Крестьянский бунт – или освобождение от деградирующего режима?
Хабаровские протесты довольно показательны с точки зрения развития протестного движения в современной России. Они имеют все тот же локальный характер, и все так же не могут создать ничего кроме моральной поддержки со стороны людей в других регионах, пусть и миллионов. С другой стороны, события в Хабаровске сразу начались с политической повестки и политических лозунгов, что показывает понимание людей: в рамках действующего режима никакие иные лозунги уже не работают. Предельно враждебный по отношению к народу правящий режим РФ никогда и ни при каких обстоятельствах не будет решать их проблемы. Наоборот – создавать их.
Тем не менее пока хабаровский протест – классический «крестьянский бунт», когда восставшие очень хорошо понимают, что им нужно делать на первом этапе и совершенно не понимают, что делать, когда они выгонят помещика и сожгут его усадьбу. Поэтому любой крестьянский бунт всегда рано или поздно давится властью.
Рецепт здесь, в сущности, известен. Необходимо в рамках протеста создать индукционный эффект. Лозунг «Делай как я!» Повестка должна быть понятной и близкой для людей, живущих в других регионах. Тогда действо приобретет характер лавины, распространяясь все дальше.
Политика – это всегда борьба за власть. Все остальное – ее имитация. Если протесты перешли на уровень политических требований, то вопрос о власти неизбежно должен возникнуть. Сейчас или потом, в другом месте – неважно.
Примерно понятно, что именно должны делать протестующие: создавать свои органы и структуры самоуправления, в рамках которых и будут формироваться идеи и структура протеста, возникать лидеры. Именно так развивалась ситуация в 1917 году, когда стихийно создаваемые советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов брали реальную власть в свои руки вне зависимости от того, что думает по этому поводу официальная власть. Потом к этой идее присоединились и организованные структуры-партии. Но вначале был стихийный самоорганизующийся процесс.
Вряд ли сегодня ситуация другая. Политика рано или поздно потребует от протестующих решать вопрос о власти на местах. Это объективный процесс, и важно здесь скорее лишь то, кто первым его запустит. Будет ли это Хабаровск или начнется с другого очага протеста – но иначе проблема не решается. Вопрос стоит ребром – или крестьянский бунт, или освобождение страны от деградирующего режима. Другого выбора у тех, кто выходит на протест, все равно нет.
Эль Мюрид
______
Михаил Свобода:
Из всех опрошенных, 45% россиян положительно относятся к тем, кто выходит на акции, и только 17% — отрицательно. Готовы принять участие в протестах в своем регионе 29%. В связи с падением уровня жизни из-за пандемии 30% респондентов допускают возможность митингов в своем городе, а 63% считают, что протестные акции маловероятны.
Михаил Свобода:
Необдуманными действиями путинский режим разбудил народ. В Хабаровске начинают потихоньку запрягать. удерживает только страх репрессий. Но репрессии могут стать той последней каплей которая снимет страх Сегодня людей от открытого выступления в других городах удерживает только страх перед репрессиями. Но репрессии могут стать последней каплей которая снимет страх.
Сергей Бахматов:
Цитата: «Политика – это всегда борьба за власть. Все остальное – ее имитация». Ситуация в России далека от революционной. Во-первых, протест не носит массовый характер. Россия велика: есть Москва, Перербург и другие города, где нет массового недовольства. Локальный протест будет всегда подавлен. Во-вторых, борьба за власть не имеет смысла, пока нет консолидированной силы, готовой ответственно сформулировать и осуществлять новый проект общественного устройства. Отсутствие этого, как правило, заканчивается тем, что к власти после протестов приходит другая часть буржуазной элиты, которая оказывается хуже прежней. В стане левых сейчас нет единства во взглядах на будущее страны. Более того, его даже не пытаются достигнуть. Без выполнения этих двух требований о революционных изменениях в стране не может быть и речи.
Михаил Русаков:
Ваши классические схемы уже устарели. Сегодня появились новые революционные факторы, меняются форм. Мы идём другим путём
Сергей Бахматов:
Есть нечто, что не может измениться со временем. Как устроить экономику и политическую систему страны так, чтобы они развивались, а не пустили страну под откос? Если ответов на эти вопросы нет, то не буди лихо, пока тихо.