Кто придумал кириллицу (часть II)

Facebook
ПлохоТак себеСреднеХорошоОтлично - Ваше мнение
Loading ... Loading ...
Просмотров: 1

Часть I здесь

В 1949 году в Гнездовских языческих курганах под Смоленском археологи нашли разбитую глиняную корчагу, на которой сохранилась надпись «гороухща» («горушна»), что означало: или «Горух писал», или «горчица». Гнёздовский комплекс археологических памятников – курганный могильник, когда-то насчитывавший около 4000 курганов и несколько поселений, в том числе укрепленных, общая площадь которых составляла более 30 гектаров.

Огромное обжитое в древности пространсто. К настоящему времени сохранилось около 1500 курганов и одно поселение: много лет шло наступление урбанизации на заповедник славянской древности. Но это крупнейший на территории России и Европы комплекс археологических памятников, относящихся к периоду образования древнерусского государства.

Помимо гнездовского комплекса, в СССР были обнаружены фрагменты надписей и цифровых расчетов на амфорах и других сосудах X века в Тамани (древней Тмутаракани), Саркеле и причерноморских портах. Письменность на основе различных алфавитов (греческого, кириллического, рунического) использовало разноплеменное население древнейших городов и протогородов, находившихся на важных торговых путях. Торговля стала той почвой, которая способствовала постепенному распространению по всей территории Руси приспособленной для славянской речи и удобной для письма кириллицы. В данном случае интересы торговцев и христианского духовенства пересекались. Хотя отметим и стремление славян к «особому пути»: всё-таки они избрали кириллицу, а не греческий алфавит! Хотя в русской церкви долгое время заправляли греки.

Не было в ХХ веке более выдающегося историка, чем академик Борис Александрович Рыбаков. Он был нашим старшим современником… Многие его исследования проливают свет на прошлое славянской письменности. Приведём небольшую цитату:

«Существует укоренившееся мнение, что церковь была монополистом в деле создания и распространения книг; мнение это усиленно поддерживалось самими церковниками. Верно здесь лишь то, что монастыри и епископские или митрополичьи дворы были организаторами и цензорами книжного списания, выступая нередко в роли посредников между заказчиком и писцом, но выполнителями зачастую оказывались не монахи, а люди, не имевшие никакого отношения к церкви. Мы произвели подсчёт писцов в зависимости от их положения.

Для домонгольской эпохи результат был таков: половина книжных писцов оказалась мирянами; для 14-15 вв. подсчёты дали следующие результаты [9]: митрополитов – 1; дьяконов – 8; монахов – 28; дьяков – 19; попов – 10; «рабов божьих» – 35; поповичей – 4; паробков – 5. Всего по нашему подсчёту 63 мирянина и 47 церковников, т.е. 57% ремесленников-писцов не принадлежало к церковным организациям. Основные формы в изучаемую эпоху были те же, что и в домонгольскую: работа на заказ и работа на рынок».

Название «кирилица» происходит от глагола «курать», то есть «писать», «чертить каракули»; прозвище Константина – Кирил – происходит от глагола «курать» и обозначает «писатель», как и название книги Куран – «писание».

Отсюда и путаница по вопросу – что же всё-таки создал Кирилл? (он же – Константин, вот ведь как всё запутано!). Глаголицу или кириллицу? Если понять что само слово «кириллица» никак не связано с именем Кирилл – сразу отпадут многие сомнения. Но всё равно картина не прояснится окончательно.

Рыбаков показывает, что археологическая трипольская культура – это земли от Карпат до Амура, и люди этой культуры имели письменность.

И среди памятников дохристианской русской культуры сохранились голоса далёких предков, которые сегодня расшифровываются. Они становятся нашими собеседниками…

Всегда интересны и показательны этимологические свидетельства. Удивительно существование множества славянских рек, носящих загадочное имя Руна. Титмар Мерзебургский (976-1018 гг.), описывая западно-славянскую крепость-храм Ретра (Радигощ, Радогост, Радегаст) на острове Рюген, пишет, что на каждом из имевшихся в святилище идоле было вырезано имя божества:

«Есть в округе редариев некий город, под названием Ридегост, треугольный и имеющий трое ворот… В городе нет ничего, кроме искусно сооружённого из дерева святилища, основанием которого служат рога различных животных. Снаружи, как это можно видеть, стены его украшают искусно вырезанные изображения различных богов и богинь. Внутри же стоят изготовленные вручную идолы, каждый с вырезанным именем, обряженные в шлемы и латы, что придаёт им страшный вид».

Есть и такая версия: у славян, и в том числе на Руси, издревле существовала узелковая письменность, сначала она носила скрытный, жреческий характер, далее стала бытовым письмом. Узелок изображал и букву и слово. Такие письмена наматывались на катушки и хранились в коробах. Отсюда и пошло выражение “наврать с три короба. Вот вам еще одно этимологическое свидетельство!

Впоследствии узелковое письмо перешло в орнаментальное творчество славянских народов, которое можно встретить и сейчас на одежде, посуде и даже на иконах – несмотря на языческие корни «узелков». В последние века орнаментальные знаки религиозной роли практически не играли, но всё же… Часто узелки на нитках использовали, как “азбуку слепых. Дело было так: слепцы “записывали и читали на ощупь целые клубки ниток. Память о древнем узелковом письме осталась в фольклоре. Мы до сих пор завязываем “узелки на память, говорим: “связать мысль, “связывать слово со словом, “говорить путано, “спутать мысль, а также: “клубок песен, “нить повествования, “хитросплетение сюжета. Вот она, этимология!

Ничто так не передает истинную историю народа, как пословицы и фразеологизмы, прибаутки и крылатые выражения…

Так же нить-верёвка играет ключевую роль во многих сказках. Хорошо известно, что во многих традициях, в том числе и в славянской, нить (цепь, веревка) может соединять небо и землю. Во многих сказках тут речь идет о путешествиях в мир предков, о сошествии в царство мертвых. Конечно, в сказках об этом говорят не напрямую. Вполне возможно, что верёвка, нить есть архаичный символ речи. Восстанавливая истинное прошлое, приходится постигать и язык метафор…

Русский историк XIX века доктор философии и магистр изящных наук Классен отмечал, что «Славяноруссы, как народ, ранее римлян и греков образованный, оставили по себе во всех частях старого света множество памятников, свидетельствующих о их там пребывании и о древнейшей письменности, искусствах и просвещении. Памятники пребудут навсегда неоспоримыми доказательствами…».

О многочисленности названий славянских племён и их расселении на больших территориях говорится в книге архиепископа Белорусского Георгия Конинского «История руссов или малой России», опубликованной в начале XIX века. В рассуждениях церковного деятеля проглядывает представление о прошлом славянской письменности.

Ярким открывателем древней письменности славян стал наш современник, советский и российский учёный Геннадий Станиславович Гриневич. Он начал изучать этрусские тексты как исток, как основу древнеславянской письменности. Напомним официальную версию. Распространение алфавитной письменности среди народов Древнего мира начинается с появлением на территории Передней Азии в начале І тысячелетия до н.э. так называемого финикийского алфавита. До этого ничего подобного не было, по крайней мере, не обнаружено… Через некоторое время произошло деление этой письменности на две крупные ветви – западную и восточную. Из западной ветви сформировались разновидности греческого алфавита, а через него – всех алфавитов Древней Европы: этрусского, латинского, иберийского.

По Гриневичу оказывается, что уже 7 тысяч лет назад у славян было оригинальное письмо, которым исполнены тэртерийские надписи (V тысячелетие до н.э.), протоиндийские надписи (XXV-XVIII вв. до н.э.), критские надписи (XX-XIII вв. до н.э.), этрусские надписи (VIII-II вв. до н.э.), так называемые, германские руны и древние надписи Сибири и Монголии. В настоящее время известно свыше 11 тысяч этрусских текстов. Правда, большинство из них – краткие надгробные надписи, относящиеся к VII-I вв. до н.э. Кроме них, до нас дошли и более пространные письменные памятники. Среди которых следует упомянуть гораздо более позднюю глиняную табличку из Санта Мария ди Капуа (V в. до н.э.), включающую около 300 слов.

Гриневичу удалось прочитать рунические праславянские надписи – разумеется, не всё на этом пути получилось бесспорно и гладко. Но прорыв бесспорный.

Рассказывает Геннадий Гриневич:

Никто же древним славянским письмом не занимался, никто же эти надписи так и не собрал! Эти надписи, о которых упоминали Е. Классен, Лицееевский, граф Потоцкий и другие, мне удалось расшифровать, считая, что эти надписи выполнены “чертами и резами (их еще иногда называют славянскими рунами).

Вся система была уже до меня разработана. Было известно, что это письмо слоговое, что слоги только открытые, и я сопоставил ряды знаков критской письменности знакам черт и резов, то увидел их значительное сходство.

Сведения о том, что этруски были славянским племенем, я почерпнул из словаря Стефана Византийского, где говорится о том, что “этруски – это словенское племя… Официальная наука считает, что в этрусском словаре существует 28 букв. У меня же получилось – 67.

После того как мы озвучили эти знаки, мы просто начинаем читать эти тексты. И если идет нормальная славянская речь, берем словарь праславянского языка, составленный Трубачевым, или древнерусский словарь, или словарь Востокова старославянского языка, и мы находим эти слова не в греческом словаре, не в китайском, а в славянских словарях, и переводим этот текст…

За Гриневичем пришли новые исследователи, некоторые из них критически относятся к самому Гриневичу, но главное – работа продолжается.

Восточноевропейские находки

В любом исследовании, посвященном славянским рунам, не обойтись без ссылок на польские находки.

«Микоржинскими руническими камнями» принято называть три камня, на которых сохранились изображения и рунические надписи. Обнаружены они были в 1836 году в Познанской области. В надписях использовано 15 или 16 знаков. А общее количество рун в данном алфавите оценено по результатам комбинаторного анализа надписей как превышающее 24-25, но вряд ли большее, чем 30-32. Из полутора десятка известных знаков больше десяти приближается по начертанию (или совпадает) со знаками младших скандинавских рунических алфавитов. Наиболее близки они к датским рунам начала II тысячелетия нашей эры. Но присутствуют и знаки, неизвестные в Скандинавии! Кроме того, попытки прочесть надписи как германские неизбежно приводят к неудаче, так что славянское их происхождение вряд ли может быть оспорено.

Подлинность самих микоржинских камней, конечно, вызывает сомнения некоторых исследователей. Но это обычная история для всех памятников столь отдаленной от нас эпохи. Славянские реликвии в этом смысле не исключение.

Ещё одна группа памятников – Ретра. Согласно существующим представлениям, бронзовые изображения богов и ритуальные предметы из Ретринского храма были найдены в земле деревни Прильвиц в конце XVII века. Значительно позднее их приобрел некто Андреас Готтлиб Маш, описал и заказал гравюры. Эти материалы были изданы им в 1771 в Германии. Его книга содержит гравюры более, чем шести десятков скульптур и других предметов. Вся коллекция Маша была утеряна, а позже одна «партия» предметов из Ретры всплыла и была опубликована графом Потоцким – известным знатоком и собирателем древностей.

Есть и такая версия: сам памятник, изображения богов и прочее – подлинны, а надписи сделаны в позднейшее время каким-нибудь шальным любителей сенсаций.

Все предметы из Ретринского храма были оплавлены; на их поверхности – судя по гравюрам – четко различимы многочисленные рунические надписи, выполненные рунами, некоторые из которых – как и многие из микоржинских рун – не находят аналогов в младших германских алфавитах.

Примером «Черняховского» Славянского рунического письма могут послужить обломки керамики из раскопок у села Лепесовка (южная Волынь) или глиняный черепок из Рипнева, относящийся к той же Черняховской культуре и представляющий собой, вероятно, осколок сосуда. Знаки, различимые на черепке, не оставляют сомнений в том, что это именно надпись. Образец письменной культуры! К сожалению, фрагмент слишком мал, чтобы оказалась возможной дешифровка надписи. В целом, керамика черняховской культуры дает весьма интересный, но слишком скудный для осуществления дешифровки материал.

Из других реликвии и находок чрезвычайно интересен Славянский глиняный сосуд, обнаруженный в 1967 году при раскопках у села Войсковое на Днепре. На его поверхность нанесена надпись, содержащая 12 позиций и использующая 6 знаков. Надпись не поддается ни переводу, ни прочтению, несмотря на то, что попытки дешифровки были предприняты. К германским рунам их точно нельзя отнести.

Выдвигалось предположение, что, судя по количеству позиций, знаки эти могут быть начальными буквами названий месяцев, а надпись в целом — календарем. Однако, не существует, к сожалению ни одного Славянского языка, ни древнего, ни современного, в котором названия четырех месяцев начинались бы с одной буквы, трех — с другой, двух — с третьей, и оставшихся трех месяцев — с трех разных букв… И таких разборов, таких – с разной степенью успеха – попыток расшифровать славянские руны было, есть и будет немало. Главная работа, несомненно, впереди. Жажда познать своё прошлое, в том числе и прошлое далёких предков, в народе сильна.

В языкознании познавший толк…

Почему в годы Холодной войны и ядерного шантажа, когда мир, как казалось, стоял на пороге новой большой войны, Сталин занялся вопросами языкознания? Тратил на это не часы, но дни и ночи. Авантюристом он не был, умел выделять главное. А с языка всё начинается… К азбуке Сталин тоже относился внимательно: еще в начале тридцатых пресек попытку латинизировать русский письменный…

Вскоре после революции нарком просвещения Анатолий Васильевич Луначарский заявил «о желательности введения латинского шрифта для всех народностей, населяющих территорию Республики, что является логическим шагом по тому пути, на который Россия уже вступила, приняв новый календарный стиль и метрическую систему мер и весов», что явилось бы завершением азбучной реформы, в своё время выполненной Петром I, и стояло бы в связи с последней орфографической реформой. Вопрос стоял вполне серьёзно.

Уже при преемнике Луначарского, наркоме Бубнове, Сталин получил из наркомата Просвещения обстоятельную бумагу с доводами в пользу перехода на латиницу. Они даже на экономический эффект били:

«Один переход с «и» на «i» («и» с точкой) должен дать экономию до 4-х мил. рублей в год, в том числе до 1 мил. рублей валютой (цветные металлы). Диспут, организованный «Домом, печати», свидетельствовал о том, что общественность, связанная с полиграфической промышленностью, высказывается за латинизацию. Письма, получаемые Главнаукой, говорят, что эта проблема интересует широкие круги. Мнения, заключающиеся в письмах, разнородны. При таком положении Главнаука считала и считает необходимым комиссионным путём прорабатывать эту проблему. В настоящий момент предварительная проработка закончена и весь материал с отзывами как представителей общественности, так и учёных специалистов будет рассмотрен на закрытом заседании Коллегии Наркомпроса».

Сталин отреагировал на эти инициативы резко, как умел. Хотя рецидивы кампании «За латинизацию!» продолжались вплоть до принятия Конституции 1936 года.

Шла борьба. Так, в 1932 году были заменены на латиницу, а в 1935-м возвращены на русскую основу коми-зырянский и удмуртский языки. Напомним, что зырянскую азбуку на кириллической основе составил ещё в XIV веке Стефан Пермский, а удмуртский язык получил свою письменность в середине XVIII века и, естественно, на русской азбучной основе.

В многочисленных выступлениях в начале 30-х годов о переводе удмуртского и коми-зырянского на латиницу деяние это иначе как издевательством и вредительством не называлось.

А политический контекст прояснился в девяностые годы, когда одна за другой бывшие республики СССР (Азербайджан, Туркмения, Узбекистан), получая самостоятельность, демонстративно отказывались от кириллицы. По указу генерала Дудаева на латиницу перешла Чечня. Борьба с кириллицей воспринималась как борьба против империи.

А при Сталине актуальным считался и такой вопрос, весьма щекотливый: почему кириллица вытеснила глаголицу? Приведём такую гипотезу, весьма убедительную: славяне не только писали или рисовали буквы, но и особенно часто выдавливали их на дереве или березовой коре (новгородские находки последних лет), втирая затем краску во вдавленные места, если собирались хранить написанное долго. В этой связи кириллица, с ее прямыми или слегка округлыми линиями, имела огромное преимущество перед глаголицей, с ее мелкими завитками или петлями, которые вырезывать или выдавливать было очень трудно.

Изучая письменность народа, всегда нужно обращать внимание на климат и ландшафт. Судьба первоначальных славянских буквиц сложилась далеко на юге – на Крите и т.п. Но ко времени развития кириллицы славяне обосновались на привычной, нынешней территории, на лесистой равнине, в прохладном климате.

Сталин разбил ортодоксально-марксистскую версию академика Марра, который всё выводил из социальных отношений и классовой борьбы. Разбил – и поделом. Но нам пригодится и лингвист-авантюрист Николай Яковлевич Марр, который, кроме прочего, был выдающимся знатоком кавказских языков. А среди учеников Марра был Иван Мещанинов – археолог и лингвист, занимавшийся, кроме прочего, клинописью.

Музей Эребуни в Ереване

Эребуни – древний город, крепость, столица государства Урарту, расположенная в черте современного Еревана. В советские годы там был создан хороший музей, в котором много лет велась научная работа. Раскопки в крепости Эребуни уже в 1950-е подарили нам немало находок, перевернувших отношение историков к древним цивилизациям. По советской традиции, государство Урарту считалось первым государственным этапом истории СССР. Клинописные надписи расшифровывались только в ХХ веке. Армяне, как и русские, в своё время отказались от исторической памяти, от древней письменности. Когда это случилось? Безусловно, с принятием христианства (заметим, что армяне и грузины на государственном уровне приняли христианство первыми в мире). Сотни тысяч христиан со всего мира прибывали под покровительство армянского царя Тиридата. Через несколько десятилетий монах Месроп Маштоц создал «национальный алфавит» для армян, добиваясь одной цели: укрепления христианства. Алфавит Маштоца предназначался, прежде всего, для перевода Библии. каждой букве соответствует один звук, каждому звуку — одна буква, исключение составляет только буква

А армянская клинопись, аналогичная вавилонской, стала ассоциироваться с язычеством. А всё, что было связано с языческими верованиями, новые власти пытались выкорчевать. Так же было и в позднейшие годы, когда над миром уже взошла идеология Просвещения. Польский исследователь XVIII века Фадей Воланский был приговорён тварями к сожжению на костре за свою книгу «Памятники письменности Славян до Рождества Христова», как за сочинение «до крайности еретическое».

Зачем мы обратились к истории Армении – ведь армяне вроде бы не имеют отношения к судьбам славянства. В науке – особенно исторической – решающее значение имеет закон аналогии. А судьба армянской клинописи хорошо известна. Это косвенный довод в пользу гипотезы об уничтожении рунической письменности славян и протоглаголицы. Любопытно, что вскоре после принятия христианства (хотя и в разные времена) и Русь, и Армения потеряли суверенитет, надолго подпали под власть завоевателей. Но это, конечно, из области совпадений… Запомним сценарий: приходит Христианство, приносит алфавит, связанный с богослужебными книгами – и постепенно забывается предыдущая письменность, которая существовала во времена открытого язычества. Потому и исчезла литература, мифология, связанная с дохристианским прошлым. Остался только фольклор, с которым воевать невозможно. Фольклор и этимология слов и выражений.

Отметим и такой факт: принятием христианства считается не просто дата появления на Руси христиан и даже не просто дата крещения князя. Если верить летописям, христиане (скандинавы, славяне, греки) жили на Руси задолго до 987 – 988 г. Да и крещёные князья уже имелись: Аскольд и Дир, Ольга… Но историческим рубежом считается тот момент, когда князь Владимир, покрестившись, вознамерился любыми средствами обратить в христианство подданных. Этот порядок действий повторялся во всех христианских монархиях. А до исторического решения князя Владимира и письменность на Руси существовала, и представители разных религий уживались вполне мирно, хотя и не без конфликтов. Это еще один косвенный довод в пользу существования у славян дохристианской письменности и письменной культуры.

Итак, произошло столкновение мнений. Мы узнаем о разных версиях, спорим, ошибаемся. Одно несомненно: 988 год не был годом рождения древнерусской культуры. Она существовала и до этого рубежа! А какая культура без письменности – хотя бы элементарной? Придёт время – и мы откроем её памятники. Возможно, они поразят нас. Возможно, помогут нам на историческом пути. Как жить без прошлого? Без знаний о прошлом своего народа можно только деградировать.

Михаил Задорнов

~~~

Источник: mzadornov

Опубликовал: admin | Дата: Янв 7 2014 | Метки: Расследования |
Вы можете добавить свой комментарий ниже. Вы можете отправить новость в социальные сети.

Комментировать

Допустимый объём комментария: не более 1200 знаков с пробелами

WordPress Blog

Мы в соцсетях

Поддержать сайт

руб.
Счёт № 41001451132177
Z328083690732
R145935562411 или +79135786207
Карта № 4276 8310 2377 4695 или
Счёт № 40817810931284000016/53
Кошелёк № +79135786207

блиц-поиск

Моя первая Зеркалка

Хотите выжать максимум из вашей зеркальной фотокамеры?
ЗАКАЗАТЬ

Супер Cinema 4D

Самой лучшей программой по работе с 3d считается Cinema 4d. Первый полноценный обучающий курс по Cinema 4D на русском языке.
ЗАКАЗАТЬ

Photoshop CS5
от А до Я

Автор этого курса - Евгений Карташов - признанный эксперт Adobe Photoshop. Курс состоит из 2-х дисков и содержит 100 уроков в отличном качестве
ЗАКАЗАТЬ

Photoshop для фотографа
(новая версия)

Как получать прекрасные фотографии даже без дорогой фотокамеры
ЗАКАЗАТЬ

Бюджетная фотостудия или секрет фотовспышек

Как организовать свою портативную фотостудию? Как с минимальными затратами на свет получать фотографии, как в полноценной студии, при этом оставаясь мобильным?
ЗАКАЗАТЬ

Записей на сайте: 24,557 | Комментариев: 14,645

© 2010 - 2016 «Красноярское Время» – информационный портал:
важные политические, экономические и социальные темы, актуальные новости, обзоры, рейтинги, публицистика,
аналитика, версии, исследования, итоги, мнения известных людей, комментарии, видеозаписи, фонограммы.
Автор проекта: Щепин К.В., контактный тел. +7 913 578 6207
При использовании материалов гиперссылка на «Красноярское Время» обязательна! Все права защищены!
Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше!

Войти | ManagAdNews Wp Advanced Newspaper WordPress Themes Designed by Gabfire themes
Weboy
Wp Advanced Newspaper WordPress Themes Gabfire