«Кому Россия не мать, тому и Бог не отец»

Facebook
ПлохоТак себеСреднеХорошоОтлично - Ваше мнение
Loading ... Loading ...
Просмотров: 9

Позиция. Писатель Владимир Личутин: «Кому Россия не мать, тому и Бог не отец»

Сегодня у нас в гостях автор знаменитого романа «Раскол» Владимир Личутин.

-  Владимир Владимирович,  прежде чем стать прозаиком, Вы были газетчиком.  Насколько сложен был для Вас переход в художественную литературу?

- Работа в газете – каторга, изматывающая Человека  Сама газета живет вроде БЫ Один день, но отбирает у журналиста всю жизнь без остатка.  Это своеобразная казарма со своим уставом, военной дисциплиной, диктатом государственной идеологии. Шагай куда указано; шатнулся – долой, на улицу.  Но в этой работе кроются и оттенки творчества, когда душа невольно участвует, не спит.  Выход:. иль в пьянку удариться, смириться с участью, иль безрассудно кинуться в литературу  В газете «Правда Севера» надо было писать о надоях молока, сенокосах ., колхозной жизни и т  . Д  А меня занимали Люди, вроде бы простые, но необычные по характеру и судьбе, этакие шукшинские «чудики».  И меня стали прижимать сами собратья по газете, поставили условие: иль занимайся рутиной, как и все, иль уходи на улицу … Главный редактор пытался меня защитить.  Он говорил позднее с гордостью (уже будучи на пенсии): «Я вырастил трёх писателей: Бабаевского, Овечкина и Личутина».  А тогда он невольно подчинился редколлегии: куда деваться старику, если из обкома уже грозятся отставкой.  И я, не задумываясь, ушёл на вольные хлеба, в никуда.  Хотя какое-то пятнышко света едва брезжило впереди.  К тому времени нацарапал первую наивную повестушку.  Но зато ждала творческая свобода, ярмо газеты с её «указивками »не пригнетало горбину.  Пусть и голодно плоти, но сыто душе.

-  В пору молодости Вам приходилось читать деревенскую литературу?

- Само понятие деревенская литература -. Искусственное, придумано теми «образованцами», книжниками и фарисеями, Кто БЫЛ далёк от народной Жизни  Бунин, Шишков, Шолохов, Панферов, Чапыгин, Шергин – ЭТО разве Деревенские Писатели  Уже в мое ВРЕМЯ появились Абрамов, Носов , Астафьев, Белов, Распутин;? пришли в литературу и решительно завладели умами – это разве деревенщина, косная И убогая  ЭТО Замечательные Русские Писатели, которые своей душевностью и духовностью, чистотой и правдой покорили не деревню, но город, теряющий свои исторические истоки и оттого страдающий от нравственного усыхания. Эти книги и меня пробудили от спячки, заставили взглянуть на мир омытым, душевным взглядом, до той поры небрежно скользившим по поверхности жизни.  Прежнее, полузабытое, да и вовсе забытое в толчее забот вдруг проявилось из сумрака, как бы омытое живой водою.

- И это стало откровением …

-. Наверное … Потому ЧТО повести Белова И Распутина взволновали меня Против моей Воли Словно БЫ средь пустыни вдруг забил Ледяной Ключ, и одного глотка целебной влаги хватило, чтобы пробудиться и восстать … Может, звучит несколько высокопарно, но случилось нечто подобное .  Подумалось: «! Боже мой, да мы же оттуда, из того отвергнутого нами по самонадеянности русского мира, мы же все крестьянские дети» Вот в чём была сила деревенской литературы  . Эта мысль созидающая, радостная, беззавистная  Из Нее Родился стиль, появилась музыка текста, без которой не живёт проза;. слова, вроде бы окончательно забытые, но ждавшие этой поры, выпростались из гнёта И запросились в строку  Я НЕ Думал, как бы это ловчее, занятнее написать, выстроить интригу, особый залихватский сюжет, которым, кстати, никогда не славилась русская литература, ибо драматургия жизни куда сложнее и занятнее всех писательских придумок и ухищрений.  Сам поток романной жизни, поначалу вроде бы похожий на окружающие будни, вдруг увлекает читателя и полоняет целиком, если он душою чувствует настоящую правду жизни, которая до того ускользала от него в скучной прозе быта.  Сначала была школа ремесла для приготовишки, необходимая школа, которая невольно с годами усложнялась, и, конечно, известные мастера невольно подвигали к раздумьям. Сначала писал так, как говорят, после текст невольно усложнялся, увлекала симфония народной речи, сложная красота русского языка.

-  Вам, Владимир, очень важно, для кого Вы пишете, кто Ваш читатель?

-. Никогда не задумывался, для кого пишу и кто меня будет читать, а писал, КАК бог На душу положит  Народ многослоен, разнохарактерен, и если я сам из народных глубин, то невольно найдутся и те, кому я отзывист, свой ​​для их сердца и ума.  Я полагаю, что ни Белов, ни Распутин, ни Евгений Носов не задумывались, какой перед ними читатель.  Они пишут языком Отечества, языком нации.  Вот и моя душа, видимо, так устроена, что писать гладко неинтересно и скучно, нет сердечного веселья, того хмеля, который возбуждает ум и вызывает музыку.

Ко мне постоянно приступают с претензиями, дескать, тяжёлый язык, надо читать со словарём.  Я отвечаю: «. Чтение доброй книги – это тебе не галушку в сметане съесть и не торт с клубникою  . Это добровольный труд, после которого приходит наслаждение »  И ещё не устаю повторять: «Кто не читает книг, тот умер ещё при жизни».

- Не кажется ли Вам, ЧТО  произошёл водораздел в представлении О своей стране КАК ОБ огромном пространстве – географическом И духовном  В Советские Времена появилось выражение «малая родина» …

- Это красивая метафора, и не стоит к ней придираться.  Малая родина -. это очажок, откуда твои истоки, твой род, твой корень ОНА «малая», но она и Родина, со всеми очертаниями, признаками, очарованием, лишь уменьшенная копия её , которую можно охватить взглядом, любовными очами, вспоминать, хранить в сердце, уливаться слезами.  И то, что можно охватить взглядом, во всякой подробности, любимой с детства, -. И ЕСТЬ Малая милая родина  Человек ведь отвлечённо, умом воспринимает выражение «великая . Родина »  . Это что-то туманное, запредельное  Человек, не любящий малую родину, не может любить своё Отечество.  А кому Россия не мать, тому и Бог не отец.  Поэт Печерин писал:. «Как сладко родину ненавидеть»  Это философия чуженина , из которой либерал-диссидент позднее выстроит всю идеологию разрушения государства.  Но Суворов воскликнул: «Быть ​​русским – какой восторг!» Это необходимое нравственное чувство устроителя Родины.

- Что подтолкнуло Вас к написанию «Раскола»?

- Всё происходит по завету, по наитию.  Первый толчок -. равномерность советской жизни, ровный её ход без встряски, омещанивание её, скепсис И ухмылка  Эта равномерность, при всей её положительности, не только успокаивала, но и пригнетала, приневоливала, усыпляла и обезличивала душу.  Душа немела.  Помню начало восьмидесятых: сыто, пьяно и нос в табаке, но какая тоска  . Она навещала тогда многих писателей  . И вот взялся за роман «Фармазон» («фармазон» – это чиновный бес)  Шёл 79-й год .  Думаю:. хватит, больше не оглядываюсь ни на какую цензуру, чужой диктат, буду писать так, как душа прикажет  . Это был первый мой роман искренний и чистосердечный, без внутренней цензуры  Конечно, я тогда многого ещё не понимал, был как ребенок наивный .  Написал.  И ни один журнал не взялся публиковать, дескать, «антисоветчина», роман никогда не будет опубликован.  Такая же журнальная судьба у романа «Любостай» («любостай» – бес плоти) – размышления о том, как интеллигент идёт к Богу .  Роман везде «зарубили», обвинив меня в религиозности.  Пятнадцать лет ни один журнал не печатал в стране.  Второй толчок к написанию «Раскола» – встреча с критиком Александром Михайловым.  Он сказал мне:. «Володя, тебе надо взяться за Аввакума  Твоя тема.  Кроме тебя никто не напишет ». Слова его запали в душу … Четыре года собирал и изучал, конспектировал труды по религиозному расколу.  Крестился … Закончил писать трилогию в 98-м, уже в новой России … Юрий Кузнецов был восхищён: «Лишь одно слово нашёл у тебя в трёх томах, которое, наверное, не употреблялось в семнадцатом веке.  Ты, Владимир, даже не представляешь, какое богатырское дело сотворил ».

. – Роман этот – исторический эпос о раскольниках, точнее сказать, ОБ истовых приверженцах изначального истока православия На Руси  НО  ДАВАЙТЕ представим себе:  ? а что бы случилось, если БЫ Великий князь Владимир принял НЕ православную религию  В Чем-то, видимо, была историческая логика, выстраданная народом.

-. Уникальность русского народа в том, что он освоил те суровые земли, На которых НЕ смог БЫ прижиться Ни Один народ Мира  Наши Страдания -. ЭТО исполнение заветов БОГА сохранить эти Пространства в купности ДЛЯ проживания божьего Народа  Ведь цивилизации европы ПОСЛЕ Всех стяжаний чужих земель . вернулись на свои кухни, пропахли СВОИМ чадом  И отдавшись зависти И былым доблестям, потянулись к забвению.  Европа -. ЭТО Огромный склад награбленных сокровищ И устаревших Идей  Нам Же, русским, чтобы сохранить великое пространство, нужно было исполниться особым душевным и сердечным составом, выплавить из себя особый народ с особой внутренней структурой: нестяжательством, богопочитанием, долготерпением, добролюбием, чистосердечием, доброжелательностью, искренностью.  И что интересно: когда великий князь Владимир примерялся к религиям, он не признал ни католиков, ни басурман, ни иудеев, но принял православную веру.  Русский народ был готов к православию, потому что он по своей природной истории, судьбе, отношению к матери-земле уже давно был православным.  Православие пришло на Русь на вспаханную почву. Уже за тысячу лет до принятия христианства существовала великая русская культура ( . так называемая «языческая культура»)  Впустили бы на Русь другую веру – и она была бы отторгнута или исторгнута из души русского человека, как проказа.  И началась бы великая незамираемая катавасия – внутренняя, духовная, которая бы нам не позволила построить великое государство, уникальное государство по сути своей.  Раскол, что случился в семнадцатом веке, начался бы в десятом.

-  . Бытует мнение, ЧТО Церковь Слишком усердно участвует в делах государственных  Хотя по Конституции ОНА отделена от государства.

-. Собирается меня тут двойственное Отношение  С одной стороны, у реформатора Никона была мечта, чтобы церковь управляла государством.  Ибо патриарх – солнце на небе, а государь -. луна  . Алексей Михайлович уловил грядущие распри, И Никона изгнали с патриаршества в Ферапонтов монастырь  Собирается меня есть некоторое согласие с патриархом Никоном. Если бы нынче церковная власть, например, стояла над государственной, то мы бы не испытали многих бед и пагуб, ужасающего падения нравственности.  С другой стороны, коренные перемены невозможны, ибо народ оцерковлён внешне, к глубинным истинам веры нем и равнодушен.  Он готов подхватывать все новины, которые обрушивает на нас государство и церковь.  Да и спутана иерархия соподчинённости.  Не народ для церкви, как полагают иереи, а церковь существует для народа, живет его чаяниями, его болестями, по воле Бога присматривая за движениями души.  Но церковь не усердствует, а наоборот, всячески отстраняется от коренных вопросов, то и дело возникающих в государстве, мало прилагает сил, чтобы учить с амвонов, истово проповедовать мораль, давать уроки блуждающей пастве, как следует жить по Богу, не торопится наставлять власти, чтобы те не нарушали заветов и не потворствовали злу.  Дел у церкви нынче чрезвычайно много, когда стяжатели, насмелясь, вылезли из схронов и ретиво принялись развращать бессловесный народ. Да и в самой церкви в самых глубинах, в сельских приходах тлеет раскол по догматам и главным национальным признакам, куда идти и как строить русское государство.  Церкви, на мой взгляд, нужно повиниться перед староверцами, признать, что у русского народа и в далёком прошлом была своя великая культура, которая и стала фундаментом православия.  Ведь на мхах и трясине не выстроить величественного здания, рухнет; и если стоит православие уже тысячу лет, значит, у него в народе были крепкие «стулци».

Сергей Луконин

~~~

Источник: file

Опубликовал: admin | Дата: Апр 29 2014 | Метки: Культура |
Вы можете добавить свой комментарий ниже. Вы можете отправить новость в социальные сети.

1 Комментарий для “«Кому Россия не мать, тому и Бог не отец»”

  1. Алексей

    С 1920 года ведущая роль на Руси должна принадлежать Науке, а не Религии. Русь возродит не слепая церковная вера, основанная на догматах, а ясная, ведающая вера, основанная на знании Законов Вселенной, которые для нас открыл и передал Пушкин А.С., постигший тайны совершенства, красоты и гармонии аж с 14 лет

Комментировать

Допустимый объём комментария: не более 1200 знаков с пробелами

Free WordPress Themes

Мы в соцсетях

Поддержать сайт

руб.
Счёт № 41001451132177
Z328083690732
R145935562411 или +79135786207
Карта № 4276 8310 2377 4695 или
Счёт № 40817810931284000016/53
Кошелёк № +79135786207

блиц-поиск

Моя первая Зеркалка

Хотите выжать максимум из вашей зеркальной фотокамеры?
ЗАКАЗАТЬ

Супер Cinema 4D

Самой лучшей программой по работе с 3d считается Cinema 4d. Первый полноценный обучающий курс по Cinema 4D на русском языке.
ЗАКАЗАТЬ

Photoshop CS5
от А до Я

Автор этого курса - Евгений Карташов - признанный эксперт Adobe Photoshop. Курс состоит из 2-х дисков и содержит 100 уроков в отличном качестве
ЗАКАЗАТЬ

Photoshop для фотографа
(новая версия)

Как получать прекрасные фотографии даже без дорогой фотокамеры
ЗАКАЗАТЬ

Бюджетная фотостудия или секрет фотовспышек

Как организовать свою портативную фотостудию? Как с минимальными затратами на свет получать фотографии, как в полноценной студии, при этом оставаясь мобильным?
ЗАКАЗАТЬ

Записей на сайте: 24,589 | Комментариев: 14,709

© 2010 - 2016 «Красноярское Время» – информационный портал:
важные политические, экономические и социальные темы, актуальные новости, обзоры, рейтинги, публицистика,
аналитика, версии, исследования, итоги, мнения известных людей, комментарии, видеозаписи, фонограммы.
Автор проекта: Щепин К.В., контактный тел. +7 913 578 6207
При использовании материалов гиперссылка на «Красноярское Время» обязательна! Все права защищены!
Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше!

Войти | ManagAdNews Wp Advanced Newspaper WordPress Themes Designed by Gabfire themes
Weboy
Wp Advanced Newspaper WordPress Themes Gabfire