«Конёк-горбунок»: тайнопись Ершова

Facebook
ПлохоТак себеСреднеХорошоОтлично - Ваше мнение
Loading ... Loading ...
Просмотров: 362

«Конёк-горбунок»— даже не сказка в привычном её понимании, а почти полный набор кодов социальной коммуникации

Юбилей Петра Павловича Ершова (22 февраля (6 марта) 1815 — 18 (30) августа 1869) мы будем отмечать потому, что в 1834 году в майском номере журнала «Библиотека для чтения» был опубликован отрывок из «поэмы» «Конёк-горбунок». Если бы не эта стихотворная сказка, фигура Ершова сегодня вряд ли могла заинтересовать кого-либо, кроме самых заядлых краеведов, даже несмотря на последующие публикации автора в столичных журналах (поэмы «Сибирский казак» и «Сузге», а также ряд стихотворений). Как и Александра Сергеевича Грибоедова, Петра Павловича Ершова можно назвать классическим представителем достаточно редкого рода творцов: homo unius libri — человека (писателя) одной книги.

И если в случае с создателем «Горя от ума» подобную ситуацию можно при желании легко и непротиворечиво объяснить, как разносторонностью интересов этого, безусловно, гениального человека (дипломат, полиглот, композитор и т.д.), а также его безвременной гибелью в Тегеране, то в случае с Ершовым ситуация принципиально иная.

После публикации «Конька-горбунка» Петр Павлович прожил еще более тридцати лет, причем достаточно далеко от «двух столиц», Санкт-Петербурга и Москвы, где кипела литературная жизнь, трудился на ниве просвещения в Тобольске (у него учился Дмитрий Иванович Менделеев), достаточно активно писал и публиковался (включая даже участие в литературном «проекте» Козьмы Пруткова), но ничего из написанного им для русской литературы и русской культуры, для русского мира в целом по своему значению даже не приблизилось к сказке, созданной им в ранней юности.

Что, разумеется, дало и повод, и основания сомневаться в истинности ершовского авторства. В качестве «альтернативного» создателя «Конька-горбунка» назывались и Пушкин, и погибший в 1844 году композитор и художник Николай Девитте, который проиллюстрировал одно из первых (1843 года) изданий сказки.

Тем не менее, на вопрос о том, стоит ли считать «Конька-горбунка» результатом еще одной мистификации или псевдомистификации, которыми так богата история и мировой (взять хотя бы бесконечные споры о Шекспире), и отечественной (всем памятна многолетняя круговерть вокруг авторства «Тихого Дона») литературы, ответ будет, скорее всего, отрицательным.

Отрицательным — исходя даже не из совокупности каких-то привходящих внешних обстоятельств, но из текста самой сказки.

Хорошо известен тот факт, что многие композиторы прошлого, да и современности, чтобы избежать споров об авторстве и связанных с ним вопросов, в том числе правовых, попросту «вплетают» в музыку своё имя, выраженное через определенную последовательность нот. Этот приём, своего рода музыкальная подпись (монограмма) автора, равноценная подписи художника на холсте, зародился в европейской музыке еще в XVIII веке (наиболее ярко — в творчестве И.-С.Баха) и широко используется до сих пор.

Тем же самым приёмом, следом за композиторами — не исключено, благодаря «проникающему» влиянию субкультуры масонства (кстати, в Тобольск были сосланы многие видные декабристы, с которыми Ершов там активно и на протяжении долгих лет общался) — похоже, начали широко пользоваться и многие писатели, в том числе отечественные… Проблема литературного (и поэтического) монограммирования, в отличие от монограммирования музыкального, практически не разработана, однако в случае с «Коньком-горбунком», на мой взгляд, никакому сомнению даже не подлежит — рыба-ёрш присутствует здесь в качестве вроде бы побочного, но весьма яркого и запоминающегося персонажа, который, собственно, и решает судьбу Ивана-дурака, разыскав на дне морском сундучок с перстнем Царь-девицы.

«Будьте милостивы, братцы!

Дайте чуточку подраться.

Распроклятый тот карась

Поносил меня вчерась

При честном при всём собраньи

Неподобной разной бранью…»

Воспринимать этот эпизод иначе, нежели очевидную авторскую монограмму, да еще такой величины, — значит, уподобляться бессмертным словам «любопытного» из басни И.А.Крылова: «Слона-то я и не приметил…»

К моменту создания «Конька-горбунка» из шести «классических» пушкинских сказок была опубликована (в 1832 году) только «Сказка о царе Салтане…», которая, видимо, и послужила «катализатором» для творчества Ершова. «Конька-горбунка» Пушкин, несомненно, и принял, и признал, не только подвергнув «внимательному пересмотру», но и лично поправил начало сказки, придав ей всем известный хрестоматийный вид:

«За горами, за лесами,

За широкими морями,

Против неба — на земле

Жил старик в одном селе…»

Как бы то ни было, любые споры об авторстве «Конька-горбунка» только подчеркивают бесспорную значимость этого произведения, прочно вошедшего в «золотой фонд» русской литературы, — ведь в противном случае не было бы даже повода для спора.

И здесь мы подходим, пожалуй, к самой большой загадке и к самому важному вопросу: чем обусловлена такая популярность данной авторской сказки у русского читателя? Особенно при том, что на иностранные языки она, можно сказать, не переводилась (советские издания на английском, немецком и испанском языках полноценными переводами назвать трудно) и за рубежом практически не издавалась?

Адекватный ответ на эти вопросы может быть только один: «Конёк-горбунок» каким-то образом полностью, а не частично, входит в ядро коммуникативной общности русского народа, а потому не может быть хоть как-то понят иноязычным/инокультурным читателем и не вызывает у него никакого интереса.

Именно в этом произведении ярче и глубже всего проявляются — да, в форме стихотворной сказки! — принципы реализма. И это вовсе не «сказочный реализм», а реализм, если можно так выразиться, коммуникативный. Поскольку вся «действительность» русских сказок собрана здесь Ершовым, словно солнечные лучи стеклянной линзой, в единый фокус. Здесь вы не найдете никакой нечистой силы, с которой должен сражаться и которую должен побеждать главный герой: ни кощеев бессмертных с бабами-ягами, ни змеев-горынычей, ни злых колдунов, ни бесов, ни иноземных богатырей или царей с огромным войском. «Конёк-горбунок», если не принимать во внимание его волшебных природных персонажей, — даже не сказка в привычном её понимании, а почти полный набор кодов социальной коммуникации. Большинство из них — вполне открыты и фольклорны. Но некоторые — например, в описании путешествия Ивана-дурака на небо и его общения с матерью Царь-девицы, луной, которая вполне по-мужски именуется Месяцем Месяцовичем и выступает заодно как мать солнца, — аналогов в фольклоре, судя по всему не имеют, и являются своего рода «тайнописью», которую исследователям только предстоит расшифровать…

Мир «Конька-горбунка», если можно так выразиться, предельно антропоцентричен, поскольку центром мира всегда и везде выступает главный герой, что смещает привычные системы координат уже в самом начале сказки:

«Братья сеяли пшеницу

Да возили в град-столицу:

Знать, столица та была

Недалече от села…»

Образ Ивана-дурака в сказке даётся прежде всего не через авторские описания (хотя они тоже присутствуют), а через постоянное общение героя с другими персонажами и с самим собой. В этом общении он, бывало, и врёт (рассказ родным о потраве хлебного поля «дьяволом»), и запирается (разговор с царем по поводу пера жар-птицы), и ошибается (отказываясь от совета своего волшебного помощника, конька-горбунка), и меняет своё отношение (например, к Царь-девице), — то есть вовсе не представляет собой образ идеального «рыцаря без страха и упрёка». Но в нужный момент, при явном вмешательстве сверхъестественных (впрочем, для сказки — вполне естественных) сил, — он преодолевает все испытания, выходит из них победителем, обретает любовь и «становится царём» — справедливым и сильным, воплощая в себе архетип Русского мира, «русского царства»

«Конёк» мой снова поскакал по всему русскому царству. Счастливый ему путь!.. Заслышав, тому уже 22 года, похвалу себе от таких людей, как Пушкин, Жуковский и Плетнёв, и проскакав в это время во всю долготу и широту русской земли, он… тешит люд честной, старых и малых, сидней и бывалых, и будет тешить их, пока русское слово будет находить отголосок в русской душе, то есть до скончания века…» — написал об этом сам Ершов в 1864 году, предваряя новое издание своей бессмертной сказки. Бессмертной — вместе с её автором.

Владимир Винников

zavtra

Опубликовал: admin | Дата: Июн 29 2017 | Метки: Культура |
Вы можете добавить свой комментарий ниже. Вы можете отправить новость в социальные сети.

7 Комментарий для “«Конёк-горбунок»: тайнопись Ершова”

  1. Валерий Лобов

    5.10.1825. Пушкин задумал написать «Конька-Горбунка» и нарисовал себя перед кобылицей с 2 жеребцами в виде Горбунка с бакенбардами на рукописи «Андрей Шенье», где есть строки:
    Я скоро весь умру. Но, тень мою любя,
    Храните рукопись, о други, для себя!
    В тексте сказки-пророчества есть предупреждение автора-Пушкина, о том, что пару коней можно продать, «но Конька не отдавать».
    Поэтому мы, поняв поэта, не отдадим Пушкина-«Конька» пушкинистам, а взволнуем мысль народа доказательством неоспоримым: «Конёк-Горбунок» написан, как и около 3500 его произведений, по кольцевому закону. Этот закон достаточно хорошо изложен Рыбкиным И.М. в «Основах русской математики» (1997)
    Печать 5.5.1834. Библиотека для чтения т3, о1, с158
    Александр Лацис в газете «Автограф» (№13, 1997 г.) поместил статью «Верните лошадь». В ней он предположил, что сказку «Конёк-горбунок» написал А.С. Пушкин, а вот 18-летний студент Ершов (у которого только что умер отец – летом 1833 г.) переписал её по просьбе Пушкина, и издал под своим именем. Это нужно было для скрытия от строгой цензуры и печати её до своей смерти.

    • Валерий Лобов

      Ведь после «Золотого петушка» Пушкин описал 2-ю смерть царя. И цензор заметил бы эту настойчивость поэта.
      В хранении Смирдина в перечне бумаг есть запись: «Пушкин… Заглавие и посвящение «Конька-Горбунка».
      За горами, за лесами,
      За широкими морями,
      Не на небе — на земле
      Жил старик в одном селе.
      Обычно автор на своей книге писал дарственную подпись, но в квартире на Мойке у Пушкина на полке был «Конёк-Горбунок» без дарственной подписи от Ершова. Причём, на данной полке стоят только книги различных литературных мистификаций.
      Об этом догадался А. Лацис: «Через три или четыре года после кончины Пушкина Ершов надумал востребовать у Сеньковского недополученную семь лет назад часть журнального гонорара. Сеньковский ответил резко, и, вроде бы, не по существу. Ершов-де, там, в Тобольске, не бедствует, по протекции Сеньковского состоит на службе, получает порядочное учительское содержание, этого »с него очень довольно. Ничего не следовало получить, и не будет следовать». Таким образом, между строк, но довольно внятно, бывший студент был обозван нахальным попрошайкой».
      Все специалисты признают, что после «Конька» Ершов не создал ничего равноценного. Да и я, проверив «Конька»

  2. Валерий Лобов

    «Конька» по Законам Вселенной, вынес заключение, что только это произведение из ершовских написано по Кольцевой пушкинской науке. Ершов после смерти Пушкина добавил 225 строк, и разорвал матрицу всего произведения, нарушив зеркальность от середины. Именно это подтверждает, что сказку мог написать только Пушкин.
    Ёрш – Ершов – знал, кто написал сказку по кольцевому закону (имеющего образ ПЕРСТНЯ), но молчал до конца, уничтожив в пьяном бреду вещественное доказательство: переписанный текст с пометами Пушкина. Пушкин, зная будущее Ершова, описал его буйный характер в этой же сказке в образе ерша.
    Матрица в малом порядке имеет в начале круга образ: «ИВАН ВЫПОЛНИЛ ЗАДА-ЧУ…» будучи в семье отца последним сыном, а в конце: «ИВАН ВЫПОЛНИЛ ЗАДАНИЕ…», став главой новой семьи, но уже государственного порядка. Матрица имеет пару проти-воположностей эпох: Царь (без науки) — до, и Царь-девица (сама наука) с новым царём Иваном — после. Такие же противоположности есть во всех Троицах.
    Например, в 1-й половине сказки есть образ нахождения пера Жар-птицы и пре-дупреждение Ивану о возможных неприятностях, а в противоположной части Матрицы зеркальный образ: неприятности, пришедшие от спальника к Ива

    • Валерий Лобов

      спальника к Ивану из-за пера Жар-птицы.
      Исследовав эту сказку и «Откровение Иоанна Богослова», приходим к выводу: события «перестройки» с грабежом народного достояния кучкой хитрых грабителей предсказали древние учёные в «Апокалипсисе», а Пушкин не «спотыкнулся, как Держа-вин, переложить Апокалипсис», и изложил наши беды в СССР-России в сказке, тоже «запечатав» её согласно закону той же Кольцевой науки.
      Краткая, но весьма бурная ваучерная приватизация началась с Указа №914 пре-зидента Российской Федерации от 14.8.1992.
      Приватизация в России началась сразу, и доля (в процентах) приватизированных предприятий на общеэкономическом фоне стала быстро нарастать. Однако по воздействию на экономику в целом её итоги разочаровывали — из-за спешки воров.
      1.10.1992 Пушкин отразил первые итоги после выдачи приватизационных чеков словами Ивана, увидевшего кобылицу, ворующую пшеницу на поле:
      «Эхе-хе! так вот какой
      Наш воришко…»

  3. Алексей

    Конька-горбунка написал Пушкин, а Ершов – просто переписчик.
    Это убедительно доказал Лобов В.М. и я внимательно проверил его доказательства и подтверждаю это.
    См. книги и доклады Валерия Михайловича:
    Конек Горбунок. Автор – Пушкин А.С., а не Ершов -https://youtu.be/jy5Wbb_qUsc

    • Виктор

      Написал «Конька-Горбунка» Александр I после того как «всю жизнь провел в дороге, простыл и умер в таганроге» за три недели перед восстанием декабристов в 1825 г. Пушкин в 1833 г. возвращаясь с Яицкого городка с В.И.Далем и К.Д.Артюховым заезжал в «царство славного Салmана» и забрал сказку у А.П.Романова (Александра I-ого в отставке) для доработки и издания. «Руслан и Людмила» писал не Пушкин, а родственники Салmана- в миру он Кузьма-купец, поп (отец)толоконный лоб, по матери Салманов. Мать его соответственно Кузькина мать. Первые наброски «сказки» о Салтане Пушкин сделал в кишинёвской командировке, где встречался с военным топографом ГенШтаба из свиты царя Кек В.Т. (он тоже по матери Салманов)… Все «сказки» с подписью «Я там был, мёд, пиво пил…» написаны с натуры о реальных персонажах-современниках Пушкина и Александра I и коррелируют на одну и ту же местность – имение Кеков в Пензенской губернии («три девицы под окном» и «не на небе, но земле – жил старик в одном сел», где «царь» Салmан басурманил христиан и с 1825 по 1836 г. жил и участвовал в управлении государством Александр I. С сентября 1836 Александр I появляется старцем Федором Кузьмичом в Сибири…

  4. Леонид Губанов

    Да полноте, господа хорошие! Сказку «Конёк – горбунок» написал не Ершов, и не Пушкин, а наш «великий» Валерий Михайлович Лобов! И ныне, и присно, и во веки – веков, Аум!
    Это, конечно, моя пародия на деяния В.М. Лобова.
    А на самом деле –
    “ Ну, Гаврило, в ту седмицу
    Отведем-ка их (коней – Л.Г) в столицу; ”
    (Сказка П.П. Ершова «Конёк-горбунок», 1834 год).
    -http://lib.ru/LITRA/ERSHOW/konek.txt_with-big-pictures.html
    П.П. Ершов многое взял для «Конька-горбунка» из старинных народных сказок и даже употребил Славянский Ведический Календарь, где неделя состоит из 9 дней: понедельник, вторник, тритейник, четверик, пятница, шестица, седьмица, осьмица, неделя.
    То есть, Культура Русского Народа во времена П.П. Ершова была ещё Русской Ведической Культурой, обогащённой Знаниями Ведической Веры.

Комментировать

Допустимый объём комментария: не более 1200 знаков с пробелами

WordPress主题

Мы в соцсетях

Поддержать сайт

руб.
Счёт № 41001451132177
Z328083690732
R145935562411 или +79135786207
Карта № 4276 8310 2377 4695 или
Счёт № 40817810931284000016/53
Кошелёк № +79135786207

блиц-поиск

Моя первая Зеркалка

Хотите выжать максимум из вашей зеркальной фотокамеры?
ЗАКАЗАТЬ

Photoshop CS5
от А до Я

Автор этого курса - Евгений Карташов - признанный эксперт Adobe Photoshop. Курс состоит из 2-х дисков и содержит 100 уроков в отличном качестве
ЗАКАЗАТЬ

Photoshop для фотографа
(новая версия)

Как получать прекрасные фотографии даже без дорогой фотокамеры
ЗАКАЗАТЬ

Бюджетная фотостудия или секрет фотовспышек

Как организовать свою портативную фотостудию? Как с минимальными затратами на свет получать фотографии, как в полноценной студии, при этом оставаясь мобильным?
ЗАКАЗАТЬ

Записей на сайте: 30,120 | Комментариев: 19,934

© 2010 - 2018 «Красноярское Время» – информационный портал:
важные политические, экономические и социальные темы, актуальные новости, обзоры, рейтинги, публицистика,
аналитика, версии, исследования, итоги, мнения известных людей, комментарии, видеозаписи, фонограммы.
Автор проекта: Щепин К.В.
При использовании материалов гиперссылка на «Красноярское Время» обязательна! Все права защищены!
Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше!

Войти | ManagAdNews
Free WordPress Theme
Wp Advanced Newspaper WordPress Themes Gabfire