Крестьянское будущее

Facebook
ПлохоТак себеСреднеХорошоОтлично - Ваше мнение | Оценок: 2, Рейтинг: 5.00/5
Loading ... Loading ...
Просмотров: 0

Современная урбанизированная цивилизация рвется из города на природу, пытаясь вернуть себе потерянную аграрную цивилизацию, ставшую предметом мощных ностальгических переживаний. И это лишний раз демонстрирует, что история движется не только линейно, но и по кругу, представляя собой очень сложный процесс. Прошлое не уходит бесследно, оно находится в будущем – и его можно воспроизвести. Разумеется, не полностью, но в каких-то очень важных, существенных моментах. И одним из магистральных направлений нынешнего исторического движения станет движение развитых городских сообществ к земле. При этом картина будет усложняться движением аграрных сообществ в города, но это уже тема отдельного разговора.

Как представляется, Россия могла бы показать здесь ярчайший пример, ибо наше положение воистину уникально. Мы стали индустриальной страной недавно, причем сама индустриализация произошла очень быстро – в течение нескольких лет. На Западе этот процесс был растянут на долгие годы – в результате чего тамошнее крестьянство было полностью переплавлено в котле промышленной модернизации. Россия же получила мощную промышленность, однако, сознание ее городских жителей осталось, во многом, крестьянским. (Весьма интересно об этой особенно пишет С. Г. Кара-Мурза в двухтомном исследовании «Советская цивилизация»). А поскольку русское крестьянство было, по преимуществу, общинным, то и посткрестьянское сознание продолжает оставаться таковым.

Россию часто называют левой страной, ссылаясь и на популярность самих левых партий (в первую очередь – КПРФ), и на стойкое отрицание либерализма. На самом деле Россия не столько левая, сколько общинная, крестьянская страна. Большинство предпочитает совмещать идеалы державности и социальной справедливости, что никак не свойственно классической, «западной» левой. Именно так и была настроена «царистская» и «общинно-уравнительная» русская деревня до начала революционных потрясений. Нынешняя Россия настроена примерно также – конечно, с учетом всех произошедших перемен. Она поддерживает либо левых (КПРФ), либо «социал-популистов» (ЛДПР), либо «нелибералов» из «партии власти».

На последнем стоит остановиться особо. В данном случае важно понять не то, что есть «власть» на самом деле, а то, как к ней относятся десятки миллионов «путинистов». А они представляют ее в сугубо общинном ключе – как источник патернализма, как защитника от совсем уж обнаглевших «элитариев». Действительно, во время последних волнений многие гламурные либерал-интеллигенты вели себя столь вызывающе элитарно, что «простому народу» даже и нынешний «режим» показался единственным защитником и гарантом социальной справедливости. Тем более что оппозиционные левые партии не смогли стать авангардом народа, проявив политическую слабость.

Как бы то ни было – ни «режим», ни оппозиция сегодня не выражают глубинных устремлений общинной России. Общинная Россия сегодня требует общинной же, народно-социалистической программы – одновременно глубоко традиционной и предельно новаторской. Одним из ее компонентов должно стать требование возврата к земле, к селу – разумеется, на новом техническомуровне. На месте урбанизированных муравейников должны возникнуть уютные «двухэтажные» поселки, утопающие в зелени и оснащенные всеми необходимыми удобствами. Такие посёлки и станут новыми территориальными общинами, города же превратятся в культурные центры и места общих собраний.

При этом все станут крестьянами – так или иначе. Это вовсе не значит, что каждый будет заниматься непосредственно сельским хозяйством – подобного не было и в аграрных сообществах. Даже и большинству этого вовсе не нужно. Необходимо выработать крестьянское отношение к земле – как к некоему космосу, в пространстве которого живет человек. Сегодня он, в большинстве своем, находится внутри узкой клетушки квартиры, помещенной впритык с другими клетушкам. (Причем, что характерно, обитателей соседних клетушек почти не знают друг друга). Из этой клетушки человек перебирается в другую – офисную. Отдыхает он в тех же клетушках – кафе, клубах, кинотеатрах и т. д. Все же это помещено в громадную клетку из стекла, бетона и пластика. И, несмотря на просторы самих городов (если только они являются хоть сколько-нибудь крупными поселениями) везде создаётся ощущение тесноты, замкнутости, отгороженности и отчужденности.

Отношения крестьянина к своему «космосу», включавшему дома, землю и лес, было совсем иным. Он воспринимался именно как космос, как некий особый мир, глубина которого была неисчерпаема. Принято подчеркивать «узость» и «замкнутость» крестьянской общины, однако, это утверждение показывает как раз узость мышления эпохи Модерна. Община, конечно же, не была замкнута – она активно участвовала в процессе торговли, не говоря уже о вовлеченности в государственные дела. В Московской Руси существовали крупные самоуправляемые области, включающие в себя несколько общин. Другое дело, что недостаточное развитие техники приводило и к недостаточно эффективной коммуникации – между различными общинами.

Здесь необходимо заметить, что в Московской Руси город вовсе не являлся антагонистам села. Поражает уже сама планировка русского города, чьи просторные улицы специально предназначались для выезда вовне и выгула скота на пригородных пастбищах. Сами города утопали в садах и, вообще, наличие сада вокруг дома простого горожанина являлось самым обычным делом – в отличие от городской Европы. Последняя представляла собой нагромождение домов, разделенных узкими улицы – со сточными канавами посередине: «Западный город отгораживался от сельской жизни и отворачивался от пейзажа, русский город органически перерастал в пригородные слободы, он был теснейшим образом связан с сельским хозяйством и поистине развернут лицом к природе. Умение вписать поселение в пейзаж, поставить наиболее выдающиеся здания в наивыгоднейших точках – отличительная особенность русской культуры». (В. Махнач, С. Марочкин. «Русский город и русский дом»)

«Крестьянство городского» всегда представляло важнейшую особенность русской цивилизации. «Положение в России в начале ХХ века было такое: это была крестьянская страна, – напоминает И. Шафаревич. - Больше 80% населения были крестьяне. Это была страна с колоссальным ростом населения… В то же время Россия, будучи крестьянской страной, входила в пятерку наиболее развитых промышленных стран. Она имела один из самых устойчивых в мире годовых бюджетов. Промышленность росла и значительно в том направлении, которое нужно было деревне. Например, за лет так 20 до войны вдвое увеличилось потребление сахара, потребление кровельного железа». («Духовные основы российского кризиса XX века»)

То есть, была уникальная возможность осуществить индустриализацию без пролетаризации. Причем, многие рабочие сохраняли связь с землей, владея наделами. К слову, русские патриоты-монархисты часто поднимали вопрос о том, чтобы дать свой надел земли даже и безземельному пролетарию. Но капитализм стремительно разлагал русскую деревню, разрушал общину. Западническая реформа П. Столыпина привела к разорению половины крестьян, поспешивших покинуть общину и окунуться в омут рыночных отношений, оставшись без общинной помощи. Это был завершающий аккорд капитализации на селе, которое переступило порог катастрофы. Переступила его и вся крестьянская Империя.

Россия есть средоточие и ядро крестьянства, понимаемого как некое целостное, творческое отношение человека к земле. Крестьянство предполагает отношение к ней как к саду (пусть и заросшему), который необходимо возделывать, укрощая злые силы стихий, таящиеся в недрах самой земли. И в данном плане необходимо обратиться к этимологии самого слова «крестьянин». Согласно наиболее распространенному толкованию, оно означает «христианин» («хрестьянин»). Между тем, это толкование у многих вызывает недоумение – разве одни только крестьяне считались христианами? Но тут нужно поглядеть на всю проблему шире, в той оптике, которая предложена выше. Крестьянин – это не только земледелец, но и любой, кто является христианином и выполняет заповедь Бога обрабатывать землю, возделывать ее в поте лица своего. Опять-таки, само это возделывание понимается как творческая активность любого рода, как создание чего-то оформленного, прекрасного. Другое дело, что она должна происходит на фоне именно села, ибо именно село символизирует космос земли, понимаемой как свободное пространство. В то же время современный город представляет собой пространство, порабощенное неживой мертвой природой.

Конечно, таковой творческой активностью является защита одной из самых высших и прекрасных «форм» – своей страны. То есть, крестьянами являются и воины. Но воинами являются и сами крестьяне, которым часто приходится менять орала на мечи. Однако, даже и мирный труд Крестьянина носит характер войны, и это ратоборчество имеет четко выраженный «царский аспект».«Крестьянин – важнейшая фигура всей индоевропейской традиции, – пишет А. Дугин. - Культивация зерновых и особенно хлеба рассматривалась нашими предками как сакральное занятие, как особая космическая литургия. И не случайно именно хлеб стал земным веществом, избранным Спасителем для пресуществления в Его Святую Плоть. Также не случайно, сам Бог в евангельских текстах уподобляется сеятелю, т.е. крестьянину, священной фигуре человечества. Крестьянский труд был издавна назван «благородным». В священной цивилизации еще не существовало обособленной трудовой этики, и понятие «благородный» употреблялось отнюдь не в метафорическом смысле. («Царский крестьянский труд»)

Почвенному Крестьянину противостоит беспочвенный Торгаш, который всего лишь обменивает одно на другое, пользуясь плодами чужого труда. При этом Торгаша нельзя отождествлять с торговцем, тесно связанным с производством. Кстати, в Древней Руси торговец-купец всегда был воином и разведчиком, отправлявшимся в  далекие походы. Там он рисковал жизнью, но получал прибыток, который вкладывался потом в развитие сообщества. Нередко купец просто ходил войной в иные края, действуя как дружинник. Не случайно же в Русской Правде «купчина» ставится на одну доску с «мечником». Не случайно и то, что «товаром» назывались военные походы («поставить товары напротив градов»), участники которых именовали друг друга «товарищами». А в Московской Руси участники купеческих корпораций были торгово-финансовыми агентами правительства, закупали товары, находившиеся в казенной монополии, управляли крупными таможнями и т. д.

Торгаш – это совсем иное. Он функционирует исключительно как манипулятор «вещами», даже когда владеет какими-либо производственными мощностями. Торгаш использует производство для создания капитала, который становится целью его существования, ценностью в себе. И, взятый в качестве таковой «ценности», Капитал является «фиктивным», существующим виртуально как некая совокупность нулей на банковском чете или легко обесценивающихся «ценных» бумаг. И не случайно, что современный капитализм представляет собой одну сплошную финансовую пирамиду, которую сотрясает ужасающий Кризис. Здание, построенное не на земле, а на пустоте, обязательно будет падать.

Пирамида, возводимая Торгашом, непременно упадёт, рассыпавшись в прах. И тогда расцветет прекрасный Сад, возделываемый трудом нового Крестьянина – царя, священника, воина, ученого, рабочего и земледельца.

~~~

Александр Елисеев

Источник: golossovesti.ru

Опубликовал: admin | Дата: Мар 17 2012 | Метки: Дискурс |
Вы можете добавить свой комментарий ниже. Вы можете отправить новость в социальные сети.

Комментировать

Допустимый объём комментария: не более 1200 знаков с пробелами

WordPress Blog

Мы в соцсетях

Поддержать сайт

руб.
Счёт № 41001451132177
Z328083690732
R145935562411 или +79135786207
Карта № 4276 8310 2377 4695 или
Счёт № 40817810931284000016/53
Кошелёк № +79135786207

блиц-поиск

Моя первая Зеркалка

Хотите выжать максимум из вашей зеркальной фотокамеры?
ЗАКАЗАТЬ

Супер Cinema 4D

Самой лучшей программой по работе с 3d считается Cinema 4d. Первый полноценный обучающий курс по Cinema 4D на русском языке.
ЗАКАЗАТЬ

Photoshop CS5
от А до Я

Автор этого курса - Евгений Карташов - признанный эксперт Adobe Photoshop. Курс состоит из 2-х дисков и содержит 100 уроков в отличном качестве
ЗАКАЗАТЬ

Photoshop для фотографа
(новая версия)

Как получать прекрасные фотографии даже без дорогой фотокамеры
ЗАКАЗАТЬ

Бюджетная фотостудия или секрет фотовспышек

Как организовать свою портативную фотостудию? Как с минимальными затратами на свет получать фотографии, как в полноценной студии, при этом оставаясь мобильным?
ЗАКАЗАТЬ

Записей на сайте: 24,542 | Комментариев: 14,616

© 2010 - 2016 «Красноярское Время» – информационный портал:
важные политические, экономические и социальные темы, актуальные новости, обзоры, рейтинги, публицистика,
аналитика, версии, исследования, итоги, мнения известных людей, комментарии, видеозаписи, фонограммы.
Автор проекта: Щепин К.В., контактный тел. +7 913 578 6207
При использовании материалов гиперссылка на «Красноярское Время» обязательна! Все права защищены!
Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше!

Войти | ManagAdNews Wp Advanced Newspaper WordPress Themes Designed by Gabfire themes
WordPress Themes
Wp Advanced Newspaper WordPress Themes Gabfire