Кемалистские усы, исламистские бороды

Facebook
ПлохоТак себеСреднеХорошоОтлично - Ваше мнение
Loading ... Loading ...
Просмотров: 37

Турция сейчас, как и Россия, в центре мирового внимания – активная военная экспансия в соседние страны, яркие заявления Эрдогана о готовности надавать по щам проклятой Америке, внутренние чистки, репрессии, стремительная автократизация. Но между этих неутешительных строк – целая вселенная и бурная общественная жизнь крупнейшей ближневосточной демократии (пока еще демократии). Hevale пообщался с автором Телеграм-канала «Повестка дня Турции», ежедневно изучающим то, как турецкая госпропаганда, оставшиеся независимые СМИ и гражданское общество осмысляют происходящее в «Блистательной Порте».

Почему решили вести канал, что стало триггером?

Часто так получается, что хорошие проекты (я так скромно и завуалированно назвал свой проект хорошим) возникают из нужды (некоторые используют слово «боль»). Когда тебе нужен какой-то продукт, но его на рынке нет. И этот канал я решил вести, потому что мне не хватало информации о Турции из русскоязычных источников, так как я занимаюсь изучением всего, что творится в Турции и вокруг неё. Мне было интересно по утрам узнавать, а что же произошло ВЧЕРА. И кроме как из турецких источников, результатов на этот запрос я не находил. Тогда я подумал: мне-то легко читать турецкие источники, возможно и другим будет интересно, если я смогу об этом писать. Так я и взялся описывать повестку дня Турции.

Как обычно выглядит работа над каналом – чтение газет, общение со знакомыми в теме?

Примерно в 7 или в 8 часов утра я пробегаюсь по главным новостям на новостных сайтах на турецком. В 9 я обязательно смотрю телепередачу на CNN Türk, в которой ведущая и ее гости обсуждают прошедший день. Иногда общаюсь с друзьями-турками, спрашиваю, что они чувствуют по поводу происходящего, как оценивают. Также в течение дня я смотрю или слушаю телепередачи турецких телеканалов. В основном это ток-шоу, очень хорошего качества и очень информативные, длятся они примерно по 2-3 часа. Я не смотрю все, только те части, что мне интересны. Это тоже помогает ухватывать атмосферу.

Почему решили вести канал анонимно, чего опасаетесь? У вас много прямой и непрямой критики Эрдогана и его курса, но разве много его сторонников читают по-русски?

Решил вести канал анонимно по нескольким причинам. Первая – аноним вызывает больше доверия, потому как он свободен от рамок и клише, его невозможно профилировать, во всяком случае до тех пор, как не прочтешь его тексты. Вторая – так повелось в телеграме, тут так модно :) Третья – собственные ограничения, т.е. то, чего я не написал бы в личной странице на фейсбуке, я свободно могу написать тут.

Что касается критики. У меня нет цели критиковать Эрдогана. Я не думаю о том, читают меня сторонники или противники турецкого президента. Наверное, я больше думаю, как житель Турции. Пытаясь передать именно атмосферу, царящую в стране, волей-неволей пишешь так, как это чувствуется там, изнутри. Поэтому возможно и есть вот эта критика, без нее невозможно понять, чем живут граждане Турции.

Вы стараетесь вести канал максимально объективно, но есть ли у вас какие-то свои якори среди политических сил Турции, какие-то симпатии, что думаете по поводу происходящего в стране как человек, погруженный в тему? Что думаете по курдскому вопросу?

Мое кредо таково: я пишу так, как верю. Я не втюхиваю какую-то идеологию, я не пропагандирую, я не политик. Как говорят «что вижу, то пою». Например, мои утверждения о том, что Африн не будет полностью взят, не говорят о моих предпочтениях. Это просто анализ. И я до сих пор считаю, что до конца Эрдоган не пойдет. Но это не значит, что я не субъективен. При всем старании, человек так или иначе имеет, как вы правильно сказали, «какие-то свои якори». Я не хотел бы их раскрывать, потому что люди склонны упрощать, как я говорил выше, «профилировать», «категоризировать», «навешивать ярлыки». Так легче воспринимать информацию, когда не хочется размышлять. А я хочу, чтобы информация воспринималась без этих предубеждений.

По поводу курдского вопроса. Учитывая специфику вашего канала, я понимаю, что буду непопулярен в своих высказываниях :) Но я вижу ситуацию именно так. Во-первых, у курдского населения действительно были проблемы, я это наблюдал. Я не вдавался в глубокий анализ, это были в основном бытовые темы, которыми делились курды со мной. И удивлялся этому, потому что открыто курды никогда своим турецким друзьям не говорили о каких-либо трудностях. Это оценивалось как неблагодарность, сепаратизм, предательство. Представьте, как в такой атмосфере делиться какими-либо проблемами? Я был свидетелем споров, видел множество ток-шоу с дискуссиями курдов и турок. Поэтому я считаю, что намерение правительства Эрдогана решить этот вопрос было очень правильным. Я даже верю, что он как человек верующий не мог быть националистом и действительно по-другому смотрел на курдский вопрос. Но в то же самое время он политик, поэтому в 2015 году все изменилось. Думаю, что этот поворот очень непонятен определенному электорату правящей ПСР – среди них очень много курдов. До 2015 года вопрос обсуждался, его пытались решить, были сделаны серьезные шаги. Были попытки найти путь, который устроил бы не только всё общество, но и электорат партии Эрдогана и Партии националистического движения. Однако после определенных процессов ситуация изменилась. Это очень долгая тема. Даже не знаю, стоит ли затягивать.

Еще есть такой момент. Я считаю, что очень много неправильной и необъективной информации о Турции крутится как в России, так и на Западе. Я понимаю, что это выгодно РПК и тем, кто им симпатизирует. Но в действительности в Турции курды не изгои, не второй сорт, их права не попираются. Если бы вы жили в Анкаре, в Стамбуле, в Измире или Анталии, вы бы это понимали лучше. Курды и турки — это однородная масса. Однако, с последними процессами эта однородность начинает разрушаться в угоду политике. К сожалению. Мне даже кажется, что сейчас курды чувствуют себя как когда-то себя чувствовали выходцы из Кавказа в России. Это очень неприятное чувство, когда ты думаешь, что ты неприятен, тебя постоянно подталкивают к этому, напоминают об этом. Слава Богу, в России этот этап пройден. Я это чувствую, когда бываю в Москве.

Насколько доступна сейчас про-курдская точка зрения? Насколько ее легко донести, с какими проблемами сталкиваются оппозиционеры?

Очень серьезное давление оказывается на про-курдских политиков. Обратите внимание, на «про-курдских», а не курдских, вы правильно подметили. Дело в том, что среди тех, кто является членом про-курдской партии HDP много турок. Есть очень яркие представители этой партии, и они турки.

В Турции выпускается газета Demokrasi, она была предшественником Özgür Gündem, которую закрыли власти. Она не просто про-курдская, она про про-рпкшная, и нормально жила до прошлого года. Но сейчас… сайт газеты Özgürlükçü Demokrasi все время закрывается. Последний раз, когда я заходил на него, он был под номером 66, домен был таким: demokrasi66. Т.е. власти все время закрывают сайт, а они каждый раз открывают новый.

Вопреки расхожему мнению отдыхающих, в республике достаточно сильное левое и профсоюзное движение, насколько это верно сейчас? По каким признакам сейчас все чаще объединяются страты в турецком обществе? Религиозным, национальным, классовым?

Левое, профсоюзное движение действительное сильное. И, наверное, сплоченное. Их очень редко показывают по ТВ – наследие это времен антисоветской пропаганды, эпохи Холодной войны. Но когда они устраивают демонстрации, их количество невозможно недооценить. Сейчас и всегда турецкое общество было очень политизировано и на этом фоне поляризовано. Общество четко делится на правых и левых. Правые – религиозные и националистические движения. Левые делятся на кемалистов, национал-социалистов и т.д. Разница иногда заметна и понятна даже по одежде, усам или бородам, которые носят люди тех или иных взглядов. По усам иногда очень легко можно понять, каких политических взглядов придерживается человек. Это очень интересная тема :)

Стамбул всегда был местом с очень свободолюбивой атмосферой. Еще в 2015 году в центре города в кафе и на квартирах собирались исламские и не только интеллектуалы разных течений, вплоть до сторонников ИГ, и вели свободные дискуссии. Сохраняется ли этот интеллектуальный дискуссионный хаб и эта атмосфера сейчас, после «Странного переворота», чисток, военного положения?

Да, это продолжается. Единственное, люди теперь более внимательно относятся к тому, с кем они делятся этими взглядами. Я заметил, как вполне политизированные молодые люди левых взглядов вдруг стали демонстративно аполитичными. Т.е. они не постят, не репостят на своих страницах в соцсетях какие-либо сообщения, которые могли бы дать понять о их политических предпочтениях.

Интересный момент, касательно соцсетей – были ребята, которые четко декламировали свое отношение к путчу, а были те, кто после этих событий просто перестал что-либо писать. Я думаю, дело было в том, что они не разделяли энтузиазма и радости тех, кто оказался победителем в этом, как вы правильно заметили, странном перевороте.

Сильна ли усталость от непрекращающейся АТО на Юго-Востоке и от постоянного участия призывной армии в Сирийской войне, постоянных терактов и гибели «наших ребят»? Возможен ли на этой почве социальный взрыв как в Иране в начале года?

Мне кажется, в Турции привыкли с этим жить. После каждой гибели турецкие телеканалы транслируют похороны, рассказывают о военных и их семьях, это, конечно, создает определенный накал. Люди требуют остановить их гибель. Политики обещают, что всё это завершится, но это продолжается и продолжается. А если говорить про операцию в Сирии, то турецкий народ в смерти на войне, за родину, не видит ничего плохого, даже наоборот. Плюс ко всему Эрдоган эмоционально подогревает тему мученической смерти, что вдвойне усиливает мысль о том, что так и надо. Государство платит хорошие деньги семьям погибших военных, окружение оказывает помощь и проявляет уважение. Семья гордится тем, что их родной отдал жизнь за родину. Таковы ценности, таков менталитет.

Религиозный момент – Турция в Сирии покровительствует многим салафитским группировкам, но внутри страны, насколько знаю, салафиты далеко не в фаворе, несмотря на объявленный «исламский поворот». Недавно даже были задержания кавказских мухаджиров-салафитов. Сильны ли позиции салафитов в Турции сейчас? Как вы бы могли вкратце описать официозный исламский дискурс Турции?

Я, если честно, мало что напрямую знаю о подобных группах. Но понимаю, что в какой-то момент люди этих взглядов нужны были Турции для разных политических целей. Разведка умеет с ними обращаться, умеет ими пользоваться. Одной из целей турецкой разведки было сдержать создание курдского государства/автономии на севере Сирии. Это сдерживание провалилось, и, видимо, сейчас Турция намерена каким-то образом нейтрализовать радикальные религиозные группы. Об этом свидетельствуют частые задержания и рейды, о которых можно прочитать в пресс-релизах разных ассоциаций и организаций. Люди пишут, что арестовали какого-то члена их фонда, связанного с землячеством, по обвинению в пособничестве терроризму, но руководители фонда ручаются за этого человека. И таких примеров очень много.

То, что вы называете «исламским поворотом», по-моему, это естественная реакция забитых в свое время давлением светской элиты среднестатистических религиозных турок. Хотелось бы, чтобы это остановилось где-то на золотой середине. Но, увы, есть ощущение, что теперь сила на другой стороне, и баланса не будет. Эрдоган, с одной стороны знает, как держать баланс, но с другой использует свои ресурсы для популизма именно на религиозную тему. В последнее время его сильно кренит к националистической идеологии. Не исключено, что у него есть цель создать другое общество, более лояльное, одобряющее его амбиции. Это кажется логичным в нынешней ситуации, когда государство разворачивается спиной к западным ценностям.

Практически сжигает мосты.

telegra

Опубликовал: admin | Дата: Мар 11 2018 | Метки: В Мире |
Вы можете добавить свой комментарий ниже. Вы можете отправить новость в социальные сети.

Комментировать

Допустимый объём комментария: не более 1200 знаков с пробелами

Weboy

Последние комментарии

Мы в соцсетях

Поддержать сайт

руб.
Счёт № 41001451132177
Z328083690732
R145935562411 или +79135786207
Карта № 4276 8310 2377 4695 или
Счёт № 40817810931284000016/53
Кошелёк № +79135786207

блиц-поиск

Моя первая Зеркалка

Хотите выжать максимум из вашей зеркальной фотокамеры?
ЗАКАЗАТЬ

Photoshop CS5
от А до Я

Автор этого курса - Евгений Карташов - признанный эксперт Adobe Photoshop. Курс состоит из 2-х дисков и содержит 100 уроков в отличном качестве
ЗАКАЗАТЬ

Photoshop для фотографа
(новая версия)

Как получать прекрасные фотографии даже без дорогой фотокамеры
ЗАКАЗАТЬ

Бюджетная фотостудия или секрет фотовспышек

Как организовать свою портативную фотостудию? Как с минимальными затратами на свет получать фотографии, как в полноценной студии, при этом оставаясь мобильным?
ЗАКАЗАТЬ

Записей на сайте: 29,790 | Комментариев: 19,718

© 2010 - 2018 «Красноярское Время» – информационный портал:
важные политические, экономические и социальные темы, актуальные новости, обзоры, рейтинги, публицистика,
аналитика, версии, исследования, итоги, мнения известных людей, комментарии, видеозаписи, фонограммы.
Автор проекта: Щепин К.В.
При использовании материалов гиперссылка на «Красноярское Время» обязательна! Все права защищены!
Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше!

Войти | ManagAdNews
Premium WordPress Themes
Wp Advanced Newspaper WordPress Themes Gabfire