Гонитель «медных лбов» и «варёных душ»

Facebook
ПлохоТак себеСреднеХорошоОтлично - Ваше мнение | Оценок: 1, Рейтинг: 5.00/5
Loading ... Loading ...
Просмотров: 30

К 175-летию со дня рождения публициста, социолога, критика Н.К. Михайловского

Ленинскую периодизацию русского освободительного движения – декабристы, народники, большевики – никто, кажется, не оспаривает, настолько она точна и неопровержима.

А вот план монументальной пропаганды, связанный с данными историческими этапами, и по сей день требует защиты, поскольку внесенные туда имена нет-нет, да и подвергаются атакам либералов, вбрасывающих свои лукавые сентенции в зависимости от конъюнктуры.

В списке лиц, коим предположено поставить монументы, представленном А.В. Луначарским и утвержденном В.И. Лениным, имя Михайловского названо вслед за именами: «Белинский, Огарев, Чернышевский…»

Отнесение Николая Константиновича Михайловского к писателям, а не к революционерам и не к философам, свидетельствует о высокой оценке его деятельности, прежде всего в публицистике и литературной критике, несколько отодвигая в сторону заслуги как теоретика народничества, хотя они отнюдь не отрицались. Называя Н.К. Михайловского «одним из лучших представителей и выразителей взглядов русской буржуазной демократии» последней трети ХIХ века, Ленин критиковал его как «субъективного философа», пытавшегося оспорить положения диалектического и исторического материализма, в частности, продвигавшего идеалистическую идею о якобы конфликте «между исторической необходимостью и значением личности». Ленин замечал: «Никакого тут конфликта нет: он выдуман г. Михайловским», и подчеркивал: «Действительный вопрос, возникающий при оценке общественной деятельности личности, состоит в том, при каких условиях этой деятельности обеспечен успех? в чем состоят гарантии того, что деятельность эта не останется одиночным актом, тонущим в актах противоположных?»

Происходивший из дворян, Николай Константинович Михайловский родился 27 (15) ноября 1842 года в Мещовске Калужской губернии. Мать его умерла, когда он был совсем маленьким, а отец умер, когда ему было четырнадцать лет. Он только что успешно окончил Костромскую гимназию, и опекуны направили юношу, проявившего большие и разнообразные способности, продолжать учебу в Петербургский институт горных инженеров. Получив, хоть и не закончив из-за своего участия в студенческом выступлении, неплохое физико-математическое и естественно-историческое образование, он занялся публицистикой. «Вся моя жизнь протекла в литературе», – отмечал он потом. Но литературная деятельность, тем более публициста, неотделима от его идейно-философских взглядов, и если иные современные авторы либо затуманивают, либо замалчивают ленинские суждения о Михайловском, то фактически принижают значение этого выдающегося человека, которого в свое время называли «властителем дум», чье мировоззрение складывалось в ходе идеологической борьбы 70-х годов ХIХ века, напоминая и борьбу теперешнюю, когда «верхи» еще сильны, а «низы» не созрели, но все быстрее созревают для всеобщего протеста, для обновления общества.

***

«Медные лбы и вареные души» – так назвал Н.К. Михайловский фельетон про тех, кто велеречиво лжет, стремясь удержать неправедную власть, и про тех, кто безропотно воспринимает и распространяет их демагогию. Не напоминают ли они сегодняшних лжепатриотов, разглагольствующих об интересах России, но хранящих украденные у народа деньги на зарубежных счетах? Разве их пропагандистский персонал, потчующий «дорогих россиян» бездарно-провокационными фильмами, типа «Троцкий», «Демон революции», «Матильда», и телепередачами вроде «Культурной революции» или «Agora», не пытаются замаскировать алчную суть капитализма, когда кучка богатеев завладела достоянием страны и напускает туман на свою политику, якобы направленную на благо народа? И разве не злободневно звучат страстные слова Михайловского: «Господа вареные души! Если вы уже выварены до состояния мочалки и не можете не обниматься с медными лбами, то по крайней мере знайте, кого вы обнимаете. Господа медные лбы! Если в вас под металлической крышкой сохранилась хоть единая капля человеческого достоинства, – бросьте клевету и наглую ложь, перестаньте кощунствовать, толкуя об идеалах, и говорите прямо, чего вам нужно».

А хотят «медные лбы» – что тогда, что нынче – все того же: жить в свое удовольствие за счет народных масс, стараясь завербовать побольше «вареных душ», неспособных разобраться в жизненной правде, о которой – до марксистов-ленинцев – говорили народники, чьим виднейшим теоретиком был Михайловский. В 1877 году в журнале «Отечественные записки», отталкиваясь от русской поговорки «старость – не радость, да и молодость – не корысть», в «Письмах о правде и неправде» он с гордостью писал: «Как велик дух русского народа, уразумевший родственность истины и справедливости, самым языком свидетельствующий, что для него справедливость есть только отражение истины в мире практическом, а истина – только отражение справедливости в области теории», в предисловии же к собранию своих сочинений (1879), последовательно утверждал мысль о «двуединой правде», говоря: «Благородная житейская практика, самые высокие нравственные и общественные идеалы представлялись мне всегда обидно бессмысленными, если они отворачивались от истины, от науки», имея в виду и социологию, которой активно занимался.

Сам Николай Константинович следовал сформулированным принципам «правды-истины» и «правды-справедливости» неукоснительно, заблуждаясь нередко и упорствуя в заблуждениях, не принимал марксизм, даже «легальный», не говоря уже о социал-демократии. «Читая марксистскую литературу, г. Михайловский постоянно натыкался на «диалектический метод» в общественной науке, на «диалектическое мышление» опять-таки в сфере общественных вопросов, – пишет В.И. Ленин, критикуя его постулат, будто «правдой-истиной» руководствуются естествоиспытатели, а «правдой-справедливостью» социологи, изучающие общество, человека и его внутренний мир. – Диалектическим методом – в противоположность метафизическому – Маркс и Энгельс называли не что иное, как научный метод в социологии, состоящий в том, что общество рассматривается как живой, находящийся в постоянном развитии организм (а не как нечто механически сцепленное и допускающее поэтому всякие произвольные комбинации отдельных общественных элементов), для изучения которого необходим объективный анализ производственных отношений, образующих данную общественную формацию, исследование ее функционирования и развития».

Неприятие Михайловским марксизма обусловлено было, как известно, непониманием теории Карла Маркса. Соглашаясь, что материализм «действительно очень быстро распространяется в рабочем классе», он утверждал, что «центр тяжести этого успеха лежит не в науке, а в житейской практике, устанавливаемой перспективами в сторону будущего». На что Ленин отвечал: «Остается неоспоримым фактом распространение и развитие рабочего движения именно там и постольку, где и поскольку развивается крупная капиталистическая машинная индустрия; успех социалистической доктрины именно в том случае, когда она оставляет рассуждения об общественных условиях, соответствующих человеческой природе, и берется за материалистический анализ современных общественных отношений». И хотя Николай Константинович защищал «Капитал» от антинаучной критики либерала Ю.Г. Жуковского в статье «Карл Маркс перед судом Ю. Жуковского», считал себя продолжателем дела Н.Г. Чернышевского, но он идеализировал крестьянскую общину, преувеличивал роль интеллигенции, способной-де изменить общественное развитие. И Ленин в связи с этим характеризовал: «Не только в экономической области, но и в философии, и в социологии взгляды Михайловского были буржуазно-демократическими взглядами, прикрытыми якобы «социалистической» фразой. Такова его «формула прогресса», его теория «борьбы за индивидуальность» и пр. В философии Михайловский сделал шаг назад от Чернышевского, величайшего представителя утопического социализма в России».

***

Но сколь бы ни был строг Владимир Ильич к Михайловскому, полемизируя с ним в книге «Что такое друзья народа и как они воюют против социал-демократов», он отмечал его выдающуюся роль: «Великой исторической заслугой Михайловского, в буржуазно-демократическом движении в пользу освобождения России, – писал Ленин в 1914 году, к десятилетию со дня его смерти, – было то, что он горячо сочувствовал угнетенному положению крестьян, энергично боролся против всех и всяких проявлений крепостнического гнета, отстаивал в легальной, открытой печати – хотя бы намеками сочувствие и уважение к «подполью», где действовали самые последовательные и решительные демократы-разночинцы, и даже сам помогал прямо этому подполью».

Считая необходимым всячески давить на правителей и прочие «медные лбы», Михайловский сближается с народнической организацией «Народная воля», печатает в их одноименной газете статьи, пишет для нее прокламации, редактирует письмо-требование к Александру III после покушения 1 марта 1881 года на отца, Александра II, обращается к молодежи с призывом к сопротивлению. Властвующие и охранительные «медные лбы», выследив связи Михайловского с народовольцами, выслали его в 1882 году в Новгородскую область, а оттуда в Выборг – до 1886 года. В 1891 году он снова выслан – теперь за участие в похоронах Н.В. Шелгунова.

Позиция Михайловского снискала ему большую популярность среди демократической интеллигенции и студенчества, чьи стремления к политическим и социальным изменениям он неизменно поддерживал. В 1869 году Николай Константинович публикует статью «Что такое прогресс?», сразу ставшую наиболее читаемой в революционно настроенных кругах.

«Прогресс есть постепенное сближение к целостности неделимых, – писал Михайловский, называя «неделимым» отдельную человеческую личность, которую считал «исходным пунктом» исторического исследования и «высшим мерилом» общественного прогресса, – к возможно полному и всестороннему разделению труда между органами и возможно меньшему разделению труда между людьми», и добавляя следующее:

«Безнравственно, несправедливо, вредно, неразумно все, что задерживает его движение. Нравственно, справедливо, разумно и полезно только то, что уменьшает разнородность общества, усиливая тем самым разнородность его отдельных членов». Рассуждения эти он всесторонне развивал также в статьях «Что такое счастье?», «Аналогический метод в общественной науке», «Теория Дарвина в общественной науке», «Борьба за индивидуальность» и других, выводя свою «формулу прогресса» и свой «субъективный метод» в философии и социологии согласно своим идеям о «свободном выборе идеала», о «героях и толпе».

Неверно сформулированный «субъективный метод» познания действительности ограничивал реальное влияние Михайловского на общественное развитие. Рассчитывая на революцию в деревне, разрабатывая эту идею теоретически, он не смог объективно оценить ход истории, на что ему своевременно напомнил Ленин, но тот напоминание не воспринял должным образом, потерпев в итоге политическое поражение. А Ленин писал: «Будучи горячим сторонником свободы и угнетенных крестьянских масс, Михайловский разделял все слабости буржуазно-демократического движения. Ему казалось, что передача всей земли крестьянам, – в особенности без выкупа, – есть нечто «социалистическое; он считал себя поэтому «социалистом». По Ленину, объективно оценивавшему такое «субъективное» и такой «социализм» Михайловского, это лишь «буржуазно-демократическая фраза», а либеральное народничество «в лучшем случае, есть лишь небольшое крыло крестьянской (т.е. буржуазной) демократии в России». А постепенно, под пером либеральных народников, и само слово-то «социалист» перестало звучать с былой призывностью. Писатель В. Вересаев верно подметил, что тот «…одряхлел революционно». И приходила в голову мысль: «Вот в каких степенных ворон превращаются даже такие орлы, как Михайловский!»

Зато в своих литературно-критических работах Николай Константинович Михайловский превосходит многих известных писателей и поэтов, по праву занимая в их кругу высокое место.

***

Одним из первых Михайловский обратил внимание на молодого М. Горького, посвятив ему в 1898 году две обстоятельные и настолько полезные статьи, что начинающий автор при следующих переизданиях рассказов исправил указанные недоработки, убрав целые абзацы, описания, сцены. Горьковских «босяков», свободолюбивых и философски и бытийно отрицающих несправедливый общественный порядок, он называет «действительно новым явлением», и особо подчеркивает, что автор «часто помещает их на море и в степи и вместе с ними восторгается красотою открывающихся при этом горизонтов», а в романтических образах – Лойко Зобаре, Радде, Соколе, Чиже, Данко, Ларре – усматривает их продолжение, но уже как «идеальных, очищенных от грязи»…

«Его талант и оригинальность не подлежат сомнению», «мы имеем дело с большой художественной силой», «недюжинный талант», – пишет Михайловский о Горьком, беспокоясь за него и советуя «не затеряться в погоне за психологическими тонкостями, в своего рода психологической гастрономии, презирающей здоровое и питательное и ищущей острого, пряного, редкого и исключительного».

Не суждено, увы, будет Николаю Константиновичу – он скончается 10 февраля (28 января) 1904 года – увидеть, как настанет время горьковскому таланту «расцвесть пышным цветом», что предрекал ему «в будущем». Произойдет это, когда Алексей Максимович сблизится с социал-демократами, с большевиками, с Лениным. В статье «Начало демонстрации» (1901) Ленин назвал его «европейски знаменитым писателем», а в «Заметках публициста» (1909) писал, что он «безусловно, крупнейший представитель пролетарского искусства, который много для него сделал и еще больше может сделать… В деле пролетарского искусства М. Горький есть громадный плюс, несмотря на его сочувствие махизму и отзовизму». И в 1917 году, хотя тот станет противником «выступления» большевиков в Октябре, к чему все шло согласно двойственности его позиции, Владимир Ильич с непоколебимостью написал: «Нет сомненья, что Горький – громадный художественный талант, который принес и принесет много пользы всемирному пролетарскому движению». Так что в заботе о прогрессе и обережении горьковского таланта Ленин с Михайловским едины.

А вот памятника Николаю Константиновичу Михайловскому так и не поставили – не до того было. Ни в Калужской области, где он родился и взрослел, ни в Костромской, где учился, ни в Новгородской или в Выборге, где отбывал срок, ни в Санкт-Петербурге, кроме надгробного изваяния на Литераторских мостках, поставленного в 1906 году. Но можно ведь, если не памятник, то мемориальную доску установить, скажем, на доме №5 по улице Рылеева (Спасская – по-старому), где жил он в последние свои годы, а неподалеку располагалась редакция журнала «Русское богатство». Да не забудем и слова Владимира Ильича Ленина, оценивавшего личность общественного деятеля диалектически, объективно, выявляя лучшее и полезное в работе на благо русского народа: «В наше время бесстыдного и чисто ренегатского отношения к подполью… нельзя не помянуть добрым словом этой… заслуги Михайловского».

Эдуард Шевелёв

Опубликовал: admin | Дата: Ноя 28 2017 | Метки: Калейдоскоп |
Вы можете добавить свой комментарий ниже. Вы можете отправить новость в социальные сети.

Комментировать

Допустимый объём комментария: не более 1200 знаков с пробелами

mugen 2d fighting games

Последние комментарии

Мы в соцсетях

Поддержать сайт

руб.
Счёт № 41001451132177
Z328083690732
R145935562411 или +79135786207
Карта № 4276 8310 2377 4695 или
Счёт № 40817810931284000016/53
Кошелёк № +79135786207

блиц-поиск

Моя первая Зеркалка

Хотите выжать максимум из вашей зеркальной фотокамеры?
ЗАКАЗАТЬ

Photoshop CS5
от А до Я

Автор этого курса - Евгений Карташов - признанный эксперт Adobe Photoshop. Курс состоит из 2-х дисков и содержит 100 уроков в отличном качестве
ЗАКАЗАТЬ

Photoshop для фотографа
(новая версия)

Как получать прекрасные фотографии даже без дорогой фотокамеры
ЗАКАЗАТЬ

Бюджетная фотостудия или секрет фотовспышек

Как организовать свою портативную фотостудию? Как с минимальными затратами на свет получать фотографии, как в полноценной студии, при этом оставаясь мобильным?
ЗАКАЗАТЬ

Записей на сайте: 27,500 | Комментариев: 18,159

© 2010 - 2017 «Красноярское Время» – информационный портал:
важные политические, экономические и социальные темы, актуальные новости, обзоры, рейтинги, публицистика,
аналитика, версии, исследования, итоги, мнения известных людей, комментарии, видеозаписи, фонограммы.
Автор проекта: Щепин К.В., контактный тел. +7 913 578 6207
При использовании материалов гиперссылка на «Красноярское Время» обязательна! Все права защищены!
Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше!

Войти | ManagAdNews
Free WordPress Theme
Wp Advanced Newspaper WordPress Themes Gabfire