Французы в Москве: 1812 год

Facebook
ПлохоТак себеСреднеХорошоОтлично - Ваше мнение
Loading ... Loading ...
Просмотров: 46

Отгремело Бородинское сражение. Русская армия оставляла Москву. Четырнадцатого сентября, в понедельник, французы стояли у Дорогомиловской заставы и на Поклонной горе. 35-дневное пребывание французской армии в Москве в сентябре – октябре 1812 г. оставило о себе дурную славу не только из-за чудовищного пожара, уничтожившего 14 000 домов, что составляло четыре пятых всего жилого фонда древней русской столицы, но и беспрецедентным мародерством, грабежами и воровством, которых не знала Великая армия за всю свою историю.

В Москву французы вступали осторожно, словно ждали какого-то подвоха. Захватчики не верили, что армия, героически сражавшаяся на Бородинском поле, без боя оставила свою древнюю столицу.По мере того, как французы занимали громадный город, они все более и более поражались его мертвой тишиной и пустынностью. Случалось, что, охваченные безотчетным страхом, одни части бежали перед другими, своими же… Обнаружив близ Манежа небольшой отряд задержавшихся ополченцев, польские уланы изрубили их всех. Только казаки, находясь в арьергарде, вступали в схватки с врагом, давая возможность покинуть город войскам и населению. Враг без боя занял Кремль, а чуть позднее и все районы Первопрестольной. Наслаждаясь победой, французы даже и не предполагали, что им придётся испытать. Москва стала для них западнёй.

Вечером в разных частях города начались пожары – загорелась биржа, а за ней запылало всё Замоскоречье. В других местах города также начались пожары. По приказу Наполеона спешно были сформированы специальные команды, которые боролись не только с пожарами, но и с поджигателями. Но они были бессильны. Если до 4 сентября эти команды как-то справлялись – тушили пожары и вылавливали поджигателей, то вскоре даже погода стала сражаться с противником. Сильный ветер гонял «красного петуха» по улицам Москвы. Сам Наполеон чуть было не погиб в Кремле и был вынужден перебраться за город – в Петровский дворец.
На третий день пожара начался сильнейший дождь, который затопил всё и всех, сделав жизнь без крыши совершенно невыносимой. По его окончанию наступили необычайные для сентября холода, закончившиеся выпадением снега. Кажется, сама природа восстала против воинства Наполеона.

Еще до начала Пожара французы видели, как по городу шатаются каторжники, проститутки и бедняки, которые взламывают двери богатых домов и без удержу грабят. Наблюдая за их действиями, солдаты, весь поход надевшиеся на богатую добычу также пустились в мародерство, и пожар добавил им, как писал Ложье, известного рода мотивации: «…Постараемся вырвать у огня все, что можно. Не дадим русским радоваться их варварскому торжеству и воспользуемся по крайней мере тем, что они бросили. Имеем же мы право воспользоваться тем, что они оставили огню». В итоге «солдаты всех европейских наций, маркитантки, население, каторжники, масса проституток бросались взапуски в дома и церкви, уже почти окруженные огне, и выходили оттуда, нагрузившись серебром, узлами, одеждой и проч. Они падали друг на друга, – продолжает Ложье, – толкались и вырывали друг у друга из рук только что захваченную добычу; и только сильный оставался правым после кровопролитной схватки…».

Более всего солдат и офицеров Великой армии помимо ювелирных украшений привлекала именно одежда: из домов тащились шубы, дорогие шелка, парча, капоты и платья, камзолы, шлафроки и сапоги. Сержант Бургонь рассказывает, что когда он вернулся вечером одного из первых дней пожара на площадь, где расположился на бивак его полк, он увидел перед собой «сборище разноплеменных народов мира»: «…солдаты были одеты кто калмыком, кто казаком, кто татарином, персиянином или турком, а другие щеголяли в богатых мехах. Некоторые нарядились в придворные костюмы во французском вкусе, со шпагами при бедре, с блестящими, как алмазы, стальными рукоятками». Ему вторит Лабом, которые говорит, что солдаты выбирали себе самые живописные костюмы, чтобы избежать нападений: «В нашем лагере можно было увидеть людей, одетых татарами, казаками, китайцами; одни носили польские плащи, другие – высокие шапки персов, баскаков или калмыков. Таким образом, – подытоживает офицер, – наша армия в это время представляла картину карнавала, и можно было бы сказать, что наше отступление, начавшееся маскарадом, кончилось похоронным шествием».

Купец Перовский, оставшийся в Москве вспоминал: «… Усатые-разусатые гренадеры ходили в священнических ризах, треугольных шляпах, другие в женском салопе с эпитрахилью на шее или в женской мантилье, в шароварах, с каской, или в белом плаще с алым кокошником на голове. Старый воин щеголял в дъяконовском стихаре. Тут всадник верхом в монашеской рясе, с красным пером на шляпе, здесь куча солдат в женских юбках, завязанных около шеи.»

Конечно, далеко не все солдаты и офицеры предались грабежу и мародерству во время пожара. Большинство мемуаристов-офицеров вспоминает о том, как им приходилось частенько отбивать несчастных жителей и их пожитки у своих же солдат, обезумивших от окружающего пожара и возможности поживиться в нем.

Многие офицеры старались защищать женщин, стариков, детей, брали под свое покровительство целые русские семьи, с которыми делились своими пайками, старались хоть чем-то помочь оставшимся без крова жителям, прятавшимся от мародеров и лихих людей в подвалах сгоревших домов, на кладбищах и в окрестных деревнях.

После Пожара повсюду в городе были постоянно слышны гулянки и видны остатки пиршеств. В подвалах домов почти не было провианта, зато было множество алкоголя и сладостей. Настоящими «королевами» в этой послепожарной Москве стали проститутки. Они занимали оставшиеся свободными дома и меняли свою «любовь» на украшения, серебро и провиант. Были также и вполне приличные женщины, которые, не имея возможности покинуть город, поскольку на их попечении оставались дети и старики, вынуждены были отдаваться французам за кусок хлеба. Один из офицеров даже описывает плачущую старуху, которая сговаривалась о цене за ночь со своей дочерью с одним из особо жадных до женских ласк офицером.

Одним из ярких признаков все большего морального разложения Великой армии стало и разграбление и осквернение церквей и монастырей, в которых, как в наиболее уцелевших зданиях, но при том не пригодных для жилья, солдаты зачастую располагали конюшни, чему никак не препятствовало высшее командование: «Он (Наполеон) вступил войной в страну, не имея понятия ни о нравах, ни о характере русских, – пишет в своих мемуарах де ла Флиз. – В Египте, например, он оказывал столько почтения магометанству, что можно было ожидать его перехода в эту веру. В Италии, Австрии и Испании – везде он покровительствовал местному духу религии и казнил святотатцев. Но в Москве он точно не знал, что и русские привязаны к своей вере, он не обратил внимания на то, как глубоко почитали русские своих святых, как дороги для них церкви и важен сан священника. Едва ли он признавал их за христиан. И что же вышло? Не предупредив войска строгими приказаниями иметь должное уважением к церквам, иконам и духовенству, он навлек этим упущением ненависть народу на французов. В глазах русских они хуже мусульман, потому что обращали церкви в конюшни. Зато уже горе французу, когда он попался в руки народа, жаждущего мести! Таких жертв было множество».

Грабеж был, наконец, официально запрещен, но, тем не мене, он продолжался; уходили целые роты, батальоны, с которыми грабили сами офицеры. Тогда по городу стали развешивать строжайшие приказы с угрозами и расстреливать ослушников – это произвело свое действие. Жители стали понемногу выходить из своих подвалов и не узнавали Москвы! Она превратилась в огромные пространства развалин, среди которых едва можно было различить прежние улицы.

До сих пор среди исследователей нет единого мнения: почему сгорела Москва.Французы в один голос утверждают: это дело рук варваров-русских. Генерал Бутурлин оставил нам свои воспоминания, в которых он пишет: «…Не могши сделать ничего для спасения города, вверенного ему, он (генерал –губернатор Растопчин) вознамерился разорить его до основания и через то учинить пользу для России. Предприятие сие, достойное древнего римлянина, проведено было в жизнь с искусством. Пока русские войска находились в городе, его нельзя было зажечь, чтобы не помешать отступлению. Но уже во многих домах были заготовлены горючие вещества и рассеяны по городу наёмные поджигатели. При этом граф распорядился вывезти из города все инструменты пожарного дела».

Он не терял даром время, подготовил отряды поджигателей. Во главе их поставил полицейских и офицеров армии. Все они находились на нелегальном положении и в нужное время могли осуществить поджоги.

Растопчин ещё незадолго до прихода неприятеля в Москву выпускал воззвания, известные более как «афишки Растопчина». В них содержались призывы к сопротивлению. Вот текст одной из афишек: «Вооружившись чем бы то ни было, особливо вилами, которые против французов тем удобнее, что они не тяжелее снопа соломы, будем сражаться. Если же их не победим, то сожжём их в Москве, коль они осмелятся войти в оную!».

Заранее отобранные люди до прихода французов в Первопрестольную по приказу Растопчина тайком от оставшихся в городе москвичей закладывали «адские» смеси в пустых домах, в разных складах, лавках, казённых учреждениях. Фёдор Васильевич ещё один «сюрприз» подготовил неприятелю. По его приказу в Москве были открыты все тюрьмы, остроги. Вся эта «вольница», насчитывающая до восьмисот человек, должна была участвовать в поджогах древней столицы. Ещё до прихода французов в городе начались не только хаос, но и мародёрство, грабежи. Пик их накала приходится на время пребывания врага в Москве. Чтобы «вдохновить» этих людей на борьбу с врагом, Растопчин даже приказал открыть двери винных складов и погребов. И ещё одну свинью подложил французам генерал-губернатор. Он приказал вывести из Москвы все средства и приспособления для тушения пожаров.

Во втором томе журнала «Москвитянин» за 1843 год был опубликован весьма интересный материал. Это был судебный процесс над группой диверсантов-поджигателей Москвы. Он был напечатан в переводе с французского. Согласно этой публикации трибунал состоялся 12 сентября 1812 года (по старому стилю). Перед трибуналом, заседавшим в доме князя Долгорукова, предстали 23 человека. Всех их обвиняли в поджогах.Некоторые из подсудимых были арестованы на месте поджога. В руках у них были фитили, зажигательные смеси, ракеты . А в тех местах, где их задержали, французы обнаружили большие запасы зажигательных веществ, заготовленных впрок. Подсудимые были разного возраста и социального положения. Старшему – 70 лет, двум младшим – по 18 лет.

В одном из писем к русскому императору Наполеон возмущался варварскими методами ведения войны, в том числе и поджогами Первопрестольной, где великий полководец планировал поселиться.

Но вот, не получив ответа от царя на предложения мира, Наполеон принял решение оставить Москву. Маршалу Мортье было приказано взорвать Кремль со всеми башнями и стеной. C колокольни Ивана Великого сняли золотой крест, и отправили во Францию для украшения купола Парижского дома инвалидов.

Девятнадцатого октября Великая армия во главе с императором вышла из Москвы. Наполеон поторопился объявить Европе о полном уничтожении Кремля. Однако действие взрыва оказалось ничтожным. Пострадали две башни, арсенал, дворец и пристройки к колокольне Ивана Великого; сама колокольня пошатнулась, дала трещину, но устояла.

Бесчисленные обозы, составлявшие французскую армию, выходили из Москвы в течение трех суток.

Но что же находилось в багаже бесконечного обоза этой армии, когда она вышла из Москвы 19 октября 1812 г.? Ответ, возможно, удивит многих. До 80% награбленного составляли текстильные изделия, предметы одежды (особенно женской), обувь, меха, церковные рясы и пр. и только 20% приходилось на продовольствие, вино, водку и предметы роскоши… Французы еще не знали, какая судьба ждала их и конечно не догадывались, что все награбленное ими останется навсегда в русской земле.

Большинство сокровищ – золото, серебряные слитки, дорогие и тяжелые украшения были сброшены в Семлевское озеро (по одной из версий – ред. Интернет-проекта «1812 год»), а огромный золотой крест, который оказался деревянным внутри и покрытым золотом снаружи, оставили в Москве, а увезли другой, поменьше, да и тот бросили где-то в районе Вильно. Ну а что до одежды и прочего текстиля, то ими укрывались от лютых морозов, обматывали ноги, жгли на бивачных кострах, в них шли, падали, засыпали и умирали в снегу.

Многие тысячи пленных французов и дезертиров остались в России, стали учителями, парикмахерами, крестьянами и даже поступали на военную службу .

Так, в Челябинской области до сих пор существуют поселения французов, ставших казаками – Фершампенуаз, Бриент и другие, менее крупные.

Некоторые французские фамилии превратились в русские, и теперь уже трудно догадаться о корнях, если сами носители этих фамилий не сохранили родословные.

«Тайны России»

Опубликовал: admin | Дата: Авг 9 2015 | Метки: Калейдоскоп |
Вы можете добавить свой комментарий ниже. Вы можете отправить новость в социальные сети.

Комментировать

Допустимый объём комментария: не более 1200 знаков с пробелами

WordPress Themes

Мы в соцсетях

Поддержать сайт

руб.
Счёт № 41001451132177
Z328083690732
R145935562411 или +79135786207
Карта № 4276 8310 2377 4695 или
Счёт № 40817810931284000016/53
Кошелёк № +79135786207

блиц-поиск

Моя первая Зеркалка

Хотите выжать максимум из вашей зеркальной фотокамеры?
ЗАКАЗАТЬ

Супер Cinema 4D

Самой лучшей программой по работе с 3d считается Cinema 4d. Первый полноценный обучающий курс по Cinema 4D на русском языке.
ЗАКАЗАТЬ

Photoshop CS5
от А до Я

Автор этого курса - Евгений Карташов - признанный эксперт Adobe Photoshop. Курс состоит из 2-х дисков и содержит 100 уроков в отличном качестве
ЗАКАЗАТЬ

Photoshop для фотографа
(новая версия)

Как получать прекрасные фотографии даже без дорогой фотокамеры
ЗАКАЗАТЬ

Бюджетная фотостудия или секрет фотовспышек

Как организовать свою портативную фотостудию? Как с минимальными затратами на свет получать фотографии, как в полноценной студии, при этом оставаясь мобильным?
ЗАКАЗАТЬ

Записей на сайте: 24,596 | Комментариев: 14,717

© 2010 - 2016 «Красноярское Время» – информационный портал:
важные политические, экономические и социальные темы, актуальные новости, обзоры, рейтинги, публицистика,
аналитика, версии, исследования, итоги, мнения известных людей, комментарии, видеозаписи, фонограммы.
Автор проекта: Щепин К.В., контактный тел. +7 913 578 6207
При использовании материалов гиперссылка на «Красноярское Время» обязательна! Все права защищены!
Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше!

Войти | ManagAdNews Wp Advanced Newspaper WordPress Themes Designed by Gabfire themes
Premium WordPress Themes
Wp Advanced Newspaper WordPress Themes Gabfire