Григорий Ревзин: Египетский случай

Facebook
ПлохоТак себеСреднеХорошоОтлично - Ваше мнение | Оценок: 1, Рейтинг: 5.00/5
Loading ... Loading ...
Просмотров: 20

Комментарий Максима Шевченко можно посмотреть здесь!

Сколько себя помню — всегда думал о судьбе России. При Брежневе, Андропове, Черненко, Горбачеве, Ельцине, Путине, Медведеве. С какой, спрашивается, стати?

Мой прадед в Одессе владел несколькими шаландами. Он думал о рыбе и не вполне законных негоциях с Константинополем. Он бы очень удивился, если бы узнал, что меня так волнует. Мальчик, сказал бы он, зачем ты об этом думаешь? Это совсем не наше дело.

Еврейские музеи после войны возникли во множестве стран. Программы этих музеев известны и бывают двух родов. Это могут быть музеи истории древней, то есть Пятикнижия, или новой и новейшей, то есть холокоста. Не скажу, чтобы это было неинтересно. Не скажу, что меня это совсем не трогает. Просто я видел их довольно много и, по всей вероятности, увижу еще один такой в Москве. И я не против.

Но мне бы хотелось увидеть музей, который объяснил бы мне, почему я все время думаю о судьбе России, хотя этот вопрос меня не касается. Я много времени провел в Италии, но я редко думаю о судьбе Италии и как-то не ощущаю никакой ответственности в этом вопросе. Я совершенно спокоен за судьбу Швейцарии, Германии, Франции и Великобритании, хотя все эти страны тоже принимали меня со всем гостеприимством. А вот с Россией — не так.

Если совсем просто — я бы хотел увидеть музей, выстроенный по материалам второго тома книги Александра Солженицына «Двести лет вместе». Не по направленности этой книги, а по материалу как таковому. У Александра Исаевича была несколько специфическая задача — он доказывает, что если Февральскую, тоже не слишком удачную, но все ж таки и не вовсе людоедскую революцию русский народ совершил сам по неразумию своему, то за Октябрьскую в основном отвечают евреи. Ну, это его малодостойный взгляд. Но книга эта, если кто не прочел, отчасти напоминает телефонную, там бесконечное количество еврейских имен и списки должностей, которые они занимали с 1917 до конца 20-х годов, только телефонов нет. И хотя на вывод о том, что революцию сделали евреи, списки как-то не тянут, тем не менее это картина невероятно интенсивного хождения евреев во власть. И более чем сомнительных результатов этого хождения, откровенно говоря, попросту омерзительных.

И не менее впечатляет последующая картина их переселения из власти в интеллигенцию. Опять же не то чтобы все советские композиторы, кинематографисты, писатели, инженеры, математики, физики, филологи и историки были евреями и даже не то чтобы их там было очень много по сравнению с русскими, но все равно это картина массового хождения в культуру. И невероятных результатов этого хождения, все же то, что два величайших русских поэта ХХ века — это Осип Мандельштам и Иосиф Бродский, факт довольно пронзительный.

Мне кажется, это соединение опытов власти и культуры привело к идиотским последствиям. Евреи оказались носителями государственного сознания и пафоса Просвещения. В трех поколениях возникло само собой разумеющееся представление о том, что устроение российского государства на принципах европейской просвещенности — это как бы наше дело. Это какая-то трагическая пародия на дворянство. Притом что никаких дворянских привилегий — ни земли, ни преимуществ в получении образования или государственных должностей — у евреев в СССР вовсе не было, они прониклись идеей миссии думать о судьбе России и служить ей, то есть ее высокому предназначению. И тут даже катастрофа позднесталинского холокоста не особенно отучила от чувства ответственности. Наоборот, сопоставление с дворянством приобрело еще и дополнительные черты сходства — с евреями Сталин поступил так же, как Троцкий и Ленин с дворянами тридцатью годами ранее. Так что служение после отчасти палаческого оттенка 1917-1924 годов приобрело взамен оттенок жертвенный.

Я понимаю, что есть большая еврейская история, а это маленький эпизод в ней. Но для меня это важный эпизод. И потом еврейская история так устроена, что она восходит к образцам и не только получает через них смысл, но и отбрасывает отраженный свет на сами образцы.

Фараон отдал Иосифу в управление все хозяйство Египта. Но управлять в одиночку ведь невозможно, нужно создавать свою команду, административный аппарат, слой людей, которые тебя понимают и поддерживают. Так что, вероятно, после того, как Иаков пришел к Иосифу, в Египте возник большой слой еврейской хозяйственной администрации. А зная постоянную тягу евреев к образованию и коммерции, легко допустить, что со временем этот слой дополнился большим количеством врачей, учителей, толкователей снов, филологов, историков и предпринимателей. И тогда становится понятным, чего это фараон так гнался за Моисеем, когда он увел народ из египетского плена. В одночасье страна лишилась сотен топ-менеджеров, культурной, административной и хозяйственной элиты — тут есть о чем волноваться. Хотя в случае с исходом из СССР, двумя его волнами 70-х и 90-х годов, никто за нами не гнался, но падение уровня науки, образования и культуры как-то заметно ударило по стране.

Но вот я думаю — ведь не все ушли тогда с Моисеем. Кто-то же врос в местную жизнь, женился на египтянках, родил детей, оброс имуществом, дружбами, связями, делами. Моисей ушел и увел народ. А они остались.

И всю жизнь они думали о судьбе Египта. О судьбе Израиля они волновались меньше, все же там было вполне определенное обещание, что все будет хорошо, а вот Египет-то как? Справится? Сможет ли преодолеть пагубную привычку обожествления фараона? Разберется ли с огромным управленческим аппаратом? Сможет ли поддержать сложнейшую ирригационную систему, выстроенную при Иосифе и после него, систему налогообложения, систему государственных зернохранилищ? Не впадет ли в свой обычный милитаризм? Египет их об этом не просил, египтяне относились к этому иногда с удивлением, чаще с неодобрением, но это никого не останавливало. Сердцу ведь не прикажешь прекратить болеть за Египет. Да и кстати говоря, закончилось там все неважно.

Такие случаи потом не раз случались с евреями, но все же наш — самый недавний по времени, довольно масштабный и очень показательный. И я бы хотел, чтобы был музей этого случая. Я бы в нем, вероятно, что-то понял. А так я не очень понимаю, что это было. То есть зачем.

Григорий Ревзин

***

Комментарий Максима Шевченко можно посмотреть здесь!

ГЛАС НАРОДА:

_shunya Можно я вас немного покритикую?
Лучший русский поэт 20 века – это Блок (первую книгу стихов он опубликовал в 1905г.) В абсолютном первенстве выбрать лучшего из трёх сложно.
«С евреями Сталин поступил так же, как Троцкий и Ленин с дворянами тридцатью годами ранее» – вы ПРАВДА так думаете? Процентов 65 дворян Троцкий с Лениным просто убили. Примерно 30 процентов эмигрировали. Оставшиеся пять были официально поражены в правах.
03:14, суббота, 04.06.2011
Zelig Felix Chryzler
Ув. Георгий! Должен Вам сказать, что Вы плохо знаете библейскую историю. Евреи жили в Египте отдельно от египтян и никто из них, кроме Йосефа, никаких должностей не занимал. При исходе из Египта те евреи, которые не захотели уходить умерли во время казни тьмой, т.е. Творец умертвил их. Так что в Египте после исхода не осталось ни одного живого еврея.

01:20, понедельник, 06.06.2011
tatian111
Один человек был удручен тем, что его всходы не растут, и стал их вытягивать. Много потрудившись, он вернулся домой и сказал домашним: «Как я сегодня устал! Я помогал всходам расти». Его сын побежал смотреть на всходы, а они уже засохли. (Китайская басня).

01:21, понедельник, 06.06.2011
alain_sander
из статьи Григория Моисеевича логически вытекает, что он врос в местную жизнь, женился на аборигенках, родил детей, оброс имуществом, дружбами, связями, делами. А теперь вот жалеет об этом. Может, это и не правильно по отношению к автору, но для местных жителей хорошо что он врос. И врастайте глубже, и дальнейших творческих успехов, особенно в рамках Ъ.

02:01, среда, 08.06.2011
vkozinsky Египетский случай
Я не поверил автору. Не поверил в его искренность. Не поверил авторским интерпретациям исторических аналогий. Я не вижу параллелей в характеристиках евреев революционеров и русского дворянства. Я не верю что автор не понимает почему евреи всегда думали о судьбе России. Ответ до смешного прост – инстинкт самосохранения, поиск наиболее безболезненного способа растворится (ассимилироваться) в окружающем мире, принадлежать когда удобно к4 своему народу, а когда нет – к аборигенам.
Однако, я хочу решительно подчеркнуть, что я , прожив уже 20 лет в Израиле, постоянно думаю о судьбе России. Но мотивация у меня другая. Я только чуть- чуть, по секрету о ней намекну:- великая и интересная страна, родственники, дорогие мне друзья и многое другое.
При этом я не идеалист и хорошо осведомлен обо все исторических и современных недостатках этой страны

~~~

Источник: kommersant

Опубликовал: admin | Дата: Июл 12 2011 | Метки: Дискурс |
Вы можете добавить свой комментарий ниже. Вы можете отправить новость в социальные сети.

Комментировать

Допустимый объём комментария: не более 1200 знаков с пробелами

Premium WordPress Themes

Мы в соцсетях

Поддержать сайт

руб.
Счёт № 41001451132177
Z328083690732
R145935562411 или +79135786207
Карта № 4276 8310 2377 4695 или
Счёт № 40817810931284000016/53
Кошелёк № +79135786207

блиц-поиск

Моя первая Зеркалка

Хотите выжать максимум из вашей зеркальной фотокамеры?
ЗАКАЗАТЬ

Супер Cinema 4D

Самой лучшей программой по работе с 3d считается Cinema 4d. Первый полноценный обучающий курс по Cinema 4D на русском языке.
ЗАКАЗАТЬ

Photoshop CS5
от А до Я

Автор этого курса - Евгений Карташов - признанный эксперт Adobe Photoshop. Курс состоит из 2-х дисков и содержит 100 уроков в отличном качестве
ЗАКАЗАТЬ

Photoshop для фотографа
(новая версия)

Как получать прекрасные фотографии даже без дорогой фотокамеры
ЗАКАЗАТЬ

Бюджетная фотостудия или секрет фотовспышек

Как организовать свою портативную фотостудию? Как с минимальными затратами на свет получать фотографии, как в полноценной студии, при этом оставаясь мобильным?
ЗАКАЗАТЬ

Записей на сайте: 24,557 | Комментариев: 14,642

© 2010 - 2016 «Красноярское Время» – информационный портал:
важные политические, экономические и социальные темы, актуальные новости, обзоры, рейтинги, публицистика,
аналитика, версии, исследования, итоги, мнения известных людей, комментарии, видеозаписи, фонограммы.
Автор проекта: Щепин К.В., контактный тел. +7 913 578 6207
При использовании материалов гиперссылка на «Красноярское Время» обязательна! Все права защищены!
Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше!

Войти | ManagAdNews Wp Advanced Newspaper WordPress Themes Designed by Gabfire themes
Premium WordPress Themes
Wp Advanced Newspaper WordPress Themes Gabfire