Над планетой пронесся «Буран»

Facebook
ПлохоТак себеСреднеХорошоОтлично - Оцените статью:
Loading ... Loading ...
Просмотров: 0

31 год назад, 15 ноября 1988 года, совершил свой первый и единственный орбитальный полёт советский космический корабль многоразового использования «Буран».

Он был запущен с космодрома Байконур при помощи ракеты-носителя «Энергия». Продолжительность беспилотного испытательного полёта составила 205 минут (3 часа 25 минут), корабль совершил два витка вокруг Земли, после чего совершил посадку на аэродроме «Юбилейный» на Байконуре.

Полёт «Бурана» прошёл без экипажа в автоматическом режиме с использованием бортового компьютера и бортового программного обеспечения. В этом состояло существенное отличие «Бурана» от американских многоразовых космических кораблей «Спейс шаттл», последняя стадия посадки которых всегда проходила на ручном управлении (вход в атмосферу и торможение до скорости звука в обоих случаях автоматизированы). На «Буране» был также предусмотрен и резервный ручной режим управления на атмосферном участке полёта при посадке корабля, однако испытать его космонавтам не довелось, поскольку ни одного пилотируемого полёта «Бурана» так и не состоялось.

Данный факт — полёт космического аппарата в космос и спуск его на Землю в автоматическом режиме под управлением бортового компьютера — вошёл в книгу рекордов Гиннеса. Над акваторией Тихого океана «Буран» сопровождал корабль измерительного комплекса ВМФ СССР «Маршал Неделин» и научно-исследовательское судно АН СССР «Космонавт Георгий Добровольский».

В 1990 году работы по программе «Энергия—Буран» были приостановлены, а в 1993 году программа окончательно закрыта. Летавший в космос экземпляр «Бурана» был разрушен в 2002 году при обрушении крыши монтажно-испытательного корпуса на Байконуре, в котором он хранился вместе с готовыми экземплярами ракеты-носителя «Энергия». Стальные фермы разрубили, а бетонные плиты похоронили не нужную и забытую новой властью космическую победу СССР…

На минувшей неделе исполнилось 31 год с того дня, как 15 ноября 1988 года со стартового комплекса площадки № 110 космодрома Байконур впервые в истории советской космонавтики был произведен запуск многоразовой транспортной космической системы «Энергия-Буран».

Через 205 минут, совершив два витка вокруг Земли, орбитальный корабль «Буран» в 09:25 приземлился на посадочную полосу аэродрома Юбилейный. Впервые в мире была проведена посадка орбитального корабля в автоматическом режиме. Отклонение программы по времени в момент остановки корабля на полосе составило одну секунду, а отклонение корабля от оси полосы – всего 1,5 метра.

Уникальный корабль, великое творение советских конструкторов, стал вершиной советской цивилизации. Его единственный полет в ноябре 1988 года и спуск на Землю в автоматическом режиме под управлением бортового компьютера вошел в Книгу рекордов Гиннесса.

Этот орбитальный космический корабль многоразового использования был способен совершать длительные полеты, орбитальное маневрирование, управляемый спуск и самолетную посадку на специально оборудованный аэродром. С помощью «Бурана» можно было доставлять в космос и возвращать на землю космонавтов и полезные грузы массой до 30 тонн(!!!). Американский «Шаттл» перевозил вдвое меньше. «Буран» также позволял проводить ремонт и обслуживание космических аппаратов непосредственно на орбите; выводить на орбиту эти аппараты и забирать их обратно. Знаменитую космическую станцию «Мир», которую утопили в океане, с его помощью можно было бы вернуть на Землю невредимой и сделать музейным экспонатом.

Беспилотная посадка, отсутствие токсичного топлива, горизонтальные летные испытания, авиатранспортировка баков ракеты на спине специально созданного самолета… Все это были супердостижения. Как «челнок» «Буран» во многом превосходил американские шаттлы. Хотя бы по безопасности: на нем устанавливались системы спасения экипажа в случае ЧП. На большой высоте капсула с экипажем могла отделиться для совершения аварийной посадки, а на низкой орбите экипаж мог катапультироваться. У американцев таких систем не было до крушения шаттла «Челленджер» в 1986 году. Но и после этого в 2003 году «навернулась» «Колумбия».

Да и посадка, совершенная в полностью автоматическом режиме, стала невиданным доселе достижением. Американцы, которые очень громко кричали о своем неизмеримом превосходстве в области компьютерной техникие и автоматизации, так и не смогли за все три десятка лет эксплуатации реализовать это на «Шаттле», да и сажали его вовсе не на аэродром, а на поверхность соляного озера размером до фига на еще больше, мимо которого надо сильно постараться, чтобы промахнуться.

Могу рассказать еще одну тонкость, о которой упорно молчала мировая пресса. В результате орбитального полета советский корабль утратил меньше десятка теплозащитных плиток и его система управления отработала настолько грамотно и надежно, что подготовка его к следующему полету была выполнена в считанные дни, в отличие от месяцев «реставрации» необходимых для американских челноков. Это к вопросу о мнимом технологическом отставании советской промышленности. И вовсе не вина советских авиационно-космических специалистов, что следующий полет не состоялся. О причинах этого надо спрашивать предателей и «запроданцев» в политическом руководстве бывшего Советского Союза.

Уникальный корабль появился только благодаря содружеству конструкторов, инженеров, производственников РСФСР, УССР и БССР и, разумеется, Казахстана. В создании комплекса «Энергия-Буран» приняли участие более 1200 предприятий и научно-производственных объединений по всему СССР. На территории современной Украины специально для комплекса был спроектирован и построен в единственном экземпляре транспортный самолет Ан-225 «Мрія», который и на сегодняшний день остается самым крупным грузотранспортным самолетом, поднимавшимся в воздух. Крылатый гигант родился именно под «Буран». Многие помнят потрясающее фото: космический корабль «оседлал» самолет «Мрія».

Стоит признать, что все это было совсем недавно. А сегодня на руинах исчезнувшей высокоразвитой цивилизации пасутся коровы. Трудно давать прогнозы, во что превратится в ближайшем будущем территория УССР. Нет больше разработчика и производителя АН-225, как и очень многого другого. Но есть надежда, что «Бураны» еще появятся в стратосфере. Группа видеохакеров смогла пробраться в якобы заброшенный цех одного из российских предприятий, где засняла два сохранившихся «Бурана»!

Не менее значима дата 17 ноября – 49 лет назад, в 1970 году, самоходный аппарат «Луноход-1» проложил первую «колею» на лунной поверхности, тем самым начав новый этап в исследовании естественного спутника Земли. Этот полет на Луну был совершенно реальным достижением советской космонавтики, в отличие от американской программы «Аполлон», заснятой известным режиссером Стенли Кубриком, по собственному признанию, в пустыне штата Техас. В отличие от колес лунохода, нога американских астронавтов не ступала на поверхность Луны. Для дистанционного управления луноходом с Земли был подготовлен специальный экипаж, в состав которого входили командир, водитель, штурман, оператор и бортинженер. Успешное функционирование аппарата продолжалось в течение 10,5 месяца вместо рассчитанных трех, «Луноход-1» проводил исследования до 30 сентября 1971 года. Суммарная длительность активного функционирования составила 301 сутки 06 часов 37 минут. Аппарат прошел по поверхности Луны 10 540 метров, что тоже признано мировым рекордом.

При помощи лунохода проводились измерения физико-механических свойств лунного грунта, а также химический анализ поверхностного слоя лунного грунта, магнитного поля различных участков лунной поверхности.

***

Новый шаг советской космонавтики «Энергия» – «Буран»

История космонавтики — это героическая и захватывающая повесть о реальных событиях с невымышленными действующими лицами.

Покорить пространство и время, раздвинуть границы познания, изучить, «пощупать» тайны мира, огромной и бесконечной Вселенной, всё это оставалось несбыточной мечтой на протяжении долгих веков и тысячелетий. Однако человек не отчаивался и старался всеми силами тот день, когда в небо взмоет первый космический корабль. Как ёмко и верно утверждал наш великий советский учёный-теоретик Константин Эдуардович Циолковский -

«Земля — это колыбель разума, но нельзя же вечно жить в колыбели!»

И вот, сначала в октябре 1957 года, открыв космическую эру, а затем в апреле 1961 года, окончательно вырвавшись из своей колыбели, прежде всего советский народ и всё человечество и по сей день неуклонно движется вперёд, осваивая всё новые и новые космические пространства, раскрывая загадки, которые томили людей тысячелетиями, но в тоже время открывая новые, ещё более животрепещущие. Мы в праве гордиться, что наша Родина, наши люди первыми шагнули в эту космическую бездну, и теперь, 15 ноября 1988 года, наша страна совершила ещё один важный шаг по освоению космического пространства. И вот, в ночь, с 14 на 15 число, в 6:00:01 по МСК состоялся пуск космического корабля многоразового использования «Буран». Ракета-носитель «Энергия», стартовавшая с площадки 110 космодрома Байконур, вывела корабль на околоземную орбиту. На 152-й секунде полёта, как и положено отстреливаются параблоки первой ступени. КК «Буран» продолжает держать свой путь в космос. Томительное ожидание – и вот 467-я секунда – отключение двигателей второй ступени.

«Буран» с помощью своих двигателей проводит балансировку связки – пока ещё связку РН и ОК. 482-я секунда – и ОК отделился от РН, продолжая свой полёт самостоятельно на высоте около 150 км. Сам полёт происходил в автоматическом режиме с использованием бортового компьютера и бортового программного обеспечения. На орбите все системы работали штатно. В полете было проведено 4 сеанса связи, включая передачу на борт информации, необходимой для спуска и посадки, в том числе направление ветра в районе ВПП (Взлётно-посадочного комплекса). «Буран» выполнил два витка и успешно преодолел самый сложный и опасный участок — вход в плотные слои атмосферы. Над акваторией Тихого океана тем временем «Буран» сопровождали корабль измерительного комплекса ВМФ СССР «Маршал Неделин» и научно-исследовательское судно АН СССР «Космонавт Георгий Добровольский».

Наступает момент истины. Первая в мире такого рода посадка, проходящая полностью в автоматическом режиме. Задача осложнялась тем, что с самого момента старта, в районе Байконура был довольно сильный ветер. Но автопилот сработал качественно, выполнив манёвры, удивившие даже опытных пилотов. «Буран» вышел на крутую посадочную глиссаду, почти пикируя, затем выныривает из дымки облаков и у самой ВПП задирается нос. Вот он касается основными стойками, затем носовыми. Открываются парашюты. Космический корабль замирает. Звучит команда «все системы корабля обесточены». Вот и всё. Буран совершил первый полностью автоматический полёт.

Радость и ликование переполняет конструкторов и всех тех людей, кто участвовал и упорно работал над созданием такой машины. Вот он, момент, к которому столько готовились, столько вложили сил, трудов. Важно от­ме­тить, что уча­стие в со­зда­нии «Бурана» при­ни­ма­ли прак­ти­че­ски пред­при­я­тия со всего Со­вет­ско­го Союза, были объединены усилия сотен конструкторских бюро, заводов, научно-исследовательских центров, строительно-монтажных и эксплуатационных предприятий. Десятки министерств и ведомств, Академия наук СССР и академии союзных республик внесли свой вклад в эти работы. Так, на Харь­ков­ском «Энер­го­при­бо­ре» был создан ком­плекс ав­то­ном­но­го управ­ле­ния «Энер­ги­ей», ко­то­рая и вы­во­ди­ла ко­рабль в космос. На АНТК имени Ан­то­но­ва про­во­ди­лось про­ек­ти­ро­ва­ние и из­го­тов­ле­ние де­та­лей для ко­раб­ля, а также создан Ан-225, ко­то­рый ис­поль­зо­вал­ся для до­став­ки «Бурана». Но триумф триумфом, а осмотр по расписанию. После тщательного диагностического осмотра, критических повреждений не было выявлено, даже вопреки расчётам и ожиданиям, было потеряно только несколько защитных плиток.

Что же даёт это весомое достижение для советской космонавтики? Проведя даже беглое сравнение «Энергии» с ныне широко используемыми ракетами-носителями показывает, насколько серьезный шаг вперед сделан. Достаточно отметить, что «Энергия» позволяет вывести на ближнюю околоземную орбиту аппараты с массой уже не 20, а до 100 тонн, на геостационарную орбиту (высота 36000 км) — 18 тонн, к Луне — 32 тонны, к Марсу и Венере — около 28 тонн. Все это в 5-8 раз больше, чем позволяло предыдущее поколение ракет-носителей.

Годы космической эры подтвердили огромное будущее освоения и использования космоса в интересах науки и народного хозяйства. Ныне в нем систематически трудятся искусственные спутники Земли серии «Космос», совершают рейсы межпланетные станции, несут вахты метеорологические, связные, природоведческие и спасательные спутники, плодотворно действуют долговременные орбитальные станции.

Все эти направления работ связаны с большим грузопотоком по трассе Земля-орбита-Земля. Поэтому разработка экономически более эффективных транспортных средств является главной задачей снижения стоимости доставки на орбиту килограмма полезного груза. Сейчас она обходится в тысячи рублей и в дальнейшем при использовании транспортных космических систем одноразового применения существенного снижения этой стоимости достигнуть нельзя. Уменьшить расходы могут лишь многоразовые транспортные системы. Уже разработаны различные схемы и средства спасения ракетных ступеней, например, с помощью парашютов, гибких крыльев, и их повторное использование. Но настоящий экономический эффект могут дать на трассе Земля-орбита-Земля одно и двухступенчатые транспортные системы типа воздушно-космических самолетов (ВКС), оснащенных универсальными двигательными установками. Наш «Буран» по праву являются прообразами таких самолетов будущего.

Создание комплекса «Энергия»-«Буран» является закономерным шагом вперед отечественной ракетно-космической и авиационной техники. После летных испытаний этого комплекса наша космонавтика будет иметь в своем арсенале транспортные системы как одноразового, так и многоразового использования, позволяющие не только выводить на орбиты полезные грузы малых и больших масс, но и возвращать их на Землю.

Универсальная космическая транспортная система «Энергия»-«Буран» является значительным вкладом в развитие отечественной авиационно-космической техники. В сочетании с одноразовыми ракетами-носителями и долговременными орбитальными станциями она, открывает новые широкие перспективы дальнейшего изучения и использования космического пространства в интересах науки и народного хозяйства СССР.

Газета «Правда»,

№68, 17 ноября 1988 года.

Опубликовал: admin | Дата: Ноя 17 2019 | Метки: Калейдоскоп |
Вы можете добавить свой комментарий ниже. Вы можете отправить новость в социальные сети.

Комментировать

Допустимый объём комментария: не более 1200 знаков с пробелами

mugen 2d fighting games

Последние комментарии

Мы в соцсетях

Поддержать сайт

руб.
Счёт № 41001451132177
Z328083690732
R145935562411 или +79135786207
Карта № 4276 8310 2377 4695 или
Счёт № 40817810931284000016/53
Кошелёк № +79135786207

блиц-поиск

Моя первая Зеркалка

Хотите выжать максимум из вашей зеркальной фотокамеры?
ЗАКАЗАТЬ

Photoshop CS5
от А до Я

Автор этого курса - Евгений Карташов - признанный эксперт Adobe Photoshop. Курс состоит из 2-х дисков и содержит 100 уроков в отличном качестве
ЗАКАЗАТЬ

Photoshop для фотографа
(новая версия)

Как получать прекрасные фотографии даже без дорогой фотокамеры
ЗАКАЗАТЬ

Бюджетная фотостудия или секрет фотовспышек

Как организовать свою портативную фотостудию? Как с минимальными затратами на свет получать фотографии, как в полноценной студии, при этом оставаясь мобильным?
ЗАКАЗАТЬ

Записей на сайте: 32,453 | Комментариев: 20,867

© 2010 - 2018 «Красноярское Время» – информационный портал:
важные политические, экономические и социальные темы, актуальные новости, обзоры, рейтинги, публицистика,
аналитика, версии, исследования, итоги, мнения известных людей, комментарии, видеозаписи, фонограммы.
Автор проекта: Щепин К.В.
При использовании материалов гиперссылка на «Красноярское Время» обязательна! Все права защищены!
Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше!

Войти | ManagAdNews
Premium WordPress Themes
Wp Advanced Newspaper WordPress Themes Gabfire