Иван Лихачёв: «Я не промышленник, я слуга народа»

Facebook
ПлохоТак себеСреднеХорошоОтлично - Оцените статью:
Loading ... Loading ...
Просмотров: 17

123 года назад, 15 июня 1896 года, родился Иван Алексеевич Лихачев — советский государственный деятель, один из организаторов автомобильной промышленности СССР, директор Московского автомобильного завода им. Сталина – ЗИС в 20 – 50-х годах ХХ века (с 1956 г. – завод имени Лихачева – ЗИЛ). Лауреат Сталинской премии.

***

15 июня родился Иван Алексеевич Лихачёв (1896-1956) — советский государственный и хозяйственный деятель, один из организаторов советской автомобильной промышленности.

Будущий красный директор Московского автомобильного завода Иван Алексеевич Лихачев первый автомобиль увидел в 16 лет. Но не в родных Озерцах и не в Веневе, а в городе Санкт-Петербурге, куда его отправили учиться ремеслу. Так он и врезался в память, этот автомобиль, а рокот его бензинового двигателя застыл во времени.

….В Соединенных Штатах Америки Лихачев встречался с Генри Фордом-старшим, создателем автомобильной империи.

— Вы родились под автомобильной звездой,— сказал ему Форд. — Вас поили не молоком матери, а бензином, черт возьми… Теперь вы убедились, что все дороги ведут в Америку. Вы, крупный советский промышленник, многому научились у нас, и вы добьетесь успеха.

— Скажи ему, только вежливо, что, во-первых, я не промышленник, — сказал Лихачев, повернувшись к переводчику. — Я слуга народа. Директорская должность мною получена не по наследству, а по воле моей партии. Что касается путей-дорог, то они временно ведут в Америку. Придет день, и вам у нас можно будет многому научиться. В анкете Иван Алексеевич писал: «…год рождения — 1896-й; образование — 4 класса и курсы шоферов в 14-м году; член партии большевиков — с июня 17-го года».

В июле того же года он был тяжело ранен. Выйдя из госпиталя, большевик Лихачев формирует отряды Красной гвардии в Гельсингфорсе и в Москве, потом работает в ВЧК. В 1921 году его перевели на хозяйственную работу, а через пять лет, 30 декабря 1926 года, он пришел на бывший АМО.

Новый директор разбирался в автомобилях и мог сравнивать продукцию своего завода с мировым уровнем как шофер. Инженером, тактиком и стратегом автомобильного производства он станет потом.

Думал ли Лихачев, вступая в новую должность, что маленький АМО превратится в крупнейший автомобильный завод Европы и здесь, на этом заводе, он проработает 25 лет! Четверть века! И какие четверть века! Знал ли он, во что превратит потом завод 30 лет рыночных реформ…

Он начал с того, что мечтал о 4 тысячах автомобилей в год. Потом он дрался за 25 тысяч автомобилей. Выпуск рос. Лихачев мечтал уже о 75 тысячах грузовиков в год, но так, чтоб, не задерживаясь, перейти на выпуск 100 тысяч. Шутил: «100 — ровная цифра, легче считать».

События на КВЖД. Озеро Хасан. Во время национально-революционной войны в Испании его автомобили возили продовольствие и снаряды республиканцам. Халхин-Гол, линию Маннергейма, Великую Отечественную — все это он прошел вместе с заводом.

Все военные годы Иван Алексеевич продолжал делать свое директорское дело. Причем на его плечах был не один завод в Москве, а пять заводов в разных концах страны. И он сумел так организовать все это производство, что фронт бесперебойно получал не только грузовики, но и вооружение. Это и был его вклад в нашу победу…

В феврале 1939 года Ивана Алексеевича назначили наркомом среднего машиностроения. На этой должности он проработал чуть больше года и в ноябре 1940-го вернулся на завод. Может быть, он был не совсем прав, когда говорил, что «товарищем директором интересней, чем товарищем наркомом, меня от бумаг в цех тянет», но ему нужно поверить. Он мыслил конкретно и должен был видеть свое дело каждый день, трогать его руками, дышать заводским воздухом, брать за горло прорывы, не спать ночами, спорить, сердиться и радоваться каждому успеху.

Он стал директорствовать в те годы, когда советская промышленность еще только становилась на ноги. Никто не знал, как управлять заводом и что входит в круг обязанностей директора. Лихачев рос вместе со своим заводом, набираясь опыта и той директорской мудрости, о которой так любят рассказывать заводские ветераны. При нем началась борьба за режим экономии, был пущен первый конвейер, завод превратился в крупнейшее предприятие мирового масштаба, а марка Московского автомобильного завода стала символом высокого качества.

Возврат России к капитализму вернул страну в «лоно цивилизации», и поставил её на то прежнее место, которое она занимала до 1917 года. В 2014 году завод не выпустил ни одного отечественного грузовика.

Лариса Адамова

______

Справка:

123 года назад, 15 июня 1896 года, родился Иван Алексеевич Лихачев — советский государственный деятель, один из организаторов автомобильной промышленности СССР, директор Московского автомобильного завода им. Сталина – ЗИС в 20 – 50-х годах ХХ века (с 1956 г. – завод имени Лихачева – ЗИЛ). Лауреат Сталинской премии.

Иван Алексеевич Лихачёв родился 3 (15 июня) 1896 года в селе Озеренцы Веневского уезда Тульской губернии в крестьянской семье.

В 1908 году окончил сельскую школу и устроился учеником в медницкую мастерскую Путиловского завода в Петербурге. Во время Первой мировой войны служил матросом на Балтийском флоте.

В 1917 году Лихачёв вступил в Коммунистическую партию. В 1917—1921 годах был командиром Красной Армии, работал во Всероссийской Чрезвычайной Комиссии (ВЧК). В 1921 году был направлен на профсоюзную работу, одновременно учился в Горной академии, позднее в Электромеханическом институте в Петербурге.

В 1926 году И.А. Лихачёв был назначен директором Московского автомобильного завода (затем ЗИС), на этом посту проработал 13 лет. Лихачёву достался маленький и плохо оснащенный завод. Но за очень небольшой срок директор АМО (ЗИС) Лихачёв создал мощнейший автогигант. В 1929 и 1930 гг. посетил автомобильные заводы Германии и США, где знакомился с принципами современного производства автомобилей. Его хотели даже переманить в Америку, но Иван Алексеевич оказался верным сыном своей родины.

С 1939 года по 1940 год — Народный комиссар среднего машиностроения СССР.

В 1940—1950 годах вновь возглавлял завод. За время его работы завод стал крупнейшим предприятием с новейшим оборудованием и проектной мощностью 150 тыс. грузовых автомобилей в год. В годы ВОВ Лихачев неистово, в духе тяжелого военного времени командовал заводом, снабжая армию оружием и грузовиками. Иван Лихачев новаторски организовал сборку автомашин на конвейере, впервые в СССР. За годы эвакуации завода ЗИС 1941-1942 гг. Лихачев наладил производство на таких стратегически значимых для СССР предприятиях, как Ульяновский автомобильный, Маисский автомоторный, Челябинский кузнечно-прессовый, Шадринский автоагрегатный заводы. Эти мощные титаны производства – промышленное достояние всего СССР. За годы войны было изготовлено около 100 тысяч грузовиков и тягачей, а также санитарных автобусов ЗИС-16С.

В 1949 году за разработку метода перевода поточного производства на выпуск новой модели автомашины без прекращения выпуска продукции И.А. Лихачёв удостоен Сталинской премии второй степени.

В 1950—53 годах директор Московского машиностроительного завода.

В 1953—1956 гг. министр автомобильного транспорта и шоссейных дорог СССР. Менее месяца проработал Министром автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР (был назначен на эту должность в июне 1956 года).

И. А. Лихачёв умер 24 июня 1956 года. Похоронен в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.

На 18-м съезде партии (1939) избирался членом ЦК ВКП(б); на 20-м (1956) — кандидатом в члены ЦК КПСС. Член ЦИК СССР 7-го созыва, депутат Верховного Совета СССР 1—5-го созывов.

Награждён пятью орденами Ленина, орденом Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Трудового Красного Знамени, др. медалями. Лауреат Сталинской премии 2-ой степени.

В июне 1956 года постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР Московский автомобильный завод получил его имя — ЗИЛ (до этого ЗИС (Завод им. Сталина)). Именем Лихачёва так же были названы улицы в ряде населённых пунктов СССР. В 1958 году в Москве появился бюст И.А. Лихачёва, в 2013 году в Тульской области был открыт памятник.

В 1969 году вышел художественный фильм «Директор», прообразом главного героя в котором послужил Лихачёв.

Из воспоминаний Б. А. Громова:

«В отношении Лихачева к заводу были черты настоящей влюбленности. Он не переносил, когда кто-нибудь ругал завод, а всякое увольнение воспринимал едва ли не как измену. Так же любил Иван Алексеевич автомобиль. Для него автомобиль являлся как бы живым существом. Болезненно переносил аварии во время заводских испытаний. Страдал даже, когда шофер при нем грубо, со скрежетом переключал передачи.

Лихачев был не просто директором, а истинным хозяином. Он заставлял нас считать все расходы, экономить на всем. Мы должны были понимать бухгалтерские отчеты, а не просто подписывать их, составлять конъюнктурные обзоры хозяйственной деятельности своих цехов. К нерадивым в хозяйственном смысле руководителям цехов Лихачев применял различные санкции – прекращалась выдача металла при его перерасходе, задерживалась зарплата, начальники лишались премий. Детище Лихачева – хозрасчетные бригады – существовали не на бумаге, не формально: они дрались за каждый рубль, давали реальную экономию и получали за нее премии».

Опубликовал: admin | Дата: Июн 16 2019 | Метки: Калейдоскоп |
Вы можете добавить свой комментарий ниже. Вы можете отправить новость в социальные сети.

Комментировать

Допустимый объём комментария: не более 1200 знаков с пробелами

Free WordPress Themes

Последние комментарии

Мы в соцсетях

Поддержать сайт

руб.
Счёт № 41001451132177
Z328083690732
R145935562411 или +79135786207
Карта № 4276 8310 2377 4695 или
Счёт № 40817810931284000016/53
Кошелёк № +79135786207

блиц-поиск

Моя первая Зеркалка

Хотите выжать максимум из вашей зеркальной фотокамеры?
ЗАКАЗАТЬ

Photoshop CS5
от А до Я

Автор этого курса - Евгений Карташов - признанный эксперт Adobe Photoshop. Курс состоит из 2-х дисков и содержит 100 уроков в отличном качестве
ЗАКАЗАТЬ

Photoshop для фотографа
(новая версия)

Как получать прекрасные фотографии даже без дорогой фотокамеры
ЗАКАЗАТЬ

Бюджетная фотостудия или секрет фотовспышек

Как организовать свою портативную фотостудию? Как с минимальными затратами на свет получать фотографии, как в полноценной студии, при этом оставаясь мобильным?
ЗАКАЗАТЬ

Записей на сайте: 31,739 | Комментариев: 20,652

© 2010 - 2018 «Красноярское Время» – информационный портал:
важные политические, экономические и социальные темы, актуальные новости, обзоры, рейтинги, публицистика,
аналитика, версии, исследования, итоги, мнения известных людей, комментарии, видеозаписи, фонограммы.
Автор проекта: Щепин К.В.
При использовании материалов гиперссылка на «Красноярское Время» обязательна! Все права защищены!
Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше!

Войти | ManagAdNews
Weboy
Wp Advanced Newspaper WordPress Themes Gabfire