И.Н. Ульянов – выдающийся русский педагог и просветитель

Facebook
ПлохоТак себеСреднеХорошоОтлично - Оцените статью | Оценок: 1, Рейтинг: 5.00/5
Loading ... Loading ...
Просмотров: 182

188 лет назад, 31 июля 1831 года, родился Илья Николаевич Ульянов – русский педагог-демократ, организатор народного образования в Симбирской губернии. Отец В.И. Ленина.

Илья Николаевич Ульянов родился в Астрахани в мещанской семье. В 1854 году окончил физико-математический факультет Казанского университета. В 1850—1860-е гг.— учитель математики и физики в Пензенском дворянском институте, затем в гимназии и женском училище в Нижнем Новгороде. Работая в Пензе, вёл метеорологические наблюдения, на основании которых написал научные работы «О пользе метеорологических наблюдений и некоторые выводы из них для Пензы» и «О грозе и громоотводах». С 1869 года – инспектор, в 1874—1886 годах –директор народных училищ Симбирской губернии. В 1882 году награжден орденом св. Владимира 3-й степени, что давало право на потомственное дворянство.

И.Н. Ульянов был широко образованным человеком; его педагогические воззрения формировались под влиянием революционно-демократических идей Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова. Имел большие организационно-педагогические способности, много сделал для разработки теории и практики начального образования. Был сторонником равного образования для всех: мальчиков и девочек, русских и нерусских, богатых и бедных (в 1871 году открыл в Симбирске первую чувашскую школу, которая в дальнейшем была преобразована в Чувашскую учительскую семинарию; создал первые в губернии национальные школы для мордовского населения и светские школы для татар). Школа, по взглядам Ульянова, должна выполнять три основные задачи: формировать правильные взгляды на окружающий мир путём обучения элементарным основам научных знаний; способствовать приобретению учащимися практических сведений и навыков, необходимых в жизни; развивать и совершенствовать у них природные способности, приучая к правильному мышлению, точному выражению мыслей, умению управлять своими желаниями и формировать стремление пополнять свои знания. Ульянов проводил идею трудового обучения и воспитания; был инициатором и руководителем учительских съездов, организатором многих мероприятий в области педагогического образования. Значительный интерес представляют педагогические статьи Ульянова и его отчёты о народном образовании в Симбирской губернии. Оказал большое влияние на формирование характеров, убеждений своих детей, ставших революционерами.

Илья Николаевич Ульянов умер 24 января 1886 года, состоя на службе, от кровоизлияния в мозг на 55-м году жизни. Похоронен на кладбище Покровского монастыря г. Симбирска. Имя И. Н. Ульянова присвоено Педагогическому институту в г. Ульяновске и Чувашскому государственному университету.

***

Илья Николаевич Ульянов – выдающийся русский педагог и просветитель

31 июля исполнилось 188 лет со дня рождения нашего замечательного земляка Ильи Николаевича Ульянова.

Мне хочется рассказать о его профессиональной деятельности, которая длилась 30 лет.

В 1854 году после окончания физико-математического факультета Казанского университета он занял должность старшего учителя математики и физики Дворянского института в Пензе. Преподавательский состав этого института состоял в основном из педагогов старой школы. Илья Николаевич с первых шагов своей учительской деятельности становится на сторону прогрессивной части пензенского учительства, отстаивает новые методы обучения и воспитания.

В 1863 году его переводят в Нижний Новгород на должность старшего учителя математики и физики в Нижегородской гимназии.

Здесь он проявляет себя как видный методист начальной и средней школы. Составляет программы по предметам математического цикла, естественной истории, физической географии. Его программы строились с ориентацией на возрастные особенности учащихся, отражали новейшие достижения психологии и передовой методики. Дидактические принципы И.Н. Ульянова: преподавание должно быть научным, систематическим, наглядным, доступным, тесно связанным с практикой и самодеятельностью учащихся – были восприняты лучшими учителями дореволюционной России и стали основополагающими в советской школе.

В 1869 году Илья Николаевич переехал в Симбирск и занял должность сначала инспектора, а затем директора народных училищ губернии.

Симбирская губерния была в то время одной из самых крупных в Поволжье (население 1,2 млн. человек), но по состоянию народного образования относилась к числу наиболее отсталых в России.

Симбирское земство, возглавляемое реакционным дворянством, мало заботилось о развитии просвещения. Особенно бедственным было положение нерусских школ. Косность земства, недоверчивое отношение со стороны отсталых слоев крестьянства, острая нехватка профессиональных кадров не остановили Илью Николаевича. Ему удалось за период своей деятельности в качестве директора народных училищ количество народных школ увеличить в губернии в 5 с лишним раз. В этих школах стало обучаться до 20 тысяч крестьянских детей. Количество учащихся девочек в Симбирской губернии удвоилось.

Особое внимание Илья Николаевич уделял просвещению нерусских народов Среднего Поволжья: чувашей, мордвы, татар. Он много сделал для снабжения нерусских школ учебниками, наглядными пособиями на родном языке. В основу деятельности Ульянова по распространению культуры и просвещения нерусских народов было положено уважение к национальным особенностям и правам народов Поволжья.

Ведущую роль сыграл И.Н. Ульянов в создании первой в Симбирской губернии учительской семинарии, а также Симбирской чувашской учительской школы. В стенах Симбирской чувашской учительской школы создавалась чувашская письменность, воспитывалась будущая национальная интеллигенция.

К несомненным заслугам И.Н. Ульянова следует отнести его неустанную заботу об улучшении материального положения и быта учителей. Стараниями его была учреждена учительская вспомогательная касса, обеспечивавшая денежную помощь педагогам во время болезни и выплачивавшая пенсионные пособия по старости.

В эти годы он главное внимание сосредоточил на дальнейшей разработке методики урока. Им выделялись следующие виды уроков (впоследствии восприняты советской школой): комбинированные, уроки повторения, объяснительного чтения, оценки знаний, экскурсионные, лабораторные.

По мнению Ильи Николаевича качество обучения прямо обусловлено качеством уроков; а качество уроков зависит прежде всего от личности учителя. Он придавал важное значение воспитательному влиянию учителя, его умению поддерживать внимание на уроках, организовывать работу с учебниками, картой, наглядными пособиями. Много внимания уделял вопросам школьной дисциплины. «…Школьная дисциплина, – писал он – держится не страхом наказаний (в учебных заведениях царской России процветали телесные наказания), но авторитетом преподавателя, умением его правильно занять детей, способностью его владеть их душевным настроением, словом, силою постоянного, глубокого, нравственного влияния преподавателя на детей».

Большой интерес представляет подход И.Н. Ульянова к организации различных видов трудовой деятельности учеников. Он предлагал привлекать их к выполнению разного рода работ, в которых «совершенствуется их координация движений, укрепляется костная, мышечная и сердечная система».

Главная забота учителей, – считал он, – ликвидировать тот большой разрыв, который существовал между школой и жизнью.

Последние годы жизни Ильи Николаевича Ульянова были омрачены гонениями на передовых учителей, растущим наступлением реакции, угрожавшей ущемить в правах и даже уничтожить земскую школу.

Постоянные столкновения на этой почве с высокопоставленным чиновничеством, растущая тревога за судьбу народных училищ, заменяемых по воле правительства церковноприходскими школами, губительно сказались на его здоровье.

Тридцатилетняя общественно-педагогическая деятельность И.Н. Ульянова оставила большой след в истории русского народного просвещения.

Л.А. Карамышев

Опубликовал: admin | Дата: Авг 4 2019 | Метки: Калейдоскоп |
Вы можете добавить свой комментарий ниже. Вы можете отправить новость в социальные сети.

Комментировать

Допустимый объём комментария: не более 1200 знаков с пробелами

mugen 2d fighting games

Последние комментарии

Мы в соцсетях

Поддержать сайт

руб.
Счёт № 41001451132177
Z328083690732
R145935562411 или +79135786207
Карта № 4276 8310 2377 4695 или
Счёт № 40817810931284000016/53
Кошелёк № +79135786207

блиц-поиск

Моя первая Зеркалка

Хотите выжать максимум из вашей зеркальной фотокамеры?
ЗАКАЗАТЬ

Photoshop CS5
от А до Я

Автор этого курса - Евгений Карташов - признанный эксперт Adobe Photoshop. Курс состоит из 2-х дисков и содержит 100 уроков в отличном качестве
ЗАКАЗАТЬ

Photoshop для фотографа
(новая версия)

Как получать прекрасные фотографии даже без дорогой фотокамеры
ЗАКАЗАТЬ

Бюджетная фотостудия или секрет фотовспышек

Как организовать свою портативную фотостудию? Как с минимальными затратами на свет получать фотографии, как в полноценной студии, при этом оставаясь мобильным?
ЗАКАЗАТЬ

Записей на сайте: 34,996 | Комментариев: 21,333

© 2010 - 2020 «Красноярское Время» – информационный портал:
важные политические, экономические и социальные темы, актуальные новости, обзоры, рейтинги, публицистика,
аналитика, версии, исследования, итоги, мнения известных людей, комментарии, видеозаписи, фонограммы.
Автор проекта: Щепин К.В.
При использовании материалов гиперссылка на «Красноярское Время» обязательна! Все права защищены!
Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше!

Войти | ManagAdNews
Free WordPress Themes
Wp Advanced Newspaper WordPress Themes Gabfire