О лженауке экономике и «невидимой руке рынка»

Facebook
ПлохоТак себеСреднеХорошоОтлично - Ваше мнение | Оценок: 2, Рейтинг: 5.00/5
Loading ... Loading ...
Просмотров: 122

И о невидимых «экономических законах»

Так называемые «экономические законы» не могут в большинстве случаев сколько-нибудь внятно объяснить конкретные действия участвующих в хозяйственной жизни людей. У человека есть множество вариантов действий, каждый из которых имеет разный нравственный исток. Так на одном и том же месте могут находиться разные, с точки зрения их склонности к воровству, люди. Один не может не красть. Другой может красть при определенных условиях. А третий не украдет даже под дулом пистолета.

Поэтому мотивы и цели экономической деятельности зачастую находятся за пределами того, что называется «экономикой», и не определяются так называемыми «экономическими законами».

Например мотивы человека к труду могут диктоваться не только потребностью прокормить себя и свою семью (чисто биологические причины), но также желанием стать богатым, знаменитым, казаться успешным, иметь возможность помогать другим людям, потребностью в творчестве и т.п. Даже если основной и единственной целью труда будет удовлетворение жизненно необходимых потребностей человека, он может выбрать тот или иной вид труда.

В одном случае труд направлен на благо людей (скажем, выпечка хлеба), в другом случае он может наносить вред обществу (производство водки). Даже если у человека нет возможности выбора того или иного вида труда, он может по-разному относиться к труду на своем рабочем месте. И т.д. и т.п. Политическая экономия не в состоянии увидеть и учесть все эти бесконечные нюансы экономической деятельности человека. Да она и не пытается это делать. В результате создает какую-то абстрактную картину, которая может сильно не соответствовать реальной жизни.

Или картина будет более или менее адекватной, но отражающей состояние общества в конкретный момент времени и в конкретной стране. Например классическая политическая экономия отражала ситуацию в Англии в 18 – начале 19 вв.

Хотя необходимость трудиться для добывания средств к жизни есть действительно нечто роковое, от человеческой воли не зависящее, но это есть только толчок, понуждающий человека к деятельности. Дальнейший ход ее определяется уже причинами психологического и этического, а вовсе не экономического свойства.

Мы все помним, что в советское время кроме материальных стимулов к труду были еще стимулы моральные, и для многих вторые были вовсе не пустым звуком. Если бы мотивы к труду были чисто биологическими, тогда, наверное, действительно можно было бы пробовать сформулировать «экономические законы». Но в этом случае они были бы просто разновидностью биологических законов, которые помогали бы описывать процессы в сообществе человекоподобных существ. А сама политическая экономия превратилась бы в раздел биологии.

Какие же законы действуют в хозяйственной сфере?

В экономике правила торговли, уплаты налогов, ведения хозяйственных споров, биржевых операций и многого другого определяет государство. Именно его законы (юридические) и регулируют характер отношений между участниками хозяйственной деятельности. Итак есть нравственные законы, есть юридические законы, а вот «экономических» законов как таковых нет. Есть еще законы природы, которые действуют «железно». А разные так называемые «экономические» законы (например, закон спроса и предложения) могут искажаться и «искривляться» свободным волеизъявлением участников экономических отношений и решениями (законами) государства. Если уровень нравственности в обществе невысок (например общество охвачено чумой алчности), то государство своими законами частично компенсирует эти недостатки нравственного состояния (скажем, вводя ограничения на цены, чтобы ограничить алчность товаропроизводителей и торговцев).

В предметах и явлениях экономической жизни существуют лишь два типа причинности: а) природная причинность (законы природы); б) человеческая причинность (поведение человека, который руководствуется или, наоборот, не руководствуется нравственными нормами).

Законы природы нельзя отменить никакими декретами. А вот принятие государством законов, регулирующих экономические отношения, может сильно влиять на экономическое поведение людей. Это лишний раз доказывает, что так называемые «экономические законы» – всего фантазия «ученых» от экономики.

Именно в экономике проявление нравственных законов может быть особенно ярко выражено.

Старшее поколение наших граждан в свое время изучало в институтах марксистско-ленинскую политэкономию. Одним из краеугольных камней этой науки был тезис о том, что экономика – отношения между людьми (по поводу производства, обмена, распределения и потребления благ). Тут спорить не с чем. Вторым краеугольным камнем был тезис о том, что эти отношения управляются интересом. Причем интересом экономическим, материальным. А вот этот тезис сомнителен и опасен. Так называемый «интерес» у капиталистов регулируется и контролируется «рынком», а у социалистов – государством. Нравственным нормам как регуляторам интересов и экономических отношений ни у капиталистов, ни у социалистов места нет.

Адам Смит как изобретатель «невидимой руки»

У капиталистов даже имеется «алиби», которое объясняет, почему они обходятся без моральных норм. Они ссылаются на своего «классика» Адама Смита с его знаменитой работой «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776). Однако Адам Смит довольно долго преподавал нравственную философию и написал книгу «Теория нравственных чувств» (1759), которую считал главным делом своей жизни. Но парадоксально, что все знают его книгу о природе богатства, а книгу о нравственных чувствах – лишь узкие специалисты.

Есть сильное подозрение, что книгу о природе богатства шотландский философ писал по заказу, многие ее положения не только не совпадали с идеями «Теории нравственных чувств», но и противоречили им. В книге о природе богатства фигурирует «невидимая рука рынка». Адам Смит формулирует там постулат, который представители «экономической науки» повторяют уже на протяжении почти двух с половиной веков.

Идея Смита проста: отдельная личность, стремясь к собственной выгоде, независимо от её воли и сознания направляется к достижению экономической пользы для всего общества. Каждый производитель преследует свою выгоду, но путь к ней лежит через удовлетворение чьей-либо потребности. Совокупность производителей, как будто движимая «невидимой рукой», активно и эффективно реализует интересы всего общества, причём часто даже не думая об этом, а преследуя лишь собственный интерес.

Знаменитый шотландец прожил еще 14 лет после выхода в свет «Исследования о природе и причинах богатства народов». Некоторые исследователи его творчества утверждают, что он испытывал душевный дискомфорт от этой книги. Пытался оправдываться и комментировать свой тезис о «невидимой руке». Мол под «невидимой рукой» следует понимать руку Бога, которая помогает человеку и обществу в созидании и распределении материальных благ. Но, чтобы эта «рука» помогала, надо, чтобы люди находились в рамках определенных нравственных норм. В противном случае «рука» перестает работать на благо общества.

Но это все, как говорится, осталось «за кадром». В представлении многих поколений, штудировавших книгу Адама Смита, «невидимая рука рынка» – некий автомат, действующий независимо от воли, чувств и целей отдельных участников экономической деятельности. Именно с подачи Адами Смита общепринятым стало утверждение, что экономика – зона человеческой жизни, свободная от нравственных норм. Такая зона, где действуют «железные законы» – такие же, как закон тяготения или закон Архимеда. Дело дошло даже до того, что уже в следующем, 19 веке целый ряд «профессиональных экономистов» стал утверждать, что экономическая наука не входит в состав так называемых «гуманитарных наук», она ближе к наукам естественным.

Великий русский философ конца 19 века Владимир Соловьев в своей книге «Оправдание добра» написал: «Признание материального богатства целью экономической деятельности может быть названо первородным грехом политической экономии, так как в этом виновен еще Адам Смит».

Сегодня, в 21 веке, духовные и интеллектуальные последователи Адама Смита продвинулись еще дальше в попытках представить экономику в качестве «точной», «естественной» науки. Для этого они активно занимаются внедрением математики в экономику. Начинает действовать магия числа. Обилие цифр, графиков и таблиц создает у непосвященных ощущение, что здесь все точно как в физике или механике. Вся эта перегруженная математикой экономика преследует цель сформировать новый тип человека – homo economicus (человек экономический).

Современная экономическая наука похожа на каббалу. В идеале homo economicus – живой робот, реагирующий на несколько управляющих сигналов. Эти сигналы апеллируют исключительно к алчности, страху и животному удовольствию субъекта, полностью очищенного от таких «предрассудков» как совесть и нравственность.

Валентин Катасонов

publizist

Опубликовал: admin | Дата: Июл 20 2016 | Метки: Бизнес |
Вы можете добавить свой комментарий ниже. Вы можете отправить новость в социальные сети.

3 Комментарий для “О лженауке экономике и «невидимой руке рынка»”

  1. Иван Смирнов

    Нет, я просто поражаюсь, с какой свалки вы откапываете этих горе-экономистов? Один заявляет, что денег не существует, другой пошел дальше – теперь и экономических законов не существует, мне интересно, что же будет дальше? Господину Катасонову следовало бы знать, что субъективные понятиям морали и нравственности нельзя приплетать к экономике и прочим наукам, если мы, конечно, стремимся познать истину, а не утонуть в болоте бесплодного морализаторства.

  2. somnevay

    Иван, я поражаюсь Вашей эмоциональности. Эта свалка называется МГИМО. Там собраны выдающиеся специалисты два говорить, а три оставлять в уме. Там все знают, что понимающему достаточно (sapienti sat) полуслова и даже намека. Например, из тезиса, что экономика продукт и результат жизнедеятельности человека разумного, следует многое. В частности – в хозяйственной, интеллектуальной деятельности человека неучет фактора морали и нравственности является источником, если не первопричиной, больших бед, преследующих человечество. Проблема в невозможности формализовать и количественно описать субъективные понятия морали и нравственности в коллизии с объективными процессами, например, в экономике. Невозможность введения однозначного формализма приводит к скатыванию в болото бесплодности. Но, с другой стороны, игнорирование скользких субстанций в экономике приводит к кумуляции непонимаемых противоречий и к потребности катарсиса…. Профессор (я его не люблю) понимает, что экономические законы существуют, но он намекает, что искать надо не столько там, где светло, сколько там, где собаки зарыты. Такова диалектика приближения к пониманию истины.
    Кто сказал, что такой поиск простое занятие?

    • Иван Смирнов

      Я не знаю, какие господин профессор делает намеки, но я отчетливо вижу, что он морочит людям голову. Более того: он занимается откровенным ликвидаторством, объявляет, что экономики, как науки, не существует, а ведь он сам экономист! Это всё равно, что географ бы заявлял, что Земля плоская! Профессор что, выжил из ума? Не думаю, просто он выполняет социальный заказ: если объявить, что экономич. законов нет, значит труды Маркса по выявлению и доказательству этих самых законов можно списывать в утиль! Очень удобно! Если законов нет, то НИЧЕГО нет – одна лишь хаотичная деятельность индивидуумов, никакой системы, никакой закономерности, остается лишь сказать: «на всё воля божья»! Кафедры по экономике переходят в руки попов.

Комментировать

Допустимый объём комментария: не более 1200 знаков с пробелами

mugen 2d fighting games

Мы в соцсетях

Поддержать сайт

руб.
Счёт № 41001451132177
Z328083690732
R145935562411 или +79135786207
Карта № 4276 8310 2377 4695 или
Счёт № 40817810931284000016/53
Кошелёк № +79135786207

блиц-поиск

Моя первая Зеркалка

Хотите выжать максимум из вашей зеркальной фотокамеры?
ЗАКАЗАТЬ

Photoshop CS5
от А до Я

Автор этого курса - Евгений Карташов - признанный эксперт Adobe Photoshop. Курс состоит из 2-х дисков и содержит 100 уроков в отличном качестве
ЗАКАЗАТЬ

Photoshop для фотографа
(новая версия)

Как получать прекрасные фотографии даже без дорогой фотокамеры
ЗАКАЗАТЬ

Бюджетная фотостудия или секрет фотовспышек

Как организовать свою портативную фотостудию? Как с минимальными затратами на свет получать фотографии, как в полноценной студии, при этом оставаясь мобильным?
ЗАКАЗАТЬ

Записей на сайте: 30,125 | Комментариев: 19,936

© 2010 - 2018 «Красноярское Время» – информационный портал:
важные политические, экономические и социальные темы, актуальные новости, обзоры, рейтинги, публицистика,
аналитика, версии, исследования, итоги, мнения известных людей, комментарии, видеозаписи, фонограммы.
Автор проекта: Щепин К.В.
При использовании материалов гиперссылка на «Красноярское Время» обязательна! Все права защищены!
Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше!

Войти | ManagAdNews
Free WordPress Theme
Wp Advanced Newspaper WordPress Themes Gabfire