Гоголь. «Тарас Бульба»: читаем между строк

Facebook
ПлохоТак себеСреднеХорошоОтлично - Ваше мнение | Оценок: 2, Рейтинг: 5.00/5
Loading ... Loading ...
Просмотров: 326

В современном обществе есть некоторые скользкие темы, касаться которых не принято, во всяком случае, если вы намерены сделать успешную карьеру или продвинуться в бизнесе. Если какой-нибудь смельчак и решиться ступить в этом направлении, то он очень рискует, поскользнувшись, свернуть себе шею. А со свёрнутой шеей, сами понимаете, дальнейшая жизнь становиться, в некоторой степени, некомфортной. Но, надо отметить, таких смельчаков во все времена хватало. Желание подлить масло в огонь свойственно многим эксцентричным натурам. Да ещё, пожалуй, юношеский максимализм заставляет называть всё белое – белым, а чёрное – чёрным. Ведь только с возрастом к нам приходит способность различать оттенки. И здесь нужно отдать должное классической литературе, позволяющей увидеть мир во всём цвете разнообразной палитры красок.

На основе классических произведений ставятся театральные постановки, где благодаря актёрскому мастерству зрителю передаются образы и характеры главных героев. Но, по силе своего воздействия, ни что не сравниться с художественной экранизацией. Именно по этой причине, вновь и вновь, герои известных произведений находят своё воплощение в работах современных режиссёров. Каждое новое поколение артистов пробует свои силы, обращаясь к шедеврам литературного творчества. Проверенное веками классическое произведение гениального автора позволяет запечатлеть актёрский талант во всей его многогранности. И конечно же в мечтах любого артиста – получить главную роль.

Но за всем блеском постановочных съёмок, многочисленными трюками и спецэффектами, под час теряется тот сакральный смысл, который заложил в своём произведении литературный автор. Не минула эта участь и писателя, о котором пойдёт речь далее. Кто не читал Николая Васильевича Гоголя, его легендарную повесть «Тарас Бульба»? События, о которых в ней повествуется, переносят нас в далёкие времена Запорожской Сечи, где колоритные образы главных героев искусно обрамлены персонажами второго плана. На одного из них стоит обратить особое внимание. А при более пристальном рассмотрении, нетрудно понять: насколько неслучайной является эта фигура, и какова её ключевая роль во всех описываемых событиях.

Для образного восприятия обратимся к экранизации этого произведения в режиссёрской версии Владимира Бортко. Фильм снят достаточно точно, придерживаясь авторского текста, что само по себе исключило всякую возможность вольных трактовок, чем так изобилует современный кинематограф. Но один грех на душу всё-таки киношные деятели взяли. Произошло это вследствие желания придать действию картины психологический накал, мотивировать главных героев чувством праведного гнева. Работников шоу-бизнеса можно понять, не принеси они в сакральную жертву жену Тараса Бульбы, мать Остапа и Андрея, зритель вряд ли бы понял – по какой собственно причине разворачивается вся буза: то ли из-за желания покуражиться, потешить силушку молодецкую; то ли следуя сложившимся традициям Запорожской Сечи, повинуясь укладу вольной казацкой жизни. Но стоило Бульбе взять на руки бездыханное тело своей жены, как тут же весёлое гульбище пришло в себя, можно сказать: – протрезвело.

Попытку привести в чувства разудалых казаков описывает в своей повести и Николай Васильевич Гоголь. Уверен, многие зрители запомнили сцену, в которой происходит казнь казака, в пьяной драке зарубившего своего товарища? Жуткое зрелище, неправда ли? Но давайте перемотаем сюжет немного вперёд, остановимся на том месте, где идёт описание разгульной жизни Запорожской Сечи, моменте приезда Тараса со своими сыновьями. Вот среди весёлой ватаги казаков звучит громкий призыв одного из персонажей, идущего во главе шумной толпы: – «… Не жалей, Фома, горилки православным христианам!» Он обращён к человеку, всего на несколько секунд мелькнувшему в кадре. Камера оператора словно застигает его врасплох за раздачей спиртного. А Тарас Бульба обращается к организатору шествия, удивлённый его внешним видом, он был одет в тёплый зимний кожух, и пот градом лил с него, как из ведра: – « Да сними хоть кожух, видишь как парит!». Нужно отдать должное творческому таланту Гоголя, который в ответе казака не только показывает настроение, но и буквально в двух словах даёт характеристику данного персонажа: – «Не можно! …. У меня уж такой нрав: что скину, то пропью!»

Наверное, не стоит углубляться в детали, но автор уделяет им большое значение. И не мудрено, ведь именно они помогают передать то, что говорится между строк, позволяют прочувствовать характер и эмоциональное состояние героя, раскрывают его намерения. Что, например, следует из такого вот наблюдения, сделанного автором? – «…Только побуждаемые сильною корыстью жиды, армяне, и татары осмеливались жить и торговать в предместье, потому что запорожцы никогда не любили торговаться, а сколько рука вынула из кармана денег, столько и платили». О том, что бывало после того, как казакам становилось нечем платить – смотрите по тексту. А мне же эта картина почему-то напомнила похождения на отдыхе, где-нибудь в Куршавеле, наших соотечественников, так называемых, «новых русских».

Но вернёмся к началу всех событий, а именно, к речи спасшегося казака перед собравшейся Сечью. В повести можно прочесть его слова в весьма конкретных выражениях, в то время, как просматривая экранизацию, зритель услышит их в более толерантном ключе. Так, в авторском тексте речь идёт о жидах, в кинокартине же мы слышим упоминание о шинкарях. Первое с чего казак начинает своё повествование, с того, что знакомит всех с особым положением, которого добились шинкари (по тексту жиды): – «…. Такая пора теперь завелась, что уже церкви святые теперь не наши. Они у шинкарей в аренде. А если ему вперёд не заплатишь, то и обедни править нельзя».

Получается, чтобы зрителю понять о ком идёт речь, следует обратиться к толковому словарю. Шинкарь – (польск. устар.) 1. Содержатель питейного дома – шинка. 2. Лицо, занимающееся незаконным изготовлением, хранением и торговлей спиртными напитками. Если быть точным в определении: шинкари – торговцы ядами, наркотиками, спиртными напитками. Надо ли говорить, что, выслушав речь до конца, негодующая толпа первым делом ринулась громить питейные лавки, лихо расправляясь с их хозяевами, сплошь состоящими из лиц определённой национальности. И здесь нет ничего удивительного, ведь ни один здравомыслящий человек не станет продавать яды своим родным и близким, широко организовав торговлю среди своего народа. Другое дело пришлые. Какое им дело до того, что в поисках хмельного веселья, люди теряют своё человеческое достоинство, напиваясь до «поросячьего визга», забывают про честь, стыд и совесть, превращаются в стадо тупого скота. Иноземные дельцы будут только ухмыляться, наблюдая за тем, как чужой им народ утрачивает свой человеческий облик. А наркотическая зависимость от хмельного яда – залог стабильного дохода, его надо только грамотно организовать. И никаких угрызений совести в отношении тех, кому не на кого пенять кроме самих себя. Конечно всегда есть опасность погрома со стороны обезумевшей толпы, которая не может остаться равнодушной к деградации своих близких.

Вот и в описываемых событиях Запорожской Сечи, не обошлось дело без погрома, при этих обстоятельствах автор знакомит нас, на мой взгляд, с самой ключевой фигурой своей повести. Помните эпизод где Тарас Бульба спасает от расправы жида Янкеля, после того, как тот упоминает об оказанной им когда-то помощи его старшему брату? И в том нет ничего удивительного, ведь платить за добро добром – национальная черта, присущая многим народам. А Янкель своим спасением становится обязан Тарасу Бульбе, и в дальнейшем мы увидим, что способностям этого незатейливого человечишки, равно как и его связям, будет уделено во всей этой истории достаточно внимания.

Большой интерес вызывают слова, произнесённые Янкелем в своё оправдание, перед схватившими его казаками: – «Но это совсем не наши, те совсем не наши, что арендаторствуют на Украине,это не жиды совсем. Это чёрт знает, что такое, поплевать только, да и бросить!» В повести его восклицание имеет несколько фраз не вошедших в фильм: – «Мы никогда ещё не снюхивались с неприятелем. А католиков мы и знать не хотим: пусть им чёрт приснился!» В красноречии Янкелю не откажешь, особенно находясь между жизнью и смертью. И его слова по замыслу автора возымели действие на преследователей, если бы не дальнейшее панибратство в речи, которого казаки принять не могли. Сказанная им последняя фраза: – «Мы с запорожцами, как братья родные …» -  перечеркнула все его старания. Предлагаю вернуться к этим словам, после повторного прочтения или просмотра кинофильма, ведь именно тогда у каждого ясно мыслящего человека появляется убеждённость в том, что Янкель существует не сам по себе – он элемент, часть слаженной системы, мотивированной на определённые действия.

Второе, о чём поведал израненный казак, – это о вопиющей наглости Ксёндзов: – «Уже Ксёндзы ездят по всей Украине в таратайках, да не в том беда, что в таратайках, а в том, что запрягают уже не коней, а просто православных христиан». После этих слов в кадрах кинофильма он демонстративно выгибает спину, чтобы показать собравшимся свои раны от кнута. И в этот раз нам не обойтись без словаря: Ксёндз – (польск.) польский священнослужитель. Здесь было бы любопытно отметить, что это слово родственно русскому князь и восходит к эпохе западнославянских представлений о единстве духовной и светской власти. Свидетельство казака непросто характеризует степень унижения человека человеком, а показывает безжалостное самоутверждение представителей чуждой культуры, со всей жестокостью демонстрирующих своё превосходство. Особенно это становится очевидным после ответа на недоумевающее восклицание запорожцев: – «А гетьман ваш, а полковники что делали?»

– «Наделали полковники таких дел, что не приведи бог и нам никому. … – А так, что уж теперь гетьман, зажаренный в медном быке, лежит в Варшаве, а полковничьи руки и головы развозят по ярмаркам напоказ всему народу. Вот что наделали полковники!» Именно такими словами идёт описание ритуальной казни, которой подвергли всех, кто посмел не подчиниться и оказать сопротивление. Описание пыток может привезти в ужас каждого современного человека, но на протяжении всей истории определённые группы лиц не гнушались ни какими способами, чтобы получить и удержать власть. Свидетельства тому, при желании, можно найти практически в каждом историческом музее, где хранятся атрибуты светской власти, ищите экспозицию, посвящённую многочисленным орудиям пыток. Могу вас уверить: чем более древние времена захватывает музей, тем больший интерес будет представлять его панорама. Ведь даже изобретённая незадолго до французской революции – гильотина, решала задачу по более гуманному и быстрому умерщвлению, так как основной целью таких мероприятий, проходивших, как правило, на центральных площадях на глазах многотысячной толпы, являлось наказание за неповиновение действующей власти.

Таким образом, завязывается сюжет повести, далее следует военный сбор и поход на Польшу, завершившийся осадой города Гродно. Автор мельком описывает тот ужас, который наводило казачье войско на всём пути своего следования. «Кому война, а кому мать родна», – говорят в народе. Вот и умудрённый опытом главный герой с удивлением встречает среди повозок со снаряжением воодушевлённую фигуру Янкеля. Чудом спасшийся, он, вместо того чтобы скорее удалиться на безопасное расстояние, как ни в чём не бывало правил теперь своей кибиткой. В повести главный герой застаёт его за бойкой торговлей в казачьем стане, но это не суть важно. – «И ты здесь?» – в недоумении восклицает Тарас, видя сияющую физиономию жида. На что получает обстоятельный ответ о его далеко идущих планах.

Все, кто изучал историческую тему, касающуюся первичного накопления капитала, знают, что самый действенный способ получения неслыханных дивидендов – это война. Только не для тех противоборствующих сторон, участвующих в смертельной схватке, а для третьей, которая чаще всего и является заказчиком и организатором конфликта. Судите сами: как легко шептунам-советчикам при дворе, плетя бесконечную сеть интриг, спровоцировать конфликт интересов. Для этого всего лишь достаточного посодействовать росту амбиций одной из сторон. Эту цель всегда успешно решали определённые круги на протяжении многих веков, действуя где лестью, где подкупом, а где шантажом и удачно осуществлёнными провокациями.

В качестве наглядного примера обратимся к конкретным фактам. Так, битва при Ватерлоо стала поворотным пунктом в истории клана Ротшильдов. Вечером 15 июня 1815 года агент, получивший сообщение об исходе битвы, пересёк Ла-Манш с секретным донесение о победе коалиции над французской армией Наполеона. На утро десятки брокеров, действовавших на лондонской бирже по указанию Ротшильда, начали продавать акции по слегка сниженным ценам. Биржа зароптала: «Ротшильд знает, что Веллингтон проиграл!» Вскоре торговля акциями превратилась во всеобщую паническую распродажу. И тут Натан-Мейер купил едва ли не всю биржу по бросовым ценам. За один биржевой день Ротшильд увеличил свой капитал в 20 раз. Окончательное падение наполеоновской империи ознаменовало в официальных источниках рождение империи Ротшильдов.

Кроме Ротшильдов есть семейство Рокфеллеров, обосновавшихся в Соединённых Штатах, и ещё много фамилий, сыскавших всемирную известность на этом поприще. Эта тема с её революциями и войнами принадлежит уже к новейшей истории. Бытует мнение, что многие социальные катаклизмы и потрясения – результат их борьбы за сферы влияния. Но как-бы то ни было, это головы одной гидры. Именно к этому выводу подводит читателя Николай Васильевич Гоголь в своей повести «Тарас Бульба», эпизод за эпизодом раскрывая структуру внутри клановых взаимоотношений.

Например, читатель с лёгкостью скажет, как Янкель попытался отблагодарить главного героя за своё спасение. Правда, Тарас не смог сразу поверить в то, что пропавший несколько дней назад младший сын Андрей находится в замке осаждённого города не как пленник, а в качестве вельможного пана. И кто знает: как поступил бы Бульба, не услышь он тогда всей горькой правды о предательстве сына? Но, в данном эпизоде следует обратить внимание на те обстоятельства, при которых жид Янкель оказался в стенах осаждённого города. Автор именно на этих деталях акцентирует внимание читателя, помните недоумение Бульбы и его подробный расспрос: как мог тот свободно пройти в осаждённую крепость!? – «А как же ты и в город вошёл, и долг хотел выправить!?»

Янкелю, казалось бы, нечего скрывать и он рассказал, как в суматохе, вызванной внезапным появлением свежих сил, пришедших на помощь польскому гарнизону, он увидел своего давнего должника, хорунжего Галяндовича. – «Он человек мне знакомый: ещё с третьего года задолжал сто червонных. Я за ним, будто бы за тем, чтобы выправить с него долг, и вошёл вместе с ними в город». – «И он не велел тебя тут же повесить, как собаку?» – продолжает расспрашивать Бульба. – «Ей-богу хотел, уже было его слуги совсем схватили меня и закинули верёвку на шею, но я взмолился пану, сказал, что подожду долгу, сколько пан хочет, и пообещал ещё дать взаймы, как только поможет мне собрать долги с других рыцарей; ибо у пана хорунжего – я всё скажу пану – нет и одного червонного в кармане. Хоть у него есть и хутора, и усадьбы, и четыре замка, и стеновой земли до самого Шклова, а грошей у него так, как у казака, – ничего нет. И теперь если бы не вооружили его бреславские жиды, не в чем было бы ему и на войну выехать….» – отвечал ему Янкель. Из его рассказа о сложном материальном положении хорунжего следует, что война изрядно потрепала финансовое благополучие многих её участников, и здесь, как нельзя кстати, приходится предложение взять взаймы. А нам сейчас уместно было бы вспомнить те слова мольбы, с которыми обращался этот персонаж в самом начале повести к казакам Запорожской Сечи, моля о своей пощаде!

В ходе дальнейшего диалога Николай Васильевич Гоголь решает показать ключевое различие двух мировоззрений. Одно свойственное русскому характеру, ярким представителем которого является главный герой, и другое, в корне отличающееся от него своей ментальностью. Тарас Бульба едва может осмыслить случившееся, в его душе смятение сменяет порыв гнева после слов Янкеля о том, что Андрей пообещал своей возлюбленной прогнать казаков: – «Почему ты не убил его тут-же на месте чёртового сына?» – восклицает он.

- «Зачем убивать, в чём виноват человек? Там же ему лучше, он и перешёл!» – недоумевает Янкель. По замыслу автора, читатель сам должен сделать выводы, ведь в культуре любого народа заключена его глубинная суть. Русской душе, например, свойственно острое осознание того, что: – «В бою за Родину и смерть красна»; «Где родился, там и пригодился»; и наконец, «За Родину и честь не жаль голову снесть»! В то время, как в пословицах и поговорках народа, к которому принадлежит Янкель, читатель не сможет найти даже намёка на понятия: Родины, чести, совести, и уж тем более жертвенности во имя её. За то можно встретить вот такую мудрость:

«Когда двое дерутся, шапка достанется третьему»;

«Когда двое дерутся третьему благо»;

«Кто захватил власть, тот и герой»;

«На чьей подводе едут того и песни поют»;

«Не будь сладок – иначе тебя съедят. Не будь горек – иначе тебя выплюнут»;

«Истина может разгуливать и голой, но ложь всегда нуждается в одеянии»;

«Опыт – это слово, которым люди называют свои ошибки»;

«Не тревожься о том, что будет завтра; поправь то, что было вчера»;

«Надо сегодня заботиться о том, что будет завтра»;

«Слезами долги не платят».

Есть над чем поразмыслить, не правда ли!?

Следующий момент сюжета повести, достойный более пристального внимания, наступает после известия о набеге татарвы на Запорожскую Сечь, о разграблении и пленении всех оставшихся там казаков. Мысль о продаже на невольничьих азиатских рынках своих товарищей толкает казаков на разделение войска и немедленное отправление в погоню. Не будем гадать: как татары узнали и решились совершить набег. Информацию о том, как происходят такого рода коммуникации даёт нам Николай Васильевич Гоголь прямо в тексте девятой главы. – «В городе не узнал никто, что половина запорожцев выступила в погоню за татарами … Попробовали сделать вылазку, но половина смельчаков была тут же перебита казаками, а половина прогнана в город ни с чем. Жиды, однако же, воспользовались вылазкою и пронюхали всё: куда и зачем отправились запорожцы, и с какими военачальниками, и какие именно курени, и сколько их числом, и сколько было оставшихся на месте, и что они думают делать, – словом, через несколько уже минут в городе всё узнали. Полковники ободрились и готовились дать сражение». Таким образом, итог битвы был предопределён. Своего раненого атамана казаки спасают с поля боя, а Остап и ещё многие его товарищи попадают в плен, из дальнейшего повествования мы узнаём о будущей страшной казни трёх тысяч воинов казачьего войска.

Тем самым действие повести приближается к развязке, и здесь сюжет не обходится без Янкеля, ведь именно к нему обращается за помощью разбитый своим горем Тарас Бульба, который, едва окрепнув от перенесённых ран, решается на крайне опасные шаги. Он понимает, насколько велика власть денег и готов отдать любые средства, лишь бы освободить сына.

Именно в этой части повести Николай Васильевич Гоголь высказывает своё пророческое наблюдение, являющееся ключом к пониманию всего замысла произведения:

- «Этот жид был известный Янкель. Он уже очутился тут арендатором и корчмарём; прибрал понемногу всех окружных панов и шляхтичей в свои руки, высосал понемногу почти все деньги и сильно означил своё жидовское присутствие в той стране. На расстоянии трёх миль во все стороны не осталось ни одной избы в порядке: всё валилось и дряхлело, всё пораспивалось, и осталась бедность да лохмотья; как после пожара или чумы, выветрился весь край. И если бы десять лет ещё пожил там Янкель, то он, вероятно, выветрил бы и всё воеводство.»

Многие читатели наверняка провели параллели с новейшей историей нашего государства, а ведь предупреждал своих потомков Гоголь ещё в далёком 1842 году. В 1835 году вышел «Миргород» – повести, служащие продолжением «Вечеров на хуторе близ Диканьки». В нём содержался целый ряд произведений, среди которых мы читаем и повесть «Тарас Бульба». Впоследствии в 1842 году «Тарас Бульба» был полностью переработан Гоголем. Будучи профессиональным историком, ведущий своё происхождение от древнего рода (согласно семейному преданию, он происходил из старинного казацкого рода и предположительно был потомком Остапа Гоголя – гетмана Правобережного Войска Запорожской Речи Посполитой) Гоголь использовал фактические материалы для построения сюжета и разработки характерных персонажей романа. События, легшие в основу романа – крестьянско-казацкое восстание 1637-1638 годов. Изучив исторические документы, работая с семейным архивом, автор получил богатую пищу для размышлений, что нашло отражение на страницах его произведения.

На протяжении всего повествования мы встречаем упоминание об арендаторах, начиная с первого монолога Янкеля и заканчивая описаниями самого автора. Давайте обратимся к толковому словарю. Арендатор – физическое или юридическое лицо, взявшее на определённых условиях во временное пользование не принадлежащие ему средства производства с целью получения дохода.

По договору аренды арендатор получает:

- право собственности на продукцию и иные доходы, создаваемые в результате эксплуатации арендованного имущества;

- право сдавать имущество в субаренду, если это предусмотрено договором и не противоречит закону.

Наверное, в те далёкие времена пришлый чужак не мог приобрести в собственность землю и расположенные на ней ценности и строения, и был вынужден брать в аренду у коренного населения. Мы видим, что со временем эти отношения заметно усовершенствовались, особенно с изобретением в нашей стране приватизации. Простой человек, поинтересовавшись – кому это выгодно, с удивлением для себя обнаружит всё тех же потомков того же Янкеля, эволюционировавших в современных Березовских, Ходорковский, Коломойских и тысячи других правнуков когда то гонимых и несчастных шинкарей. А если копнуть ещё глубже, то выяснится, что и Федеральная резервная система, находящаяся в Соединённых Штатах, не что иное, как взятая в аренду возможность эмиссии денег, так успешно подмявшая под себя весь современный финансовый мир.

Но давайте вернёмся к героям повести, идея проводить Тараса Бульбу в польскую столицу представляется Янкелю весьма сомнительной, но магия денег толкает его на участие в этом предприятии. Предстоит тяжёлый и рискованный путь в Варшаву, к месту заточения и казни пленённых казаков, и в этом повествовании автор демонстрирует действие универсального ключа, который отворяет любые, даже самые охраняемые двери – это деньги. С их чудодейственной силой, пожалуй, знаком каждый читатель, но Николай Васильевич Гоголь концентрирует наше внимание на другом аспекте своего повествования. В самом логове врага происходит встреча главного героя с таинственной фигурой, имя которому – Мардохай. Вот как представляют его Тарасу: – «Слушай, пан! – сказал Янкель, – нужно посоветоваться с таким человеком, какого ещё никогда не было на свете. У- у! то такой мудрый, как Соломон; и когда он ничего не сделает, то уж никто на свете не сделает …»  Многообещающей выглядит и сама встреча. « Мардохай приблизился к Тарасу, потрепал его по плечу и сказал: «Когда мы да бог захочем сделать, то уже будет так, как нужно».

После ухода всех, автор описывает странное состояние своего героя: – «Бульба остался один. Он был в странном, небывалом положении: он чувствовал в первый раз в жизни беспокойство. Душа его была в лихорадочном состоянии. Он не был тот прежний, непреклонный, неколебимый, крепкий как дуб; он был малодушен; он был теперь слаб. ….»

Что за мистическая фигура, с которой знакомит нас автор? Обратимся за разъяснением к толковому словарю. Мордеха́й – еврейское мужское имя персидского происхождения. Происходит от имени бога Мардука, значение — «слуга Мардука». Одному из исторических персонажей, носившему это имя, евреи обязаны своим праздником Пурим.

Большой смысл для нас заключает сама фраза Мардохая, лишь однажды произнесённая им за всё время своего появления. Последовавшие за этим события не предвещают успех задуманному Тарасом плану. Из чего можно сделать вывод: желания ли самих участников или той покровительствующей им силы было явно не достаточно для освобождения Остапа. Можно сказать точнее – кто-то очень заинтересован в поголовной казни казаков, а вместе с этим порождению дикой злобы, обуреваемой жаждой мести, которую унёс в своём окаменелом сердце Тарас Бульба, ибо все последующие события наполнены неистовым желанием отмщения отца за смерть сына.

Так, более двухсот лет назад великий писатель Николай Васильевич Гоголь предупреждал потомков о том, кто истинный организатор войн, вооружённых конфликтов, кто на горе и бедах людей получает неслыханные дивиденды.

Двадцать первый век на дворе и, казалось бы, опыта предшествующих поколений должно быть достаточно, чтобы обеспечить гармоничное существование человеческого общества. Но как-бы не так! Череда войн, бед и всевозможных несчастий не оставляют людей ни на одно десятилетие. А как по-другому может быть в легковерном народе, каждое поколение которого предпочитает учиться лишь на своих собственных ошибках!?

Дмитрий Орлов Митрадор

midgard

Опубликовал: admin | Дата: Фев 16 2016 | Метки: Дискурс |
Вы можете добавить свой комментарий ниже. Вы можете отправить новость в социальные сети.

Комментировать

Допустимый объём комментария: не более 1200 знаков с пробелами

Premium WordPress Themes

Мы в соцсетях

Поддержать сайт

руб.
Счёт № 41001451132177
Z328083690732
R145935562411 или +79135786207
Карта № 4276 8310 2377 4695 или
Счёт № 40817810931284000016/53
Кошелёк № +79135786207

блиц-поиск

Моя первая Зеркалка

Хотите выжать максимум из вашей зеркальной фотокамеры?
ЗАКАЗАТЬ

Супер Cinema 4D

Самой лучшей программой по работе с 3d считается Cinema 4d. Первый полноценный обучающий курс по Cinema 4D на русском языке.
ЗАКАЗАТЬ

Photoshop CS5
от А до Я

Автор этого курса - Евгений Карташов - признанный эксперт Adobe Photoshop. Курс состоит из 2-х дисков и содержит 100 уроков в отличном качестве
ЗАКАЗАТЬ

Photoshop для фотографа
(новая версия)

Как получать прекрасные фотографии даже без дорогой фотокамеры
ЗАКАЗАТЬ

Бюджетная фотостудия или секрет фотовспышек

Как организовать свою портативную фотостудию? Как с минимальными затратами на свет получать фотографии, как в полноценной студии, при этом оставаясь мобильным?
ЗАКАЗАТЬ

Записей на сайте: 24,548 | Комментариев: 14,624

© 2010 - 2016 «Красноярское Время» – информационный портал:
важные политические, экономические и социальные темы, актуальные новости, обзоры, рейтинги, публицистика,
аналитика, версии, исследования, итоги, мнения известных людей, комментарии, видеозаписи, фонограммы.
Автор проекта: Щепин К.В., контактный тел. +7 913 578 6207
При использовании материалов гиперссылка на «Красноярское Время» обязательна! Все права защищены!
Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше!

Войти | ManagAdNews Wp Advanced Newspaper WordPress Themes Designed by Gabfire themes
WordPress Blog
Wp Advanced Newspaper WordPress Themes Gabfire