О вере и веровании

Facebook
ПлохоТак себеСреднеХорошоОтлично - Ваше мнение
Loading ... Loading ...
Просмотров: 95

Моя хорошая знакомая, добрый разумный человек, в последнюю встречу с огорчением поделилась со мной одним неприятным для нее впечатлением. Ездила она, как обычно, на выходные, в селеньице, где у нее дача, еще от родителя, и где она, выросшая в тех местах, знаю, частенько бывает, Дополнительным притяжением в последние годы стало появление там небольшой, но очень уютной, если можно так сказать применительно к храму, церквушки, строившейся у них с мужем на глазах, и особенно дорогой и памятной обоим тем, что именно в ней, тогда еще не во всем готовой и прибранной, они, вовсе не в «золотую», хотя и не сказать чтобы и совсем уж «медную» их жизни пору, венчались, ходили вокруг аналоя…

Церквушку достраивали потом еще несколько лет, достроили, но приходской она так и не стала, и службы в ней проводятся приезжими, на каждый случай назначаемыми священниками.

Но прежде чем передать вам, в чем именно состояла неприятность поведанного моей знакомой впечатления и чем оно ее так неприятно поразило, отмечу, для начала, одну особенность религиозного сознания, как мне кажется, весьма характерную в советское время и не только для интеллигентного слоя, весьма многочисленного (в силу доступности, даже общедоступности тогда высшего образования), добавлю. Именно на этой, во всех отношениях достойной уважения черте опрокинутого строя – широчайшей образованности советских людей – основывалось, да и формировалось, то самое негативно-безликое отношение к религии, а значит, и к церкви, которое было свойственно и другим слоям.

Не вдаваясь в статистические подробности различий по категориям населения, отмеченную особенность отношения к религии можно свести к некоему общему виду. Это не был а т е и з м, ибо, как таковой, атеизм предполагает строго выверенную, на основе научных данных картину мира (что-то вроде суждений на эту тему популярного астрофизика Стивена Хоукинга), картину, в которой не находится места Богу. Ибо все, «что есть и что происходит», объясняется природными явлениями, как процессы развития материи. Но это не было, строго говоря, и б е з б о ж и е в его «чистом» виде; таковое наиболее ярко проявилось у нас в годы революционной ломки в форме яростной борьбы с «религиозным мракобесием», сбрасыванием недавней паствой крестов с куполов церквей и истреблением икон, когда религиозную догматику пытались заменить догмами идеологическими. (Замечу: труд напрасный, строго говоря, бессмысленный, ибо религия и идеология – вовсе не исключают категорически друг друга. Подобно тому, как «можно быть дельным человеком и думать о красе ногтей», точно так же можно придерживаться материалистических взглядов и верить в Бога. Канту, например, с его теорией происхождения солнечной системы, признанием объективности мира, да и нашему «суперматериалисту» в науке Павлову, замечу, одно другому не мешало).

Но если неверующий человек не атеист, не безбожник, то кто же он тогда с точки зрения религиозной? Если и не то , и не то, то как назвать то, что было у нас в советское время в массе своей? В том числе и моей знакомой было присуще. Ответ более чем прост: а никак! «Никак»», а потому и без «спецназвания». Просто, в практическом плане «э т о» не существовало – и все тут. Если «ч т о» и проявлялось в обиходе, то единственно в нескрываемой (в браваде – открытой) уничижительной неприязненности к поповскому сословию. Весьма у нас, признаЮ, в силу определенных исторических условий, традиционной неприязненности, имевшей место еще в т о м старом-престаром бытии (вспомним хотя бы картины на эту тему весьма авторитетных передвижников)…

Затянулась, вижу, мое предобъяснение. Оправдано это тем, что затрагивало важнейшую особенность видения мира подавляющим большинством советских людей, не исключая и моей знакомой. На этом фоне особенно заметны гигантские – иначе не скажешь – подвижки в сознании наших людей в плане религиозном в последние десятилетия. Не стану приводить свидетельств в подтверждение сказанному – они очевидны. И слава Богу, отмечу с радостью! Венчание, немыслимое для моей знакомой в прежнее время отнюдь не только по соображениям общественного порицания, – весьма красноречиво в этом плане.

Вот теперь вернусь к тому, что она рассказала мне, – о том, как ее повергло в смятение, даже в негодование то, как встречала собравшаяся возле той самой церквушки толпа прихожан, преимущественно женщин, старых и молодых, прибывшего к службе священника.

- Представляете, они, едва он, сытый, ухоженный, вылез из машины, дорогой иномарки, все бросились к нему, вставали на колени, целовали руки, край одежды, даже обувь… Я понимаю, святость и прочее… Но не до такой же степени… Так унижать себя, пусть и перед «батюшкой» (последнее уже с нескрываемым сарказмом)… До чего дошел народ, себя не уважает…

Признаться, то, с какой горечью это было выговорено, меня ошарашило, Ну как на такое реагировать? Ведь налицо поклонение – внешне прямо до унижения… Но, с другой стороны, – представилось: редкие службы и обычная сельская круговерть, предощущение чаемой милоты после нескончаемых житейских забот и повседневных мытарств… Кому, не только из самых что ни на есть малоимущих, не ведомы эти бесконечные будни выживания… А тут – просвет некий, святостью осиянный, в обыденщине житейской открывается возможность почувствовать в себе душу живу …

Это все я и пробормотал в ответ на тираду моей знакомой…

И тут, по ее реакции, до того еще, как она ответила, до меня дошло, что она и не имеет в виду возражать мне на мое вполне здравое суждение. Да и как тут возражать! Выходило, что совсем другое ею имелось в виду; совсем другое окрасило в негативный цвет впечатление от происходившего на ее глазах. И этим другим, ясно, было – вот эта краска, набросанная на внешний вид батюшки: сытый, ухоженный… Да еще и злополучная иномарка…

Знакомое… Что-то близкое этому приходилось слышать не раз… Тут тебе и дорогие перстни на пальцах у иных духовных лиц, и всякие прочие житейские слабости, им присущие… И все с гримасами и жестами самого сурового осуждения, с прямой увязкой с «заоблачными» ценами на ритуальные услуги и т.д. Даже если и не впрямую, то и намеками, понятно, куда камни брошены. Не стану ни отрицать приводимых фактов, ни опровергать выводимых из них заключений. Совсем не о том моя речь.

Само собой разумеется, что в человеческом плане священнослужители – такие же, как и все мы, что и среди них могут быть люди со слабостями, как у всех нас, и т.д. Отдаем мы отчет и в том, сколь многое стоит за этим «и т.д.». В том числе и когда дело касается поведения в миру человека, на которого возложен священнический сан. Избранное им высокое дело духовного служения людям налагает на него обязанности, понятные каждому… Это одна сторона дела. Но есть и другая, наша с вами…

О недоброжелателях говорить нечего – тут все толкуется с понятным умыслом. Но человек истинно религиозный, глубоко верующий, тем и крепок в своей убежденности в святости дела, которому служит религиозный пастырь, что допрежь всего во всем отдает себе строгий отчет: есть вера и есть блюститель этой веры, несущий крест духовного служения людям. И какое бы мы ни присвоили себе право быть пристрастными к кому-либо из них, – какое это может иметь отношение к верованию в высшие силы, сводимые нашим сознанием к верховенству Той, что вбирает в себе, объемлет собой бытие, в том числе и наше с вами? Глубоко верующий не станет ставить свою духовную наполненность в зависимость от чего бы то ни было, как это свойственно человеку, давно разорвавшему все связи с духовными началами Жизни, самого Бытия как такового…Это так понятно, так очевидно, а вот поди ж ты…

Этим я и хотел бы закончить – с надеждой войти в согласие со всеми, кто ищет смысла, как бы глубоко ни таился он в шелухе сущего.

Василий Широкий,

писатель, журналист

Опубликовал: admin | Дата: Авг 9 2016 | Метки: Религия |
Вы можете добавить свой комментарий ниже. Вы можете отправить новость в социальные сети.

2 Комментарий для “О вере и веровании”

  1. Алексей

    Везде есть два типа людей: общественники, люди дела и слова, и частники, главной целью которых – обеспечить свои корыстные потребности. Изгнание духа жидовства из церкви прекрасно описал Пушкин в своей сказке о жидо-попе и работнике его Балде. Русский народ уже вот-вот получит оброк с чертей…

  2. Светлана Ли

    ЦИТАТА АВТОРА – «Именно на этой, во всех отношениях достойной уважения черте опрокинутого строя – широчайшей образованности советских людей – основывалось, да и формировалось, то самое негативно-безликое отношение к религии, а значит, и к церкви, которое было свойственно и другим слоям»
    В одном абзаце автор противоречит себе в корне. «Как может быть «опрокинутый строй». если при нем -»широчайшая образованность советских людей»? Не логично, не справедливо, не объективно. И как при широчайшей образованности советских людей было возможно «негативно-безликое отношение к религии и церкви? Широчайшая образованность советских людей как раз и объясняла их здравое отношение к религии, которую власть и особенно попы всегда используют ради своей выгоды. Вера – очень сложная тема, как для верующих, так и для атеистов. Для атеистов потому, что атеисты даже в советское время уважали чувства верующих больше, чем при семье Романовых, которых причислили к лику святых. Сегодня, когда миллионы россиян ищут точку опору в религии, тем более, к этой теме нужно подходить с «широчайшей образованностью советских людей», которой не отличается автор.

Комментировать

Допустимый объём комментария: не более 1200 знаков с пробелами

Free WordPress Theme

Мы в соцсетях

Поддержать сайт

руб.
Счёт № 41001451132177
Z328083690732
R145935562411 или +79135786207
Карта № 4276 8310 2377 4695 или
Счёт № 40817810931284000016/53
Кошелёк № +79135786207

блиц-поиск

Моя первая Зеркалка

Хотите выжать максимум из вашей зеркальной фотокамеры?
ЗАКАЗАТЬ

Супер Cinema 4D

Самой лучшей программой по работе с 3d считается Cinema 4d. Первый полноценный обучающий курс по Cinema 4D на русском языке.
ЗАКАЗАТЬ

Photoshop CS5
от А до Я

Автор этого курса - Евгений Карташов - признанный эксперт Adobe Photoshop. Курс состоит из 2-х дисков и содержит 100 уроков в отличном качестве
ЗАКАЗАТЬ

Photoshop для фотографа
(новая версия)

Как получать прекрасные фотографии даже без дорогой фотокамеры
ЗАКАЗАТЬ

Бюджетная фотостудия или секрет фотовспышек

Как организовать свою портативную фотостудию? Как с минимальными затратами на свет получать фотографии, как в полноценной студии, при этом оставаясь мобильным?
ЗАКАЗАТЬ

Записей на сайте: 24,923 | Комментариев: 15,019

© 2010 - 2016 «Красноярское Время» – информационный портал:
важные политические, экономические и социальные темы, актуальные новости, обзоры, рейтинги, публицистика,
аналитика, версии, исследования, итоги, мнения известных людей, комментарии, видеозаписи, фонограммы.
Автор проекта: Щепин К.В., контактный тел. +7 913 578 6207
При использовании материалов гиперссылка на «Красноярское Время» обязательна! Все права защищены!
Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше!

Войти | ManagAdNews Wp Advanced Newspaper WordPress Themes Designed by Gabfire themes
WordPress Blog
Wp Advanced Newspaper WordPress Themes Gabfire