Красное на чёрном: о девяностых

Facebook
ПлохоТак себеСреднеХорошоОтлично - Ваше мнение | Оценок: 1, Рейтинг: 5.00/5
Loading ... Loading ...
Просмотров: 0

«Шаг за шагом, босиком по воде,
Времена, что отпущены нам,
Солнцем в праздник, солью в беде,
Души резали напополам…
…Красное на чёрном!»
«Алиса»

У каждой исторической эпохи имеются свои почитатели и — свои ненавистники. Вместе с тем, существует незыблемая истина, выведенная ещё Александром Сергеевичем Пушкиным: «Что пройдёт, то будет мило». Но всегда ли — мило? Вероятно, именно этой формулой воспользовались организаторы проекта «Остров 90-х». Мероприятие должно было вызвать прилив ностальгии… по десятилетию стрельбы, разрухи и деградации. Безусловно, многие со мной не согласятся и приведут в пример свою первую, купленную в киоске, а не у фарцовщика, американскую жвачку. Или же со светлой грустинкой припомнят, как покупали на ВДНХ вожделенный «видюшник» — аккурат в уголке павильона, под обшарпанной барочной лепниной, которую уже причислили к образцам тоталитарного искусства, но окончательно отколоть и вышвырнуть пока не решались… Впрочем, устроители «Острова 90-х» рассуждали куда как более масштабно: «1990-е дали нам новый лексикон, новую литературу, новый кинематограф, новую музыку, новую моду. Они дали нам иное качество жизни — пришло время вспомнить, как это было, и взглянуть на прошлое другими глазами». Креативный фестиваль проходил 20 сентября в московском «Музеоне», однако же одним только действом сие не ограничилось. В наши дни главным источником информации, пропаганды и вдохновения считается интернет. Вернее, блогосфера. Поэтому в «Фейсбуке» и прочих социальных сетях тут же начался флешмоб, посвящённый «эпохе головокружительных возможностей». Виктор наш Пелевин в своём бешено популярном романе «Чапаев и пустота» выразился философично: «В жизни человека, страны, культуры и так далее постоянно происходят метаморфозы. Иногда они растянуты во времени и незаметны, иногда принимают очень резкие формы — как сейчас. И вот именно отношение к этим метаморфозам определяет глубинную разницу между культурами».

Итак, отношение к стремительным метаморфозам 1990-х оказалось у нас всяко-разным. «Фейсбук» заполыхал и взорвался ностальжи-впечатлениями, равно как проклятьями, сожалениями и горячей, несдержанной полемикой. Одни люди ругались, что 1990-е были, тогда как другие — плакались, что 1990-е, увы, кончились. Кому война, а кому — мать родна. Эти — вертелись на рынках, те — отстреливались в Белом Доме. «Вы — сволочи!» — «Нет, сволочи – именно вы!..» — «Да вы фашисты!» — «А вы Родиной торговали!» — «А ты вообще молчи!..» Но всех примиряли старые-добрые фотосессии. Девочки с агрессивными начёсами, с густо и сочно прокрашенными ртами, в свитерах-с-орлом и в джинсах Mavin, которые все тогда именовали по-нашенски«Мальвинами». Юноши в кожаных куртках, надетых поверх спортивных костюмов. Мир широких и ненаказуемых возможностей на фоне обшарпанных стен с вывесками «Обмен валюты» и «Ночной клуб». Мы были такими. И вот теперь грузные, зрелые дядьки с умилением повествуют о своих юношеских подвигах, вызванных действием спирта Royal, а молоденькие студентки выкладывают детские поляроидные фото за подписью: «Вот какая я была забавная!» 1990-е — это последняя эпоха, о которой у нас сложились более-менее общие воспоминания. Полагаю, что устроители «Острова 90-х» зацепились именно за это, стремясь обелить и облагородить, замазать яркими клоунскими красками ржавчину и гарь постсоветского десятилетия.

Примерно следующим образом… Эй, чувак, безусловно, ты помнишь, как стадионы превратились в рынки, торгующие дешёвым, но заманчиво-блестящим ширпотребом! Но это же весело и забойно, чувак! Ты же был юн, напорист, готов к приключениям и даже немного наркоман. Чуть-чуть. Как многие тогда. Можно было сидеть на крыше и слушать «Агату Кристи» из колонок поддельного, дребезжащего Pavasoniс-a (sic!) и пить какое-то спиртосодержащее нечто. А по улицам летали подержанные «Мерсы» и «Бумеры» с джентльменами удачи на борту. Госпожа Удача оказывалась близко — буквально до ощущения дула пистолета у твоего затылка. Эх, время золотое-позолоченное, когда печень не давила и сердце ровно билось, а все подруги казались красивыми, несмотря на зелёные лосины и ужасные футболки с кривой надписью Deor или Shanel. Неважно, чувак, что не было ни Dior-a, ни Chanel-и, ни Panasonic-а, будь он неладен, зато гремели дискотеки, открывались пути, а ты легко и лихо расставался с «совковым» прошлым, глядя, как популярный сатирик в компании народных артистов ёрничает на тему секса в СССР. И ты, милашка сорокасемилетняя, завсегда вспомнишь те оранжево-фосфоресцирующие дольчики, а ещё свои колготки-сеточки, фиолетовые и зелёные пуховики китайского качества да забавные варёные джинсики. Королева технодэнса и звезда районных вечеров. Может статься, что на твоём дачном чердаке завалялся первый номер журнала Cosmopolitan — ты с восторгом его изучила от корки до корки. Ещё бы не помнить, когда на обложке застыла сама Синди Кроуфорд в умопомрачительном чёрном платье.

Тогда было много красного и чёрного. Уверенно-победительный алый колер помады Revlon с рекламной растяжки. И — какая-то женщина в чёрном тащится на местное кладбище. Поминать сына-рэкетира — он тоже сделал выбор! Мощные юноши в чёрной форме с красными повязками маршируют, неся хоругви. Рядом идут старики с коммунистическими — такими же красными — знамёнами. Крикливые рдяные буквицы на глянцевых обложках зазывают в рай для богатых. «Красное на чёрном!» — вопль Константина Кинчева и заунывная хриплость Богдана Титомира «Де-е-евочка в красном… Всё ненапрасно…» И — девочки в красном, как на подбор, — легендарные Синди, Клаудиа, Линда в безупречных нарядах от Gianni Versace. Его тоже убьют в 1990-х. Не у нас, разумеется. Однако это было слишком, чрезмерно… символично, ибо именно Версаче оказался невольным создателем «новорусского» шика — бордовых плечисто-мощных пиджаков, изумрудно-зелёных брюк, золотых пуговиц, леопардово-парчово-бананово-лимонных и — красных мини-платьев.

Но что от тех воспоминаний? Это просто сетевой трёп. Но нет! В преддверии «Острова 90-х» на нас обрушился шквал публицистических статей. Отметились все: от коммунистов — до черносотенцев, от либеральных старушенций — до юных путинцев. Так, общественный деятель Егор Холмогоров выразился следующим образом: «Разделение, касающееся оценки 90-х, проходит по простому критерию — для одних это было время возможностей. Для других — время невозможностей». Я бы сказала много иначе: 1990-е годы оказались временем феерических возможностей для отдельных людей на фоне тотальных невозможностей для общества в целом. Иначе говоря, человек-сапиенс могвыбрать правильный, чистый путь, но мы все почему-то оказались заляпанными. Парадокс!

…Мои 1990-е — это выбор смыслов и поиски себя. На первый взгляд, всё чинно. Я получала второе высшее образование в модном о ту пору юридическом вузе, крутила по видео «Барри Линдона» с «Гибелью богов», читала Ницше, Вирджинию Вульф и жизнеописания французских королей Галантного века. Сидела в своей удобной нише, будучи замужем за человеком, удачно вписавшимся в рынок, но при этом (о, чудо!) совершенно ничего не воровавшим (я надеюсь!). Голову кружило от разнообразной музыки, модной прессы — тогда ещё удивлявшей нездешним броским шиком, околополитических тусовок и первых восторгов от общения с компьютером. Эра возможностей — если цитировать Холмогорова! Мне ли бранить девяностые?! Но. Вокруг и около, в соседних дворах и на каждом километре царил беспрестанный хаос, который многие тогда принимали за свободу. Стрельба по ночам никого уже не волновала и не вспугивала. «Живём, как в Чикаго», — констатировала моя мать и вспоминала культовую комедию своей юности «В джазе только девушки». Ценность человеческой жизни была мизерной, а мерой всех вещей объявлялся доллар. Можно ли быть счастливым и самодостаточным в разваливающейся стране? Сидеть в уютном креслице, когда рушится крыша? Пировать во время чумы? Но пировали же! Под мотивчики Ace of Base и 2 Unlimited, под протяжное «I saw you da-a-ancing» от Yaki-Da и под «Девочку в автомате» Жени Осина.«Плачет девочка в автомате…» А мальчики — с автоматами. Все против всех.

…Остров 90-х. Вот же угадали с названием! Этакая типичная оговорка по Фрейду, когда человек случайно выпаливает то, что крутилось в его сложноустроенном подсознании. В нашем коллективном подсознании, от которого не убежишь и не спрячешься за карамельную, аки «Чупа-Чупс», ностальгию. Первое, что приходит в голову, это — Остров Невезения из популярной песенки Андрея Миронова. «Весь покрытый зеленью, абсолютно весь» — зелень, зелёные, баксы. Не только красное на чёрном. Девяностые покрыты именно зеленью. Или же — плесенью. Зелень на плесени. Стразы и блёстки на крови. Неоново-тревожная надпись Casino в черноте ночи — утром будет ещё пара трупов в красных пиджаках. «Как назло на острове нет календаря — ребятня и взрослые пропадают зря». Шатались по замусоренным барахолкам — искали счастье с лейблом USA. Время безвременья. Без календаря и дат — новые не приживались, старые вычёркивались. Остались только две даты — красно-балаганный август-91 и чёрно-задымлённый октябрь-93. «Им бы понедельники взять и отменить…» Понедельник — этот символ трудового рвения из романа братьев Стругацких — был действительно отменён, ибо предполагал совковый modus vivendi и работу-ради-работы, поэтому, когда мерилом любого телодвижения сделалась «зелень», общество стало поклоняться пятнице — дню расслабляющих плясок на обрыганных танцполах.

Остров… Ещё и «Остров Крым» Василия Аксёнова. Хамская, оскорбительно похабная вещь, написанная ещё в 1970-х, но вышедшая у нас именно в 1990-м году, на заре десятилетия. Я не буду пересказывать сюжет — лишь напомню, что в этой аксёновской фантасмагории Крым ещё в 1920-х остался белогвардейским, а потом — сформировался как типовое капиталистическое государство. Под боком у Совдепа, что и добавляло сатирической остроты повествованию. Разумеется, в несоветском Крыму всё отменно: еда изысканна, реклама — зазывна, а девочки стройны и раскованны. Описания крымско-райской житухи соседствуют со смакованием красно-казарменных кошмаров соседнего СССР. «В общем, здесь не было ничего. Впрочем, не нужно преувеличивать, вернее, преуменьшать достижений: кое-что здесь всё-таки было — один сорт конфет, влажные вафли, сорт печенья, рыбные консервы «Завтрак туриста»… В отделе под названием «Гастрономия» имелось нечто страшное — брикет мороженой глубоководной рыбы. Спрессованная индустриальным методом в здоровенную плиту, рыба уже не похожа была на рыбу, лишь кое-где на грязно-кровавой поверхности брикета виднелись оскаленные пасти…» Узнали типовое воспоминание друга-либерала о жизни в СССР? Как под копирку. И, разумеется, в «Острове Крым» имелись уморительные фрагменты, посвящённые Иосифу Виссарионовичу Сталину. И тоже в знакомом стиле. Итак, «…в ссылке над ним смеялись: Коба опять не снял носки; Коба спит в носках: товарищи, у Кобы ноги пахнут, как сыр бри. Конечно, все, кто тогда, в Туруханске, смеялся, впоследствии были уничтожены, но в то время рябой маленький Иосиф молчал и терялся в догадках, что делать: снять носки, постирать — значит признать поражение; не снимать носки, вонять — значит превращаться всё более в козла отпущения. Решил не снимать и вонял с мрачностью и упорством ничтожества». В общем, всё как всегда: жратва, физиология, пинание мёртвых львов и тошнотворно неприличные подробности. А 1990-е тоже были этаким «Островом Крымом». Только если в книжке Аксёнова всё кончается вводом… советских войск и смертью «положительных героев», то у нас произошло с точностью до наоборот. Одряхлевший Совдеп оказался поглощён выдуманным, …но таким реальным «Островом Крымом», а …господа-либералы до сих пор цитируют фразы о носках товарища Сталина, как будто сие — проверенная историческая данность.

Так зачем нам были нужны эти красно-чёрные, залакированные зеленью, 1990-е? На мой взгляд, 1990-е — время проверки. Кто ты — человек или предатель? Барыга? Слабак? Обыватель? А может — боец? Нас всех просеяли через сито под названием «девяностые». Нас лишили ориентиров, точнее — мы сами избрали странную мораль. Антимораль. Легко быть чистым, когда везде — вымыто, а ты попробуй не испачкаться, если грязь объявляется признаком цивилизации, свободы, нового мышления. Увы и ах, мы все в той или иной степени замараны. Так, публицистка и писательница Наталия Осс высказалась вполне откровенно: «Травма 90-х сидит глубоко внутри и у тех, кто был успешен, и у тех, кто пострадал». Я скажу грубее — нам ещё очень долго отмываться от зелени, плесени и копоти девяностых.

Галина Иванкина

zavtra

Опубликовал: admin | Дата: Окт 6 2015 | Метки: В России и б/р СССР |
Вы можете добавить свой комментарий ниже. Вы можете отправить новость в социальные сети.

2 Комментарий для “Красное на чёрном: о девяностых”

  1. Светлана

    Да,конечно,нельзя прийти в белом костюме на помойку и не вымазаться. А в 90-ые – все наши крупные города стали западной помойкой. Весь хлам товаров,быта,ценностей перекочевал от них в наши дома,квартиры,офисы(кстати,тоже детище 90-ых).Мы,действительно,все измазали свои костюмы,кто больше,кто меньше,грязи хватило на всех. Но испачканный костюм снимается легко,главное обратить на него внимание.А вот что под ним приходится отмывать долго,иногда безуспешно.Измаранных такой едучей грязью было, всё-таки, на разы меньше. Помню себя – 24 года,девочка из провинции, с открытыми от восторга молодостью,»всё впереди» глазами,с такой же Душой и сердцем. Варилась в собственной каше,приготовленной впопыхах из своих мыслей,чувств,ценностей. Ошибки были,куда же без них.Жизнь,прожитая без ошибок – как холст,нетронутый красками – всё чинно и бело. Но помню и знаю одно – никогда и в мыслях не было,что моя Родина – грязная,тупая,никчёмная «рашка» и её нужно стыдиться. Больше скажу,я всегда гордилась своей Родиной и считала её великой, могучей и непобедимой. От непонимания действительности,происходящих в стране, это происходило или от любви к ней,не знаю. Думаю, любовь в сердце просто исключала

  2. Светлана

    Думаю,любовь в сердце просто исключала для головы все другие варианты восприятия,кроме одного – «великой и могучей». Я была сильно удивлена,когда в конце 2000-ых узнала,что моя Родина не так уж и плоха,что у неё есть будущее. А что,было как-то по-другому,думала я. Как я пропустила тот момент,когда многие кинулись хаить свою страну и восхвалять запад? Мне казалось,что все мыслят также. И сегодня я счастлива,что в такое»особенное» время,ни на денёчек,ни на секундочку не предала свою Родину даже в мыслях. Любовь,к кому бы то не было,творит, по-истине,чудеса,помогая нам огородиться от подлости,гнусности и предательства. Я сняла свой запачканный костюм только в 2009 году,навсегда освободившись от мещанских замашек,прилепившихся в эти «свободные» 90-ые. Теперь я совсем чиста перед моей великой Родиной.

Комментировать

Допустимый объём комментария: не более 1200 знаков с пробелами

Free WordPress Theme

Мы в соцсетях

Поддержать сайт

руб.
Счёт № 41001451132177
Z328083690732
R145935562411 или +79135786207
Карта № 4276 8310 2377 4695 или
Счёт № 40817810931284000016/53
Кошелёк № +79135786207

блиц-поиск

Моя первая Зеркалка

Хотите выжать максимум из вашей зеркальной фотокамеры?
ЗАКАЗАТЬ

Супер Cinema 4D

Самой лучшей программой по работе с 3d считается Cinema 4d. Первый полноценный обучающий курс по Cinema 4D на русском языке.
ЗАКАЗАТЬ

Photoshop CS5
от А до Я

Автор этого курса - Евгений Карташов - признанный эксперт Adobe Photoshop. Курс состоит из 2-х дисков и содержит 100 уроков в отличном качестве
ЗАКАЗАТЬ

Photoshop для фотографа
(новая версия)

Как получать прекрасные фотографии даже без дорогой фотокамеры
ЗАКАЗАТЬ

Бюджетная фотостудия или секрет фотовспышек

Как организовать свою портативную фотостудию? Как с минимальными затратами на свет получать фотографии, как в полноценной студии, при этом оставаясь мобильным?
ЗАКАЗАТЬ

Записей на сайте: 24,577 | Комментариев: 14,695

© 2010 - 2016 «Красноярское Время» – информационный портал:
важные политические, экономические и социальные темы, актуальные новости, обзоры, рейтинги, публицистика,
аналитика, версии, исследования, итоги, мнения известных людей, комментарии, видеозаписи, фонограммы.
Автор проекта: Щепин К.В., контактный тел. +7 913 578 6207
При использовании материалов гиперссылка на «Красноярское Время» обязательна! Все права защищены!
Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше!

Войти | ManagAdNews Wp Advanced Newspaper WordPress Themes Designed by Gabfire themes
mugen 2d fighting games
Wp Advanced Newspaper WordPress Themes Gabfire