Новое социальное большинство созрело

Facebook
ПлохоТак себеСреднеХорошоОтлично - Ваше мнение
Loading ... Loading ...
Просмотров: 17

Поразительно, но глубокий экономический кризис осени 2008 – начала 2009 года привел лишь к незначительному ухудшению социальной структуры российского общества. С одной стороны, народ России привык рассчитывать исключительно на себя и решать свои проблемы самостоятельно, не уповая на помощь государства, с другой – эта помощь, несмотря на свою чудовищную расточительность и ориентированность в первую очередь на обогащение олигархов, своей частью достигла наименее социально защищенной части российского общества и ощутимо поддержала ее.

По данным центра Левады, в начале 2011 года продолжился рост благосостояния граждан РФ. Доля нищих (то есть людей, заявляющих о том, что им не хватает денег даже на продукты питания) снизилась с 12-13% в 2006-2009 годах до рекордно низких 9% в 2010-м и 8% в 2011 году.

Доля бедных (которым хватает денег на еду, но не на одежду) снизилась с 34% в 2009-м до 27% в 2010-м и 25% в 2011 году.

Главным событием 2010 года стало резкое увеличение доли «протосреднего» класса – людей, которым хватает денег на еду и одежду, но не на товары длительного пользования, даже самые простые. Их удельный вес увеличился с 41 до 50%, благодаря чему в нашей стране возникло качественно новое социальное большинство, оказывающее в силу своей численности огромное психологическое и культурное влияния на все остальные части общества, включая и систему управления.

Социальное большинство, сложившееся в России в начале 90-х, было нищим, – людям элементарно не хватало денег на продукты питания. К концу 90-х ситуация улучшилась, но не принципиально: социальным большинством стали люди, которым хватало денег на еду, но не на одежду. Первое – нищета, второе – бедность: ни в одной из этих двух состояний люди просто физически не могут задумываться о перспективах и о степени справедливости общественного устройства: все их силы без остатка уходят на простое выживание и (если повезет) размножение.

Все 2000-е годы социальная структура российского общества оставалась раздробленной: удельные веса основных страт колебалась, но ни одна из них не могла сформировать нового социального большинства. Соответственно, российского общества как некоей хотя бы относительной целостности просто не существовало: оно представляло собой сочетание различных социальных групп с разными не только культурными, но и сугубо потребительскими типами поведения.

В 2010 году новое социальное большинство возникло вновь – причем впервые с начала реформ на достаточно высоком социальном уровне, что позволяло ему быть достаточно конструктивным и общественно активным. В самом деле: удовлетворение первичных потребностей (в еде и одежде) оставляет хотя бы возможность задуматься о причинах того, что это удовлетворение отнимает слишком много сил и времени, а покупка простой бытовой техники остается сопряженной с серьезными трудностями.

В 2011 году процесс улучшения социальной структуры пошел дальше: удельный вес «протосреднего класса» остался прежним – 50%, но ключевым, поистине революционным событием стало увеличение доли самого среднего класса. Правда, надо сразу же оговориться: в рамках данной статьи он определяется с узких позиций маркетологов – исключительно по уровню потребления, без учета определяющих его с точки зрения социологических науки психологических и образовательных параметров. Здесь под ним понимаются способные без труда покупать бытовую технику, но не автомобили. Таким образом, в состав среднего класса при таком подходе включаются люди, строго говоря, не являющиеся им, – вплоть до низшего слоя коррумпированных правоохранителей и в целом чиновников (ведь понятно, что преступники органически не могут входить в состав среднего класса, одним из образующих признаков которого является добросовестность!)

Однако не секрет, что коррумпированные чиновники часто испытывают искреннее негодование в адрес разрушающей их системы управления; порождая общественный протест, они парадоксальным образом оказываются способны на сочувствие ему.

Поэтому, рассматривая структуру российского общества как с точки зрения уровня жизни, так и с точки зрения потенциальной гражданской активности, мы можем объединять людей относительно высокого для России уровня потребления в одну группу.

Их удельный вес в 2011 году подскочила совершенно фантастическим образом: почти на треть, с 13 до 17%, превысив даже докризисный уровень 2007-2008 годов, когда он был достаточно устойчив и составлял 16%.

Таким образом, две трети граждан РФ оказались достаточно обеспеченными для того, чтобы иметь физическую и интеллектуальную возможность всерьез задуматься о возможности и необходимости защиты своих прав.

Наблюдаемое повышение уровня жизни граждан РФ делает их более активными социально и политически, способствует предъявлению ими более глубоко осознанных и прочувствованных (хотя и менее агрессивных по внешним проявлениям, по крайней мере, на первых этапах) претензий существующей власти.

Это значит, что в России в полной мере сложилась социальная основа для возобновления массовой политической борьбы с коррумпированной частью правящей тусовки. В ближайшее время мы увидим конкуренцию политических структур за представительство нового социального большинства – и, соответственно, возобновление не только подковерной, но и массовой, публичной политической борьбы.

~~~

Михаил Делягин

Источник: news.km.ru

Опубликовал: admin | Дата: Мар 8 2011 | Метки: Без рубрики |
Вы можете добавить свой комментарий ниже. Вы можете отправить новость в социальные сети.

Комментировать

Допустимый объём комментария: не более 1200 знаков с пробелами

WordPress Blog

Мы в соцсетях

Поддержать сайт

руб.
Счёт № 41001451132177
Z328083690732
R145935562411 или +79135786207
Карта № 4276 8310 2377 4695 или
Счёт № 40817810931284000016/53
Кошелёк № +79135786207

блиц-поиск

Моя первая Зеркалка

Хотите выжать максимум из вашей зеркальной фотокамеры?
ЗАКАЗАТЬ

Супер Cinema 4D

Самой лучшей программой по работе с 3d считается Cinema 4d. Первый полноценный обучающий курс по Cinema 4D на русском языке.
ЗАКАЗАТЬ

Photoshop CS5
от А до Я

Автор этого курса - Евгений Карташов - признанный эксперт Adobe Photoshop. Курс состоит из 2-х дисков и содержит 100 уроков в отличном качестве
ЗАКАЗАТЬ

Photoshop для фотографа
(новая версия)

Как получать прекрасные фотографии даже без дорогой фотокамеры
ЗАКАЗАТЬ

Бюджетная фотостудия или секрет фотовспышек

Как организовать свою портативную фотостудию? Как с минимальными затратами на свет получать фотографии, как в полноценной студии, при этом оставаясь мобильным?
ЗАКАЗАТЬ

Записей на сайте: 24,572 | Комментариев: 14,676

© 2010 - 2016 «Красноярское Время» – информационный портал:
важные политические, экономические и социальные темы, актуальные новости, обзоры, рейтинги, публицистика,
аналитика, версии, исследования, итоги, мнения известных людей, комментарии, видеозаписи, фонограммы.
Автор проекта: Щепин К.В., контактный тел. +7 913 578 6207
При использовании материалов гиперссылка на «Красноярское Время» обязательна! Все права защищены!
Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше!

Войти | ManagAdNews Wp Advanced Newspaper WordPress Themes Designed by Gabfire themes
WordPress Themes
Wp Advanced Newspaper WordPress Themes Gabfire