Новые подходы к оценке качества работы школы

Facebook
ПлохоТак себеСреднеХорошоОтлично - Ваше мнение | Оценок: 1, Рейтинг: 1.00/5
Loading ... Loading ...
Просмотров: 7

Новые подходы к оценке качества работы школы для эффективного управления и информирования общественности

Качество образовательных результатов школы является сегодня предметом пристального внимания, как со стороны органов управления, так и со стороны общественности. Для первых оценка результативности работы школы – необходимый элемент управления, основание для принятия решений о поощрении школы за высокие достижения или реализации мер, направленных на «подтягивание» «отстающих». Для родителей данные о качестве работы выступают ориентиром при принятии решений о выборе школы для обучения ребенка. Для общества- это сигнал о положении дел в системе образования, имеющихся проблемах, масштабе внимания, уделяемого властью

Последние годы получила распространение такая форма представления результатов оценки как рейтинги, в которых школы выстраиваются в определенной последовательности в зависимости от оценок, полученных по различным показателям их деятельности. Это позволяет сравнивать школы между собой. В качестве показателей используются главным образом результаты ЕГЭ, данных о победителях олимпиад и конкурсов.

Возникает вопрос, насколько объективной и справедливой является такая оценка работы школы? Можно ли на основании, например, результатов ЕГЭ делать вывод о реальных усилиях педагогов и школы в целом?

С другой стороны, можно ли сравнивать элитные школы, отбирающие детей, привлекающие те семьи, которые, как правило, имеют высокий уровень образования и дохода, и массовые школы, в которых работаю с детьми из всех социальных групп?

Обоснованность таких вопросов связана с выявленной многочисленными исследованиями связи между образовательными достижениями и демографическими, социальными, экономическими характеристиками семей. Научные данные свидетельствуют, что ресурсы семьи – образовательные, культурные, материальные – имеют критически важное значение для успешности ребенка. За высокими баллами ЕГЭ могут стоять не только усилия педагогического состава или качество образовательных программ, но и характеристики учащихся (например, большее число прилежных и послушных учеников), образовательные ресурсы семьи, инвестированные в дополнительную подготовку школьника. Да и на житейском уровне мы понимаем, что дети приходят в школы с разным уровнем готовности, определяемым масштабом внимания, которое уделялось в семье, семьи отличаются по степени вовлеченности в образование детей (времени, уделяемому проверки домашних заданий и т.п.), а также предоставляемым возможностям для культурного развития и воспитания.

Ориентируясь на научные представления, в ведущих мировых образовательных системах в течение ряда лет качество обучения оценивается с учётом внешних (или «контекстных»), не зависящих от школы факторов, влияющих на результаты учащихся. К ним факторам относятся, прежде всего, социально-экономические характеристики школы и её окружения и особенности контингента.

Ключевым при этом является понимание того, что результаты школьников зависят от распределения ряда социальных и экономических факторов между различными школами, а также внутри каждой школы.

То есть для понимания того, насколько качественно работает школы, выявления действительно эффективных школ важно не ограничиваться одними лишь показателями результата, но также обращать внимание на исходные условия, в которых этот результат формируется. Такая оценка является более надежной и справедливой.

В этом году в Красноярском крае «Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» в партнерстве с Институтом образования Высшей школы экономики при поддержке Министерства образования Края провел апробацию методики оценки эффективности работы школ, учитывающих особенности ее контингента.

На первом этапе было проведено изучение внешних факторов, оказывающих фактическое влияние на образовательные достижения в школах.

В качестве значимых были выявлены такие характеристики как:

Доля учащихся из семей, где оба родителя имеют высшее образование

Доля учащихся, где хотя бы один родитель имеет высшее образование

Доля учащихся из многодетных семей

Доля учащихся из семей, где работают оба родителя

Доля учащихся из семей, проживающих в благоустроенных квартирах

На основе этих показателей был разработан интегральный показатель социально-экономических характеристик контингента школы, существенно влияющих на её результаты – Индекс социального благополучия школы (ИСБШ).

На следующем шаге далее проведена оценка работы школ с использованием данного индекса. Сравнение проводилось в группах школ, имеющих близкий индекс, то есть работающих в сходных условиях. В этом случае эффективной признается школа, которая демонстрирует результаты высокие для своей группы. Ее уровень достижений может быть как выше, так ниже среднего, но эффективность определяется, как возможность обеспечивать наилучший результат в заданных условиях.

То есть школы, демонстрирующие высокие результаты и занимающие высокие места в рейтингах, не всегда являются самыми эффективными. Опираясь на высокий потенциал детей, они сами могут прилагать усилия ниже возможных. И наоборот, школы, работающие со сложным контингентом учащихся, могут существенно повышать их шансы на качественное образование, хотя при этом абсолютные достижения (высокобальники ЕГЭ, победители олимпиад) могут быть не слишком высоки.

Подобный подход к оценке работы школ и их сравнению между собой стать основой для более продуктивных управленческих решений. Он позволяет выделить действительно эффективные школы и те, которые заслуживают повышенного внимания со стороны органов управления. Это позволяет более адресно решать проблемы отдельных школ и, как следствие, повысить качество краевой школьной системы в целом. Такой подход полезен и для семей, которые могут делать более обоснованный вывод при выборе школы. Наконец широкая общественность края получает более объективную картину положения дел, свободную от стереотипов и ярлыков.

Cергей Косарецкий
директор Центра социально-экономического развития школы Института
образования
НИУ «Высшая школа экономики»

Опубликовал: admin | Дата: Дек 14 2014 | Метки: Образование |
Вы можете добавить свой комментарий ниже. Вы можете отправить новость в социальные сети.

Комментировать

Допустимый объём комментария: не более 1200 знаков с пробелами

WordPress Blog

Мы в соцсетях

Поддержать сайт

руб.
Счёт № 41001451132177
Z328083690732
R145935562411 или +79135786207
Карта № 4276 8310 2377 4695 или
Счёт № 40817810931284000016/53
Кошелёк № +79135786207

блиц-поиск

Моя первая Зеркалка

Хотите выжать максимум из вашей зеркальной фотокамеры?
ЗАКАЗАТЬ

Супер Cinema 4D

Самой лучшей программой по работе с 3d считается Cinema 4d. Первый полноценный обучающий курс по Cinema 4D на русском языке.
ЗАКАЗАТЬ

Photoshop CS5
от А до Я

Автор этого курса - Евгений Карташов - признанный эксперт Adobe Photoshop. Курс состоит из 2-х дисков и содержит 100 уроков в отличном качестве
ЗАКАЗАТЬ

Photoshop для фотографа
(новая версия)

Как получать прекрасные фотографии даже без дорогой фотокамеры
ЗАКАЗАТЬ

Бюджетная фотостудия или секрет фотовспышек

Как организовать свою портативную фотостудию? Как с минимальными затратами на свет получать фотографии, как в полноценной студии, при этом оставаясь мобильным?
ЗАКАЗАТЬ

Записей на сайте: 24,596 | Комментариев: 14,721

© 2010 - 2016 «Красноярское Время» – информационный портал:
важные политические, экономические и социальные темы, актуальные новости, обзоры, рейтинги, публицистика,
аналитика, версии, исследования, итоги, мнения известных людей, комментарии, видеозаписи, фонограммы.
Автор проекта: Щепин К.В., контактный тел. +7 913 578 6207
При использовании материалов гиперссылка на «Красноярское Время» обязательна! Все права защищены!
Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше!

Войти | ManagAdNews Wp Advanced Newspaper WordPress Themes Designed by Gabfire themes
Free WordPress Theme
Wp Advanced Newspaper WordPress Themes Gabfire