с сыном эвакуируется в Елабугу. В августе 41-го она со свойственной ей «безмерностью» вновь заявляет – нет! Но уже не врагам и друзьям. Не странам и континентам. Не политике и искусству. А самой жизни. Она вновь в оппозиции. Но уже к жизни. Поворачивается к ней спиной. И добровольно уходит. Не забыв погасить «фонарь наддверный». Ох уж, это её упрямое – нет! Или всё- таки – да? «Я — это да, / Да — навсегда, / Да — вопреки, / Да — через всё!..»

«— Послушайте! — Еще меня любите / За то, что я умру…» – написала она в двадцать один год. В юности легко думать о смерти, когда та ещё так далека. Потом уже думать о ней не хочется. Потом хочется думать, что «Смерть – это не конец! / Смерть – это цензорские ножницы в поэму». Конечно, не конец. Ведь поэмы никогда не заканчиваются. Ведь так же медлительно течет серебристая Ока. Та же дорога неторопливо ведёт тебя к храму Воскресения. И так же легко можно загадать желание на цветке черемухи. И оно непременно сбудется. Потому что «долина грез» – это не грезы, а реальность. «Мне и доныне / Хочется грызть / Жаркой рябины / Горькую кисть».

Поэмы жизни не заканчиваются. Их дописывают другие. Потом ещё другие. Потом ещё и ещё другие. Не закончилась и поэма Марины Цветаевой. Просто прервалась на высокой трагической ноте, сорвавшейся в вечность…

Как и у других писателей, которые потрясли мир.

Елена Сазанович,

член Союза писателей России

Опубликовал: admin | Дата: Окт 8 2017 | Метки: Человек |
Вы можете добавить свой комментарий ниже. Вы можете отправить новость в социальные сети.

5 Комментарий для “«Одна из всех – за всех – противу всех!..»”

  1. darja

    Какие чуткие и верные слова: «Не умрешь, народ! Бог тебя хранит! Сердцем дал – гранат, Грудью дал – гранит…» …

  2. darja

    Замечательное эссе! Спасибо автору!

  3. Светлана Ли

    Ну, вот Елена Сазанович снова с нами, после небольшого перерыва. И снова ее статьи – нам свет в душу.

  4. Дмитрий Мотовилов

    Хороший повод подумать о тех, кто пока ещё жив…

  5. evgen v

    Не умаляя достоинств Марии Ивановны хочется сказать об еще нашей современнице замечательной девочке-женщине Маргарите Симоньян. Одной из всех – за нас всех. Спасибо тебе , красатуля, за то что ты есть, за твой русский язык, за то, что у нас есть. Ты – прелесть.

Комментировать

Допустимый объём комментария: не более 1200 знаков с пробелами

Free WordPress Themes

Последние комментарии

Мы в соцсетях

Поддержать сайт

руб.
Счёт № 41001451132177
Z328083690732
R145935562411 или +79135786207
Карта № 4276 8310 2377 4695 или
Счёт № 40817810931284000016/53
Кошелёк № +79135786207

блиц-поиск

Моя первая Зеркалка

Хотите выжать максимум из вашей зеркальной фотокамеры?
ЗАКАЗАТЬ

Супер Cinema 4D

Самой лучшей программой по работе с 3d считается Cinema 4d. Первый полноценный обучающий курс по Cinema 4D на русском языке.
ЗАКАЗАТЬ

Photoshop CS5
от А до Я

Автор этого курса - Евгений Карташов - признанный эксперт Adobe Photoshop. Курс состоит из 2-х дисков и содержит 100 уроков в отличном качестве
ЗАКАЗАТЬ

Photoshop для фотографа
(новая версия)

Как получать прекрасные фотографии даже без дорогой фотокамеры
ЗАКАЗАТЬ

Бюджетная фотостудия или секрет фотовспышек

Как организовать свою портативную фотостудию? Как с минимальными затратами на свет получать фотографии, как в полноценной студии, при этом оставаясь мобильным?
ЗАКАЗАТЬ

Записей на сайте: 27,011 | Комментариев: 17,508

© 2010 - 2017 «Красноярское Время» – информационный портал:
важные политические, экономические и социальные темы, актуальные новости, обзоры, рейтинги, публицистика,
аналитика, версии, исследования, итоги, мнения известных людей, комментарии, видеозаписи, фонограммы.
Автор проекта: Щепин К.В., контактный тел. +7 913 578 6207
При использовании материалов гиперссылка на «Красноярское Время» обязательна! Все права защищены!
Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше!

Войти | ManagAdNews
Free WordPress Theme
Wp Advanced Newspaper WordPress Themes Gabfire