«Эпоха коронавируса»: губит людей не пиво
Введённые в ФРГ из-за пандемии коронавируса карантинные меры нанесли тяжелейший удар по традиционной отрасли и неотъемлемой части немецкой национальной культуры – производству и потреблению пива. Даже знаменитый пивной праздник «Октоберфест» в этом году в Германии могут отменить, сообщает «Дойче велле».
На снимке: так обычно выглядел ранее типичный «биргартен» в Мюнхене.
Если это произойдёт, значит, немецких пивоваров ждут очень тяжёлые времена. Традиционная для экономики Германии отрасль и так медленно, но неуклонно сдает свои былые позиции: с 1980-х годов потребление пива на душу населения сократилось почти на треть. Прошлый год тоже закончился для пивоваров «в минусе», но были надежды на 2020-й: крупные спортивные и особенно футбольные соревнования всегда стимулируют спрос со стороны болельщиков-телезрителей, чемпионат мира 2018 года в России это вновь подтвердил. Производители даже решили после этого поднять цены на бочковое пиво. Однако пандемия коронавируса перечеркнула все надежды. Чемпионат Европы по футболу и Олимпийские игры перенесли, любые массовые мероприятия – от рок-концертов до всевозможных народных и пивных праздников – в Германии отменили как минимум до 31 августа, теперь на очереди, похоже, ещё и двухнедельный «Октоберфест», открытие которого пока традиционно намечено в Баварии на 19 сентября.
Но главная беда для примерно 1500 немецких пивоваренных заводов даже не в этом. Из-за крупномасштабных карантинных мер закрыты предприятия общественного питания – от ресторанов и кафе до традиционных пивных и закусочных. Не работают и столь любимые немцами «пивные сады» – биргартены. А апрель, как назло, выдался необычайно солнечным и тёплым, так что любой такой биргартен мог бы рассчитывать в эти дни на наплыв посетителей.
«Наша пивная промышленность, состоящая преимущественно из средних и малых предприятий, страдает очень сильно, потому что многим пивным заводам основную часть выручки обеспечивает региональная сфера гастрономии. А именно эта часть бизнеса сейчас полностью отпала», – поясняет Марк-Оливер Хунхольц , пресс-секретарь Объединения немецких пивоваров. По его словам, некоторым небольшим пивоваренным предприятиям, особенно тем, что выпускают преимущественно или даже исключительно бочковое пиво, местные рестораны и питейные заведения обеспечивают до 90 процентов оборота. Так что наибольшую угрозу карантин представляет для примерно 1100 маленьких немецких пивзаводов и пивоварен, в том числе – монастырских. Они производят в год, как правило, не больше 5000 гектолитров, но зато обеспечивают Германии необычайное многообразие сортов и вкусов и способствуют региональному колориту.
Например, основанное в 1878 году в промышленном Бохуме семейное предприятие «Мориц Фиге» относится к среднему бизнесу: в прошлом году оно произвело 130 тысяч гектолитров. 20 процентов оборота обеспечивают примерно 300 заведений общественного питания в Рурской области, этих доходов завод из-за карантина сейчас лишён. К ощутимым потерям привела также остановка футбольного чемпионата Германии: когда клуб второй бундеслиги «Бохум» принимает гостей, на стадионе разливают пиво именно марки «Мориц Фиге».
Глава фирмы Хуго Фиге считает, что открывать предприятия общепита будут в Германии лишь очень медленно, и на былые обороты они выйдут нескоро. Поэтому из примерно 80 работников завода 12 человек пришлось перевести на режим неполного рабочего времени. Примерно две трети недополученной зарплаты этим сотрудникам компенсирует государство.
Страдает и экспорт пенного напитка. У одного из лидеров отрасли, компании «Кромбахер Брауерай» из Кройцталя, объемы производства составляют примерно 6 миллионов гектолитров. Из них в сферу общепита уходят порядка 15 процентов. Еще около 5 процентов предназначены на экспорт. «Здесь, как и в области гастрономии, сбыт почти полностью рухнул», – рассказал «Дойче велле» пресс-секретарь этой компании Петер Лемм.
Достаточно посмотреть на экспортную статистику немецкой пивной промышленности, чтобы понять, с чем это связано. По данным Объединения немецких пивоваров, в 2019 году крупнейшими рынками сбыта немецкого пива были Италия (3,4 миллиона гектолитров) и Китай (1,8) – две особенно сильно пострадавшие от коронавируса страны с жёсткими карантинными мерами. Впрочем, и на многие другие экспортные рынки сейчас надежды мало.
Розничные продажи на внутреннем рынке, в супермаркетах, представителям отрасли оптимизма пока тоже не внушают. Так, с наступлением тёплой погоды в Германии обычно начинается гриль-сезон, непременным атрибутом которого наряду с сосисками и стейками считается пиво. «Но если и дальше нельзя будет встречаться большими компаниями, то и поводов для потребления не будет», – сокрушается пресс-секретарь Объединения немецких пивоваров. Свадьбы и различные семейные торжества сейчас тоже не проводятся.
Пить пиво в условиях карантина дома в одиночку или в узком кругу семьи немцам особенно не хочется. Тут они, похоже, предпочитают другой алкогольный напиток – вино. Его потребление на душу населения в Германии остаётся, в отличие от пива, стабильным уже многие годы. Однако в последние недели вино стали активнее покупать в супермаркетах, сообщил Эрнст Бюшер, пресс-секретарь отраслевого объединения «Немецкий институт вина». Заказы вина по интернету по цене до 10 евро за бутылку практически удвоились, рассказал, в свою очередь, глава специализированного онлайн-магазина «Вайне» Фридхельм Розенов. Газете «Вельт» он объяснил это так: «Люди сидят дома, работают в удалённом режиме и хотят после трудового дня выпить хорошего вина».
Тем не менее, в какой мере такой всплеск онлайн-спроса компенсирует немецким виноделам и виноторговцам потери из-за закрытых ресторанов и рухнувшего экспорта, станет ясно только по итогам года, констатирует «Дойче велле».
Пётр Пархитько