Обновленческий раскол – путь к погибели!

Facebook
ПлохоТак себеСреднеХорошоОтлично - Ваше мнение
Loading ... Loading ...
Просмотров: 79

В октябре 2011 года исполнилось 89 лет со дня создания «Союза общин древнеапостольской церкви» (СОДАЦ). Цели и задачи этого общества очень точно и емко определил его духовный вдохновитель и глава – митрополит-благовестник А. Введенский. «Инициатором в вопросе о подлинной реформации церкви является руководимый мной «Союз общин древнеапостольской церкви» (СОДАЦ), поставивший своей задачей борьбу с современной буржуазной церковностью и введение в жизнь церкви подлинных, забытых самими верующими, принципов христианства».

Не правда ли, достаточно неординарные задачи и цели, но как же они реализовывались в жизни и кто их реализовывал? Автор знаменитого призыва «назад ко Христу» пытался вернуться к истине, которая, по его мнению, была утрачена, или же реформировать православие по протестантскому образцу, соединенному с большевистской идеей. Здесь то и уместно вспомнить, что будущий лидер и идеолог обновленчества Александр Иванович Введенский родился в августе 1889 г в Витебске в еврейской семье учителя латинского языка, вскоре ставшего директором гимназии. Его дед Андрей был псаломщиком Новгородской епархии – крещеным евреем из кантонистов. Человек порывистый и необузданный, Андрей к концу жизни стал горьким пьяницей и погиб при переходе ранней весной через Волхов; семейное предание рассказывает, что, цепляясь за ломкий вешний лед и уходя под воду, псаломщик читал себе отходную. Его сын Иван Андреевич Введенский получил от своего отца противоречивое наследство: духовную фамилию Введенский и ярко выраженную иудейскую внешность; необузданно пылкий нрав и блестящие способности. В памяти Александра Ивановича осталось, как его отец дослужился до звания действительного статского советника и как ликовала по этому поводу вся семья. С ранних лет будущий расколоучитель отличался большой религиозностью: каждый день перед гимназией Александр посещал раннюю обедню, во время литургии молился с необыкновенным жаром и плакал.

Пишут также о его разносторонних способностях: Введенский слыл, к примеру, талантливым пианистом (в детстве его считали даже вундеркиндом), обучаясь в университете, по три-четыре часа в день проводил за фортепиано. Новинки науки, техники, искусства и политики всегда живо занимали его. Но более всего Александра Ивановича интересовали религиозные вопросы. В 1911 г, когда Введенский обучался на историко-филологическом факультете Петербургского университета, в журнале “Странник” вышла его знаменательная статья “Причины неверия русской интеллигенции”. В ней, проанализировав большое количество анкет, он пришел к выводу, что в основе массового распространения неверия лежат два факта: кажущееся несоответствие религиозных догматов и прогресса науки и глубокая испорченность духовенства. Отсюда следовал вывод о двух направлениях, в которых должно идти обновление церкви, апологическое примирение религии с наукой и кардинальная реформа церковной жизни.

В 1912 г. Введенский женился по страстной любви на дочери предводителя харьковского дворянства Болдыревой. Однако брак этот оказался неудачным и в дальнейшем принес ему много разочарований. В 1913 г, только что окончив университет, Введенский экстерном сдал экзамен за курс Петербургской духовной академии. Перед самой войной, в июне 1914 г, его рукоположили в пресвитерский сан и назначили священником в один из полков, стоявших под Гродно. С 1 сентября 1915 г. по май 1923 г. служил в петербургской церкви во имя святых Захарии и Елисаветы. Являясь клириком Ведомства протопресвитера военного и морского духовенства (до 1918 Захарие-Елисаветинский храм был церковью лейб-гвардии Кавалергардского полка), выезжал на фронт, в 1917 г. призывал войска в Галиции продолжать войну во имя защиты революции. После Февральской революции стал одним из основателей и секретарем образованного 7 марта «Всероссийского союза демократического православного духовенства и мирян», в 1917 г. являлся также членом Всероссийского демократического совещания, заведовал внешкольным отделом Охтинского райсовета Петрограда, был близок к эсерам. Признал Октябрьскую революцию, проповедовал «христианский социализм». В 1918 г. под руководством Введенского выходила рассчитанная на массового читателя серия брошюр «Библиотека по вопросам религии и жизни». Опубликовал в издании общества «Соборный разум» свои сочинения «Социализм и религия» (Пг., 1918), «Паралич Церкви» (Пг., 1918), «Анархизм и религия» (Пг., 1918), в которых в негативном виде была представлена история христианской Церкви со времен равноапостольного Константина I Великого и критиковался принцип государственно-церковного союза. В период гражданской войны, сдав экстерном экзамены в нескольких петроградских вузах, получил дипломы биолога, юриста, физика и математика.

Он был прекрасным полемистом, имел великолепную память, за словом в карман не лез, отвечал точно и метко. Частые диспуты, во время которых ему приходилось неоднократно вступать в словесную дуэль с маститыми материалистами и атеистами, еще более отточили его красноречие. Александр Введенский был в тесных дружеских отношениях с наркомом просвещения Луначарским, состоявшим в масонской ложе. «Не подлежит, однако, сомнению, – писал А. М. Асеев, – что в прошлом масонами были Анатолий Луначарский – нарком просвещения, и Карл Радек». Безусловно, на мировоззрение Введенского не мог не повлиять такой человек, как Луначарский, и вполне возможно, что будущий лжемитрополит не только интересовался масонской идеологией, но и симпатизировал ей.

СПРАВКА:
В Краснодарском крае в 1926 г., в пору активной государственной поддержки обновленчества, у обновленцев было 453 церкви, а у Патриаршей Церкви — 48. Перед войной это число сократилось соответственно до 4 обновленческих и 3 “тихонов­ских” храмов. Но подлинное соотношение сил выявила немецкая оккупация, когда на Кубани были открыты примерно по 100 патриарших и обновленческих храмов.
За всеми этими делами Введенский ни на минуту не оставлял планы церковной реформы. Но реальные возможности для нее появились только после окончательного разрыва большевистского правительства с церковью. В отличие от Святейшего Патриарха Тихона, Введенский сразу признал новую власть и начал проповедовать то, что можно назвать “христианским социализмом”. Вопреки прямому запрещению патриарха, он одним из первых сдал драгоценные предметы из своего храма революционерам. Когда советское правительство обратилось к гражданам с призывом о помощи, Введенский произнес перед своими прихожанами горячую проповедь о муках голодающего народа и первый положил свой серебряный наперстный крест на блюдо “Помгола”. В марте 1922 г. в Петрограде сложилась “Группа прогрессивного духовенства”, первым программным документом которой стала декларация о помощи голодающим. Вскоре она превратилась в штаб обновленческого движения. В мае центр ее деятельности переместился в Москву. Как раз в это время патриарх Тихон был помещен под домашний арест. Этот момент показался подходящим для смены церковного руководства. Правительство, для которого патриарх являлся крайне неудобной фигурой, готово было помочь в перевороте. Ночью 2 мая Введенский с двумя своими единомышленниками Красницким и Белковым в сопровождении двух сотрудников ОГПУ пришли на квартиру к патриарху Тихону в Троицком подворье. Обвинив его в непродуманной и опасной политике, вследствие чего церковь оказалась вовлечена в конфликт с государством, они потребовали, чтобы Тихон на время ареста отказался от своих полномочий. После некоторого раздумья патриарх подписал резолюцию о временной передаче церковной власти одному из высших иерархов (16 мая полномочия патриарха временно принял на себя митрополит ярославский Агафангел).

Вскоре сторонники реформ образовали организацию “Живая церковь” во главе с Красницким. 13 мая они опубликовали воззвание “Верующим сынам Православной церкви России” – своего рода программный манифест. 18 мая было сформировано новое Высшее церковное управление (ВЦУ), сплошь состоявшее из сторонников обновления. Первым его руководителем стал епископ Антонин Грановский, возведенный для большего авторитета самими обновленцами в сан московского митрополита. На следующий день власти перевезли патриарха из Троицкого подворья в Донской монастырь и там заключили под строжайшей охраной в полной изоляции от внешнего мира. Однако положение нового ВЦУ и после этого оставалось очень непростым. Большинство архиереев встретило его крайне недоброжелательно и недоверчиво. Если бы не скрытая поддержка советских властей (подвергших аресту многих противников обновленцев), их успехи вообще были бы минимальными. Очень важно было добиться лояльности со стороны иерархов старой столицы. В конце мая 1922 г. Введенский лично отправился в Петроград с тем, чтобы постараться склонить на сторону обновленцев петроградского митрополита Вениамина (в начале своей священнической карьеры он был очень близок с Вениамином и многим ему обязан). Однако митрополит наотрез отказался признавать ВЦУ. Вскоре он был арестован и расстрелян. Перед арестом он успел отлучить Введенского от церкви. Постепенно Высшее церковное управление признало около 40 архиереев старого поставления.

В каком же направлении лидеры обновленческого раскола собирались проводить свои реформы? Лучше всего их идеи раскрыты в статьях Введенского, считавшего, что живое христианское движение – явление более широкое и важное, чем церковь, его обслуживающая. Оно развивается согласно своим внутренним законам и не может сковываться церковными цепями. Церковь не должна подавлять новые явления в христианской жизни, она должна найти в себе силы к обновлению, чтобы вырваться из косных рамок школьной мудрости и войти в мир. К этой любимой идее Введенский потом возвращался неоднократно. Например, в опубликованной позже (в 1925 г.) программной статье “О пастырстве” он писал о сильном влиянии современного атеистического окружения на верующую душу. Церковь, считал он, только тогда с успехом сможет противостоять ему, когда поймет дух эпохи. Поэтому современный пастырь не должен замыкаться в рамках одних только религиозных проблем, он должен овладеть всеми сокровищами общечеловеческой культуры, живо интересоваться наукой и искусством, общественными проблемами. “Мы должны утвердить в сознании, – продолжал Введенский, – что весь мир есть обнаруживание Божественного принципа, что, приобщаясь к миру, проявлению мирской жизни, мы приобщаемся Божеству в Его творческом явлении”. Церкви следует совершить поворот от “религиозной мифологии” к научно-философскому осмыслению мира. Наряду с творческой Божией волей необходимо признать участие “производительных сил природы”, то есть действие научных законов материального мира.

Страшный суд, рай и ад Введенский предлагал воспринимать как понятия нравственные и в Боге видеть прежде всего не карающее начало, а источник правды. В этике декларировалось совмещение христианских идей с идеями социализма и возможность спасение души не только в монастыре, но и в мирских условиях. В области литургии Введенский считал целесообразным провести упрощение и сокращение богослужения, освободить его от “языческих” наслоений. Он был сторонником введения григорианского стиля, перехода с церковно-славянского на русский язык, вовлечения мирян в богослужение. Наконец Введенский настаивал на ликвидации монашества, на введении женатого епископата, на разрешении духовенству вступать во второй брак. Священство даже внешне должно приблизиться к народу. С этой целью он предлагал допустить выборы духовенства прихожанами, разрешить священнослужителям носить светское платье, бриться, стричь волосы и т.п.

Некоторым обновленцам программа Введенского казалась чересчур радикальной. Особенно много споров вызвали вопросы о женатом епископате и отмене монашества. В августе 1922 г. в Москве собрался I Всероссийский съезд белого духовенства “Живой церкви”. Большинство делегатов согласилось, что иерархические должности должны перейти от черного духовенства к белому. После съезда от Живой церкви откололся Антонин Грановский, ратовавший за сохранение монашества. Он образовал группу “Церковное Возрождение”. Осенью 1922 г. Введенский также покинул “Живую церковь” из-за несогласия с Красницким и возглавил конфессиональную группу “Союз общин древнеапостольской церкви” (СОДАЦ). Впрочем, разногласия между тремя этими обновленческими обществами носили частный характер, и они выступали единым фронтом против “тихоновцев”, то есть сторонников традиционной церкви. Отсутствие в СОДАЦ епископов вынудило Введенского восстановить общение с «Живой Церковью», и 16 октября 1922 г. он вновь вошел в состав ВЦУ и стал заместителем председателя.

Введенский активно участвовал в работе обновленческого «II Поместного Собора» 1923 г., где 3 мая выступал с докладом, в котором настаивал на лишении сана Патриарха Тихона, называя Патриарха «изменником делу Христову». В тот же день «Собор» принял постановление, разрешавшее брак епископам, и 4 мая Введенский был избран «архиепископом Крутицким, первым викарием Московской епархии». «Хиротония» Введенского, находившегося в брачном состоянии, прошла 6 мая в храме Христа Спасителя. В августе 1923 г. он вошел в состав образовавшегося обновленческого «Священного Синода» в качестве 2-го заместителя председателя, возглавил в «Синоде» административный и просветительный отделы и миссионерский совет. В начале 1924 г. Введенскому также было поручено заниматься зарубежными делами с возведением его в сан «митрополита Лондонского и всея Европы».

Однако попытка обновленцев получить хотя бы один храм за рубежом претерпела неудачу, и в середине 1924 г. Введенскому был присвоен титул «митрополита-апологета и благовестника истины Христовой». На открывшемся 1 октября 1925 г. обновленческом «III Всероссийском поместном Соборе православной Церкви» Введенский был избран «товарищем председателя Собора». Во вступительном докладе, открывая «Собор», Введенский зачитал заведомо ложное письмо обновленческого «епископа» Николая Соловья о том, что в мае 1924 г. Патриарх Тихон и митрополит Петр (Полянский) якобы послали с Соловьём в Париж великому князю Кириллу Владимировичу благословение на занятие царского трона. Как и многие другие устные и печатные заявления Введенского, это выступление имело характер доноса и послужило причиной скорого ареста митрополита священномученика Петра.

В 20-х гг. Введенский пользовался популярностью как проповедник и оратор, являлся профессором обновленческих Московской богословской академии и Ленинградского богословского института. многое сделал для пропаганды самых крайних идей модернизма, приспособления Христианства к атеистическому мировоззрению. В 1924 г. обновленческой Московской академией был удостоен степени «доктора богословия», в 1933 г. – степени «доктора христианской философии», в 1932-1934 гг. возглавлял академию в качестве ректора.

После закрытия Храма Христа Спасителя в 1931 г. (Введенский служил в храме в конце 20-х – начале 30-х гг.) совершал богослужения в московских храмах, в 1935 г. вторично женился, оставаясь при этом «митрополитом». 10 октября 1941 г. Введенский был объявлен «святейшим и блаженнейшим первоиерархом московским и всех православных церквей в СССР». В конце октября 1941 г. присвоил себе сан «патриарха» и 4 декабря 1941 г. инсценировал «патриаршую интронизацию», но из-за негативной реакции обновленческого духовенства был вынужден через месяц после «интронизации» отказаться от этого сана и оставил за собой титул «первоиерарха» и «митрополита».

В октябре 1943 г. Введенский вернулся в Москву, служил в церкви прпеподобного Пимена Великого. Искал возможность воссоединения с Московской Патриархией, настаивал на своем принятии в санеепископа. Отказался от предложения, переданного через прот. Николая Колчицкого, стать после покаяния мирянином с предоставлением места сотрудника «Журнала Московской Патриархии». 8 декабря 1945 г. у Введенского случился инсульт, следствием которого стал полный паралич, от которого он и скончался вне общения с православной Церковью, завещал свой мозг Институту мозга. Похоронен на Калитниковском кладбище в Москве. С кончиной Введенского обновленчество фактически прекратило свое существование.

«Пастырство» Введенского привнесло в церковную жизнь бедствующей России ужасающие по своему качеству реформы. Лжемитрополит фактически дал старт программе изъятия церковных ценностей, ввел в храмах богослужебные тексты на русском языке вместо церковнославянского – надо отметить, в весьма посредственном переводе. Именно с его подстрекательств преследовались многие архиереи Русской Православной Церкви, в том числе Святейший Патриарх Тихон, сам же Введенский активно плодил разные направления обновленчества, возглавляя то одну, то другую группировки. И, что самое страшное, практически ликвидировал монашество, ввел двоеженство в среде духовенства и женатый епископат, причем сам Введенский был дважды женат, будучи епископом, о чем упоминалось выше. Обновленчество так и не смогло стать сколь-нибудь значимым религиозным направлением в России, но, безусловно, нанесло очень значительный урон духовному состоянию русского народа, и не приведи Господь повторения на Святой Руси такой страшной в своей масштабности религиозной смуты.

~~~

Доктор богословия протоиерей Александр Федосеев

Источник: golossovesti

Опубликовал: admin | Дата: Дек 15 2011 | Метки: Религия |
Вы можете добавить свой комментарий ниже. Вы можете отправить новость в социальные сети.

Комментировать

Допустимый объём комментария: не более 1200 знаков с пробелами

mugen 2d fighting games

Мы в соцсетях

Поддержать сайт

руб.
Счёт № 41001451132177
Z328083690732
R145935562411 или +79135786207
Карта № 4276 8310 2377 4695 или
Счёт № 40817810931284000016/53
Кошелёк № +79135786207

блиц-поиск

Моя первая Зеркалка

Хотите выжать максимум из вашей зеркальной фотокамеры?
ЗАКАЗАТЬ

Супер Cinema 4D

Самой лучшей программой по работе с 3d считается Cinema 4d. Первый полноценный обучающий курс по Cinema 4D на русском языке.
ЗАКАЗАТЬ

Photoshop CS5
от А до Я

Автор этого курса - Евгений Карташов - признанный эксперт Adobe Photoshop. Курс состоит из 2-х дисков и содержит 100 уроков в отличном качестве
ЗАКАЗАТЬ

Photoshop для фотографа
(новая версия)

Как получать прекрасные фотографии даже без дорогой фотокамеры
ЗАКАЗАТЬ

Бюджетная фотостудия или секрет фотовспышек

Как организовать свою портативную фотостудию? Как с минимальными затратами на свет получать фотографии, как в полноценной студии, при этом оставаясь мобильным?
ЗАКАЗАТЬ

Записей на сайте: 24,587 | Комментариев: 14,706

© 2010 - 2016 «Красноярское Время» – информационный портал:
важные политические, экономические и социальные темы, актуальные новости, обзоры, рейтинги, публицистика,
аналитика, версии, исследования, итоги, мнения известных людей, комментарии, видеозаписи, фонограммы.
Автор проекта: Щепин К.В., контактный тел. +7 913 578 6207
При использовании материалов гиперссылка на «Красноярское Время» обязательна! Все права защищены!
Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше!

Войти | ManagAdNews Wp Advanced Newspaper WordPress Themes Designed by Gabfire themes
WordPress Blog
Wp Advanced Newspaper WordPress Themes Gabfire