Клерикалы – опора власти, а не оппозиция
«Без соображения с божественным не сделаешь хорошо ничего человеческого, и наоборот.»
/Марк Аврелий/
В последние годы на политическом поле России заметно усилилась ещё одна сила – православные клерикалы. Их активность опирается на гигантскую коммерческую организацию – РПЦ. Идущие через церковь финансовые потоки огромны. Ежегодный доход от пожертвований составляет около $150 млн. наличными. Коммерческие предприятия РПЦ приносят доход около 600 млн. руб. в год, а подконтрольные церкви структуры оперируют уже миллиардами долларов в год. Некоторые виды коммерческой деятельности церкви позволяет при продаже получать до 6000 % (шести тысяч!!!) прибыли.
Основным спонсором церкви является государство – только в 2012—2015 гг. церковь получила из бюджета и от государственных организаций около 14 млрд. руб. Благодаря господдержке РПЦ уже имеет в собственности 36 878 храмов и иных помещений, в том числе 732 монастыря – в XIX веке их было 440. Продолжается передача в собственность РПЦ недвижимости, стоимость которой вообще не поддаётся оценке. Например, сколько стоит музейный комплекс «Государственный музей – памятник Исаакиевский собор»?
Статистика РПЦ даёт изумительную картину. В XIX веке в империи число епархий было – 66, сейчас – 154.В XIX веке число правящих архиереев – около 66, в том числе – 64 в России, сейчас – 195. Не следует забывать, что в то время в Российскую империю входили территории, ныне выпавшие из состава России.
Естественно, возникает вопрос: «Россия – светское государство или уже теократическое? Если светское, то как объяснить, что сейчас в России культовых сооружений почти в 3 раза больше, чем было в Российской империи?».
Такой активный процесс клерикализации невозможен без активной поддержки властвующей псевдоэлиты. Зачем власти потребовалось возрождение паразитического сословия – священников, активно эксплуатирующего невежество, лёгкую внушаемость, некритическое следование историческим традициям определённой части социума? Зачем, вопреки Конституции, церковь пытаются связать принадлежность граждан к православной конфессии с русской национальной идентификацией?
Усиление роли религии нужно псевдоэлите, не только потому что церковь – это удобный вид бизнеса, она ещен является мощным инструментом для воздействия на все сферы жизни общества. Власти пытаются использовать церковь какинструмент для поддержки государственности, и, следовательно, властвующей псевдоэлиты в условиях, когда реальные скрепы государства – мощная экономика, процветающее справедливое общество – отсутствуют. Фактически это попытка создать политическую общность опираясь на людей, лишённых логики и рационального мышления, склонных к девиантному поведению, к эмоциональному алогичному принятию решений.
Но на календаре ХХI, а не ХII век и попытка создать устойчивую политическую общность на базе религиозной идеологии – обращению к трансцендентному, которое свяжет общество и личность в единое и создаст силы для интеграционных процессов между различными социальными группами, выглядят, по меньшей мере, странно.
В современном обществе с высоким уровнем скептицизма в отношении эффективности и справедливости деятельности власти возникают проблемы в обосновании её легитимности традиционными механизмами, основанными на традициях необходимости и неизбежности подчинения власти, на вере в харизму лидера и его окружения и на признании безальтернативности и справедливости тех процедур, на основе которых формируется система власти.
Это заставляет слабеющую власть искать поддержку у религиозных организаций – христианства, иудаизма и мусульманства. Но создать основу для создания политической нации в многонациональной и многоконфессионной стране, опираясь на догмы и мифы двухтысячелетней давности, проповедываемые агрессивными, невежественными и корыстными пастырями, по меньшей мере, наивно.
Попытка власти объявить православие «духовной скрепой» страны и «основой нравственности» это позор для России – слишком много в истории церкви крови, мракобесия и обскурантизма. Ещё больше вопросов вызывает попытка власти получить поддержку лидеров иудаизма, к которым не только в России, но и в мировом сообществе существует очень специфическое отношение.
Не менее странными выглядят намерения патриотической оппозиции взять в союзники церковь, институт, по сути, уже являющуюся официальным союзником их политического противника – властвующей псевдоэлиты. Не говоря уж о том, что большая часть патриотической оппозиции ориентируется на народовластие, или, по крайней мере, на развитие диалога между властвующим слоем и обществом. И вдруг попытка втягивания на политическое поле коррумпированного и невежественного сословия, пытающееся диктовать правила жизни общества от имени присвоенного ими права говорить от имени некоей трансцендентной сущности, «всё ведающей, всесущей и всемогущей», но при этом ни за что не отвечающей.
Вызывает изумление поведение лидеров парламентской оппозиции, значительная часть которых являются вчерашними верными ленинцами, атеистами и материалистами, а сегодня стоит со свечкой в церкви и умильно прикладывающихся к руке священника, иконам, Кресту и к мощам. Выполняют ритуалы, символизирующие признание своей греховности и ничтожества относительно некоей трансцендентной сущности и вполне реальным невежественным и корыстным церковникам, присвоившими себе право выступать от её имени.
Такой активный процесс клерикализации невозможен без активной поддержки властвующей псевдоэлитой. Зачем власти потребовалось возрождение паразитического сословия – священников, активно эксплуатирующего невежество, лёгкую внушаемость, некритическое следование историческим традициям определённой части социума?
Впрочем, такое поведение понятно. Ещё в ХVI веке Генрих Наваррский заметил, что Париж стоит мессы. Видимо, кресло и зарплата депутата ГД стоят не меньше, чем трон короля Франции. И прав был 40-й президент США Рональд Рейган, утверждавший, что «политика – вторая древнейшая профессия… очень похожа на первую.
Кстати:
_______
Комментируют
владимир кот:
Здравствуй Средневековье, во главе с истинным (правда бывшим) ленинцем, чекистом и просто рубахой-парнем.
Николай Лебедев:
Оч. хорошо! Прилежно я пытался отыскать иное объяснение, но тщетно! «Погоня» за исламом, противопоставление ему, старание сделать слышимым голос православия в хоре религий? Ерунда, не то, наивность – действие здесь только побудит противодействие. Спасибо автору и за то, что т. н. «элиту» называет псевдоэлитой.