Кабинет вместо правительства

Facebook
ПлохоТак себеСреднеХорошоОтлично - Ваше мнение | Оценок: 3, Рейтинг: 4.67/5
Loading ... Loading ...
Просмотров: 0

Как правильно называть министров во главе с Медведевым.

Вы заметили? Правительство Медведева в официальной хронике перестали называть кабинетом. Думается, неслучайно. Правительство – от слов «править», «управлять». В нормальном правительстве сидят управленцы. Люди, понимающие, как работает, например, конвейер, как получают металл, добывают уголь, представляющие, как связаны между собой разные отрасли.

А с чем ассоциируется кабинет? Кабинет – это начальник. Это место, куда заносят. Или – вызывают на ковер. Еще: «девочек наших ведут в кабинет» – это об экс-министре обороны Анатолии Сердюкове. В кабинете заседают эффективные менеджеры. Люди, очень хорошо разбирающиеся в финансовых операциях и махинациях.

Вот в минувший понедельник дрогнула Росграница. Выяснилось: глава ведомства Дмитрий Безделов перегнал в «Агросоюз» – банк своего папы – 1 млрд рублей. Проштрафившийся написал заявление об увольнении по собственному желанию – и инцидент был исчерпан. В самом деле, не к стенке же за такое ставить? На дворе не 1937-й, как верно подметил Владимир Путин. Да и господин Безделов – не сталинский министр. Он – всего лишь эффективный менеджер. Как и сам премьер Медведев. Юрист по образованию, неутомимый преобразователь, смело рулящий и энергетикой, и строительством, и транспортом, гоняющий туда-сюда финансовые потоки, охотно выступающий на международных форумах.

Разберемся, чем классический управленец отличается от эффективного менеджера. Сравним двух премьеров-реформаторов: Алексея Косыгина и Дмитрия Медведева.

Начнем с биографии. Косыгин родился в 1904 году. В Гражданскую рыл окопы под Питером, потом уехал в Новосибирск инструктором потребкооперации. В 1930-м вернулся в Ленинград, отучился в текстильном институте. Работал мастером, затем начальником смены фабрики им. Желябова, был директором фабрики «Октябрьская». К 1938-му, когда Косыгин начал продвижение по партийной линии, он детально знал производство и хорошо представлял жизнь простого народа.

Косыгин отличился в прокладывании знаменитой «Дороги жизни». Зимой 1941 – 1942 годов по ледовой дороге были эвакуированы более полумиллиона ленинградцев, вывезены 70 крупных промышленных предприятий. Причем, Косыгин не сидел в кабинете, а под обстрелом лично контролировал строительство «Дороги». За эту операцию он был награжден боевым орденом Красного Знамени и всю жизнь считал эту награду «самой честно заработанной».

Еще Косыгина помнят по денежной реформе 1948 года и отмене карточной системы распределения продуктов. В результате государственные розничные цены упали на 17 %, а рыночные снизились более чем в три раза.

Наконец, в историю вошла косыгинская реформа 1965 года. Речь шла о том, чтобы впервые после отмены НЭПа материально заинтересовать предприятия в результатах работы. У работников появились премии, «тринадцатые» зарплаты и второй выходной день. За годы восьмой пятилетки (1966-1970 годы) объем промышленного производства вырос в два раза, было построено около 1900 крупных предприятий. В их числе – Волжский автозавод, наладивший выпуск народного авто «Жигули», и Красноярская ГЭС. Начали осваиваться и нефтяные запасы Западной Сибири. Восьмая пятилетка получила название «золотой».

А теперь посмотрим на биографию Дмитрия Медведева. Закончил юрфак Ленинградского госуниверситета. Стал аспирантом, вступил в партию, преподавал на кафедре гражданского и римского права – студенты считали его заурядным лектором. Потом при первой возможности ушел в петербургскую мэрию под крыло Анатолия Собчака, стал чиновником и принялся строить карьеру аппаратчика. Ему в тот момент было всего 25 лет.

Помянем и реформы Медведева. В конце августа 2008 года, сразу после Пятидневной войны с Грузией, вышла директива президента Медведева об осуществлении радикальной реформы армии. Вооруженные силы сократили до 1 млн военнослужащих, центральный аппарат военного ведомства – в 2,5 раза, а количество офицерских должностей в армии и флоте – с 355 тысяч до 150 тысяч. Армия действительно нуждалась в реформе, но тогдашний министр обороны Анатолий Сердюков, хорошо знающий мебельное, но никак не военное дело, резал по живому, да еще не забывал порадеть за ближайшее окружение, засевшее в кабинетах контор типа «Оборонсервиса». В конце концов, махинации подчиненных министра всплыли наружу. Сердюков со скандалом был отправлен в отставку. Сменивший его Сергей Шойгу, ознакомившись с доставшимся ему хозяйством, вынужден был признать: армия, а с ней и обороноспособность страны, развалены. Другими словами, реформа с треском провалилась.

В 2011 году Медведев объявил о старте реформе МВД. Переименование милиции в полицию обошлось налогоплательщикам, по экспертным оценкам, в 10 млрд рублей. Только на замену удостоверений, нагрудных знаков, вывесок, печатей, штампов, бланков, нашивок, перекраску автомобилей потратили 1 млрд 125 млн руб. А еще была проведена массовая переаттестация, призванная очистить ряды правоохранительных органов от всяческих оборотней.

Министр МВД Рашид Нургалиев постоянно докладывал – все идет по плану, хотя уже вскоре стало ясно, что реформу начали в спешке, как-то суетливо и бестолково. Что вместе с оборотнями органы покинули и многие честные профессионалы среднего звена.

Гром грянул в марте 2012 года. В Казани, в больнице умер 52-летний Сергей Назаров, госпитализированный из отдела полиции «Дальний». Перед смертью мужчина заявил, что «образцовые» полицейские изнасиловали его бутылкой из-под шампанского. После этого ЧП стало очевидно: провалилась и реформа МВД. Подводя ее итоги, депутат Госдумы Александр Хинштейн отметил, что только за первый квартал 2012 года на 33% возросло количество коррупционных преступлений, совершенных сотрудниками полиции, а уличная преступность выросла на 18%.

Наконец, визитной карточной Медведева стала борьба с коррупцией. 30 июля 2008 года Медведев подписал национальный план по борьбе с коррупцией и заставил высших чиновников отчитываться о своих доходах и доходах ближайших родственников. Но уголовную ответственность за незаконное обогащение, как предусматривает 20 статья Конвенции ООН «О противодействии коррупции», так и не ввел.

В 2013 году международное движение Transparency International подвело итоги антикоррупционной кампании в России. Как оказалось, ни одна отрасль за последние три года не стала менее коррумпированной. Россияне оценили как крайне коррумпированные следующие структуры: полицию (66% опрошенных поставили ей «высшую» оценку), судебную систему (59%), парламентскую систему (54%), чиновников (74%) и политические партии (49%). На этом «достижении» Медведева можно, кажется, поставить точку.

Могут возразить: проваливал реформы не Медведев, а министры. Но разве это были не его министры? Разве не с ними он обсуждал планы, объемы финансирования, тактику и стратегию действий, утверждал цели и задачи? С ними и с их ближайшим окружением. В большинстве своем – тоже «эффективными менеджерами».

К слову, один из таких «эффективных менеджеров» – замглавы Росреестра Сергей Сапельников, недавно сбежал за границу. В бега он подался после того, как Счетная палата и ФСБ выявили в этом ведомстве многомиллиардные нарушения. Основные претензии пришлись на сферу высоких технологий и картографию, которые и курировал Сапельников. Механизм зарабатывания денег был прост: нанимались субподрядчики, которые делали работу за сравнительно небольшие деньги, а в бумагах значились суммы, в десятки раз превышающие реальные расходы…

Еще раньше был скандал, связаный с бывшим министром сельского хозяйства Еленой Скрынник. А помните, как переживали высшие чиновники, когда им запретили иметь счета за рубежом?

А Сочи и АТЭС-2012, пылесосом почистившие бюджет? Это все эффективное управление?

Нет, надо все-таки официально запретить называть правительством нынешних министров во главе с премьером. Ну, какие из них правители, управленцы? Они кабинет – клуб энергичных гладковыбритых менеджеров, чертовски эффективных в продвижении корпоративных интересов элиты. Кабинет – не более того. Или «кабинетик», если брать региональный уровень.

- Административная реформа 2003-2004 годов изменила структуру исполнительной власти в России, – напоминает профессор, автор работ по истории СССР, политолог и публицист Сергей Кара-Мурза. – Традиционные министерства переформатировали, выделив из них агентства – по сути, госкорпорации, хозяйственно-управляющие субъекты. Получилось, министерство вырабатывает политику в какой-то отрасли, а агентство отраслью управляет. Это разделение очень сильно изменило и образ правительства.

Традиционное правительство ассоциируется у нас с советским правительством Косыгина, которое определяло и политику в конкретных сферах экономики, и отраслями управляло. Нынешнее правительство Медведева организовано другим способом – по американскому стандарту, под который даже подогнали число министерств. Оно, по идее, должно вырабатывать стратегию, но не заниматься реальным управлением. Это и вызывает ощущение, что правительство ничем не управляет.

Это ярко прослеживается по отчетам, с которыми премьер Медведев выступает в Государственной Думе. Они написаны в свободной форме, и этим разительно отличаются от докладов советского правительства. Во времена СССР действовали жесткие стандарты написания таких докладов, благодаря чему можно было не только понять стратегию действий, но и готовить на основе доклада конкретные директивы.

В медведевском правительстве нет советской четкости, и с этим ничего не поделаешь. У нас за последние пять лет государственные институты многократно изменялись. Можно сказать, все эти годы шло перманентное реформирование управленческих структур, и оно, кстати, еще не закончилось. Это говорит только об одном: в современной России отсутствует устойчивая модель управления.

«СП»: – В чем принципиальная разница между реформами Косыгина и Медведева?

- Это просто разные вещи. Речь даже не об успешности реформ, а об их хозяйственной направленности. Кстати, экономическая реформа Косыгина не была закончена, ее сократили и сняли с повестки. Она предполагала сдвиг к критериям рыночной экономики, и уже первые ее результаты показали, что она подрывает основы советской системы. Хотя сам Косыгин, бесспорно, был выдающимся управленцем – супер-администратором.

«СП»: – В правительстве Медведева супер-администраторы не нужны?

- Проблема в том, что у нас произошел ощутимый разрыв между политикой и управлением, между деятельностью правительства и работой агентств. Между тем, сами управляющие структуры не формулируют стратегических задач. Они лишь реализуют такие задачи, а их постановкой занимается политика. Но наша верховная власть стратегической доктрины до сих пор не имеет, она только ситуационно реагирует на угрозы и благоприятные возможности. В такой системе координат управление катастрофически отдалилось от политики, и ведется без каких-либо долгосрочных ориентиров.

Такое положение, кстати, предопределило коррумпирование госаппарата, который распался на отдельные группы – региональные и отраслевые – и преследует собственные интересы. Этого бы не возникло при наличии единой политической воли, которая бы наполняла исполнительную власть. Но сегодня такой воли нет, и это порождает стратегический разброд.

В такой ситуации трудно требовать, чтобы возникло дееспособное правительство. Без стратегических целей это невозможно.

«СП»: – Получается, в нынешнем своем положении правительство заслуживает того премьера, которого мы имеем?

- В какой-то степени – да. Хорошо уже то, что премьер Медведев напрямую связан с верховной властью, как бывший член тандема. Надо понимать: правительство – лишь часть государственной системы. И эта часть не может быть принципиально лучше, чем вся система…

- Медведев и его правительство стали заложником неправильной социально-экономической модели, – уверен председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов. – Вопрос не в тандеме и распределении обязанностей. Сегодня очевидно: модель, которая действует уже 25 лет, не просто не работает – она разрушительна для страны.

Сейчас рост цен на нефть приостановился – и это сразу почувствовалось по секвестру бюджета. А если нефть начнет дешеветь, наступит катастрофа. Поэтому вопрос не в кабинете – или правительстве – Медведева. Необходимо менять политическую модель, проблема лишь в том, кто это сможет сделать. Пока мы видим, что никто – в нынешней политической элите – на это не способен.

У нас в новейшей российской истории часто менялись кабинеты и премьеры – Павлов, Касьянов, Черномырдин. Но какая разница от их смены, если нет нормальной экономической модели? В Советском Союзе проблема эффективной модели пряталась за инерцией движения, а у нас за 25 лет все ресурсы проедены. Стране нужна новая модель создания общественного богатства, а ее у нас нет. Поэтому любое правительство, которое будет работать в рамках действующей модели, будет таким же беспомощным и бессмысленным, как правительство Медведева.

У Дмитрия Анатольевича есть только одно удачное решение, которое, я считаю, позволяет простить ему многие прегрешения. Это решение о предоставлении многодетным семьям права получать бесплатно участки земли под жилищное строительство. Это стратегическое решение, которое, если оно будет реализовано, оставить имя Медведева в истории…

- Нельзя сказать, что правительство Медведева ничего не решает, другое дело, что его позиция – плыть по течению, – отмечает президент Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич. – Избранная кабинетом линия – ничего не менять, не выступать с инициативами – вполне сознательная. Она позволяет избежать противопоставления общей линии президента Путина. Кабинет Медведева не имеет собственной повестки, повестка у него с Кремлем общая – соответственно, общая и ответственность. Раз так – Путину и ругать правительство нельзя.

Со своей стороны, и Кремль не стремиться превратить правительство в автономный механизм. Хотя это можно было бы сделать. Правительство бы тогда заявило, что стоит на либеральных позициях – это позволило бы Путину дистанцироваться и через какое-то время отправить кабинет в отставку. Но поскольку все размыто, поскольку правительство не декларировало ни своего курса, ни автономии – оно выглядит как продолжение президентского аппарата. Именно так оно воспринимается не только населением, но и элитными группами.

«СП»: – Можно ли считать Медведева неудавшимся реформатором?

- На мой взгляд, серьезных сущностных реформ у него не было. Его задача была вести разговоры о реформах. Это очень похоже на разговоры Горбачева – о перестройке, новом мышлении, ускорении. Разговоров в 1980-е тоже было много, но в партийном аппарате, в функционировании хозяйственного комплекса все шло по-прежнему. Реальных реформ не было, и это привело к крушению страны.

«СП»: – Есть параллели между нынешним нежеланием реформ, и нежеланием перемен советского времени?

- Нынешняя система во многом повторяет советский застой. Если в высшей советской касте кто-то и понимал, что назрели перемены, то не хотел рисковать и высовываться. Преобладало мнение: пусть идет как идет, я доработаю и уйду. Это типичная логика 1970-х, когда тоже был сделан акцент на продажу энергоресурсов, и центр тяжести экономики сместился на добывающие отрасли. Все большая часть денег приходила от экспорта энергоносителей, и позволяла быстро затыкать дыры – закупать импортные товары. Народ был доволен, работники торговли процветали, а научно-технические отрасли приходили потихоньку в упадок. Этот советский процесс гниения очень похож на современный. В нынешней власти тоже сформировалась прослойка людей, которые больше всего боятся что-то тронуть, чем-то рискнуть.

«СП»: – Медведев понимает, что нужно что-то менять?

- Медведев по складу – аппаратчик. Это накладывает глубокий отпечаток на человека. Такой человек, даже если что-то понимает, может быть большим реформатором только дома, на кухне. А главное – карьера Медведева все время шла по восходящей. Это плохо. В крупных американских корпорациях действует принцип: на руководящие посты не назначают тех, кто не испытал хотя бы одного крупного провала. Ты не можешь быть руководителем, если не знаешь, что значит падать, а потом подниматься.

В армии США действует другой железный принцип. До какого-то уровня карьера военачальника зависит от беспрекословного выполнения приказа. Но когда он достигает высших должностей, ему устраивают проверку: в условиях, приближенных к боевым, отдают заведомо неправильный приказ – в жесткой, ультимативной форме. Если военачальник откажется его выполнять и подаст в отставку – он сдал экзамен и имеет шансы на дальнейшее продвижение. Командование выясняет, что человек предпочтет: выполнить губительный приказ и сослаться потом на руководство, либо в интересах дела рискнуть карьерой.

Так вот, по обоим этим критериям Медведев не годится в руководители. Он никогда не падал, и никогда не рискнет карьерой ради дела. Он привык идти только вверх, он доволен собой, у него не очень правильное ощущение мира. Человек с такой карьерой не может быть ни реформатором, ни правителем…

P.S. Конечно, и Косыгин был не без греха. Его экономическая реформа открыла шлюзы теневой экономике. Предприятиям стало выгодно заниматься приписками – искусственно занижать план, а потом его перевыполнять. По стране расплодились подпольные цеха, на которых наживались торгаши и снабженцы. Но и полезного было сделано немало. Под руководством команды советских управленцев был построен Братский алюминиевый завод, Саяно-Шушенская ГЭС, Волжский автозавод – многое из того, чем страна пользуется до сих пор. Нынешние эффективные менеджеры из медведевского правительства на такое, увы, не способны.

Андрей Полунин
~~~

Источник: svpressa.ru
Опубликовал: admin | Дата: Окт 29 2013 | Метки: Кабинет министров |
Вы можете добавить свой комментарий ниже. Вы можете отправить новость в социальные сети.

2 Комментарий для “Кабинет вместо правительства”

  1. А.Ф.

    Все правильно. Можно добавить. Есть разница между существовавшим Советом Министров и Кабинетом министров? В самих названиях отражена их суть. Развал исполнительной власти начался когда на руководящие должности стали выдвигаться по партийнойной линии, а не по прфессиональной. Хрущев нанес смертельный удар по министерствам, построенным на отраслевом управлении. Кадры формировались по профессиональной пригодности. Нужна была только политическая лояльность которая контролировалась и согласовывалась с ЦК КПСС. От совнархозов вернулись к отраслевому управлению, но на руководящие должности уже выдвигали непосредственно партийные органы. Так и появился Кабинет министров, который со временем потерял свой статус. Кадрового министра, обладающего реальной властью, имеющего профессиональный опыт работы не так просто снять. Политическим выдвиженца можно манипулировать. Гайдар лишь завершил начатое Хрущевым. Правильно в статье отмечено. Нужны политические исполнители, а не руководители. В современных условиях эту роль стали выполнять менеджеры, т.к. деньги – это политика…

  2. аналитик

    Мы все понимаем, что сегодня в любом материале…акценты сглажены и приглушены -ведь сегодня у нас ДЕМОНОкратия и толерастия (впаренные нам нашими «друзьями» до гроба!) выбивают из наших мозгов потребность к правильной и адекватной оценке Реальности. Лишь намеками можно говорить о настоящем …
    А если без намеков? Давайте попробуем иначе.
    Вот цитата: «…Они кабинет – клуб энергичных гладковыбритых менеджеров, чертовски эффективных в продвижении корпоративных интересов элиты…»

    Без намеков получается так:
    «Они кабинет – клуб энергичных гладковыбритых МОШЕННИКОВ, чертовски эффективных в продвижении корпоративных интересов элиты».
    Но ведь нам «друзья», оккупировавшие нас вторично после 1917 года…
    навязали поворот на 180 градусов (с социализма -на капитализм!) -при этом ЗАБЫВ СПРОСИТЬ У ВСЕГО НАРОДА -хотят ли все этого! Смена Власти и Строя произошли явочным порядком… при помощи агентов мирового Кагала, пробравшихся к управлению и осуществивших тихий ПЕРЕХВАТ управления -так, что этого НИКТО НЕ ЗАМЕТИЛ!
    Возникает вопрос -а что сделал бы Сталин -самый эффективный менеджер в ИСТОРИИ с мошенниками? Вопрос всем понятен? Полумеры -это блеф…
    ОТВЕТ: нам нужен Эффективный Менеджер для смены не только власти, НО И СТРОЯ – и это невозможно сегодня осуществить по-тихому! Надеюсь, что это уже всем понятно…
    Законы Правильного развития общества неизменны и вечны.

Комментировать

Допустимый объём комментария: не более 1200 знаков с пробелами

Free WordPress Theme

Мы в соцсетях

Поддержать сайт

руб.
Счёт № 41001451132177
Z328083690732
R145935562411 или +79135786207
Карта № 4276 8310 2377 4695 или
Счёт № 40817810931284000016/53
Кошелёк № +79135786207

блиц-поиск

Моя первая Зеркалка

Хотите выжать максимум из вашей зеркальной фотокамеры?
ЗАКАЗАТЬ

Супер Cinema 4D

Самой лучшей программой по работе с 3d считается Cinema 4d. Первый полноценный обучающий курс по Cinema 4D на русском языке.
ЗАКАЗАТЬ

Photoshop CS5
от А до Я

Автор этого курса - Евгений Карташов - признанный эксперт Adobe Photoshop. Курс состоит из 2-х дисков и содержит 100 уроков в отличном качестве
ЗАКАЗАТЬ

Photoshop для фотографа
(новая версия)

Как получать прекрасные фотографии даже без дорогой фотокамеры
ЗАКАЗАТЬ

Бюджетная фотостудия или секрет фотовспышек

Как организовать свою портативную фотостудию? Как с минимальными затратами на свет получать фотографии, как в полноценной студии, при этом оставаясь мобильным?
ЗАКАЗАТЬ

Записей на сайте: 24,561 | Комментариев: 14,648

© 2010 - 2016 «Красноярское Время» – информационный портал:
важные политические, экономические и социальные темы, актуальные новости, обзоры, рейтинги, публицистика,
аналитика, версии, исследования, итоги, мнения известных людей, комментарии, видеозаписи, фонограммы.
Автор проекта: Щепин К.В., контактный тел. +7 913 578 6207
При использовании материалов гиперссылка на «Красноярское Время» обязательна! Все права защищены!
Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше!

Войти | ManagAdNews Wp Advanced Newspaper WordPress Themes Designed by Gabfire themes
WordPress Themes
Wp Advanced Newspaper WordPress Themes Gabfire