О типах государства: полемические заметки

Facebook
ПлохоТак себеСреднеХорошоОтлично - Ваше мнение | Оценок: 1, Рейтинг: 2.00/5
Loading ... Loading ...
Просмотров: 4

Как известно, в политической терминологии всё разнообразие государств сводится к нескольким типам. Если брать за основусоциально-экономический уклад, то их легко перечислить (в исторической последовательности). Рабовладельческое. Феодальное. Капиталистическое. Социалистическое. Естественно, та или иная форма правления существенным образом не меняла их внутренней сути. Будь то наследственная монархия или древнегреческая демократия.

Нередко вместо перечисленных названий для характеристики государств применяют и другие наименования. Капиталистическое чаще называют буржуазным. Ну, а термин «советское» означал «социалистическое».

Однако следует признать, что подобные, устоявшиеся в общественном сознании, термины, используемые для обозначения типа государства, всё больше входят в противоречие с реальностью. Жизнь усложняется (собственно, это явление диалектически обусловлено), а значит, появляются новые черты и особенности у даже, казалось бы, вполне «стандартных» государств.

Поэтому давно укоренившиеся и привычные их названия следует, как минимум, подвергнуть смысловой ревизии.

Для чего исследуем давно надоевший всему миру тип государства, определяемого как «капиталистическое» – оно же – «буржуазное».

Начнём с конца. Для чего воспользуемся сведениями из энциклопедий:

В Средние века произошло разделение на горожан и крестьян, а права буржуазии были своего рода привилегией. Изначально, в эпоху феодализма, буржуазией называли жителей городов, противопоставляя их намного превосходящему по численности сельскому населению.

Вскоре термин «буржуазия» приблизился по своему значению к термину «Третье сословие», который в (XV в.) часто имел более узкий смысл, обозначая лишь часть податного населения — верхушку горожан, которая была представлена на Генеральных штатах.

В ходе разложения феодализма во Франции буржуазия являлась наиболее обеспеченной и социально активной частью третьего сословия (купцы, ремесленники, крестьяне, позднее буржуазия и рабочие). Начиная с Нидерландской буржуазной революции, по всей Европе буржуазия выступает инициатором и активным участником революционных перемен, приводящих к свержению феодальной власти. Современные историки и политологи  сходятся[ в позитивных оценках роли буржуазии на этом историческом этапе, как передового, прогрессивного класса…

Теперь есть смысл измерить величину разницы между – как многим и теперь ещё кажется – родственными понятиями:

«буржуазное» и «капиталистическое» государство.

Во-первых, буржуазное государство появилось много раньше возникновения капиталистического общественно-экономического уклада. К примеру, средневековая Венеция или та же Ганза были преимущественно торговыми объединениями, в системе связей которых вращались продукты и изделия не только феодального, но и рабовладельческого производства.

То есть, буржуазными (властью горожан) такие государства назывались вполне закономерно. А вот по части их «капиталистичности» приходится сомневаться…

Если последовательно рассматривать историю возникновения, развития и разрушения того государства, что возникло в 1917 году в результате Великой Октябрьской Социалистической революции на обломках Российской империи, то явственно обнаруживается несоответствие между его так сказать, официальным названием («советское социалистическое») и установившейся на том или ином этапе системой власти.

Представляет интерес оценка В.И. Лениным тех событий и процессов, которые наблюдались в условиях «крутых перемен» до- и пост –революционных преобразований.

Так, выступая с докладом «О земле» на 2-м Всероссийском съезде советов 26 октября (8 ноября н.с.) 1917 года он заявил::

«Преступление совершило то правительство, которое свергнуто и соглашательские партии меньшевиков и с.-р. , которые под разными предлогами оттягивали разрешение земельного вопроса и тем самым привели страну к разрухе и к крестьянскому восстанию… Вызвав восстание, оно стало кричать о погромах и анархии, которые само же и вызвало. Оно хотело задавить его железом и кровью, но само было сметено вооружённым восстанием революционных солдат, матросов и рабочих. Правительство рабоче-крестьянской революции в первую очередь должно решить вопрос о земле, – вопрос, который может успокоить и удовлетворить огромные массы крестьянской бедноты…»

Как видим, уже на второй день после Октябрьского переворота-(революции) Ильич назвал власть «рабоче-крестьянской».

Позже в его лексиконе всё чаще встречается определение постреволюционной власти в России как диктатуры пролетариата.

Сделал он это 29 марта 1919 года на Х съезде РКП)б) – в докладе «О работе в деревне».

Можно предполагать, что столь разная характеристика власти раньше и теперь вызвана, прежде всего, изменившимися функциями власти. Вспыхнувшая Гражданская война и нападение на молодую рабоче-крестьянскую республику объединённого империализма побудили руководство страны применить в системе управления методы диктатуры.

Момент был критический. А то, что разрешение кризиса возможно лишь при пролетарской диктатуре, лишний раз подтверждает выводы марксизма-ленинизма о наличии у пролетариата качеств, необходимых для общенародной победы.

Именно для обеспечения такой победы и нужна была пролетарская диктатура. Как объединяющая общие усилия рабочих и крестьян.

Это был первый тип государства в нашей советской истории, её первый этап. Включает период Гражданской войны, интервенции, обострения классовой борьбы – подавления эксплуататорских классов: НЭП, создание условий для социалистического жизнеустройства – культурная революция, коллективизация, начало индустриализации.

Тип государства – советское – в форме советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов (период «военного коммунизма», многоукладность в экономике, ликвидация частной собственности).

2 этап. После принятия Конституции 1936 года и до восстановления народного хозяйства после Великой Отечественной войны (1950 г.). Тип государства – советское – в форме советов депутатов трудящихся города и деревни. Экономический уклад – социалистический. Власть принадлежит двум классам-союзникам: рабочим и крестьянам.

3 этап. После 1953 года и до момента принятия Конституции СССР 5 октября 1977 года. Этот период характерен насилием города по отношению к деревне, ликвидацией сельхозартелей с присущими им общинно-соборными традициями, ускоренной урбанизацией (возникло 40% нынешних городов). При социалистической системе хозяйствования устанавливается буржуазная власть, главной особенностью которой является экономическая эксплуатация городом советской деревни.

Для дальнейшего роста промышленности и городского строительства дееспособное деревенское население насильственно (можно говорить и добровольно, но тогда нужны кавычки) переводится в города и промышленные центры, на объекты нового строительства. Главная причина – дефицит городского населения из-за низкой рождаемости, обусловленной, в том числе, несоответствием городских условия для существования многодетных семей.

Таким образом, на буржуазном этапе в СССР развиваются предпосылки для монопольной власти. Поскольку – повторюсь – усилиями города главный и единственный союзник рабочего класса – колхозный крестьянин – оказался подавленным и обессиленным настолько, что государство из буржуазно-социалистического становится буржуазно- капиталистическим.

Но не сразу. Постепенно в советском государстве растёт и в конце концов устанавливается де-юре диктатура КПСС. Причём если раньше существовавшая система власти часто именовалась «диктатурой пролетариата» (термин, мягко говоря, условный – в угоду постулатам марксизма), то новую систему власти следовало назвать «диктатурой КПСС».

А поскольку урбанизация приобрела массовый характер при вымирающей деревне, то этот тип государства следует назвать буржуазным (при «диктатуре КПСС»).

Причём «социалистичность» и «советскость» из жизнеустройства СССР с каждым годом вымывалась всё больше. Пока всё не закончилось «перестройкой».

Последующие события периода 1989-1993 года можно отнести к завершению партноменклатурной реставрации капиталистического общественно-экономического строя, финалом которого стал государственный переворот октября 1993 года.

Установился новый тип государства. Буржуазно-криминальное (при диктатуре партноменклатуры КПСС, но под другими аббревиатурами).

Надо всегда помнить, что горожане – буржуа – обладают явно выраженными эгоистическими, потребительскими свойствами. Стремление подавить, эксплуатировать «негорожан», присваивать их труд и жить за их счёт во все времена были отличительной чертой основной массы жителей городов. Соответственно, буржуазия выбрала самый выгодный для себя тип общей структуры власти – «демократию» с властью якобы «большинства».

Каким образом формируется необходимое для буржуазии это самое «большинство», мы за последние десятилетия убедились сами.

Кстати, принцип «большинства» является типично западноевропейским изобретением. История Русского государства свидетельствует, что в нём главенствовал принцип соборности и единогласия.

Заимствование западноевропейского «большинства» в государственной и общественной сферах (зародилось при Петре 1-м, усилилось при Александре 2-м – «царе – освободителе»», затем внедрялось во многие общественно-государственные структуры, включая партии) привело, в конце концов, вслед за разложением единой партии, к ликвидации и единого Русского государства – СССР.

Кстати, именно внедрение западновропейских стандартов в основы жизнеустройства Российской империи породило в 1917 году Великую Октябрьскую социалистическую революцию, основным движителем которой было крестьянство, исповедовавшее именно соборно-общинный принцип своего жизнеустройства.

Неприятие русским народом прозападной системы «власти большинства» удалось погасить за счёт системы «единого кандидата» как при избрании Советов депутатов трудящихся, так и в других случаях общественной и партийной жизни.

Тем не менее, принцип западноевропейского «большинства», не ограниченный рамками русской соборности, в конечном счёте привёл к утрате КПСС её руководящей роли (принцип «большинства» позволил предателям подняться до самых «верхов», поскольку отрицательные качества партработника, тщательно им скрываемые, обычно становятся известными лишь единицам), вслед за которой наступил распад СССР.

Итак, когда в СССР во власти доминировало два равноправных и взаимозависимых главных трудовых класса – рабочий класс города и колхозное крестьянство деревни – существовало именно советское социалистическое государство (в форме советов депутатов трудящихся).

Сталинское руководство де-факто придерживалось именно принципа соборности, равноправия города и деревни, сохранения сельской общины и создания её городского подобия – общины производственно-бытовой, когда любое предприятие «обрастало» собственными структурами жизнеустройства, вплоть до культурно-воспитательных и реабилитационно-оздоровительных учреждений.

До сих пор можно видеть целые микрорайоны, застроенные тем или иным советским социалистическим предприятием, а за домами культуры сохранились прежние названия.

Хотя они и стали принадлежать иным «хозяевам». И выполнять иные функции.

Повторюсь: социализм в его наиболее «народной», «настоящей» форме существовал всего лишь 20 – 25 лет – с начала 30-х до начала 50-х годов. Как раз тот период, когда в деревне были сельскохозяйственные артели – колхозы, восприемники русской крестьянской общины.

Разрушению колхозного строя положил начало Майский пленум ВКП(б) 1950 г., в одностороннем порядке, без участия Правительства и Президиума Верховного Совета СССР (и без согласования с ними), принявший постановление «Об укрупнении колхозов».

Следует особо подчеркнуть, что это постановление, последствия которого поистине стали роковыми для первой страны социализма, принималось тайком от Сталина, который из-за болезни и физической слабости уже не мог полноценно и эффективно руководить страной.

В дальнейшем партноменклатура в союзе с «красными директорами» планомерно усиливала свои позиции, и к 1970-м годам фактически установила собственную диктатуру в партии и государстве.

Юридически господство своё она оформила через принятие ранее упомянутой Конституции 1977 года. С её знаменитым 6-м пунктом о «руководящей и организующей» силе…

И последнее. Можно быть уверенным в том, что использованный здесь термин «буржуазное» многие читатели примут в штыки. Особенно в сочетании со словом «диктатура».

А как тогда понять громадную разницу в степени социально-культурного, транспортного, информационного и всякого прочего обеспечения горожанина и селянина? Даже защитница «сплошной урбанизации» академик Заславская в конце 1980-х годов подсчитала, что расходы на подобный «соцкультбыт» в городе за последние 30 лет на порядок (если не ошибаюсь – в 11 раз) превосходили те, что тратились в сельской местности.

В расчёте на душу населения.

Буржуазное государство – вне зависимости от социально-экономического уклада – обеспечивает господство горожан, их интересы и привилегии.

Именно в условиях системы власти, названной почему-то «демократической».

Отсутствие революционности у пролетариата Запада, где степень буржуазности (её можно назвать и степенью урбанизации) давно стала противоречить положениям марксизма о пролетариате и его роли в обществе как наиболее революционном и передовом классе, позволяют Западу с его господством капиталистических производственных монополий (ныне преимущественно транснациональных) безбедно (безреволюционно) существовать вот уже более двух веков.

Бесконечному процветанию буржуазных государств угрожает единственное – сокращение населения за счёт превышения смертности над рождаемостью. По причине всё того же буржуазного – т.е., городского – паразитизма. Дело в том, что всемерно улучшая и облегчая свою жизнь, буржуазия делает это единственным способом, который она осваивала веками: сокращением числа иждивенцев – естественных своих конкурентов на «ниве потребления». А это – прежде всего и главным образом – дети. Но поскольку вся система буржуазного жизнеустройства своею сутью избрала принцип «всё и сразу», то заботу о будущем – о детях – буржуа-горожане переложили на других. И если раньше эти «другие» были земледельцы и скотоводы (в СССР – колхозное крестьянство), то теперь, когда именно их – в первую очередь – город разорил и поглотил, решать демографическую проблему стало некому.

Пока что вымирание собственного народа буржуазные государства Запада восполняют за счёт привлечения молодёжи «третьего мира» – т.е., стран с преимущественно сельскохозяйственным производством и деревенским жизненным укладом (для РФ – среднеазиатские республики СССР).

Исторически этот процесс ограничен десятилетиями. Поскольку вся надстройка буржуазного государства (особенно его культурно-просветительная сфера) работает по традиционной схеме «живи легко, комфортно, красиво», финал такого благополучия ближе горизонта.

Естественно, нынешние дополнительные атрибуты городской жизни типа однополых браков и гей-парадов финал сей ощутимо приближают.

Пока всё. Как говорилось относительно ещё недавно среди людей «благородных» – примите и проч.

Г.П. Асинкритов,

Тверь (Калинин),

13.04.2014 г.

Опубликовал: admin | Дата: Сен 30 2015 | Метки: Закон |
Вы можете добавить свой комментарий ниже. Вы можете отправить новость в социальные сети.

Комментировать

Допустимый объём комментария: не более 1200 знаков с пробелами

Premium WordPress Themes

Мы в соцсетях

Поддержать сайт

руб.
Счёт № 41001451132177
Z328083690732
R145935562411 или +79135786207
Карта № 4276 8310 2377 4695 или
Счёт № 40817810931284000016/53
Кошелёк № +79135786207

блиц-поиск

Моя первая Зеркалка

Хотите выжать максимум из вашей зеркальной фотокамеры?
ЗАКАЗАТЬ

Супер Cinema 4D

Самой лучшей программой по работе с 3d считается Cinema 4d. Первый полноценный обучающий курс по Cinema 4D на русском языке.
ЗАКАЗАТЬ

Photoshop CS5
от А до Я

Автор этого курса - Евгений Карташов - признанный эксперт Adobe Photoshop. Курс состоит из 2-х дисков и содержит 100 уроков в отличном качестве
ЗАКАЗАТЬ

Photoshop для фотографа
(новая версия)

Как получать прекрасные фотографии даже без дорогой фотокамеры
ЗАКАЗАТЬ

Бюджетная фотостудия или секрет фотовспышек

Как организовать свою портативную фотостудию? Как с минимальными затратами на свет получать фотографии, как в полноценной студии, при этом оставаясь мобильным?
ЗАКАЗАТЬ

Записей на сайте: 24,572 | Комментариев: 14,676

© 2010 - 2016 «Красноярское Время» – информационный портал:
важные политические, экономические и социальные темы, актуальные новости, обзоры, рейтинги, публицистика,
аналитика, версии, исследования, итоги, мнения известных людей, комментарии, видеозаписи, фонограммы.
Автор проекта: Щепин К.В., контактный тел. +7 913 578 6207
При использовании материалов гиперссылка на «Красноярское Время» обязательна! Все права защищены!
Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше!

Войти | ManagAdNews Wp Advanced Newspaper WordPress Themes Designed by Gabfire themes
WordPress主题
Wp Advanced Newspaper WordPress Themes Gabfire